Театральная афишаМосквы

Спектакль Карл Маркс: Капитал, том 1

Постановка Rimini Protokoll
оценить

Немецкие марксисты обсуждают «Капитал»

Знаменитая группа режиссеров-документалистов ­Rimini Protokoll привозит в Москву немецких ста­риков, которые со сцены читают Маркса и рассказывают о прошедшей жизни.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Кристина Матвиенко
отзывы:
28
оценок:
21
рейтинг:
18
9

Новый проект потрясающих зануд-документалистов

Немецко-швейцарская группа Rimini Protokoll делает свои документальные перформансы с 2000 года. Тогда трое друзей, учившихся в театрально-прикладном институте в Гессене, придумали свой первый проект «Формула-2». Хельгард Хауг, Даниель Ветцель и Штефан Кеги из окон ежедневно наблюдали старушек, двигавшихся по одному и тому же маршруту из дома престарелых. Старушек упросили рассказать со сцены о своем прошлом. У одной было плохо с памятью, поэтому на сцену посадили суфлера с флажком — таким, какой бывает на гонках «Формулы-1».

Тогда же выковалась их собственная формула: наблюдать за жизнью, искать необычное в привычном, использовать непрофессиональных актеров, играть в нетеатральных местах и не бояться быть скучным. Последнее им точно не грозит. Логика создателей одного из самых успешных в мире «реалити-трендов» проста и убедительна: нет ничего интересней жизни, а значит, велкам в Музей радио, в бундестаг и на стамбульскую помойку. Живое свидетельство принадлежит живому человеку, считают в Rimini Protokoll, — поэтому все роли в их проек­тах исполняют сами «доноры». В «Мнемопарке», уменьшенной копии швейцарской железной дороги, старики аккуратно водили крошечные модели паровозов и вспоминали о прошлом. Герой «Золотой тектоники мусора» — стамбульский мусорщик Дагакар. Экскурсию по Берлину проводили (дистанционно) девушки из калькуттского call-центра. То есть сплошь эксперты в своем деле. Любители они лишь в одном — в актерском искусстве, но кого волнует хорошо поставленный голос, если на кон поставлена правда жизни.

Самый «занудный» проект Rimini Protokoll привозит на нынешнюю «Территорию». Ветцель и Хауг поставили на авансцене стеллажи с книгами, усадили седобородого ученого-марксиста из бывшей ГДР с томиком «Капитала» и привели еще семерых людей разных возрастов и профессий, которым есть что сказать и про Маркса, и про свою жизнь. «Карл Маркс: Капитал, том 1» в чтении и воспоминаниях наших современников оказался энциклопедией жизни, казалось бы, безнадежно канувшей в Лету. Затверженные максимы по политэкономии отзыва­ются в каждом постсоветском человеке, если ему под или за сорок; но в спектакле есть и совсем молодой человек, член нынешней Компартии Германии.

У Rimini Protokoll куча европейских наград, в том числе почетное упоминание на Международном конкурсе киберискусств. И это самая правильная для них награда: дело не только в технических сложностях, с которыми неизменно связаны их проекты. Дело в самом подходе: в руках у таких умельцев театр становится инструментом познания реальности.

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея