Театральная афиша Москвы

Спектакль Затачивая до остроты

7.2

Невозмутимый финский юмор и виртуозная хореография

Четыре года назад этот балет великолепного финна Йормы Эло был поставлен для New York City Ballet — коллекции самых точных и быстрых в мире ног. ­Самое поразительное в московской премьере даже не то, что «вечно второй» театр уверенно оттер на второй план и Большой, и Мариинку. А то, что «станиславцы» управились со стремительной каллиграфией так, что сравнивать их с кем-либо еще даже не приходит в голову.

Создатели
Режиссёр

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
9

Балет скандинавского дизайна

Балет в Театре Станиславского и Немировича-Данченко весь прошлый сезон вы­ступал в жанре «тигр готовится к прыжку» — и было ясно, что любого соперника эта труппа, набравшая обороты с беспрецедентной скоростью и мощью, порвет в мелкие клочья. Теперь, значит, тигр прыгает. И в новом сезоне вердикт экспертов уже будет не отличить от балетоманских всхлипов: труппа совершила чудо. Ибо рационального объяснения нет: труппа та же самая, те же солисты, тот же кордебалет. Но все другое. Нынешняя премьера — тому пример и подтверждение.

Пока сам Большой скребет по сусекам давно истощившегося хореографа Анжелена Прельжокажа (потому что плохонький, но бренд), эта труппа собирает себе на европейских грядках самые упругие плоды. Так что понимаешь: давать советы этому театру бессмысленно — судя по афише и планам на жизнь, он осведомленней многих балетных экспертов. Кто из критиков в России сейчас знает финна Йорму Эло? А между тем это одна из главных фигур «поколения после великих» — тех хореографов, что моложе Килиана и Форсайта. Кстати, и у Килиана, и у Форсайта Эло успел потанцевать, пропустив вопросы стиля и танцевального стихосложения через собственное тело. Забавно, что в Финляндии, стране карликовых балетных традиций, но гигантских танцевальных амбиций, ровно два крупных хореографа — и оба Йормы: Уотинен и Эло. Впрочем, Эло большую часть карьеры провел в Европе, а теперь обретается в Америке. Критикесса The New York Times Анна Кисельгоф назвала его «образцом для подражания», и плохо в этом комплименте только то, что Анна Кисельгоф давно и очевидно сбрендила. Но Эло повредить так же трудно, как и подражать. «Затачивая до остроты» поставлен на музыку Вивальди и Бибера и представляет собой рефлексии на тему ба­рокко. Но это, безусловно, северный — финский — современный танец, генетически восходящий к суровым гранитным мужикам на здании вокзала Хельсинки. Неслучайно балеты Эло больше всего востре­бованы в климатически близких широтах: в Скандинавии. А «скандинавский дизайн» — это всегда похвала. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в балетоманском просторечии издавна звали «Стасиком» — и был в этом оттенок некоторого пренебрежения. Теперь же, конечно, в этом прозвище слышно обожание.

1

Отзывы пользователей о спектакле «Затачивая до остроты»

Фото Bartolomeo Lanzetti
отзывы:
47
оценок:
49
рейтинг:
72
7

Это такой живенький, крепенький одноактный балет на музыку Вивальди и Бибера. Йорма Эло, финский хореограф, сочинил ряд довольно любопытных танцев, которые труппа, надо отметить, исполняет весьма и весьма впечатляюще. Во всяком случае, смотришь на происходящее с явным удовольствием, всецело увлекаясь одним только танцем.

1
Фото Irina Choo
отзывы:
14
оценок:
30
рейтинг:
28
7

Спасибо Платоновскому фестивалю, который недавно проходил в Воронеже, что я смогла посмотреть этот и ещё несколько балетных постановок театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в программе "Шедевры мировой хореографии". Действительно шедевры.

Да, очень непривычно, честно говоря, слышать финские фамилии в балете. Нет никаких ассоциаций. Но тем приятнее удивление и восторг после просмотра постановки. С одной стороны, полный минимализм декорациях и атрибутике. С другой стороны, совершенно непривычная хореография. Первые сколько-то минут ты не до конца её понимаешь, особенно если у тебя есть танцевальное прошлое и в голове пытаешь разложить по полочкам, что за стили и танцевальные культуры тут угадываются. Зато потом хочется смотреть и смотреть. Хореография чрезвычайно необычная и чёткая. Название "Затачивая до остроты" сюда подходит, не побоюсь этого слова, идеально. Это именно так.

0

Галерея