Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Балет Ноймайера, поставленный к 200-летию со дня рождения Андерсена

Театр Станиславского и Немировича-Данченко, чьими заслугами в последние пару сезонов Москва стала балетной столицей, дает премьеру балета Ноймайера, оригинальная версия которого была придумана в Копенгагене пять лет назад, к 200-летию со дня рождения Андерсена.

  • Русалочка – афиша
  • Русалочка – афиша
Балет
12+
Джон Ноймайер

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
18 января 2011
Премьера балета Ноймайера

Спасибо этому театру за то, что анонс о премьере балета Джона Ноймайера «Русалочка» можно начать простыми человеческими словами. Пять лет назад корректоры с трудом отжали бы из этой статьи восклицательные знаки. А теперь — ну Ноймайер, ну премьера, ну что тут такого. Очередную неимоверную «победу русского балета» над собственной косностью Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко превратил в нормальный рабочий процесс. В самом деле, не вопят же в Лондоне о победе английского балета. И не вопят в Копен­гагене, для которого «Русалочка» была поставлена Ноймайером в 2005 году, к 200-летию со дня рождения Андерсена. К тому времени у Ноймайера уже был аналогичный спектакль — и назывался он «Ундина». Для «Русалочки» заказали партитуру русской эмигрантке Лере Ауэрбах, но сценарий тот же. Из принци­пиального: в «Русалочке» добавлен натуральный «андерсен» — Поэт, который было кидается в море от безутешной любви, но передумывает и насылает на счастливого соперника выдуманную им Русалочку. Но вообще совпадает в обоих спектаклях довольно много всего. В силу этой парадоксальной истории о спектакле могут быть два мнения. Первое. Ноймайер подсунул датчанам типичный «датский» спектакль — такие лепили в советское время к «знаменательной дате», без пыла и для галочки. На полноценную новинку у хореографа, похоже, не было ни сил, ни времени. Поменял пуговицы на старом балете, добавил воротник в виде Поэта. И содрал гонорар. А теперь вот и еще один — от русских. Но понять можно: все-таки он очень уже давно в этом бизнесе, слава Ноймайера вспыхнула в 1970-е, простительно уже устать и исписаться. Второе. Есть темы, которые просто не отпускают. У каждого великого хореографа, если присмотреться, был балет, который он ставил всю жизнь. Иногда под разными названиями, чаще — даже не притворяясь. Потом наконец добился античного сечения — и свернул карьеру. «Время шедевров» Мариуса Петипа, например, — это 1890-е: почти восьмидесятилетний хореограф тогда конкретно прошелся по списку своих старых постановок, выдал на-гора третьи и четвертые варианты — и все они были шедеврами. Первые же редакции смыло историей, но такова участь черновика. И, отринув горький плод в виде «Ундины», мы получаем полную меда «Русалочку». А какое из этих двух мнений будет вашим на премьере, зависит целиком и полностью от танцовщиков Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, которым предстоит у вас на глазах превратить либо «Русалочку» — в жалкий поскребыш с «Ундины», либо «Ундину» — в корявый черновик «Русалочки».

3
0

Отзывы

7
Mary Nogilova
17 отзывов, 13 оценок, рейтинг 28
5 февраля 2011

Ставлю этому балету четверку, потому что так для себя и не разобралась, понравилось мне или нет.

Смешно было в Афише увидеть рядом с "Русалочка" отметку "детям". Это совсем не для детей. Это взрослое произведение, хоть и в виде сказки. Глубоко философское и полное отнюдь не детскими смыслами.

В пользу того, чтобы купить один из уже распроданных билетиков, - свет, необычные декорации полные движения и неонового света, оригинальная постановка, хореография самой Русалочки - про остальных героев я бы сказала, что ничего сверх естественного. Также жирным плюсом можно отметить новизну, и даже модернизм. Я не большой театрал и не смогу объяснить, чего же такого нового и современного почувствовалось или разгляделось в этом спектакле, но оно есть. Ощущение чего-то западного, неклассического (не грубо неклассического, а именно нового, построенного на старых канонах). Это приятное ощущение, должна вам сказать. Казалось, что после такого балета я выйду из театра не в Москве, а где-нибудь в Европейской столице. Но были и моменты, которые строго говорили против этого путешествия "остановите землю, я сойду!"

Например, музыка Леры Ауэрбах. Ничего оригинального и нагнетающего во вплетении музыкальной ниточки "цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить" нет. Вроде перед тобой разыгрывается драма любви и боли, а тут такое. Музыка не понравилась не только "цыпленкостью", а скорее крупными кусками.

Не очень понравилось или было непонятно – тут уж я не знаю точно – зачем в костюмах этот болезненно-яркий на фоне остальных цвет фуксии. Он символичен, потому как в нем сначала танцует избранница принца, а потом сама Русалочка наряжается в розовое платье, чтобы нести ее фату. Но можно было выбрать любой другой цвет. А то глядя на это в голову приходит только «Она хочет быть розовой невестой VIP».
Думаю, я не поняла цветовой задумки костюмов до конца. Потому что ясно было только то, что сине-зеленые костюмы символизируют подводный мир, а злой колдун почему-то с дурацкой головой и в красной футболке, а не сине-зеленые костюмы – надводный мир. Поэт был в черном с темной почти черно-зеленой бархатной жилеткой. А вот какая была мотивация для таких нарядов и таких цветов в мире земном – для меня полнейшая загадка.

