Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.3

Спектакль
Призраки

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Евгений Писарев ставит Эдуардо Де Филиппо

Неисправимый романтик и оптимист Паскуале (Игорь Хрипунов) поселяется с молодой женой ­(Анастасия Городенцева) в таинственном доме, в котором, по преданию, обитают привидения. Однажды он встречает в доме красавца Альфредо (Виталий Егоров), но он скорее готов поверить в призраков, чем уличить в неверности жену. Знаменитую комедию итальянца Эдуардо Де Филиппо в МХТ ставит главный по комедии города Москвы Евгений Писарев.

Драматический
Евгений Писарев

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Эмилия Деменцова
135 отзывов, 191 оценка, рейтинг 206
23 ноября 2010
«Призраки»: обыкновенное чудо

Чудес не бывает. Это правда жизни, а точнее суровый приговор действительности. Есть, конечно, семь чудес света, но они материальны. А чудесам так не идет материальность. Чудо – это ощущение. Его, если повезет, можно испытать в театре. Но даже там, в мире, созданном на один вечер, чудеса редки. Сегодня все больше чудят, чем чудодействуют. Одна надежда на сказки. Там без чудес никак нельзя. Только на то она и сказка, что поверить в нее трудно. Все в ней призрачно, иллюзорно. Но если реальность далека от сказки, а сказочник весьма убедителен, то можно и ввериться ему. Только важно не позабыть, что не у всех сказок счастливый финал…

Дрожащий огонек свечи отбрасывает тень на стены, угадываемого на сцене дома. Дрожащий потому, что человек, несущий подсвечник, хотя по комплекции и не должен быть из пугливых, явно встревожен посещением этого таинственного особняка. Так с игры теней и видений начинается эта сказка для взрослых. Сказка, по своей кажущейся невероятности, ничуть не оторванная от жизни. В МХТ им. Чехова режиссер Евгений Писарев поставил спектакль «Призраки» по пьесе Эдуардо де Филиппо.

Истории Эд. де Филиппо из жизни неаполитанцев, принципиально не отождествляющих себя с прочими итальянцами, нам известны в основном по фильмам с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Знание это весьма скудно. Актера, режиссера, сценариста, драматурга и родоначальника новой страницы театральной истории Италии, сценические подмостки сегодня незаслуженно подзабыли. Впрочем, если вспомнить отдельные опыты его постановок в России последних лет, то понимаешь, что иногда лучше забыть, чем осквернить память пошлым воспоминанием.

Прочувствовать и выдержать стиль автора, переносящего порой фарсовые сюжеты в повседневный быт обычных людей, сталкивающего комизм и отголоски неаполитанской комедии масок с трагизмом и подлинными переживаниями, под силу немногим. Евгений Писарев – мастер комедий, не лишенных подтекста. Он не боится надоесть или заставить зрителей заскучать, рассказывая им истории о мечтателях и фантазерах, будь то английский мистер Пиквик или нашенский Иванушка-дурак. Теперь к ним присоединился и неаполитанец Паскуале Лояконо.

Героям, с которыми работает Е.Писарев, жизнь могла бы вынести приблизительно один диагноз – эскапизм, безусловную открытость для чуда: они и чу/дны, и чудны/ одновременно. Однако это не делает спектакли режиссера однотипными. Разве что одинаково стильными. И в этом авторский штрих. От Неаполя в спектакле - голубое небо и решетчатые балконы, на которых главный герой воспаряет в прямом и переносном смысле. И, конечно, невозможно помыслить себе Италию без канцон: песен, исполняемых в живую, под аккомпанемент настоящего оркестрика, в спектакле хоть отбавляй, впрочем, убавлять не хочется совершенно ни «Чучареллу», ни отрывки из «Травиаты». А разве могли бы быть «Призраки» без оперы?

На голубом прозрачном фоне (художник З.Марголин) развернется не призрачная история о человеке, переехавшем в дом, как говорят, с привидениями, взявший с собой жену, шкаф с ее любовником, и призраков (на сцене не появляются, впрочем, как знать). Небо со временем посереет, но ведь и жизнь небезоблачна.

