Театральная афиша Москвы

Спектакль Гроза

0
  • жанр
    Опера
  • 2 часа, 1 антракт
    12+

Петербургская премьера оперы чешского классика по «Грозе» Островского

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Ольга Манулкина
отзывы:
455
оценок:
285
рейтинг:
101

Петербургская премьера оперы чешского классика по «Грозе» Островского

В первый момент в названии чудится какая-то несообразность: для нас Катерина существует отдельно от Кабанихи и ее сына, она — луч света, она — не Кабанова. Да и не Катя — Катерина. Все равно что назвать пушкинскую героиню Таней ­Греминой или толстовскую — Наташей Левиной.

«Катя Кабанова», которую Леош Яначек закончил в 1921 году, во второй половине ХХ века шла в десятках театров Европы и США. Российская премьера состоялась только в 2007-м в Новосибирске. Впервые в Петербурге ее ставят в Михайловском под управлением Петера Феранеца — накануне ее 90-летия.

По отношению к Яначеку столь длительный недосмотр кажется вдвойне несправедливым. Его преданная любовь к русской литературе не знала жанровых ограничений. На стихи Лермонтова он написал мелодраму «Смерть», по «Тарасу Бульбе» Гоголя сочинил оркестровую рапсодию, а под впечатлением «Крейцеровой сонаты» Толстого — струнный квартет. Последняя его опера — «Из мертвого дома» по Достоевскому.

Но важнее то, что музыкальный театр Яначека — не менее экспрессивный, чем у итальянцев, в меру диссонантный, на понятном часто без перевода чешском — должен бы восприниматься в России как родной. Так нет же: Яначек здесь только-только начинается, и дело идет трудно.

У Яначека был свой метод перенесения жизненной правды на сцену: «реальные мотивы», как называл их композитор, или «речевые попевки». Он делал свои «зарисовки с натуры» — набрасывал в блокноте нотные строчки, фиксирующие речь окружающих. Но не речью единой богата опера Яначека. Здесь по-прежнему царит пение и парят мелодии. И конечно, это опера поствагнеровская, и потому вокально-оркестровое томление неразрешимо, и разница лишь в том, что здесь Тристана и Изольду зовут Борисом и Катериной. «Катю Кабанову» Яначек на­писал в 67 (а основной корпус опер — еще позже) — после того, как влюбился в женщину младше его почти на сорок лет, Камилу Стесслову.

Задачу постановщиков михайловского спектакля (режиссер Нильс-Петер Рудольф, художник Фолькер Хинтермайер, художник по костюмам Сюзанн Бюлер) отнюдь не облегчает то, что в последние годы оперу ставили Йосси Вилер, Серджо Морабито и Кристоф Марталер. Но про их намерения наверняка ничего сказать нельзя. Костюмы, очевидно, будут в стиле модерн. Действие, возможно, в ту же эпоху. И, видимо, в спектакле все время будет идти снег — сегодня это вообще прогноз наиболее вероятный.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить