Все отзывы о спектакле

Все отзывы о спектакле Шага

Постановка МХТ им. Чехова

7.5

Рецензия «Афиши» на спектакль

7Абсурдизм с Ренатой Литвиновой в роли Жар-птицы

Рената Литвинова в платье, напоминающем птичье оперение, сидит на пеньке и нежнейшим из своих голосов читает по блокноту: «а уа бо уи». Женщина — скажем, обыкновенная женщина (Ксения Лаврова-Глинка) — объясняет обыкновенному мужчине (Игорь Хрипунов), что птица еще вчера говорила по-челове­чески, а сегодня ни с того ни с сего перешла на язык «шага». Вопрос: с какой стати?

Пьесу Маргерит Дюрас режиссер Мари-Луиз Бишофберже осенью предста­вила в проекте МХТ «Французский театр. Впервые по-русски». Из четырех пьес две остались в репертуаре МХТ — среди них «Шага», и мотив понятен: ­Литвинова, которая дивно смотрится что на пеньке, что в сигаретном дыме на фоне сетки-рабицы. Но раз уж поводом к этой красоте служит пьеса, скажем и о ней.

Дюрас принадлежала к тому послевоенному поколению французов, которое бунтовало против театра, после Второй мировой притворявшегося, будто ниче­го не произошло. Те же французы, которые в сороковые в сдавшемся Париже поедали хрустящие, только из печки, круассаны, в то время как немцы отправля­ли в печку людей, в пятидесятые как ни в чем не бывало играли смешные воде­вили и пьесы Расина о величии человеческого духа. Словами Адорно, после ­Аушвица культура превратилась в мусор, и в театре лучше других это чувство выразили абсурдисты в своих антипьесах. «Шагу» тоже можно отнести к аб­сурдизму — с той поправкой, что Дюрас писала ее не по следам свежего чувства (про круассаны и свое участие в «Сопротивлении» она писала в романе «Боль»), а сильно позже. И пьеса вышла такая головная, будто авторша писала ее после дискуссии с Леви-Строссом. Но вернемся к птице. Из французского она помнит только слово «кончено», им она отвечает на вопросы обыкновенной женщины про то, что ей, птице, дорого. «Ваша квартира? Ваша организация? Ваши приемы? Ваши знакомства? Ну а ваша страна? Наша Родина? Европа, в конце концов? Европа? А как же ценности? Отчий дом? Парфенон? А Эльзас? Ну а Лотарингия? Лотарингия? Собор Венецианской Богоматери? Газ и электричество?» По мысли Дюрас, раз все кончено, то и язык больше не имеет смысла. Болтающая по-птичьи героиня Литвиновой выглядит настоящей реалисткой рядом с парой обыкновенных людей, пытающихся понять, почему не получается до­нести до машины бензин в дырявой канистре. Объединяет их всех, оказывается, единственная вещь — животный страх. Как только в алогичных диалогах всплы­вает тема насилия, женщина-птица чует опасность и превращается в женщину-кошку. Литвинова откладывает в сторону блокнот и шипит, элегантно морща нос.

28 апреля 2011

Лучшие отзывы о спектакле «Шага»

    • 7

      Спектакль "Шага" в МХТ. Вот все,что на сайте театра: "Пьеса «Шага» Маргерит Дюрас, легендарной французской писательницы, сценаристки — абсурдный, смешной, трагический и поэтический ребус. Здесь «вне времени и пространства» главные герои мужчина и две женщины, одна из которых говорит на придуманном языке «шага», спорят о своих проблемах, ссорятся, мирятся, признаются в любви. Эту сложную, но меж тем невероятно трогательную историю расскажет режиссер Мари-Луиз Бишофберже."
      А на сцене - совершенно уникальное действо. И не похоже на спектакль, кажется, заглянула в одну из комнат в психбольнице - а там эти трое...Да и они не скрывают, что сами боятся - и не знают, чем дело кончится..
      Рената Литвинова, Ксения Лаврова-Глинка, Игорь Хрипунов - каждый о своем, каждый на своем языке и своими средствами пытаются втянуть зрителя в это сумасшествие. И ведь получается )). Мне показалось, что у меня рот с самого начала как открылся, так и не закрывался, пока букет не пошла дарить...
      Да, я люблю, как выясняется, такие вот маленькие, без антракта, на небольших пространствах, практически глаза в глаза действа. Они проникают. Неподражаемая Рената: манерность и вычурность диковинной птицы в сочетании с разодранными колготками и непонятной речью на таинственном языке - шага. Трогательный и отважный, с обезоруживающей галантностью и бестолковостью герой Игоря Хрипунова. Он - мужчина и все взгляды прикованы к нему, все внимание, и в конце концов, он же и... поплатился. Необыкновенная Ксения - мечущаяся между ними, считывающая речь Ренаты и интерпретирующая ее по-своему. она и толмач, и судья, и адвокат, и самой бы еще от нервного тика избавиться... У нее потрясающая, чаплинская манера игры. Очень хочу еще посмотреть ее где-нибудь. Естественная и очень глубокая.
      Спектакль очень рекомендую, да.

