Евгений Миронов в спектакле Эймунтаса Някрошюса

Эймунтас Някрошюс поставил экзистенциальную драму Камю с командой российских актеров, среди которых Мария Миронова, Игорь Гордин и петербуржец Сергей Дрейден. В заглавной роли — Евгений Миронов. Парадокс, но сочувствие в спектакле вызывает не народ, притесняемый Калигулой, а именно император, который, кроме всего прочего, ест детей. В этом сезоне спектакль, до сих пор кочевавший по разным площадкам, играют на исторической сцене в Петровском переулке.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 876
оценки: 244
рейтинг: 989
9
Эймунтас Някрошюс и Евгений Миронов — о русском всепрощении

В середине первого действия (всего спектакль Эймунтаса Някрошюса идет четыре часа) Евгений Миронов в роли Калигулы на глазах у матери и отца кидает сверток, обозначающий их ребенка, в таз, и поджаривает его на свече. Мать рвется к Калигуле, но муж удерживает ее. «У тебя плохое настроение? — спрашивает Калигула отца с участием. — Не потому ли, что я убил твоего сына?»

В этот же день Юрий Сапрыкин прислал в «Афишу» колонку о терактах и эмоциональной тупости: «Представьте себе, завтра выяснится, что Путин ест на завтрак детей… Что за этим последует?.. Неделя-другая, и гражданское общество примется обсуждать более занимательные вопросы — а вот Медведев, он вместе с Путиным завтракает или отдельно?» Спектакль Някрошюса, как другие две премьеры — «Околоноля» Кирилла Серебренникова и «Принцесса Ивонна» Владимира Мирзоева, говорит о власти, но далеко выходит за ее пределы. Вот и в связи с «Калигулой» все делают вид, что лицо Миронова на афише ничуть не напоминает Путина, а потешная шиферная триумфальная арка с собачьей будкой — Москву. Негласный договор утверждает, что Эймунтас Някрошюс никогда не опустится до злобы дня, он исследует своим театральным инструментом ни много ни мало — метафизические аспекты бытия. Хорошо. Ведь если допустить, что «Калигула» хоть как-то соотносится с нами, то следует признать: Някрошюс говорит «Калигулой» о нашей бесконечной готовности с душевным пылом оправдывать любую тиранию. Режиссер упрощает свой сценический язык и словно бы уступает возможность наблюдать за Евгением Мироновым. А Миронов играет в соответствии с правилом «играя злого, ищи, в чем он добрый»: его Калигула — единственный человек, которого в этом спектакле жалко. Глобальные обобщения и темные, захватывающие метафоры в «Калигуле» сменились мелкой образностью. Так, примитивность патрициев символизирует мыло: из мыльной пены выходит Афродита в импровизированном спектакле Калигулы, а улика против заговорщика Керея оказывается куском мыла, который Калигула смыливает в момент (ему не нужны улики, чтобы наказать). Умершая до начала пьесы Друзилла у Някрошюса постоянно присутствует на сцене, вызывая у Калигулы приступы горя (ее играет молодая Елена Горина), а у нас — приливы сопереживания: Калигула абсолютно безжалостен, потому что абсолютно свободен, а абсолютно свободен, потому что все потерял. Постепенно вырисовывается захватывающий сюжет: как вместе с деспотизмом Калигулы умножается преданность ему у Геликона (Игорь Гордин), как поэт Сципион, у которого Калигула убил отца (пылкий Евгений Ткачук), обнаруживает в нем родную душу, как растет упоение борьбой с Калигулой у заговорщика Керея (Алексей Девотченко) и как меняется чувство Цезонии (мощная роль Марии Мироновой) от ревности к Друзилле к готовности беспрекословно служить и дальше — к материнскому всепрощению. Прежние спектакли Някрошюса были положены на музыку Латенаса, исполнявшего свои минималистические композиции не на инструментах, а прямиком на зрительских нервах. «Калигуле» аккомпанируют Вагнер и Брукнер, чьи патетические мелодии служат спектаклю котурнами. И правильно: дай нам к Миронову еще и Латенаса, мы так расчувствуемся, что того гляди назовем деспота жертвой.

3
0
...
17 февраля 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Калигула»

Фото Valeria Popova
Фото Valeria Popova
отзывы: 60
оценки: 60
рейтинг: 62
3

Когда идешь на подобного рода постановки, всегда ждешь феерии либо актерской игры, либо самой постановки. Феерия была, поскольку Миронов (будучи фанатиком своего дела) показал себя, пусть и не полностью. Но тот ужас, что творился на сцене театра им. Моссовета перекрыл и его слезы, и терракотовый плащ. В последний год в Москве наблюдается ажиотаж вокруг иностранных режиссеров-постановщиков, преимущественно из стран Балтики. Эймунтас Някрошюс, Явор Гырдев, всё это прекрасно. Но так нельзя ставить пьесы Камю! Почему в Римской империи сплошь и рядом шифер, Геликон прикуривает сигарету (!) зажигалкой, а Калигула ходит в кирзовых сапогах? Многие скажут, что ответ очевиден - современная постановка. Но простите, нужно знать грань даже если ты ставишь "Заповедник" Довлатова. У меня возникло впечатление, что литовский режиссер не до конца понял саму пьесу, и решил запутать зрителей, напихав в спектакль безумное количество непонятных действий, жестов и предметов. Без этой бессмысленной мишуры спектакль можно было сыграть за 2 часа. Надо было выпустить одного Миронова (пусть и с этим диким шифером), и этот моно - спектакль был бы чудесен и без лишней суеты на сцене. Нельзя, конечно, винить Евгения в том, что он согласился играть в "Калигуле", поскольку здесь у него был простор для игры, который он реализовал сполна. Но и его игра не спасла столь бездарную постановку.

