Театральная афиша Москвы

Спектакль Король-Арлекин

8.1

Премьера Романа Виктюка

Виктюк показывает свои спектакли от случая к случаю, но ровно в ту пору, когда другие театры уходят в отпуск, Театр Романа Виктюка разворачивает весь свой репертуар. «Король-Арлекин» — самая свежая вещь в его афише. Это пьеса Рудольфа Лотара о лицедее-самозванце, действующем под маской короля; у нас ее впервые сыграли в 1917-м в Камерном театре Таирова. Роман Виктюк повернул пьесу другим боком и увидел в ней тему художника и власти. Арлекина, который пытается не потерять себя в лабиринтах политических интриг, играет Дмитрий Бозин.

Отзывы пользователей о спектакле «Король-Арлекин»

Фото Iris
отзывы:
64
оценок:
69
рейтинг:
95
9

Король или Шут?!?

- Он срисует тебя за считанные секунды.
- Плевать!
- Осторожно, внимательно, незаметно, почти безболезненно снимет скальпель твоих движений и взглядов.
- Пусть попробует!
- Ловко слизнет одежду с привычек и слабостей.
- На здоровье!
- Незаметно изменит маску на лице, соблазнительно улыбнется и станет тобой.
- Мне уже смешно!
- Но страшно не то, что этот человек может стать тобой, страшнее то, что тебе захочется посмотреть на себя его глазами.
- Уже!
- И ты наивно полагаешь, что тебе удастся переиграть самого…?!?
- …самого Бога, на меньшее я не согласна.


И в который раз этот Режиссер повышает планку запредельных возможностей и условностей для артистов и зрителей.
И в который раз ему удается выбить почву из-под ног устоявшихся традиций, изношенных впечатлений и запрограммированных стереотипов.
И в который раз ему под силу подобрать новые акценты для человеческого восприятия и изобрести новые толчки для жизни.
Питаться театром Романа Виктюка одно удовольствие и это удовольствие можно ждать всю жизнь, а, дождавшись, не отпускать, уцепившись обеими руками, закрыв глаза и забыв обо всем на свете.
Забыв обо всем на свете и даже о себе…

Король…
Проходящие по сцене босоногие тени женщин-сомнамбул, исполняющие изломанные танцевальные «па» немецкой танцовщицы Пины Бауш, начинают представление, которое даже театром не назовешь, скорее всего, это некое театральное таинство, сплетенное из перекрестных диалогов, разнообразия музыкальных либретто и языка тела.
Развивающиеся в пестрые выкрики венецианские ткани, разбросанные столы и стулья в виртуальном cabaret (или Kafe, называйте как вам угодно), полупрозрачные двери, напоминающие кривые зеркала, шумная цирковая атрибутика, переходящая в марсианское снаряжение, железные кольчуги и шлемы, символизирующие корону. Немецкая музыка четко выстругана из резких для слуха словосложений. Изумительные фрагменты итальянских опер подчеркивают настрой и характеры героев. Наполняющие тишину звуки-раздражители создают атмосферу нарастающего беспокойства и страха. И повсюду царство спасительных и долгожданных масок вместо лиц. МАСКИ. О них можно только мечтать.
Четверка знаменитых итальянских комедиантов: неуловимый Арлекин (Д.Бозин), умничка Пантелеоне (И.Неведров), соблазнительная Коломбина (Е.Соляных and А.Подсвирова) и верный Скапино (И.Ипатко) выглядят как настоящие пришельцы из космоса с акробатической экипировкой напоминающей орудия терминатора. В качестве своей новой забавы их привозит из Венеции в свой замок принц Боэмунд, будущий наследник престола.
И закручивается извечная и не утрачивающая актуальности тема закулисных разборок сильных мира сего. Тех, кого когда-то Морис Дрюон назвал «проклятыми королями» в своей знаменитой саге. Яды решают все, холодный расчет и умение предугадывать мысли противника на несколько ходов вперед, бить по живому, добивать лежачего, уметь находить человеческие слабости и ловко манипулировать ими, драться до последнего. На подмогу приходит запах крови, смешанный с черной золой страха. Одна из изощренных развратниц рода человеческого – Власть, в который раз плюет на здравый смысл и даже на то, что на чаше весов может оказаться чья-то отрубленная с мясом голова.
Сюжет Рудольфа Лотара перекликается с шекспировскими «королевскими» зарисовками во многом, но в «Короле Арлекине» наполняемость сюжета происходит за счет театра в театре, гениального шутовства на престоле и манящего лицедейства на сцене. Пересказывать сюжет нет смысла, оставим это для убогих рецензий с «камешком за пазухой, фигой за спиной и одной извилиной».

Арлекин...
Самый наглый и дерзкий шут – Арлекин (Д.Бозин), чье истинное лицо не знает никто, по стечению обстоятельств становится во главе государства и пытается быть королем. Попытка не пытка, тем более, что на кон поставлены честь и амбиции великого Актера. Поневоле подумаешь, как жаль, что мало таких потрясающих и талантливых субстанций рода человеческого именно на троне, по сути «там» сидят бездарности, а мы им верим и что еще хуже, иногда боимся и подчиняемся их прихотям.
Диалоги пьесы Лотара скрещиваются в причудливые узоры отношений главных героев. Яркие и острые на вкус фразы спариваются, рождая противоречивые эмоции и кричащие недомолвки. Изящные подтексты-ухмылки и эротические намеки подливают масло в огонь.
Магистр - Роман Виктюк легкими штрихами дает понять, что у этой истории могло бы быть множество развитий, если бы…Внедряется «если бы» и мы послушно следуем за сюжетом Рудольфа Лотара.
Арлекина мог бы убить будущий король, и история закончилась вполне банально. Коломбина, возлюбленная Арлекина, могла бы его не полюбить, ведь женщине так трудно поверить в любовь того, кто себя не знает, а гениально может сыграть кого угодно. В конце концов, Арлекин выбрал бы Власть, за которой послушно последовали бы и любовь и талант. Только не хмурьтесь и не читайте мне морали, ведь за золотым слитком власти и любви стоит принцесса Гиза. И, в конце концов, эти два чувства можно объединить, когда на престоле сильный мужчина и, к тому же, Гений. Вот тут я позволю себя остановиться, потому что после одной откровенной сцены, мне захотелось вспрыгнуть на эти цирковые штучки-ходули «jolly-jumpers», на которых так ловко передвигаются главные герои. А одна из знаковых сцен «Короля-Арлекина» - это, как ни странно, сцена между Гизой и Арлекином. Любви между ними нет, зато сколько чувственности и понимания на уровне животного подсознания, сколько страстного желания подчинить один сильный характер другому. Он подобно крестоносцу-победителю, она словно вылупившаяся куколка из кокона зла, или мумия из кровавого покрывала.
Великий режиссер ничего и никогда не делает просто так, вот в чем все дело. В каждой мелочи океан смыслов и наблюдений. По сути, театр, культивирующий женщину, отдает именно ей «закулисную власть». В спектакле много прекрасных и сильных женщин. Убитая горем и ослепшая от выплаканных слез королева Гертруда (Л.Погорелова) играет величие женщины, выбравший долг, а не чувства. Она истощена и власть ей не под силу. Double Коломбины (Е.Соляных and А.Подсвирова) играют две стороны женщины: равнодушной и влюбленной, инь и янь, «да» и «нет». Я вот думаю, кто из них в ближайшем будущем одержит победу? Конечно, у меня есть кое-какие предположения, но пока спрячу их, а заодно проверю свою интуицию.

ИЛИ...
И все бы хорошо складывалось, если бы не одно НО: Арлекин (Д. Бозин) - Гиза (Е.Карпушина). Вот тут идет огромная волна диковатой и буйной энергетики двух лидеров. Ведь они изначально симпатизировали друг другу. Арлекин восхищается красотой и смелостью Гизы, а та в свою очередь в мыслях изменяла будущего жениху именно с Арлекином. Ей его настоящее лицо было не важно. «Все не так уж важно…», на самом деле. А теперь на секундочку возможных желаний представьте, что Арлекин остался бы с Гизой. Вот кто бы мог править миром и страной. Два сильных характера с животными инстинктами идеально подходят друг другу. В крайнем случае, Арлекин отрубил бы голову Гизе, или она бы его отравила. Но это, в крайнем случае, а для начала: маленькое снисхождение, легкая уступка, лишняя ласка перед убийством.
В конечном результате, на престол становится безвольный слабак - Эццо, удобный для всех, и в первую очередь для Гизы, которая останется на троне серым кардиналом.
А на сцене будет царствовать Арлекин. В маске ли он или без маски, настоящего его лица мы никогда не увидим и не узнаем. Он вселенская загадка и тайна. Не стоит пытаться открывать ее. Дна у масок такого человека нет и никогда не будет. Даже если вам вдруг покажется, что вы увидели его лицо, не верьте, все мираж и обман. Только проявите чуточку осторожности по отношению к себе, потому что если Арлекину удастся заглянуть под вашу маску, или вам не хватит времени сменить старую маску на новую, вам придется туговато.