В общем фифти-фифти. Думаю, мои ожидания были слишком велики. Ругать спектакль не могу – язык не поворачивается. Но для меня он остался каким-то просмотренным для галочки, хоть и премьера. Думаю, что вытянули танцоры.

Самой запоминающейся сценой стало превращение Русалочки в человека. Было и страшно, и захватывающе. Кожей ощущались ее боль, ужас и надежда на то, что все это не напрасно. А еще очень эффектными были танцы Русалочки в белом квадрате комнаты (особая декорация – ее надо видеть). Это был танец отчаяния: она любит принца, она хочет вернуть свой хвост, она не понимает что ей делать, она хочет добиться своего, она… она… она… море эмоций, и все переданы благодаря таланту танцовщицы!

Могу только добавить, что такой спектакль ни за что не ожидаешь увидеть на сцене Большого. Уж не знаю почему. Но лучше каждому посмотреть самому и написать свою рецензию. Мое мнение вот такое вот расплывчатое.

6
0
7
Юлия Тихомирова
266 отзывов, 310 оценок, рейтинг 548
10 апреля 2012

Потрясающая морская пластика, и это делает 50 % спектакля. Вторые 50 % - это грамотный, не режущий, а очень органичный микс современного и классического балета, где все, участвующие в постановке артисты на своих местах, по уровню своего мастерства, таланта, телосложения и предрасположенности к той, либо иной партии. Это плюсы, которые, на мой взгляд, выделяют этот балет среди многих своих ровесников. Если говорить о минусах, то лично мне не хватило динамики! Порой казалось, что уж все как-то затянуто, а следовательно возможно и скучно. Так же не порадовала массовка мальчиков в трусах. Соглашусь со многими, это смотрится не очень эстетично. И главное, и оголенные ножки, в таком виде показывали большую несогласованность в танце, чем мне хотелось бы видеть!

1
0
7
Bartolomeo Lanzetti
47 отзывов, 49 оценок, рейтинг 72
5 февраля 2011

МАМТ с балетной современностью в последнее время очень охотно дружит, из сезона в сезон демонстрируя московскому зрителю очередную новинку в исполнении поднаторевшей труппы. Собственно, и сам господин Ноймайер объявляется здесь не в первый раз. А потому, от обновленной версии "Русалочки", поставленной когда-то для Датского Королевского театра под названием "Ундина", ожидать можно было многого.

И с открытием занавеса сразу понимаешь, что у спектакля, как минимум, весьма занятная режиссура. Драматическое действие усугубляется всеобщей психоделией, а на фоне музыки, что сочинила Лера Ауэрбах, вообще впадаешь в легкий ступор. Способная звучать как вполне самостоятельное произведение, она тем не менее умело иллюстрирует действие, при этом, несмотря на некоторую изломанность и даже нервозность, остается вполне танцевальной.

Хореография Ноймайера смотрится здесь достаточно интересно. Во всяком случае, автору удалось наделить весьма конкретными описаниями каждый персонаж. Крайне изобретательно выглядят отдельные дуэты. Единственное, что, пожалуй, является минусом, так это массовые сцены. Скучнейшие танцы на балу и совершенно утомительное подводное царство, которое, если бы не развитие сюжетной линии, зрителя запросто могло и усыпить. Короче говоря, определенная затянутость всё же присутствует, и первое действие явно следовало сделать чуть покороче.

Отдельного внимания заслуживает сценография. Видно, что Ноймайер поработал тщательно и на совесть не только как хореограф. Многие вещи несут вполне конкретную смысловую нагрузку и накладывают на зрителя дополнительную массу впечатлений. И свет, и грим, и удачно подобранные костюмы - все эти детали делают спектакль только выигрышнее. Ну а сюжетная линия, её драматизм и, безусловно, выдающаяся игра главной героини, заставляют зрителя сопереживать на протяжении всего спектакля.

В общем и целом, театр с премьерой можно поздравить смело. Это, конечно, не лёгкая безделушка, и уж точно не спектакль-сказка для детей, но хорошая хореодрама, в хорошей постановке и с таким же исполнением. В репертуаре запылиться, кажется, не должна.

1
0
9
Мария Матвеева
32 отзыва, 105 оценок, рейтинг 39
15 мая 2013

Прекрасно!

Чувственно, трогательно, и при этом очень по-сказочному.
Красочное первое действие и трогательное, полное чувств второе. Подводный мир просто покорил меня: в какой-то момент успела подумать "как они столько времени могут находиться под водой". Как же не банально были изображены хвосты русалок! Второе действие брало за душу, невозможно остаться равнодушным наблюдая наивную любовь русалочки к принцу. Слава Богу. финал все таки с намеком на светлое будущее самой русалочки, иначе было бы слишком печально.
Постановка "русалочка" в очередной раз показала, что балет становиться более "театральным" и эмоции передаются не только с помощью танца, но и мимикой и актерской игрой в целом.
Поклонники классической хореограйии (и только такой) возможно будут несколько разочарованы. Но балет развивается, и то, что сейчас считается классикой, раньше тоже считалось чем-то необычным.

0
0
7
Мария Антонова
24 отзыва, 52 оценки, рейтинг 70
11 апреля 2013

Очень сложно "переплюнуть" легендарный Диснеевский мультфильм. Но то, как актеры плавают, их невероятные хвосты, прически, все это потрясает и умиляет. Детям было очень интересно.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все