Москва
7.9

Спектакль
Будденброки

Постановка - РАМТ
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Механика вымирания в изложении Карбаускиса

Изящный и строгий спектакль Миндаугаса Карбаускиса исследует механизм порчи, которому подвергается человеческое достоинство. В качестве примера взят старинный род немецких коммерсантов из раннего романа Томаса Манна.

  • Будденброки – афиша
  • Будденброки – афиша
  • Будденброки – афиша
  • Будденброки – афиша
  • Будденброки ��– афиша
Драматический
18+
Миндаугас Карбаускис
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
2 февраля 2011
Механика омертвения в изложении Миндаугаса Карбаускиса

Миндаугас Карбаускис из отряда подающих надежды окончательно перешел в высшую режиссерскую лигу. «Будденброков» поставил зрелый, владеющий вниманием публики, при этом сдержанный, избегающий популистских эффектов режиссер. Роман о падении старинного рода немецких дельцов он рассказал как человеческую историю — историю компромиссов и внутреннего омертвения. Большая часть информации — про мечтательность Тони (Дарья Семенова) и то, как с годами растут ее аппетиты, про то, как самокопание Христиана (Виктор Панченко) перерастает в паралич, как несчастен Том (Илья Исаев) со своей женой-миллионщицей, — сообщается без слов. В начале мы застаем семью в церкви, поющей псалмы. Дальше все меньше будет псалмов и все больше домашнего фортепиано. Когда появится на свет последний из Будденброков, Ганно, на сцену выйдет мальчик-пианист — и с псалмами будет окончательно покончено. Раз уж по сюжету не обойтись без ребенка, то Карбаускис выводит на сцену ребенка, но не дает ему ни слова, а публике ни одного повода умилиться. Не использовал он и самой лобовой метафоры Манна: маленький Ганно, играя с семейным дневником, буквально подводит черту под родом Будденброков. В первом действии Карбаускис изучает непосредственную Тони, обманувшую собственное сердце, чтобы остаться в высшем свете. Протагонист второго действия — Том, ставший главой дома и сенатором. Однажды перед ним встает вопрос, воспользоваться бедой обанкротившегося земледельца и выкупить его урожай за полцены или поступить как подобает. Что твой Гамлет, он мается на авансцене: «Кто же я, Томас Будден­брок, — делец, человек действия или томимый сомнениями интеллигент?»

Ранние спектакли Карбаускиса все как один были о смерти. Сейчас понятно, что ставя «Рассказ о семи повешенных» или «Когда я умирала», Карбаускис не изживал возрастной невроз — просто на меньшее он не согласен. В его «Будденброках» смерть присутствует буквально — в образе служанки, которую Будден­броки берут в дом, впервые отступая от дедовской аскезы. С тех пор безмолвная горбунья раз за разом проделывает фокус с исчезновением героев со сцены и смывает со сцены человеческие следы.

Естественный вопрос — какое нам дело до вымерших дельцов-протестантов, приступавших к любой сделке с молитвой и уповавших на то, что «честный труд вознаграждается по заслугам»? Какое до них дело в России, где капитализм возник, считай, вчера и сразу был грабежом среди бела дня? Думаю, вот какое. Среди прочего Манн зафиксировал (и Карбаускис выносит эту тему на первый план), как протестантскую трудовую этику, на которой поднялась экономика Германии, постепенно подкашивают традиционные представления о предпринимательстве как о грязном деле. Шутка Христиана про то, что «всякий коммерсант, если задуматься, мошенник», в молодости дала повод к их с Томом разрыву — более всего Том дорожит честным именем. Том вспоминает эту реплику годы спустя, когда решает, нагреть ему руки на банкроте или нет. Шутка сыграла свою роль: он все-таки сделал это. Политэкономия говорит то же самое, что и Манн: общество, с предубеждением относящееся к коммерции, само толкает коммерсантов на мо­шенничество. Ну и кто скажет, что «Будденброки» не про нас?

4
0

Отзывы

9
Валерия Хатковская
26 отзывов, 114 оценки, рейтинг 69
16 апреля 2012

Когда я увидела в афише РАМТа, что они поставили "Будденброков", то была немало удивлена, потому что не могла себе даже представить, как можно уместить такое объемное, сложное, многогранное произведение с огромным числом персонажей в каких-то двух часах театрального действа? И главное - как отразить ту тяжелую и мрачную атмосферу, которую так умело создал Томас Манн? Но нет, оказалось, что и такое бывает. И даже, что в эту истинно немецкую концентрированную готику можно привнести свежих идей и даже ее осовременить, адаптировать под современного зрителя, скорее всего не читавшего оригинальное произведение. Да еще так, чтобы этому зрителю понравилось и он не покинул зал, не дожидаясь антракта. Браво!