      14 апреля 2015
    • 5

      Театр абсурда. Так пишут критики. Трое к концу спектакля сидят на скамейке. «Я стала такой, потому что у меня был лев, вот такой» - говорит Лаврова-Глинка и разводит широко руки. «А я, потому, что ко мне прилетела птица» - добавляет Игорь Хрипунов . А она стала такой сама по себе. Это они про Ренату Литвинову, которая большую часть спектакля издает только звуки и говорит на шаге. «Овердоз, Овердоз, Overdose» - вырывается у Ренаты.

      Временами смешно, как в кусочке выше, цитата впрочем не очень точная. Временами философски. «В 30 у меня одно манто, в 31 у меня два манто, в 37 у меня 4 любовника. А потом я завела себе льва. Я могла себе позволить».

      «Какой же должна быть жизнь, чтобы стать железным» (в буквальном смысле этого слова).

      За визуальную часть отвечает Рената Литвинова. В юбке и шляпке из перьев она мечется на фоне морских волн. Раневская в Вишневом саду задумчиво останавливалается у белого занавеса, Шага … у железной сетки.

      Не стоит ждать слишком много, не стоит думать слишком много …

      15 апреля 2011
    • 7


      Кто знает Маргерит Дюрас, наверное больше поймут, о чём этот спектакль, нежели те, кто слышит это имя первый раз. Говорят, что главная тема её творчества — бунт против бесцветности. И борется она с этой серостью в ШАГЕ с помощью абсурда. Героев в пьесе трое. В центре конечно же — персонаж Ренаты Литвиновой. Женщина тонкой душевной организации, которая лопочет на несуществующем шаганском языке собственного сочинения. Сегодня она проснулась птицей, хотя ещё вчера была человеком. Она очаровательна в своём щебете и особенно трогает её смех — то, как режиссёр решил его изобразить особенно порадует мужскую часть аудитории. Знакомая Птицы — особа более приземлённая, но тоже с истончённой, местами надорванной душой. Когда-то ей хватило смелости завести домашнего льва — а теперь её мучают нервные тики. Кажется, ей это шаганское воркование Литвиновой близко, она даже понимает его и выступает переводчиком для третьего героя — мужчины. Он — с дырявой канистрой для бензина — этакий пленник собственных фантазий, который гоняется не то за будущей мечтой, не то за призраками прошлой жизни. Как всех троих свела судьба неизвестно. Зачем тоже не ясно. И о чём именно они разговаривают в течении часа — догадаться трудно . Иногда, правда, возникает ощущение, что вот-вот всё выстроиться в единую линию и тайный подтекст сбивчивых диалогов откроется...Вот герои вроде говорят о любви, о мечтах, о своей прошлой жизни — но тут же все эти попытки логически осмыслить происходящее рушатся и зрелище снова превращается в кашу. В итоге, к середине спектакля глаза всё чаще отрываются от сцены и смотрят на часы. Хотя, нельзя сказать что скучно, кажется что просто абсолютно бессмысленно. Но в любом случае, смотреть это произведение намного легче чем читать. И ещё, если всё-таки заставить себя поразмышлять над спектаклем, то через какое-то время в голове размытые впечатления начинают обретать более чёткие контуры и даже начинает брезжить луч идеи. Хотя может это всего лишь очередная обманка. На то он и абсурд.

      7 июня 2011
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Пять книг Григория Остера, которые стоит прочитать современным детям
Хелена Бонэм-Картер высказалась в защиту Джонни Деппа и Джоан Роулинг
Хелена Бонэм-Картер высказалась в защиту Джонни Деппа и Джоан Роулинг
Хелена Бонэм-Картер высказалась в защиту Джонни Деппа и Джоан Роулинг
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Топ-7: аквапарки и другие водные развлечения в Петербурге
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость