Театральная афишаМосквы

Спектакль Константин Райкин. Вечер с Достоевским, Москва

Постановка Сатирикон
8.6
оценить
Расписание и билеты

Моноспектакль Константина Райкина

Режиссер Валерий Фокин, композитор Александр Бакши и художник Александр Боровский — команда, создавшая знаменитые «Нумер в гостинице города NN», «Превращение», «Шинель», — сработала в «Сатириконе» моноспектакль Константина Райкина. Сценическое переложение повести Достоевского «Записки из подполья» в исполнении Райкина оборачивается грандиозным сеансом обличения низости человеческой природы.

Создатели

Место проведения

Планета КВН

Планета КВН

7.1
телефон +7 (495) 966 34 34
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 12.00–20.00 (касса)
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1107
9

Моноспектакль Константина Райкина

Сцена «Сатирикона» закрыта глухой стеной, актеру оставлена узкая полоска авансцены. Райкин выходит перед стеной с книгой в руках, открывает ее на­угад — и зачитывается. Публика привлекает его внимание смехом. Удивительная реакция, принимая во внимание, что после картины 1976 года «Труффальдино из Бергамо» других комедийных ролей он не играл. «Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться, — обращается он к залу, — ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым». На «насекомом» переглядываются те, кто помнит его в «Превращении», сделанном той же командой — режиссер Фокин, композитор Бакши, — там он превращался в насекомое. Вообще, нравственные мутации, подвалы сознания — давний предмет исследования Райкина. В нем не хватало только «Записок из подполья».

Райкин читает книгу вслух. Откладывает, как бы примеривается к тексту, потом ныряет в него с головой — и тогда об актере Райкине забываешь напрочь. В стене появляется дверь, другая — из одной появляется трио музыкантов, за другой Райкин исчезает, чтобы переодеться в потертый халат. По стене летит анимационный мокрый снег и бродят тени. Первую отбрасывает он сам. Тень отделяется от него и растет подобно тому, как растут его гордыня и презрение к себе. Он ищет истоки своей муки в молодости — тогда, обиженный товарищами, он отомстил за унижение беззащитной проститутке Лизе. На стене рождается тень Лизы. Он хлещет ее словами, и тень встает со стула и понуро уходит. Снова рождается и уходит. Целая вереница Лиз проходит через него, возбуждая в нем поток самообвинений. «Это болезнь, настоящая, полная болезнь. Для человеческого обихода слишком было бы достаточно обыкновенного человеческого сознания, то есть вполовину меньше той порции, которая достается на долю развитого человека нашего несчастного столетия».

Райкин исполнил диагноз самым грандиозным образом. Но он не только выдающийся актер — еще и моралист. В финале он выходит из образа: «Ведь я только доводил в моей жизни до крайности то, что вы не осмеливались доводить и до половины да еще трусость свою принимали за благоразумие. Так что я, пожалуй, еще живее вас выхожу. Да взгляните пристальнее!» Обличения, скажем прямо, вечера не украшают, хотя и не в силах его испортить.

На премьеру привезли пожилую женщину. Это было душераздирающее зрелище — женщина с трудом поднималась по лестнице к театру. Там ее ждала ин­валидная коляска, но в театре предстояла еще одна лестница, круче прежней. Я вспомнила о женщине, когда в конце зал подхватился на ноги — и те, кто пом­нит Труффальдино, и те, кто видел Грегора Замзу, — и аплодировал стоя. Я вспомнила о женщине и позавидовала: вряд ли, когда я буду в ее возрасте и состоянии, найдется другой такой спектакль, ради которого стоит встать и идти — даже когда ноги уже не носят.

9

Отзывы пользователей о спектакле «Константин Райкин. Вечер с Достоевским»

Фото Alex Vah
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
21
7

Сразу же хочу предупредить тех, кто хочет посетить спектакль и рассчитывает приятно провести вечер в театре в компании талантливого актера, это спектакль не для этого. Вам предстоит тяжелая работа по психоанализу говна в человеческой душе. Вернее до какой мерзости и ничтожества может довести себя человек ненавидящий всех и себя в том числе. Поражаешься современности Достоевского, полное ощущение, что портреты написаны из сегодняшней жизни. Например, чиновник, который боится брать взятки и который ненавидит своих посетителей, находящий наибольшее в своей жизни наслаждение, если у него появляется возможность отфутболить их. Кто может сказать "я люблю Достоевского" (такого), если это не простое человеческое тщеславие, попытка сойти за умного, или любовь пациента к доктору-психиатру.
Пересказывать содержание спектакля не имеет смысла. Если вы готовы к тяжелой работе, то вперед, думаю спектакль не оставит вас равнодушным и точно будет полезен для души.

5
Фото Катерина Лисейчева
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
9