3
0
...
18 мая 2011
Фото Наталия Sytnik
Фото Наталия Sytnik
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 9
3

Для того, что бы выкрикивать в публику "Власть нужна, что бы воровать" сегодня больше не нужна сцена. Это написано на всех заборах.
Нужно было поставить что-то не со своими актерами, что бы мы узнали вдруг, что Някрошюса без них нет. Без его Актёров. Как будто они обладают чем то, чего нет в Театре наций и, вероятно, во всех остальных местах, точно так же - нет. Причем, оказывается, ни чем-то отдельно его актеры отличаются - говорящая ли пластика тела и лица, или способность всем биологическим существом своим удерживаться в придуманной идее до конца, до занавеса и удерживать нас в своей выдумке. Но есть еще что-то. И вот мы пришли и сели, застыв и ждем чуда. Мы подготовленная публика. Мы знаем, что пришли в театр, где таланты, а режиссер сегодня тот, который всегда об очень важном.
Но почти сразу что-то не так. И вроде так же, как всегда они одеты в темный, тонкий, струящийся трикотаж, но почему на них этот привычный уже у Някрошюса цвет почвы и глины, выглядит теперь поношенным и гнилым. И вроде так же им задано передать мысль или атмосферу движением, но вот тут - просто ломаем руки, если страдаем, трем виски - ведь сходим с ума, долго и пусто мутузим др. друга, т.к. ведь ненавидим и соперники же. И даже мягко не ударяемся, когда требуется разбиться в дребезги - бережем себя и не боимся легкой фальши.
Услышать актеров в постановке Някрошюса на родном языке - редкая удача! Но их не слышно.
И они непрерывно позволяют себе оговорки и непроговорки. Неужели они не догадываются, что это нас сбивает так же, как их сбивают телефонные «Я в татре!» и светлячки от смсок в темном зале. Сбивает и выводит из мира, в который так старался погрузиться, пытаясь в кресле зрителя, внутри себя доигрывать и доживать то, чего они не делают там, на сцене, когда ты чувствуешь и дышишь вместо них.
А иногда их не слышно совсем. И тем, у кого билеты не в партер, нужно почитать пьесу Камю перед спектаклем, иначе не будет возможности услышать смысл текста, и юмор, почти английский (потому что внутри фразы всегда есть ей же противоречие), прозрачный, тонкий юмор и оказалось прозрачен настолько, что в этой постановке его не только не видно, но и не слышно. Мрачно всё. Декорации - пыльная серость (шиферные крыши в любую погоду наводят тоску, а в вертикальном положении и вовсе - вызывают отторжение). Свет блёклый, луна нарочита, а красная сутана Папы Римского на римском императоре не дает нам забыть, кто тут главный. Мрачен самый воздух или скушен не сразу разберешь. К Някрошюсу за весельем не ходят.
Если прислушаться, то понимаешь, что таки звучит иногда еще и музыка - так образуется вязкая тишина в виде музыкального сопровождения Рихардом Вагнером/аля Ларс-фон-Триер-Меланхолия притом, что надвигающейся катастрофы-то нет. Наоборот - пьеса начинается с катастрофы и все происходящее дальше - невозможность с ней смириться, пытка жить с этим человеку, деятельному, любопытному и наделенному неограниченной властью. И этой пыткой он делится, не скупясь ни на ярость, ни на фантазию. Бесстрастность же актера/главного героя безнадежна, а единственный раз, когда он кричит о своем презрении, понимаешь, почему именно этого человека мы видим в этой роли. Презрение - это то, что Миронову явно дается без затруднения.
Ключевая фраза "свобода - она всегда за чей-то счет" говорится вскользь и спиной к зрителю. Но это уже - к моим личным обидам. Возможно, я одна считаю эту фразу - ключевой, этих актеров - не в той же культуре, где существует режиссер, а эту постановку - ни про что.

2
0
...
28 февраля 2013
Фото Ulrih
Фото Ulrih
отзывы: 275
оценки: 348
рейтинг: 408
3

Получил комплексное негативное впечатление...
Я конечно знал, что Е.Миронов герой для публики первого канала ТВ, но были сомнения.... Ну вот теперь получил четкое подтверждение своим подозрениям...- это во-первых.
Безнадежно устаревшая пьеса А.Камю бряцает своими благоглупостями, хватает рыбьим ртом пыльный воздух, морщится, но при этом надувает щеки, делая вид, что это гримаса не от пыли, а от мучительной рефлексии...это два.
И самое неприятное- пародия на Някрошюса. Узнаваемые сценографические жесты мастера, погружённые в пустоту театрального действия Калигулы, вопят и кашляют. Стыдно и обидно от всего этого печального подпрыгивания.
Неуд, господа!

2
0
...
22 февраля 2013
Фото kuku ruku
Фото kuku ruku
отзывы: 19
оценки: 33
рейтинг: 8
5

Очень, очень слабо.Ну трагедию же надо все-таки играть, чтобы зрителю хотелось не спать, а слезы утирать, сопереживать героям от начала до конца. А тут все одинаково "никакие", как бы ни хотелось "утешить" себя за потраченные деньги, но выделить некого

2
0
...
29 января 2013
Фото Alexey Erokhin
Фото Alexey Erokhin
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 3
1

Прекрасная работа Миронова. Потрясающая игра Мироновой. Остальные актерские работы впечатления не произвели. Разного рода намеки, недоговоренности, полутона и аллегории.... Все это к месту процентов на 30. Остальное полный бред. Спектакль не понравился. Судя по публике, активно уходящей со спектакля, не мне одному.

2
0
...
8 февраля 2011