Инсценировка военной прозы Астафьева

Виктор Рыжаков инсценировал первую часть романа Виктора Астафьева: в сибирской глубинке готовят к переброске на фронт новобранцев, заранее втаптывая в грязь будущее пушечное мясо. Минималистичное представление, в котором заняты двадцать молодых людей и единственная девушка Надежда Жары­чева, построено на песнях, пластике и отстраненной исполнительской манере, благодаря которой создается особая оптика: история одной военной страницы видится частью большой истории.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 878
оценки: 244
рейтинг: 994
9
Дивной красоты спектакль о безобразной войне

Похоже, чтобы без фальши рассказывать о Великой Отечественной, нужно соблюдать три правила: не вспоминать о ней по случаю Дня Победы, не пытаться ее романтизировать или демонизировать и — что касается театра — не вступать в реку замусоленных, превратившихся в штампы военных знаков и образов. Последнее тяжелее всего, но Виктору Рыжакову удается и это. Он инсценировал первую часть романа Виктора Астафьева — ту, которая рассказывает, как в сибирской глубинке готовят к переброске на фронт новобранцев, заранее втаптывая в грязь будущее пушечное мясо. В центре малой сцены стоит деревянный помост для двадцати актеров. За их спинами — повисшее на цепях бревно (гимнастический снаряд и одновременно таран, символ войны) и экран, на котором абстрактные пейзажи сменяются титрами на поцарапанной старой пленке или кадрами идущей по полю ливерпульской четверки (поначалу думаешь — при чем здесь «Битлз»?). Спектакль начинается как класс-концерт — шеренга мхатовских студентов и выпускников в широких, на вырост, костюмах, надетых на голое тело, поет «В лесу прифронтовом» и другие военные и довоенные песни (в финале прозвучит песня вообще другой войны — «На сопках Маньчжурии»). До поры актеры неразличимы и составляют единое тело, движения которого организо­вывает хореограф Олег Глушков. Позже единое тело разделяется на персонажей (гнида-особист в исполнении Андрея Казакова, братья Панчики как братья ­Снегиревы, дезертировавшие к маме в деревню и расстрелянные в воспитательных целях, забитый паренек, начавший мочиться в постель и затоптанный такими же озверевшими мальчиками). Когда в толпе начинаешь различать отдельные лица, а в общей судьбе — разные судьбы, на экране они — ровно наоборот — сливаются до неразличимости. Камера, установленная перед помостом, снимает общий план, и сильно уменьшенная картинка вращается на экране, как планета в безвоздушном пространстве. И сама история, увиденная словно из космоса, и титры, написанные по-русски, но транслитом, и внешняя беспристрастность актерской игры остраняют астафьевский сюжет до крайности. Но что за опыт ставит режиссер Рыжаков, становится понятно, когда спектакль уже закончен: когда публика в десятый раз вызывает актеров на сцену, они выходят еще раз, чтобы спеть а капелла песню «Because the World Is Round». Если буквально (к вопросу «при чем здесь «Битлз»?), нам предлагают представить себе, как военное время пишет свои законы на шкурах парней, которых меньше всего можно представить под ружьем. Если вообще — нам предлагают опыт по разли­чению в толпе лица, в пушечном мясе — отдельной судьбы, а в частной судьбе — картины мира.

1
0
...
28 октября 2010

Лучшие отзывы о спектакле «Прокляты и убиты»

Фото Natalia_R
Фото Natalia_R
отзывы: 17
оценки: 21
рейтинг: 137
1

Я поражена. Одни положительные отзывы?? Что ж, это лишний раз доказывает, что зритель становится все непритязательней, и в упор не хочет видеть, что творческая импотенция коснулась и нашего театра. Впрочем - нынче, если в произведении совр. искусства не харкнуть смачно в собственное же прошлое (считай, собственных предков) - так это прям моветон какой-то. Публика не примет. Сейчас мы вам покажем всю правду-матку, как все на самом деле-то было! Это теперь называется "переосмысливать". (Так, кажется, было сказано в одной из рецензий).

Переосмыслили, ничего не скажешь. Только что хотели сказать-то? Что война - страшная и неприглядная? Какое откровение. Что на войне, наряду с героизмом, была и подлость, и произвол? А мы не знали. Ну, а если сдобрить это все еще словами "жопа", "ипать", "мудак" (зал каждый раз послушно хихикает - "хихии! мудак! пикантно!") - ну, прям вся правда жизни налицо. Без нарочитого смакования этих слов я бы лично никогда не догадалась, что солдаты могли материться.

Еще одна "фишка" современного театрального искусства - любые эмоции почему-то надо передавать посредством диких кликушеских воплей, выпучивания глаз, растопыревания пальцев и телодвижений, напоминающих падучую. Видимо, других приемов в арсенале режиссера нет. (Если не брать в расчет мотающийся все дорогу неизвестно зачем белый занавес, здоровенную клеенку, символизирующую то снег, то скатерть, и прочее в том же духе).

Тьфу!! - вот все, что я могу сказать в заключение. Посыл всего действа был настолько навязчив, что хотелось покинуть зал уже на 10 минуте. Сделать это помешало элементарное уважение к актерам и робкая надежда, что, может быть, все-таки к концу спектакля появится что-то, что оправдает эти мучительные 2 часа... Не случилось. Кстати, не потому ли спектакль идет без антракта?

6
0
...
7 октября 2012
Фото Натали Дунаевская
Фото Натали Дунаевская
отзывы: 87
оценки: 99
рейтинг: 121
9

«Зачем это все, зачем… Зачем это все, зачем… Зачем это все, зачем!?» - повторяет и повторяет, и переходит на крик, и срывается на вопль один из героев. ВОЙНА… это страшно, это мерзко, это грязно, это отвратительно человеческому существу. Спектакль как раз об этом – о неприятии, об отторжении Войны как явления. Не стОит Она тех возвышенных чувств патриотизма, сострадания, созерцания, привитых нам книгами, фильмами, стихами. Гнать Ее, бить Ее, ненавидеть Ее!..

Но «кому война, а кому – мать родна…» Очевидно и понятно, что тем, кто толкает, кто провоцирует на Войну – Она им нужна, Она им должна… И так было всегда, и так будет… Но неужели не понимают они, что все у всех на этой земле заканчивается одинаково?.. Бабушка одного из героев говаривала, что «все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут Богом прокляты и убиты». Но не боятся, не верят, не насыщаются…

Абсолютное погружение в спектакль. Гениальная работа режиссера, художника! Пожалуй, такого я еще не видела. Это не просто спектакль - это еще и танец, и живопись, и скульптура. При этом ни одна режиссерская «находка» не возмущала, не коробила. Затронуто все: люди как человеческая масса, сплетающиеся, корчащиеся от муки, боли, унижения; отдельный человек как существо, с чувствами, мыслями, выкрикивающий из толпы, высказывающий собственное мнение. Как прочувствованно показан главный отрицательный персонаж командира – мерзкое, пресмыкающееся существо, похожее на жабу. Как непосредственны и настоящи молодые солдатики, страдающие, но верящие, надеющиеся. Прекрасная работа единственной девушки в спектакле - женщина, сестра, мать.
И периодически появляющийся иностранный текст на экране – чужой, не наш… как и вся эта Война, чуждая, ненужная, не наша.
И белая шеренга актеров на поклонах – они стояли перед нами, мы перед ними… Мы сейчас здесь, мы живы, мы помним… И непреодолимое желание жить, любить, верить, несмотря ни на что…

