Объездивший главные фестивали Европы без малого пятичасовой спектакль Кшиштофа Варликовского выводит болезненную для Польши тему холокоста в ту область, где невозможны однозначные оценки и политические спекуляции. Историю реальной женщины — Аполлонии, спасавшей еврейских детей и убитой по доносу еврейки, он зарифмовывает с античными мифами. Цепи убийств, в которой сегодняшняя жертва завтра оказывается убийцей, противопоставлена жертва Алкесты, отправляющейся в Аид вместо мужа.
Драматический |
Кшиштоф Варликовский |
Дожить до антракта - главная мысль, посещавшая меня во время спектакля. Нескончаемое действо больше было похоже на истерику, нежели театральное искусство. Тему Холокоста польский театр не выдерживает. Играет надрыв, замазывает спецэффектами, пытается забросать ее аллюзиями на классику. Все что угодно, только не показать реальное горе. Я, наверное, ретроград, не люблю экспериментов в искусстве, которые форму предпочитают содержанию. Тут была не только экстравагантная для нас, отсталых, форма, но и претензия на содержание. Однако в результате получилась пустая жвачка.
К метро в антракте тянулась довольно внушительная толпа. Куда нам, детям Станиславского, до истинно современного театра.