Театральная афиша Москвы

Спектакль Утраченные иллюзии
Постановка Большой театр

7.5

Драматический балет в эпоху постмодерна: версия Ратманского

Алексей Ратманский обратился к либретто 1935 года «по Бальзаку», где духовное опустошение героя-композитора происходит на фоне закулисных интриг Парижской оперы. Кажется, Ратманского увлек не мхатовский психореализм старого сценария, а возможность, используя средства балета, рассказать о балете. А еще — о себе, покинувшем Большой театр и Россию с тяжелым сердцем. Получилось на редкость интимное и взволнованное высказывание — но ведь и Леонид Десятников написал для спектакля одну из самых изысканных своих партитур.

Создатели

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
9

Самая ожидаемая премьера сезона

Все, что подписано Ратманским, автоматически превращается в самый ожидаемый балет сезона, это факт. Он единственный в России и один из немногих в мире. Однако в этот раз Большой театр вообще пошел на наивысшие ставки. Музыку к балету Ратманского написал Леонид Десятников. Дизайном занимается французская команда. Заняты лучшие солисты. В данном случае наивысшие ставки — отличный способ свести художественный риск к нулю. Известие о готовящейся постановке «Утраченных иллюзий» Алексеем Ратманским почти совпало с уходом Ратманского из Большого театра: хореограф мудро предпочел административным отношениям чисто творческие. Журналисты, далекие от темы, сочувственно спрашивали: не о его ли, Ратманского, утраченных иллюзиях пойдет речь в будущем спектакле? Ратманский вежливо мычал в ответ. Очень ведь трудно объяснить посторонним, что если ты с десяти лет в этом бизнесе, то иллюзии относительно того, что такое театр, утратить невозможно; для начала — ими невозможно обзавестись. Причина же вернуться в Большой с постановкой у Ратманского есть вполне веская: за время своего руководства он действительно вырастил очень и очень достойное «ратманское поколение» танцовщиков, по­нимающих его эстетику с полноги, и в некотором смысле «Утраченные иллюзии» — текст прежде всего для них. Просто теперь, после работы в Нью-Йорке, постановки для Барышникова и многих других прекрасных событий в его карьере, Ратманский входит в Большой не просто лучшим русским хореографом (в каковом статусе он разводился с Большим), а одним из главных мировых авторов. Балет по роману Бальзака «Утраченные иллюзии» был придуман в Ленинграде 1930-х, и остроумие идеи Ратманский вполне оценил, позаимствовав либретто. Тогда, в 1930-е, были в моде танцевальные спектакли по мотивам книг-знаменитостей: балет подворовывал славу у литературных шедевров, а заодно учился без косноязычия рассказывать истории. Было ясно, что изобразить пуан­тами будни парижской журналистики не удастся, поэтому главного героя переделали из журналиста в композитора и забросили за кулисы парижского балета. Исторический факт соперничества двух балетных мегазвезд времен Бальзака — Марии Тальони и Фанни Эльслер, ледяной принцессы и искрометной уличной плясуньи, — предполагалось обыграть хореографией. Затея провалилась: увы, и композитор, и хореограф того спектакля были бездарны, как дубовая колода. Но вот эту сторону проекта Большой и поправит сейчас самым решительным образом. Лучшим из возможных.

2

Отзывы пользователей о спектакле «Утраченные иллюзии»

Фото Bartolomeo Lanzetti
отзывы:
47
оценок:
49
рейтинг:
72
7

"Утраченные иллюзии" в Большом если не самая главная новинка этого сезона, то одна из - это совершенно точно. Во-первых, это эксклюзив, мировая премьера, а это всегда интересно. Во-вторых, в авторах-создателях ходят и хореограф Ратманский, и композитор Десятников, которые в свое время занимали в театре должности художественного руководителя балета и музыкального руководителя соответственно. И это, знаете ли, тоже с какой-то стороны любопытно. Ну и вообще, то что балет ставится на специально написанную для него музыку, то есть здесь и сейчас, это само по себе не может не волновать.

Заниматься конкретным пересказом балетного либретто, думаю, не имеет никакого смысла, да и особенного желания делать это у меня тоже нет. Кому оно было необходимо, тот, скорее всего, и без того ознакомился. Для остальных просто следует пояснить, что сюжет строится вокруг внутренних переживаний и противоречий героя, который, променяв любовь и радость творчества на деньги и сомнительные славу и успех, в итоге во всем этом разочаровывается и остается ни с чем.

Слегка видоизмененный роман Бальзака предстает спектаклем, где поэт становится композитором, а актрисы - балеринами, и выглядит хорошо стилизованной старой картиной. Сценография, предложенная Жеромом Капланом, выглядит крайне удачной. И виды на Париж тридцатых годов девятнадцатого века, и залы, и комнаты персонажей, и облака цвета сепии - всё это подчеркивает необходимую иллюзорность и создает соответствующее настроение.

Драматизм действия с успехом использует Алексей Ратманский. При первом просмотре может показаться, что как такового танца здесь особенно и нет. Но при последующих отмечаешь, что каждый, даже, казалось, едва заметный персонаж, здесь наделен собственным характером. Чего уже говорить о главных героях, каждый из которых имеет собственную танцевальную линию, сполна раскрывающуюся на протяжении всего спектакля. Помимо этого, присутствуют и отдельные, очень красивые и чувственные, как мне показалось, дуэты.

С музыкой, что написал Леонид Десятников, у балета тоже все в порядке. Понятно, что дело это исключительно на любителя, но мне, к примеру, понравилось. Во всяком случае, слушается все очень органично, а с содержанием не только не диссонирует, но и наоборот, его лишь дополняет. Есть, например, и удачные находки в виде вкрапления стихов Фёдора Тютчева. И, главное, очень много фортепиано. Кого как, а лично меня это уже располагает.

В общем, в арсенале балета Большого, появился очень хороший, а главное свежий и современный балет, который, помимо прочего, ценен ещё и богатой палитрой самых разных ролей, в которых могут попробовать себя артисты. А посмотрев не один состав, в общем-то, убеждаешься, что именно от них и зависит, каким именно содержанием на этот раз наполнится спектакль. И это ли не прекрасно?

1
Фото Алиса Белякова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
3

Когда я выбирала балет, я очень удивилась, почему в свободой продаже есть билеты за небольшое кол-во времени до даты спектакля? Была суббота, новая сцена , прекрасная балерина Нина Капцова, хороший сюжет. Единственое, что у меня вызвало сомнение - это композитор Десятников Л. Никогда не сталкивалась с его музыкой и не слышала . Но решила попробовать. К сожалению, мои надежды не оправдались. Музыка ужасная. Даже не плохая, а ужасная. Это сплошная какафония, никакого отношения к нормальной классической музыке не имеющая. Удивляюсь, неужели нельзя тщательно подбирать репертуар Академического Большого театра? Наверное, там должны идти классические произведения , проверенные временем. Балерины работали прекрасно, и Нина Капцова, и Кристина Кретова, мужские партии были не очень интересны, но целостного впечатления не создалось из-за ужасной музыки. Столько работы артистов и все зря! Так обидно . Утраченные иллюзии !

P.S. В репертуаре Большого театра очень много балетов, которые по какой-то причине не идут на сцене, например балет Эсмеральда . Не идет на сцене уже 6 лет, чудесный балет с чудесной музыкой . Почему не идет балет? С приходом нового руководства репертуарная политика лучше не стала.

0

Галерея