4
0
...
20 октября 2010
Фото Nika
Фото Nika
отзывы: 17
оценки: 37
рейтинг: 17
9

Сразу оговорюсь, что на спектакль этот попала случайно и на момент просмотр спектакля книгу Астафьева не читала (в дальнейшем, естественно, эта оплашность была исправлена).
Спектакль потрясающий!
Мне очень поравилась режиссура, т.к.в 2 часа спектакля режиссёр умудрился вместить 800 страниц романа.
Очень сильное звуковое решение спектакля, актёры прекрасно поют акапельно.
Также, актерами очень хорошо прорисованы характеры персонажей, исполняемых ими.
Также, очень понравилось, как передана атмосфера фоны и армии.
Лично меня более всего задело то, что несмотря на то, что спектакль о 50-х военных годах, но с тех пор ничего по сути не изменилось...
Так что всем очень рекомендую :))

2
0
...
30 декабря 2011
Фото leventino
Фото leventino
отзывы: 8
оценки: 21
рейтинг: 5
9

Спектакль замечательный и примечательный. Замечательный тем, что впервые за долгое время у меня не возникло ощущения дисгармонии, разочарования от несостоятельности актёрской и режиссёрской. А примечательный, прежде всего, своей простотой, что ли. И дело не только в простоте сценографии (простой, да многофункциональной), но и в кажущейся лёгкости повествования. А рассказать о серёзном и трагическом легко - это большое мастерство.
В единый казарменный котёл оказались слиты все: и новобранцы, и их командиры. При этом получилась действительной ансамблевая игра: без главных и второстепенных актёров и действующих лиц - не это главное.
Что стоит особо отметить - отсутствие любого рода патетики, любая "возвышенность" и высокопарность сразу же снижается театральными средствами через высмеивание, где-то даже шутовство. Но всё это гармонично и нисколько не мешает общему восприятию.
Самый яркий, на мой взгляд, эпизод - немой крик матери Ашота Васконяна, куда более эмоциональный и берущий за живое, нежели крик озвученный.
Спектакль смотрится на одном дыхании, хотя за 2 часа изложить астафьевскую эпопею, конечно, сложно. Но режиссёром очень удачно выбраны те фрагменты, которые позволяют выстроить единое пространство драмы.

1
0
...
6 сентября 2012
Фото KARRAMBA GOMEROVNA
Фото KARRAMBA GOMEROVNA
отзывы: 30
оценки: 32
рейтинг: 15
9

ЭТО БЕЗУСЛОВНО СПЕКТАКЛЬ ЛУЧШИЙ, Т.Е.ВХОДЯЩИЙ В НЕБОЛЬШОЙ КРУГ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВОК, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ И ХОЧЕТСЯ СМОТРЕТЬ МНОГО-МНОГО РАЗ. ЭТО ПОЖАЛУЙ И ЛУЧШАЯ ПОСТАНОВКА НА ДАННУЮ ТЕМУ (ВОЙНА!). ОСОБОГО СМЫСЛА ОПИСЫВАТЬ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ПОСМОТРЕТЬ ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО Я НЕ ВИЖУ, т.к. посмотреть нужно обязательно. просто советую ОЧЕНЬ сходить на этот спектакль. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫДАЮЩАЯСЯ ПОСТАНОВКА. АРТИСТЫ, КОТОРЫЕ ЗАНЯТЫ В "ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ" НЕ ПРОСТО ТАК АРТИСТЫ. ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К РЕПИТИЦИЯМ ОНИ ПРОШЛИ "ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ" (пусть и экстерном) в реальной воинской части. курс, так сказать, молодого бойца. ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ ВЫБРАЛИ СЕБЕ САМИ АРТИСТЫ-ПЕРЕДАНЫ С ТАКОЙ ТОНКОСТЬЮ, КАК БУД-ТО КНИЖКУ ДЛЯ ЭТОГО СЦЕНАРИЯ С ЭТИМИ АРТИСТАМИ И ПИСАЛИ. КОРОЧЕ, МЕНЬШЕ СЛОВ, БОЛЬШЕ ТЕАТРА. ВСЕМ ПОСМОТРЕТЬ, КТО ЕЩЕ НЕ ПОСМОТРЕЛ!

1
0
...
15 марта 2012