Театральная афиша Москвы

Спектакль Служанки
Постановка Приют комедианта

0

Знаменитая пьеса Жене, версия молодого режиссера Ксении Митрофановой

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
5

Ответ молодого режиссера Роману Виктюку

Есть в истории театра спектакли, которые гипнотизируют: несколько поколений режиссеров после них снова и снова возвращаются к пьесе, ставят ее вроде бы совсем иначе, но точкой отсчета все равно оказывается тот, первый спектакль. Такими оказались «Служанки» Романа Виктюка, поставленные в «Сатириконе», с Константином Райкиным, Сергеем Виноградовым и Сергеем Зарубиным на рубеже 90-х годов прошлого века. Сказать, что это была театральная революция, — мало. Это был эстетско-эротический карнавал после десятилетий советского поста на отечественной сцене. Вся обнаженная натура и все нецензурные тексты последующего двадцатилетия — детский лепет по сравнению с той вакханалией эстетических возможностей, которую устроил Виктюк совместно с художником Аллой Коженковой. Речь в пьесе идет о двух служанках, в которых болезненно сочетаются страх и трепет перед госпожой, планы о мести за ее блеск и нищету самих служанок, эротические фантазии, замешанные на зависти к той же Мадам, чей роман с Месье (герой вне действия, лишь однажды звонит по телефону) буквально сводит девушек с ума. Все свои комплексы они пытаются изжить с помощью игротерапии: в отсутствие хозяйки разыгрывают сценку, в которой одна из девушек рядится в платья Мадам, а другая ее всячески унижает, готовя убийство в финале.

Смотреть спектакль молодого режиссер Ксении Митрофановой, не подозревая о существовании «Служанок» Виктюка, конечно, можно, но как ответ (а местами и вызов) молодого режиссера XXI века властителям театральных дум недавнего прошлого он выглядит объемнее и любопытнее. Начать с того, что роль Райкина — служанку Соланж — играет актер пластического театра Максим Диденко, некоторое время сотрудничавший с театром «Дерево» Антона Адасинского, ему аккомпанирует Ваня Стрелкин — Клер, и платья Мадам также эффектно струятся, напоминая о виктюковском «модерне». Пластика, практически танцевальные мизансцены — это ключ, которым Митрофанова вскрывает пьесу, как когда-то Виктюк, но с той оговоркой, что апартаменты Мадам находятся за металлическими ширмами, а в позах и жестах доминирует плебейское подобострастие, от которого прислуге не удается избавиться даже в одиночестве. Это ненавязчивая пародия на раскованность, безраздельно царившую у Виктюка: воды с тех пор утекло много, и страх перед жизнью как таковой оказался значительно сильнее ненависти к несвободе в искусстве. В довершение всего мужскую пару буквально на полуслове сменяет женская (Светлана Михайлова — Соланж и Галина Самойлова — Клер), и фарс оборачивается отчаянной драмой. Появление обеих великолепных Мадам (в мужской версии это утонченно-эксцентричный Антон Мошечков, в женской — экстравагантно-изощренная Татьяна Морозова) доказывает, что конкретная госпожа — только попытка материализовать безотчетный ужас перед действительностью, от которой не спрячешься в бункере и не заслонишься театром. И вот за это точно угаданное чувство, которое, точно роковой медицинский диагноз, пронизывает все эпизоды спектакля, Ксении Митрофановой можно, пожалуй, поставить зачет. В целом. Вопреки невыносимым порой длиннотам, излишней претенциозности и отсутствию подробности в разборе внешне простого текста, который, увы, так и не превращается в индивидуальные человеческие драмы.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить