«Мюзикломания» заполонила мир давно. Из всех жанром музыкального театра — оперы, оперетты, музыкальной комедии, водевиля и других — мюзикл является наиболее распространенным и имеющим наибольшее число почитателей в силу своей ярко выраженной мелодичности, общей демократичности и многоликости.
История самого молодого жанра музыкального театра насчитывает уже почти полтора столетия.
В первой половине двадцатого века был создан целый фейерверк великолепных сочинений, которые впоследствии абсолютно справедливо стали называть классикой жанра: «Розмари» Р.Фримля, «Нет, нет, Нанетта!» В.Юманса, «Трехгрошовая опера», «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Оклахома» Р.Роджерса и Л.Харта, «Целуй меня, Кэт!» К.Портера, а также выдающиеся «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу и «Вестсайдская история» Л.Бернстайна.
За этот же период сформировалась мощная индустрия создания, постановок и проката спектаклей по разным странам мира. Одним из европейских центров жизни мюзикла стала Франция. Именно здесь родился один из известнейших мюзиклов «Notre-Dame de Paris» Р.Коччанте.
Бродвей 60-70-х годов прошлого столетия даровал миру незабываемые мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса, О.Хаммерштайна, «Хелло, Долли!» Дж.Хермана, «Смешная девчонка» Дж.Стайна, «Скрипач на крыше» Дж.Бока, «Человек из Ламанчи» М.Ли, «Кабаре» и «Чикаго» Дж.Кандора. В 70-е годы начинает создавать прекрасные сочинения композитор, которого очень скоро назвали королем мюзикла и чьи преобразования в этом жанре распахнули перед ним новые горизонты, новые возможности. Эндрю Ллойд Уэббер — английский лорд, мультимиллиардер, композитор, автор 15 популярнейших мюзиклов: «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Песня и танец», «Призрак оперы», «Сансет-бульвар», «Женщина в белом», «Любовь не умирает никогда. Многие мюзиклы Уэббера и других композиторов получили самостоятельную и успешную жизнь благодаря кино.
Годом рождения мюзикла в России принято считать 1975 год — это год создания первой российской рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика». Потом были «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова, «Норд-Ост» А.Иващенко, Г.Васильева, «Маугли» В.Сташинского, «Свадьба Кречинского» А.Колкера, «О, милый друг» В.Лебедева, «Мертвые души» А.Пантыкина и другие.
Вот уже более 30 лет мюзиклы в России создаются, исполняются и с интересом воспринимаются слушателями. Однако нередко звучат сомнения о будущем этого жанра в нашей стране. Но пока исследователи и критики музыкального театра пытаются решить вопрос о том, приживётся ли он в России окончательно, мы сегодня имеем чудесную возможность вспомнить наиболее яркие страницы истории мюзикла.