…Зрительный зал в ожидании. Голос Константина Райкина убедительно просит Вас выключить мобильные телефоны. Все как обычно. Кроме одного - неожиданно этот человек стремительно взлетает на сцену – нет ни намека на 19 век: современный костюм, современная речь, современный человек с обаятельной улыбкой и томиком Достоевского. И он начинает свой обычный диалог с залом. Он просто начинает будоражить ваше сознание, трогать ваш пульс и заботливо поправлять повязку из стереотипов о театре, актерах, спектакле, жизни, на вашей голове.
Моноспектакль «Вечер с Достоевским» - это переложение Валерием Фокиным памфлета «Записки из подполья» Федора Михайловича. Спектакль разделен на две части, каждая из которых воспринимается совершенно по-разному и каждая, как отдельный мини-спектакль. Первая – это вскрытие вен цивилизации, это разговор о главном: о религии, о человеке, о жизни. Этот взгляд классика пугает своей правотой, сразу становится как-то неудобно и за свои мысли, и за свое понимание жизни, которое вдруг в некоторых местах обнаруживает явные прорехи. Этот «больной, злой и непривлекательный человек» под звуки африканского барабана и немыслимых музыкальных импровизаций начинает говорить, объяснять, кричать, танцевать, метаться по сцене. Райкин то тихо, вкрадчиво беседует с вами, и вы запускаете его к себе в душу, то начинает громко говорить в микрофон - психологический прием активизации внимания на главном, когда по сути, главное все.
Огромную роль играют декорации, которых «нет». Пустая, вытянутая сцена, уменьшенная донельзя (хотя истинный театрал подтвердит, что сцена в «Сатириконе» - одна из самых больших в Москве) создает впечатление замкнутости жизни и момента, когда уже некуда отступать и нужно говорить, объяснять, заставлять поверить. Почти весь спектакль в зрительном зале не гаснет свет - мы под пристальным взглядом Достоевского, мысли которого входят в нашу голову речитативом, криком врываются в душу. Страшно, Господа…
Вторая часть поражает своим временным спокойствием. Она, безусловно, легче для восприятия, даже психологически. Подпольный человек рассказывает свою историю утонченного мучения заблудшей души, историю взаимоотношений с проституткой Лизой. Здесь он уже гораздо ближе к зрителю, он как бы смотрит на все произошедшее со стороны, из будущего. Невероятное впечатление производят тени, вырастающие за спиной Подпольного: тень проститутки, тень человека, тень совести, тень жизни. И именно в этот момент кажется, что этот злой, циничный подпольный человек страдает. Страдает душевно и не может найти выхода. Но вот в чем вопрос: а есть ли душа? Словно скальпелем снимает герой с себя словами полотно жизни, и что мы видим - души нет. Она умерла. Или не рождалась вовсе.
«Стало быть, это уж не литература, а исправительное наказание…» - пишет Достоевский. Спектакль позволяет пережить некий модерновый катарсис: на свежие раны Райкин своим талантом накладывает шов, не позволяя зрителю уйти опустошенным.
Вечер с Достоевским окончен. Но вот парадокс: занавеса нет не только в декорациях, занавеса нет и в жизни, потому что вопросы, поднятые автором, режиссером и актером - вечные. Опустить занавес - значит расстаться с душой. Непозволительная роскошь для и так бездушного мира.


3
Фото Анна А
отзывы:
23
оценок:
28
рейтинг:
15
9

Мой вам совет - заканчивайте читать рецензии, сходите в Сатирикон и убедитесь сами насколько гениальной может быть игра.

Когда внутри тебя все переворачивается, и ты забываешь где находишься, вывод напрашивается сам собой: "струны души задеты, да так, что слышно звон". Говорить после спектакля не хочется. Да и не обязательно это, все и так понятно.

Послевкусие долгое и терпкое

1
Фото Николай Дрогайцев
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
8
7

То, что творит Райкин на сцене сложно назвать просто "моноспектаклем". Я бы сравнил это с сеансом мощного, порой невыносимого зрительского самоанализа, основанного на произведении величайшего психоаналитика человечества - Достоевского.
На полтора часа вы переноситесь в самое подполье людского, русского мышления: сперва на уровень природного, животного подсознания (танцы, барабанные ритмы и ужимки), затем выбираясь выше - к любовным чувствам к бедной Лизе, но вовсе не на поверхность, к свету - любви и пониманию, а к глубинам трагичного самобичевания влюбленной души. Путь зрителя сквозь две части спектакля - это путь человека, вынырнувшего на последнем дыхании из глубокой воды и глотнувшего свежего воздуха, но обнаружевшего себя всего лишь в тёмной пещере. И очень хочется всё же увидеть яркое пятно света там, где есть воздух - понимание и любовь, но выход из этих глубин творчества Достоевского на поверхность надо, наверное, искать на самой глубине. Величина актерского таланта Константина Райкина погружает вас туда с головой.
Да, это не спектакль для отдыха и "релакса" после рабочего дня или тяжелой недели. Вы пропустите через себя 90 минут гигантского по объему речетатива "Записок из подполья" в обрамлении потрясающе живых световых эффектов в виде мягкого снега и мрачных питерских теней. Это зрелище завораживает и затягивает, усиливая и без того мощную текстовую нагрузку.
Думаю, сама природа этого спектакля, его основы в виде "Записок из подполья" не могут вызвать у зрителя единственного мнения и реакции на этот мощнейший спектакль. Его понимание приходит через уникальность мышления каждого зрителя, оно же определяет отношение к нему в виде восторга или полнейшей антипатии.
Достоевский для русской культуры - неисчерпаем, глубок и всё ещё не разгадан. Вся наша глубоко аморальная, преступная современность и неустроенность душ и общества говорит нам о том, что изучать Достоевского надо.
И вряд ли вы найдёте для этого что-то более сильное в визуальном плане, чем этот спектакль.

1
Фото Olya Maximova
отзывы:
7
оценок:
14
рейтинг:
19
7

Все что я смогла взять для себя из этого моноспектакля - это то, что нельзя заниматься самокопательством, переливанием из пустого в порожнее. Все конечно, время бежит и надо жить здесь и сейчас. Нельзя зарывать себя в тупики своего сознания, ограничивать обилием своих мыслей, безумно, да-да, именно безумно противоречащих друг другу.
Я не берусь говорить, что я все поняла, как пытался донести Райкин. Большая часть впечатлений - это ощущения, а не мысли, которые можно туго плавить для понимания. Мне очень понравилось. Энергетика прошибла зал насквозь и схватила за притихшие кусочки души. Удивительно, но в один момент мои глаза даже наполнились слезами. В общем рекомендую всем, кто страдает перфекционизмом =)))

1

Галерея