И в который раз я понимаю, что совсем не знаю театр Романа Виктюка и его великих Лицедеев
Все что они говорят мне знакомо, понятно, не ново, а вот СЕБЯ каждый раз открываешь заново.
На меньшее я не согласна…

4
Фото Ирина  Яцынина
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
20
9

«КОРОЛЬ-АРЛЕКИН»
Постановка Р.Виктюка
Сценография – В.Боер
Премьера – 2010 г.

«Играет каждый только роль…»
Р.Лотар

Причудливая фантазия Романа Виктюка погружает действие пьесы Рудольфа Лотара в пространство театрального Кафе «Мюллер» Пины Бауш.
Странная угловатая пластика выдающейся танцовщицы навеяла режиссеру дух и атмосферу этого спектакля. Лицедейство, сила воображения артиста, сопоставление жизни и сцены – вот та отправная точка, где пересекается творчество П.Бауш, Р.Лотара и Р.Виктюка.
В 1917 году Александр Таиров впервые в России поставил пьесу этого выдающегося австрийского мыслителя. Однако спектакль просуществовал недолго и был запрещен по цензурным соображениям.
В спектакле «Король-Арлекин» множество смысловых и пространственных пластов. Пространство Кафе «Мюллер», в которое помещено действие пьесы Р.Лотара, - вот первый и второй уровни. И третий уровень пространства – шекспировский прием «спектакля в спектакле», когда труппа Арлекина показывает свое искусство придворным.
Оговорюсь сразу: я не увидела в спектакле недостатков, о которых пишут многие критики этого произведения. Мне он показался точным и законченным, а в сценическом воплощении (т.е. в том, что получилось «на выходе») ясно читается идея постановщика, и, судя по всему, режиссерское «послание» зрителям, отраженное в спектакле, этой идее абсолютно соответствует. Конечно, Виктюк остается верен своей стилистике, но ведь, как сказал Пушкин, «художника следует судить по законам, им самим над собой поставленным».
Как всегда у Виктюка, пластика актеров безупречна, а это тем более важно в произведении, посвященном выдающемуся хореографу.
Лицедейство в жизни и на подмостках, масочность самой реальности – вот первая раскрываемая постановщиком тема в этом спектакле об актерах. История о лицедее, примеряющем маску и роль короля, - история вневременная. Коллизии этих превращений не имеют конкретной даты – все это могло происходить тысячу лет назад или вчера.
И ключ к пониманию этой режиссерской мысли дают костюмы персонажей. Это костюмы-символы. Женщины в белых длинных рубахах отсылают нас к хореографии Пины Бауш. Гиза, невеста короля Боэмунда, появляется в странном пальто с огромным лисьим воротником, который обозначает королевскую власть и стремление к этой власти во что бы то ни стало. Пожалуй, этот воротник – эквивалент горностаевой королевской мантии.
Увидев куцее пальтишко Эццо, любовника Гизы, мы сразу понимаем: этот человек не создан для власти. Да, его коронуют в финале спектакля, но это скорее результат случайного стечения обстоятельств и игр придворных «кукловодов». Не зря же на него надевают невидимую корону, а не рыцарский шлем, в течение всего действия служивший одним из символов реальной власти.
Мы все всего лишь играем роли – говорит нам режиссер. Надев маску, мы часто заигрываемся, начинаем принимать ее за настоящее лицо, и порой она прирастает.
И только лицедеи не забывают главного закона жизни: все это только игра. Истинно и абсолютно только лицо Бога.
Костюмы будто специально собраны из разных эпох, чтобы намекнуть нам на вневременность, вечность тем, затронутых в спектакле. И не важно, что символизирует власть и неразрывно связанные с ней кровь, смерть и пренебрежение к человеческой жизни, - рыцарские доспехи или современные бронежилеты и установки «град».