Спектакль сделан с душой и для души. Кстати, герои у автора обозначены как души – страждущие или заблудшие, мятущиеся или бесполезные. В общем, определений на душу населения хватает вполне. Каждый герой – типаж: это отсылка к комедии масок. Любопытно, но есть версия, что само слово «маска» происходит от позднелатинского masca, т.е. «призрак». Спектакль сделан со знанием и уважением итальянской традиции площадного театра. Здесь помост, на котором и происходит действие, дзанни (слуги) – два грузчика «одинаковых с лица» (А. и В. Панчики), манера игры с обращением в зал, с пластикой, подкрепляющей слово. Здесь есть свои Тартальи, Скарамуччи и Пульчинеллы. Каждый из героев имеет свой фирменный «дефект» – кто-то не в меру полон, кто-то слишком высок, кто-то картавит, а кто-то и вовсе с трудом произносит слова. В окружении этих «нескладных» людей маленькому человеку Паскуале (И.Хрипунов) трудно даже в восемнадцати комнатах уместить свои бесплотные мечтания. Не вмещает старинный дворец воздушные замки героя. Все время кто-то врывается и мешает выпить свои желанные полчашки кофе: то покинутая неверным Альфредо (В.Егоров) Армида (К.Бабушкина) с душой и голосом Травиаты, со всем семейством в придачу, то крупный привратник (А.Семчев) с душой мелкого жулика, а то и просто новый день с новыми счетами и долгами залетает во все 68 балконных дверей.

Спектакль очень точно жанрово выстроен. Истории с сильным игровым началом противопоказан натурализм и реалистическое изложение. Впрочем, «игра» не лишает ее психологизма, и, когда нужно, маски отбрасывают и напоминают о русском драматическом театре и искусстве переживания. Здесь, как и задумывал автор, встретились комедия и драма, проза и поэзия жизни. Не позабыли и про иронию, но не язвительную, не едкую. Не осталось места только для злобы и пошлости, это, конечно, отрывает от дня сегодняшнего, но за это можно только поблагодарить.

Историю о человеке, укрывшемся от гроз жизни в собственном мире грез, играют не насмешливо, не осуждая и не вынося приговора. Если для вас герой Паскуале – бездельник, неудачник и просто никчемный человек, то вам предложат взглянуть на него с менее категоричной точки зрения: посмеяться и взгрустнуть над его судьбой. Но грусть будет светлой, не лишенной надежды. «Будем надеяться!» крикнет герой, не извлекший из всей этой фантасмагории никакого урока, и будет прав. Надеяться надо. Хотя бы и на призраков.

P.S. Работа над спектаклем продолжится, кое-что еще нуждается в оттачивании. Но можно быть уверенным, что спектакль станет только лучше. Причин не выходить на поклоны ни для артистов, ни для режиссера нет.

La commedia è finite, декорации скрываются за занавесом, и реальность снова властвует над зрителями, но светлые улыбки и мягкая грусть еще долго не покинут их. На этом спектакле не было душно, но задушевно.

Журнал «Наш фильм» http://www.nashfilm.ru/plays/4912.html

1
0
9
KoshkO
52 отзыва, 99 оценок, рейтинг 121
17 ноября 2010

Честно говоря, шла на этот спектакль, ничего не ожидая, так как творчество Писарева не по мне. Помню как разочарованно уходила с "Примадонн", в "Пиквинском клубе" мне понравилась, наверное, только идея с автобусом, ну, а "Конеу-Горбунок", если бы не была мей любимой сказкой в детстве и обалденных декораций, наверное, вообще бы в памяти не осталось.
Не нравится мне эта легкость в театре, ее и по телеку достаточно, другое дело, когда надо задуматься...
Так вот в "Призраках" надо задуматься. В "Призраках" есть этот глубокий смысл. Почему многие из нас принимают желаемое за действительное или наоборот, почему мы стараемся не замечать того, чего мы не хотим видеть?
Этот спектакль не фарс, не дурацкая комедия, в этом спектакле есть все, что нужно...
А как поет Семчев, какой голос... Да, и артисты все очень сильные...
Обилие отрицательных отзывов объясняется лишь тем, что люди не хотят смеяться над собой, не хотят видеть в этих героях себя.
Честно говоря, я смотрела во МХАТе практически все, и этот спектакль очень по мне =)

1
0
1
Павел Лягин
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 281
16 октября 2010

