Театральная афиша Москвы

Спектакль Ромео и Джульетта
Постановка Театр на Литейном

5.1

Трагифарс про то, как любовь детей приносится в жертву гламуру и комфорту

В премьерном спектакле молодого режиссера Галины Ждановой среди действующих лиц возникает королева Маб — крошечное существо из кельтской мифологии, изобретающее разные фокусы, чтобы наказывать грешников, а также герои под никами «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Во всех ролях, кроме роли Кормилицы, заняты юные актеры, а Ромео и Джульетту играют и вовсе дебютанты. Режиссер главную причину нынешних трагедий видит в инфантильности молодого поколения — о нем и поведет речь со сцены. Вот только бы фокусы Маб не заслонили сюжета.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
7

Трагифарс про то, как любовь детей приносится в жертву гламуру и комфорту

Все роли в этой шекспировской истории исполняет молодежь, кроме одной: Кормилицу играет Елена Ложкина, в жизни она — мама Анны Арефьевой, дебю­тирующей на профессиональной сцене в роли Джульетты. Так что атмосфера на сцене сходу создается разбитная, капустная и какая-то по-школьному безответственная. С Шекспиром обращаются по-свойски, насыщая его отсебятиной. Три несуразных человечка в черных костюмах волочат на себе нечто вроде мо­гильной плиты и разглагольствуют про современную публику и про то, изме­нилась ли она со времен Барда. Понятно, что это парафраз на тему известной воландовский троицы. И как те черные шуты затеяли кровавый карнавал в сто­лице, используя грешную природу москвичей, так эти трикстеры (так обозначаются герои в программке) строят козни любви ранимых и непосредственных подростков, опираясь на пороки их родичей.

Среди пороков есть главный — и его не найти в Библии. Это страсть к удобному глянцевому существованию, чьи правила просты и известны всем обитателям примитивного маскулинного мира. Образ женщины в этом мире пустоголовых мужланов — надувная кукла. Целый строй этих бессловесных «дам» пока­чивается на заднем плане в сцене бала у Капулетти (художник Олег Головко), двоих уносит с собой Бенволио (Александр Майоров). Тут непременно вспомнишь, что режиссер — молодая красивая женщина, которая пытается утвердить себя в мужской профессии. Этот побочный сюжет прослеживается до конца, где троица «нечистых», проговорив монолог ведьм из «Макбета», отправляется сводить счеты уже с одним из сильных мира сего.

А в печальной повести о несбывшейся любви, пока взрослые (они режиссера волнуют мало, так что и тонкости в актерских работах не найти) играют в раз и навсегда предписанные, скучные до оскомины игры, дети резвятся, что называется, без границ. Очевидно, что три с половиной часа действия объясняются тем, что режиссер не нашла мужества отказаться от гэгов и приколов, принесенных артистами на репетиции. И гэгов этих так много, что в них тонут и не лишенные смысла режиссерские идеи (например, идея изобразить брата Ло­ренцо полнокровным гедонистом, который за святое учение держит томик ­Шекспира, а спорит с сегодняшними неофрейдистами), и трагическая составляющая сюжета. В дуэте Илья Дель (Ромео) — Анна Арефьева лидирует, конечно, Дель, юная актриса пока берет раскованностью и самоотверженностью. А вот актер на удивление точно показывает, как просто в юности игра в страсть перерастает в настоящую слепую смертоносную ярость и как запросто слепое же отчаяние на ощупь выводит к смерти. В сцене отравления Ромео лезет в карман не за склянкой, а за сигаретой. Это тоже образ. Смерть глазами школьников. Легкая, как затяжка. Жаль только, что режиссер так и не встает на позиции взрослого человека и не объясняет себе и старшеклассникам в зале, чем отличается трагический финал от мелодраматического.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Ромео и Джульетта»

Фото Анна
отзывы:
15
оценок:
15
рейтинг:
23
9

Жесткие шуточки, заполированные в большинстве случаев; то, что боятся поднести под нежные носы обывателей, которые блюдут нравы и морали; век, в котором нет водопровода, чтобы умыться, а новаторство - выйти замуж по любви, вместо продажи молодого тела за титул... все это и другие тоскливые житейские дела Шекспир и госпожа режиссер Жданова превратили в зажигательную смесь, взрывающую эмоции и трогающую сердце.
Игра актеров, искренность и увлеченность захватывают зрителя, им веришь.

0
Фото Елена Енг.
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
2
1

О, Бедный Уильям...
Уж сколько нам открытий чудных, в самых различных интерпретациях классики, и очень талантливых и не очень удачных, подарила современная режиссура, но так "осовременить" мэтра У. Шекспира пожалуй ещё ни кому не удавалось. Г-жа Жданова "аки режиссер славно потрудилась". Это не проблемы общества так выглядят- это г-жа Жданова их так видит, да ещё и анализирует посредством Шекспира, замесив его на Фрейде. Вариант для молодого режиссера беспроигрышный -берем в работу произведение мировой классики, глумимся почем зря и выдаем "Это" за современное прочтение- любая критика - бесплатный пиар, без внимания режиссер точно не останется а как ещё,если не хватает...много чего... взбираться на театральный Олимп? О художественной ценности сего "произведения" речи вообще не может идти - а вот о моральной и социальной ответственности режиссера за последствия своих деяний- вполне. О травмированной психике юных актеров, надрывающихся на сцене (весьма талантливых ребят, Юнг им в помощь после Фрейда и Ждановой) и зрителей, взирающих на сие действо. Не может г-н Шекспир с того света подать в суд на г-жу Жданову. А жаль, хотя бы месяц исправительных работ например, по уборке общественных туалетов, Ждановой не повредил. Может быть гадить на сцене перестала... После того, во что меня и мою дочь погрузила г-жа Жданова своим опусом это ещё не самый жесткий отзыв на спектакль.

0

Галерея