Арлекин примеряет на себя маску Короля, и очень скоро начинает ощущать ледяное дыхание власти. Он слишком живой, чтобы остаться здесь, для художника естественно испытывать отвращение к лицемерию и пустоте жизни сильных мира. И даже король здесь не может быть свободным - он лишь марионетка в придворной игре и должен жить по ее жестким правилам.
Противопоставление живого и неживого, жизни и убийства – вообще одна из любимых тем Виктюка. В этом спектакле режиссер решает ее с помощью рядов стульев, которые будто нарочно мешают людям передвигаться по сцене. Арлекин, будучи еще всего лишь лицедеем, по приказу своего хозяина-короля (позже убитого им) пытается собрать эти стулья и унести, едва не падая под тяжелой ношей. И вот он же, Арлекин, но уже надевший маску короля, снова собирает и наваливает на себя те же самые стулья… В жизни ничего не изменилось. Поменялась только маска...
Неожиданно сильно и остро звучит в спектакле антивоенная тема. Она решена с помощью металлических ходулей, на которые встает Арлекин в образе короля и которые в руках персонажей вдруг становятся оружием, похожим на современные автоматы. Из этих автоматов то ли в шутку, то ли всерьез они расстреливают все живое вокруг.
Антимилитаристский пафос спектакля особенно актуален сегодня. Когда, включая телевизор во время новостных выпусков, видишь, как по приказу власть имущих бомбят мирных жителей – стариков, женщин, детей, - начинаешь сомневаться в том, что сильные мира сего «сделаны» из плоти и крови, как и все нормальные люди. Ведь их представления о смерти, о ценности человеческой жизни не имеют ничего общего с понятиями о гуманности, сочувствии, сопереживании. Они убивают – и не находят это чудовищным…
Актерский ансамбль, как практически всегда у Виктюка, безупречен. О работах многих артистов (например, Д.Бозина) уже сказано много хороших и абсолютно заслуженных слов.
Но мне хотелось бы остановиться на прекрасном трогательном образе королевы Гертруды, который создает актриса Л.Погорелова. Каждое движение, каждое слово, сказанное высоким детским голосом, работают на раскрытие образа героини. Мы видим беспомощность королевы перед трагическими обстоятельствами. Однако в ситуации выбора между личными желаниями и благополучием искренне любимой ею страны королева выбирает последнее. Пожалуй, из всех персонажей спектакля только королева Гертруда абсолютно чужая в этом дворцовом лицемерном мире. Она по своей природе не может в него встроиться и становится его жертвой. Гертруда, как ребенок, не способна притворяться. Она понимает, что, находясь здесь, не сможет жить в согласии со своей совестью, и монастырская келья, где она оказывается в конце спектакля, выглядит закономерным финалом ее метаний.
Теме борьбы за власть в спектакле всегда сопутствует красный цвет. Это цвет крови и убийства – ее непременных попутчиков. Преступников заворачивают в красные полотнища, на трапеции, сделанной из этого же куска красной ткани, кружится Арлекин-король.
Однако живое лицедейство и мертвечина трона – несовместимы. И Арлекин выбирает свою единственную истинную маску. Выбирает живые чувства не предавших его друзей-актеров, любовь Коломбины. Мертвым дворцовым играм он предпочитает свое призвание:
«В одном лишь королевстве
Королем хочу я быть.
И это королевство –
Подмостки сцены».

Ирина Яцынина

2
Фото Елена ККК
отзывы:
249
оценок:
387
рейтинг:
231
9
Кто не видел этого спектакля - смотреть!