Вчера всё таки и я добрался до просмотра вышеупомянутой премьеры - Призраки.
Начну с основного, что мучило долго и во время и после спектакля - зачем халтура??? Это откровенно плохо, откровенно провал... Я хожу в театр не для того чтобы упомянуть на работе, в компании, что "был театре, театр это хорошо". Я хожу в театр за эмоциями, за новыми идеями, за актёрской игрой, за ТАЛАНТОМ. Именно всё это я и получал последние годы в МХТ. Театр на Камергерском приучил меня к высшему сорту, к отборному продукту, прошедшему все возможные обработки, от тепловой до глубокой заморозки - готовый к употреблению и стимуляции совершенного вкуса.
Вчера я увидел ужасный спектакль, и может быть не до конца имею морального права высказываться, т.к. как настоящий театрал не остался до завершения, а просто ретировался в антракте в расстроенных чувствах... Но в последнее время принял для самого себя решение, что лучше уйти в антракте, чем уйти после спектакля, жалея о драгоценном вечере, с чувством того, что тебя очень скверно обманули, показав всё что угодно, кроме Спектакля. Спектакля Художественного Театра.
Подобное случилось и с Призраками.
Читать отзывы перед спектаклем (на официальном форуме театра) - уже само по себе дело очень нехорошее, волей не волей на подсознательном уровне подобное чтиво уже настраивает на просмотр с учётом того, как восприняли другие. Но я научился фильтровать своё восприятие. Я пришёл после "перезагрузки", начал просмотр с чистого листа.
Великолепное оформление сцены, отличный свет,актёры, которых я видел в других работах, и точно знаю что они могут и они прекрасны! Но не вчера... Сложилось ощущение что они не знают сами как и что от них хотел режиссёр. Были какими-то потерянными... к сожалению актёрская игра тоже не оставила эмоций и не впечатлила.
У спектакля должен быть определённый темп, ритм. В Призраках его нет, точнее он имеется, но рвётся, замедляется, чуть ускоряется и снова пропадает. Как пластинка, играющая с разной скоростью, а оттого и прекрасная музыка, записанная на ней, при данных обстоятельствах звучит отвратительно и невозможна к восприятию.
Можно много говорить и перечислять минусов, к моему большому сожалению, данный спектакль это делать позволяет.

Плохо и очень плохо...жаль...

Неужели по мнению уважаемого художественного руководителя - Иванов Бутусова - это неудача сезона, а Призраки Писарева - успех? Я очень надеюсь, что орден первой степени и возраст не сыграли злую шутку с Великом Человеком...

Как правильно было зачено в одном отзыве - на Призраков будут ходить, будут смеяться и покупать дорогие билеты, делая кассу. А на Иванова, только занимать основную сцену, эстетически наслаждаясь, но не принося рубля в бюджет театра...
Но главный Художественный Театр страны не должен идти на поводу у масс, а должен подтягивать и брать планку чуть выше зрителя, чтобы тот самый зритель камергерского, задирая голову вверх, тянулся, осознавал и думал!!

А Евгению Писареву искренне хочется пожелать успеха в руководстве Пушкинского театра. С надеждой на то, что нехорошее соседство с двумя другими театрами и любви Евгения Александровича к примитивным комедиям в яркой бумажке, не подведут Театр к забвению, из которого он (театр) начал выкарабкиваться во времена Козака.

1
0
7
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
28 сентября 2010

Легкий музыкальный спектакль! Это как пузырики от шампанского, лопаются, без смысла, просто приятно, улыбка на лице.
Писареву удается такой жанр, очень легкие у него получаются постановки, без нагрузки. А тут еще живой оркестр играет танго! И, пожалуй, главное и модное в этом сезоне - без пошлости!
И вокал вполне!

1
0
3
elena478
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 4
26 декабря 2010

Смотрела спектакль на премьере, потребности высказаться не было ни какой. Появилась эта потребность много позже, после прочтения отзывов.
Спектакль сделан из ничего. Имя Эдуардо де Филиппо - это 100% завлекалка, для определенного круга театралов, так что оставим это в покое.
Что сейчас в этой конкретной пьесе? Сюжета нормального нет, режисерское видение растворилось в итальянских песенках и ариях, причем вокал испонителей оставляет желать сильно лучшего, но это бы еще ничего, но он на итальянском!
Таким образом, это не нужно не театралам, которые ЭФ читали, смотрели, получали удовольствие; ни случайно приобщившимся бедолагам, которым вообще не смешно.
Странно только то , что драматические актеры поют, причем не на вечере авторской песни, а с претензией на что-то серьезное.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все