Всего на один вечер в Мариинку приезжает труппа Национального хореографического центра Экс-ан-Прованса, во всем танцующем мире известная как «балет Анжелена Прельжокажа». Спасибо Году Франции в России: это, конечно, тот французский танцевальный театр, который надо видеть. Потому что ближайший доступный Прельжокаж — в Москве, в Большом театре, и он в меру ужасен; это свежайшее произведение, и при виде него невольно начинаешь гадать, как так вышло, что хореограф столь скромных дарований столь нескромно облапошил весь мир. Но гастроли в Мариинке разоблачат фокус: никакого мошенничества, более ранние балеты Прельжокажа, которые едут сейчас в Петербург, — «Свадебка», «Весна священная» и «Кентавры» — фантастически хороши.
Так хороши, что такого, вообще-то, обычно не бывает в природе. Либо хореографа прет и несет над сценой какой-то утробный инстинкт движения. Либо он возводит над сценой изысканный балет-дворец с полным пониманием культуры, истории, профессии (каковое, конечно, ложится на стены инеем). А вот так, чтобы все сразу, и изысканность, и львиный рык, это из области фантазий критиков: что-то типа высокой блондинки с адвокатским дипломом и способностью к кулинарии и домоводству. Тем не менее Анжелен Прельжокаж показывает невозможное. В пору его молодости было очень соблазнительно писать обо всем этом так. Мол, рык — это от его албанских предков, балканское жизнелюбие, непосильное дохлым западноевропейцам. А вот интеллектуальные упражнения, великолепное чувство исторических рифм, игра со стилем — это все воспитано Францией, где Прельжокаж вырос (парижская «Русская мысль» трогательно писала его «Прельцоцай»). Неважно, что из этого правда. По его «Свадебке», «Весне священной» и «Кентаврам» можно долго водить пальцем (или указкой): вот здесь, мол, тень Нижинского, вот здесь балет Дягилева, тут цитата оттуда, а здесь отсюда. Но, конечно, с таким же успехом можно водить пальцем по обнаженному мускулистому мужику — в конце концов все кончится известно чем. Прежде всего, это невероятно, головокружительно чувственные, живые и пылающие страстью балеты. На один вечер Мариинка превратится в кипящий котел. Ныряйте туда с головой.
Очнь красиво, волнующе, держит в напряжении и захватывает. Но не скажу, что язык тела я смог прочесть полностью. Часть происходящего, к сожалению просто не понял.
Если вас прельщает возможность увидеть сцены насилия и женский стриптиз с полным раздевание на сцене Мариинского театра – этот балет для вас.
Пятерка за эпатажность, двойка за постановку, тройка за хореографиею.
Постепенно выходящие на сцену в полной тишине девочки и снимающие при этом трусики в конечном счете вызвали у петербургских зрителей взрыв «ржача», по другому назвать этот смех, начавшийся с пары хлопков, нельзя…
Со второй половины хореографическое выступление стало походить на балет… если бы не финальное соло главной героини.
И если у меня спросят, как я отношусь к тому, что социальные вопросы о сексуальном насилии с экранов телевизора и кинотеатров переходят на сцену больших театров, я скажу – отрицательно.
Возможно, слишком критичный взгляд на современный балет. Возможно, это была не та сцена, на которой нужно показывать такое выступление.
Балеты Анжелена Прельжокажа в Мариинском театре («Свадебка», «Кентавры», «Весна священная») на Фестивале FranceDanse.