Недавно я вновь побывала в Доме Света на Стромынке, на этот раз смотрела "Король-Арлекин". Это спектакль "с историей" - пьесу австрийца Лотара впервые в России поставил Александр Таиров еще в 1917 году, но спектакль очень быстро запретили. И следующая постановка - Романа Виктюка, в 2010! Но Роман Виктюк не ограничился собственно пьесой, он привнес в постановку много от творчества Пины Бауш, легендарной немецкой танцовщицы и хореографа. Именно ей и посвящен спектакль. На сцене мы сразу видим явную отсылку к постановке Бауш «Кафе Мюллер» - кафе, где люди, которые потеряли надежду и способность любить, переживают своё одиночество. Собственно, и движения женщин явно от Пины Бауш. На сцене - история влюбленного в Коломбину Арлекина, который в припадке ревности убивает наследного принца, а затем, скрывая преступление, решает выдать себя за наследника престола. После смерти короля Арлекин занимает его место, но... По сути, тут все герои - те самые одинокие люди со своей историей, не умеющие любить. Ну или почти все. Действующие лица и исполнители Арлекин - Дмитрий Бозин Панталеоне - Игорь Неведров Коломбина - Анна Подсвирова Скапино - Михаил Урянский Королева Гертруда - Людмила Погорелова Боэмунд, сын Гертруды - Павел Новиков Танкред, брат короля - Александр Дзюба Гиза, дочь Танкреда - Екатерина Карпушина Принц Эццо, кузен Боэмунда - Станислав Мотырев 1-й придворный - Антон Даниленко 2-й придворный - Глеб Аносов Постановка Романа Виктюка, как и всегда, прямо таки перенасыщена... всем. Здесь невероятный накал эмоций, своеобразная, пробуждающая и очаровывающая музыка, оригинальные костюмы, какая-то особая декламация, невероятная пластика (режиссер по пластике Владимир Аносов, которого я помню и по работам в театре Моссовета, и в Сфере) и масса эффектов (весьма неожиданных для меня). Тут и ходули, и джамперы, и номера из акробатике на полотнах (а в джамперах на полотнах - каково?!).
С костюмами особый случай - костюм Арлекина, на удивление, совсем не яркий и не пестрый - напротив, это нечто черное и обтягивающее, напоминающее форму студентов-театралов - идеальный вариант для любого перевоплощения, минимум личного в образе. Впрочем, и у соратников его, Панталеоне и Скапино, такая же "униформа". Но создатели пошли еще дальше, заставив Арлекина весь спектакль играть в маске, полностью покрывающей всю голову, с прорезями для глаз. Как Дмитрию Бозину удалось при этом настолько точно... даже не играть, а буквально превратиться в Арлекина, пользуясь только пластикой и голосом, заставить нас всех видеть его, сопереживать ему - загадка. Но это было прекрасно! Арлекин тут - создание сложное, полное и желаний, и сомнений, и любви, и ревности, и благих намерений, и страстей. И мы имели возможность рассмотреть ясно каждое из этих чувств.
Второе любящее существо в спектакле - конечно, Коломбина. Здесь все просто - кого ей было любить, как не Арлекина? Но вот сила этого чувства, кажется, удивила даже ее саму, когда девушка поняла пропасть, отделяющую силу ее страдания (по случаю предполагаемой смерти Арлекина) от переживаний товарищей, и собственную готовность убить в мщении. Замечательна Анна Подсвирова в этой роли.
Неожиданно поразил меня Игорь Неведров (Панталеоне). Потрясающий у него получился персонаж, такой честный шут, милый плут, добрый друг... До этого я Игоря видела в спектаклях "Крылья из Пепла" и "Федра", но очевидно, что-то в нем не разглядела :)
Чтобы не скатиться в пересказ истории, заканчиваю на настоятельной рекомендации тем, кто не видел этого спектакля - смотреть!

0
Фото Анна Мартынюк
отзывы:
16
оценок:
29
рейтинг:
0
10

Наверное нет в Москве и России человека, который не слышал бы имя Романа Виктюка.
Многие , как и я до этого дня , никогда не видели его спектаклей, но знали, что это нечто совершенно особенное, яркое и эпатажное. Вокруг него всегда много споров, разговоров , и отношение людей распределяется от восторга до негодующего отрицания .
Созданный им театр привлекает своим экстремизмом, совершенно новым взглядом на человеческие отношения и, кажется, имеет собственную философию.
Но обо всем по порядку…
Особенность этого Театра, что он режиссерский , во всем, без исключения , видна и чувствуется рука Маэстро. Идея создания театра возникла в 1991 году Театр возник из антрепризы.
Государственным его назвали только спустя пять лет после своей первой премьеры, в 1996 году. На то время в спектаклях неоднократно принимали участие многие звёзды .
Мне же посчастливилось посмотреть постановку "Король-Арлекин ".
Он захватил, удивил и потряс меня . Непривычная манера игры актеров , с такой высокой патетикой каждого слова , что кажется словно их голоса вибрируют звоном и бесконечным эхом . Из удивительная пластика, невероятные по своей экспрессивности движения , непривычные сценические приемы ...
И действие состоит из актерской страсти, акробатических головокружительных трюков, и резких ударов-бросков реквизита о сцену.
На сцене два портрета Пины , и движения актеров достойны этого имени . Они резкие и плавные, оборванные и законченные , импульсивные и вкрадчивые . Языком тела передано так много, что кажется можно убрать текст и движения актеров зазвенят натянутыми нервами человеческих душ.
А на сцене звучит странное смешение музыки из Травиаты Верди , роковых композиций и ударов человеческого тела о гремящий металлический реквизит .
История и проста , и невероятна сложна . Она о том , что скрывается под нашей маской ? Настоящее ли лицо , или ещё одна маска? И сможешь ли ты выдержать эту жизнь, нося на себе чужую личину ?
Удивительная находка режиссера , и на меня она произвела огромное впечатление - использование в спектакле джемперов ( этих приспособлений для прыжков). Кажется, ну что можно особенного придумать с ними ? Но по замыслу режиссёра в руках актеров они становятся невиданным оружием , похожим на фантастическое будущее , или же друг Арлекина , прыгающий на одном джампере , словно легендарный горбун, и даже выполняющий на нем фуете . Отдельные аплодисменты за такое мастерское владение всеми видами сценического движения и танца , до степа включительно .
Ещё одна режиссерская находка - красные полотна, свисающие с потолка - они словно артерии , наполненные кровью , которые пульсируют с героем, пока он жив , и , извиваясь, умирают вместе с ним .
Совершенно ошеломлена, очарована, околдована, теперь я тоже в рядах влюблённых в творчество этого Театра и , непосредственно, в талант самого Романа Виктюка .
С удовольствием посмотрю другие постановки в этом Театре .

0
Фото Анастасия Антонова
отзывы:
43
оценок:
43
рейтинг:
9
9

"Король Арлекин" в театре Романа Виктюка - еще один стильный, романтичный и изысканный спектакль. Это прежде всего красивая форма, выражающая внутреннее состояние, в движениях - чувства и невероятная энергия. Пластика то волнообразная, скользящая, нежная, то резкая, нервная, обрывистая, разорванная. В ней любовь, страх, агрессия, тоска и одиночество, потерянность. Движения выглядят немного смешными, но по большей части трагичными, постановка вызывает самые восторженные чувства, не дает ответов и однозначных объяснений, в воображении смыслы дорисовываются сами.
Сценическое оформление как всегда красиво и оригинально: светящиеся буквы kafe и портреты танцовщицы (вероятно Пины Бауш) приглашают в театр танца, этот танцевальный авангард. За прозрачными стенами открывается новый мир - мир циркового искусства, яркие ленты-канаты, кубы, ходули, которые созданы для бродячих артистов Арлекина, Коломбины, Панталеоне. В спектакле очень много воздуха, пространство расширяется, трюки на канатах откровенно восхищают, хвала Дмитрию Бозину и Игорю Неведрову за виртуозное исполнение цирковых элементов.
И эти черно-белые контрасты.. Арлекин на протяжении всей пьесы в черной маске, его лицо исчезло, стерлось, всю жизнь он играет какие-то роли. Все мужские персонажи в черном, женские - полуобнаженные, слегка обезумевшие, в светлых простых, но изящных длинных платьях. Коломбина, Гертруда, Гиза - наваждения, невероятно красивые и предельно откровенные.
Страсть, инстинкты, мудрость, безграничное творчество, жажда познания, выход за границы - все есть в этом спектакле. Вдохновляют эмоциональная сила, энергия, язык тела, какая-то новая реальность.
О чем эта постановка? На мой взгляд, прежде всего о любви и поиске смысла жизни. Арлекин, побывав в роли короля, вернулся к себе истинному, понял, что счастье - это не мнимая власть, а любовь и свобода. Перед нами - путешественник, бродячий артист, собирающий в пути яркие опасные впечатления.
Благодарю театр Виктюка за очень интересный спектакль!

0

Галерея