Москва
7.5

Спектакль
Шага

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Рената Литвинова — говорящая птица

Француженка Мари-Луиза Бишофберже поставила пьесу Маргерит Дюрас. В ее абсурдистском ребусе трое встречаются вне времени и пространства и пытаются найти общий язык. Тут оказывается, что одна из троицы (Рената Литвинова) говорит по-птичьи. Поначалу всем это кажется препятствием на пути к пониманию, но время покажет: человеческий язык куда менее пригоден для этой цели, и вообще — важен не язык, а намерения.

Драматический
16+
Мари-Луиз Бишофберже
1 час 30 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
28 апреля 2011
Абсурдизм с Ренатой Литвиновой в роли Жар-птицы

Рената Литвинова в платье, напоминающем птичье оперение, сидит на пеньке и нежнейшим из своих голосов читает по блокноту: «а уа бо уи». Женщина — скажем, обыкновенная женщина (Ксения Лаврова-Глинка) — объясняет обыкновенному мужчине (Игорь Хрипунов), что птица еще вчера говорила по-челове­чески, а сегодня ни с того ни с сего перешла на язык «шага». Вопрос: с какой стати?

Пьесу Маргерит Дюрас режиссер Мари-Луиз Бишофберже осенью предста­вила в проекте МХТ «Французский театр. Впервые по-русски». Из четырех пьес две остались в репертуаре МХТ — среди них «Шага», и мотив понятен: ­Литвинова, которая дивно смотрится что на пеньке, что в сигаретном дыме на фоне сетки-рабицы. Но раз уж поводом к этой красоте служит пьеса, скажем и о ней.

Дюрас принадлежала к тому послевоенному поколению французов, которое бунтовало против театра, после Второй мировой притворявшегося, будто ниче­го не произошло. Те же французы, которые в сороковые в сдавшемся Париже поедали хрустящие, только из печки, круассаны, в то время как немцы отправля­ли в печку людей, в пятидесятые как ни в чем не бывало играли смешные воде­вили и пьесы Расина о величии человеческого духа. Словами Адорно, после ­Аушвица культура превратилась в мусор, и в театре лучше других это чувство выразили абсурдисты в своих антипьесах. «Шагу» тоже можно отнести к аб­сурдизму — с той поправкой, что Дюрас писала ее не по следам свежего чувства (про круассаны и свое участие в «Сопротивлении» она писала в романе «Боль»), а сильно позже. И пьеса вышла такая головная, будто авторша писала ее после дискуссии с Леви-Строссом. Но вернемся к птице. Из французского она помнит только слово «кончено», им она отвечает на вопросы обыкновенной женщины про то, что ей, птице, дорого. «Ваша квартира? Ваша организация? Ваши приемы? Ваши знакомства? Ну а ваша страна? Наша Родина? Европа, в конце концов? Европа? А как же ценности? Отчий дом? Парфенон? А Эльзас? Ну а Лотарингия? Лотарингия? Собор Венецианской Богоматери? Газ и электричество?» По мысли Дюрас, раз все кончено, то и язык больше не имеет смысла. Болтающая по-птичьи героиня Литвиновой выглядит настоящей реалисткой рядом с парой обыкновенных людей, пытающихся понять, почему не получается до­нести до машины бензин в дырявой канистре. Объединяет их всех, оказывается, единственная вещь — животный страх. Как только в алогичных диалогах всплы­вает тема насилия, женщина-птица чует опасность и превращается в женщину-кошку. Литвинова откладывает в сторону блокнот и шипит, элегантно морща нос.