2
0
5
Ольга Борзова
33 отзыва, 74 оценки, рейтинг 25
29 марта 2011

"Будденброки" Томаса Манна - моя самая любимая книга. Собственно и сам жанр саги меня очень привлекает. Он позволяет нам проследить цепочку событий и проанализировать их в развитии. Но, к сожалению, не всякая сцена справится с подобными произведениями. "Будденброков" я читала не раз на русском и в оригинале, поэтому знакома с первоисточником и переводом достаточно хорошо.
В связи с этим рискну выразиться негативно в адрес постановки РАМТа (несмотря на прочитанные мной положительные отзывы): господа, это не та семья Будденброков, о которой писал Томас Манн. Я осталась в полном разочаровании( Возможно, внешне актеры действительно очень похожи на героев книги, но их характер...увы.... Особенно Тони! Никогда не представляла ее базарной теткой! Это не взбалмошная девица, которая руководствуется в жизни только лишь своими капризами! А Томас никогда не был неврастеником!(
К тому же, на мой взгляд, как-то неправильно расставлены акценты... Семейство Будденброков никогда не были тупыми дельцами, главным делом которых было побольше нажить денег. Это носители культуры и традиций того времени...в отличие от семейства Хаген, которые лишь вскользь упоминаются в постановке. А ведь именно эта параллель важна для понимания произведения, первопричин заката эпохи и прихода новых "героев"!
К сожалению, поставить сагу в театре способен не каждый - делаю на это скидку. Но я бы не пыталась.( Слишком много в этом произведении того, что нельзя уместить во временные рамки театральной постановки(

2
0
9
Анастасия Лучанинова
8 отзывов, 12 оценок, рейтинг 11
20 февраля 2011

Великолепный спектакль. Посмотреть его необходимо не только ради эстетического удовольствия от совершенных декораций, тончайших режиссерских находок, высочайшего вкуса всей постановки в целом и прекрасной игры актеров, но, конечно, и ради актуальности темы.
К слову сказать, моя 13-летняя сестренка в первый раз смотрела взрослый серьезный спектакль и осталась в восторге.
На мой взгляд, одна из лучших премьер сезона. Карбаускису низкий поклон.

2
0
9
Ekaterina Lashchinina
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
22 октября 2017

"Будденброки". По роману Томаса Манна.

Роман Т. Манна о трагедии немецкой семьи в нескольких поколениях. Конечно, когда эта гибель и трагедия разыгрывается 3 часа на сцене, то для зрителя, возможно, это немного утомительно (подобные мнения слышались от некоторых зрителей после спектакля).

Но игра актёров - это то, что всецело искупает монотонный сюжет. Конечно, бесподобен Илья Исаев (Том Будденброк). Без слов, без комментариев! Но при этом он не затмевает игры Дарьи Семёновой (сестра Тома) и Ларисы Гребенщиковой (мать Тома), которые заслуживают всяких похвал. Две яркие, но при этом совершенно самостоятельные, цельные женские роли. Отдельно хочется отметить Татьяну Матюхову (служанку). Фокус в том, что несмотря на казалось бы незаметную роль, её игра приковывает, восхищает, невозможно не почувствовать нечто большее в этой женщине. Именно из её уст звучат многие глубокие мысли.

Конечно, спектакль не радостный и не динамичный. Но он заставляет нас заглянуть за линию сюжета дальше. А что дальше? В трагедии одного семейства можно увидеть много трагедий и трагедию многих. И в наше время тоже. И что дальше? Наверное, нам тоже стоит задуматься...

1
0
9
Анна
15 отзывов, 15 оценок, рейтинг 8
9 декабря 2016

Если вы хотите улыбнуться то в РАМТЕ вас ждет "Подходцев и двое других", а вот если возникло желание или нужно подумать, то добро пожаловать к "Будденброкам". Желание и необходимость... они в чем то близки и бесконечно далеки. "Нужно купить тапочки, старые совсем развалились" или "хочется новое платье", слышите нюанс?

Будденброки нюансов не терпят, вся жизнь посвящена процветанию и порядку. Даже сцена спектакля выстроена в строгом готическом стиле, уходящие ввысь своды, крахмальные скатерти, жесткие скамейки, дом-храм, из дома в храм. Все заведено еще в несколько веков назад, хотя раньше дела шли лучше. Все желания возведены в ранг правил, желать иного преступление, все на процветание, все на алтарь приумножения семейного капитала.

Томас Манн не самый жизнерадостный писатель, легкости в нем как в крепостной стене или старинном доме 15 века. Повествование его эпично и основательно. Ему не по наслышке известны главные ценности бюргеров, достопочтенный гражданин должен быть бережлив,усерден и с достоинством выполнять свои обязанности. Но здесь вступает в силу магия РАМТ и мастерство Карбаускиса, в спектакле немного "комичных" эпизодов, да гротескных персонажей, но за счет них, введенных в правильный момент трех часовой спектакль смотрится легко. Хотя он совсем не легок, даже более, после него хочется смотреть на огонь, воду и думать о вечном. Все уйдет, все смоет и истлеет.

Так и с Будденброками, все они уйдут на наших глазах, в прах рассыпется все что строили столетиями, станет пустым и ненужным ведь кто останется, две женщины. Одна холодная и прекрасная как мрамор, другая так и не нашедшая своего места, бросившаяся из романтизма и ошибок юности в показательную достопочтенность, даже так и не узнавшее о том что у человека бывает собственное мнение, лишь бестолково и неудачно копируя "то как заведено".

Звездой спектакля для меня стала Ида, иногда казалось она есть тот стержень на котором все держится. Татьяна Матюхова одновременно и комична и строга. Этакий темный ангел, с утра подает кофе, а вечером провожает в последний путь.

Братья,Том и Христиан, практически Инь и Янь, в каждом из них уже поселился демон разрушения. Их метания, поступки, пусть и кажется что Том настоящий сын своих родителей, но и в нем уже постепенно рассыпается изначальное, ведь время не щадит никого. Нельзя запланировать все и на годы вперед. Хочешь насмешить Бога? Расскажи ему о своих планах. Можно проверить все бухгалтерские книги жениха, но это не обеспечит счастливый брак, да и сами книги будут лишь "красиво нарисованы". И семейный фолиант станет забавной книжонкой в лавке антиквара.

Одним словом, это серьезный и очень стоящий спектакль для тех кто решится.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все