2
0

Отзывы

7
Anna Kuchma
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
7 июня 2011


Кто знает Маргерит Дюрас, наверное больше поймут, о чём этот спектакль, нежели те, кто слышит это имя первый раз. Говорят, что главная тема её творчества — бунт против бесцветности. И борется она с этой серостью в ШАГЕ с помощью абсурда. Героев в пьесе трое. В центре конечно же — персонаж Ренаты Литвиновой. Женщина тонкой душевной организации, которая лопочет на несуществующем шаганском языке собственного сочинения. Сегодня она проснулась птицей, хотя ещё вчера была человеком. Она очаровательна в своём щебете и особенно трогает её смех — то, как режиссёр решил его изобразить особенно порадует мужскую часть аудитории. Знакомая Птицы — особа более приземлённая, но тоже с истончённой, местами надорванной душой. Когда-то ей хватило смелости завести домашнего льва — а теперь её мучают нервные тики. Кажется, ей это шаганское воркование Литвиновой близко, она даже понимает его и выступает переводчиком для третьего героя — мужчины. Он — с дырявой канистрой для бензина — этакий пленник собственных фантазий, который гоняется не то за будущей мечтой, не то за призраками прошлой жизни. Как всех троих свела судьба неизвестно. Зачем тоже не ясно. И о чём именно они разговаривают в течении часа — догадаться трудно . Иногда, правда, возникает ощущение, что вот-вот всё выстроиться в единую линию и тайный подтекст сбивчивых диалогов откроется...Вот герои вроде говорят о любви, о мечтах, о своей прошлой жизни — но тут же все эти попытки логически осмыслить происходящее рушатся и зрелище снова превращается в кашу. В итоге, к середине спектакля глаза всё чаще отрываются от сцены и смотрят на часы. Хотя, нельзя сказать что скучно, кажется что просто абсолютно бессмысленно. Но в любом случае, смотреть это произведение намного легче чем читать. И ещё, если всё-таки заставить себя поразмышлять над спектаклем, то через какое-то время в голове размытые впечатления начинают обретать более чёткие контуры и даже начинает брезжить луч идеи. Хотя может это всего лишь очередная обманка. На то он и абсурд.

1
0
5
gataroja.livejournal.com
18 отзывов, 23 оценки, рейтинг 38
15 апреля 2011

Театр абсурда. Так пишут критики. Трое к концу спектакля сидят на скамейке. «Я стала такой, потому что у меня был лев, вот такой» - говорит Лаврова-Глинка и разводит широко руки. «А я, потому, что ко мне прилетела птица» - добавляет Игорь Хрипунов . А она стала такой сама по себе. Это они про Ренату Литвинову, которая большую часть спектакля издает только звуки и говорит на шаге. «Овердоз, Овердоз, Overdose» - вырывается у Ренаты.

Временами смешно, как в кусочке выше, цитата впрочем не очень точная. Временами философски. «В 30 у меня одно манто, в 31 у меня два манто, в 37 у меня 4 любовника. А потом я завела себе льва. Я могла себе позволить».

«Какой же должна быть жизнь, чтобы стать железным» (в буквальном смысле этого слова).

За визуальную часть отвечает Рената Литвинова. В юбке и шляпке из перьев она мечется на фоне морских волн. Раневская в Вишневом саду задумчиво останавливалается у белого занавеса, Шага … у железной сетки.

Не стоит ждать слишком много, не стоит думать слишком много …

1
0
7
Irina Gulneva
42 отзыва, 57 оценок, рейтинг 65
14 апреля 2015

Спектакль "Шага" в МХТ. Вот все,что на сайте театра: "Пьеса «Шага» Маргерит Дюрас, легендарной французской писательницы, сценаристки — абсурдный, смешной, трагический и поэтический ребус. Здесь «вне времени и пространства» главные герои мужчина и две женщины, одна из которых говорит на придуманном языке «шага», спорят о своих проблемах, ссорятся, мирятся, признаются в любви. Эту сложную, но меж тем невероятно трогательную историю расскажет режиссер Мари-Луиз Бишофберже."
А на сцене - совершенно уникальное действо. И не похоже на спектакль, кажется, заглянула в одну из комнат в психбольнице - а там эти трое...Да и они не скрывают, что сами боятся - и не знают, чем дело кончится..
Рената Литвинова, Ксения Лаврова-Глинка, Игорь Хрипунов - каждый о своем, каждый на своем языке и своими средствами пытаются втянуть зрителя в это сумасшествие. И ведь получается )). Мне показалось, что у меня рот с самого начала как открылся, так и не закрывался, пока букет не пошла дарить...
Да, я люблю, как выясняется, такие вот маленькие, без антракта, на небольших пространствах, практически глаза в глаза действа. Они проникают. Неподражаемая Рената: манерность и вычурность диковинной птицы в сочетании с разодранными колготками и непонятной речью на таинственном языке - шага. Трогательный и отважный, с обезоруживающей галантностью и бестолковостью герой Игоря Хрипунова. Он - мужчина и все взгляды прикованы к нему, все внимание, и в конце концов, он же и... поплатился. Необыкновенная Ксения - мечущаяся между ними, считывающая речь Ренаты и интерпретирующая ее по-своему. она и толмач, и судья, и адвокат, и самой бы еще от нервного тика избавиться... У нее потрясающая, чаплинская манера игры. Очень хочу еще посмотреть ее где-нибудь. Естественная и очень глубокая.
Спектакль очень рекомендую, да.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все