Москва
7.2

Спектакль
Мера за меру

Постановка - Театр им. Вахтангова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Дебют Юрия Бутусова в Вахтанговском

Для дебюта в Вахтанговском Бутусов выбрал «черную» комедию Шекспира о власти, превращающей праведника в тирана. Актуальности спектаклю добавил перевод Осии Сороки, а интриги — тот факт, что и Герцога, отдавшего власть Анджело, и самого падшего Анджело играет один актер — Сергей Епишев.

  • Мера за меру – афиша
  • Мера за меру ��– афиша
  • Мера за меру – афиша
  • Мера за меру – афиша
  • Мера за меру – афиша
Драматический
16+
Юрий Бутусов
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
15 сентября 2010
Шекспир. Медленно и красиво

Юрий Бутусов — мастер броских сценических решений и общедоступных, увлекательных интерпретаций классики. От упреков в простодушии его мхатовско­го «Гамлета» или сатириконовского «Лира» до сих пор спасали хороший вкус Бутусова и веселая фантазия его художника Александра Шишкина. В Вахтанговском театре над «черной» комедией Шекспира он работал с другим художником, Александром Орловым. Орлов — художник серьезный и солидный. Рядом с ним и режиссура Бутусова как-то разом возмужала и поскучнела. Еще и музыка Фаустаса Латенаса — литовский минималист синтезировал собственные композиции с легкой музыкой, но легкости спектаклю она не принесла. Новый спектакль насколько красив, отточен, настолько же и флегматичен.

Над сценой зависли две дюжины плафонов; чаще всего сцена пустует, обнаруживая свою темную глубину и рисуя в воображении мир, словно нарочно созданный для людей невысокого полета. Протагонист Сергей Епишев (а это, вероятно, самый высокий артист Москвы) кажется в этом пространстве Гулливером. Таков его герой в экспозиции: честный несгибаемый Анджело, которому пере­дает власть Герцог, по слабости неспособный навести в своем городе порядок. Новая метла поначалу метет успешно, но потом — ломается.

Шекспир не склонен был идеализировать человеческую природу. Он вывел в пьесе несколько разновидностей плотского греха, который обуздать может только закон. Шекспир не склонен был идеализировать и закон. Он показал, что закон, даже самый справедливый, никогда не будет равно справедливым для разных людей. Бутусов смотрит на жизнь еще мрачнее, чем Шекспир, и при этом он идеалист. Он идеализирует человека и одновременно демонизирует власть. У него человек замечательно хорош сам по себе, и он же превращается в черта в ступе, стоит его наделить властью.

Операция, которую режиссер проделывает над пьесой, сводит ее к идее яркой, плоской, русской, современной, популярной — то есть, если с маркетинговой точки зрения, прекрасной во всех отношениях. К тому же он, как говорилось уже, умеет подобрать своим идеям чрезвычайно выразительные решения. Герцога и Андже­ло у него играет один и тот же артист Епишев. В кульминации первого действия ­Анджело, узнав, что к нему идет Изабелла хлопотать за приговоренного к казни брата, готовится к встрече — выстраивает в линию столы, то есть борется с искушением. Время спустя, не справившись с искушением и предложив Изабелле меру за меру — расплатиться собой за свободу брата, услышав нет и впав в ярость, Ан­джело крушит эту идеальную линию, пытаясь поймать ускользающую Изабеллу. В финале Герцог берет у Анджело власть назад себе. Изабелла ищет у него справед­ливости, и эффектнейшая сцена повторяется. Один в один.

2
0

Отзывы

9
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
11 сентября 2010

Бутусов уже зарекомендовал себя как мастер шекспировских постановок в ключе атмосферности и метафорики, и на сей раз он извлёк из забытья пьесу, известную единицам – под названием «Мера за меру». Игралась она прежде лишь однажды, аж в 1604 году, тогда как её динамичный, полный непредсказуемых поворотов, почти детективный сюжет вряд ли наскучит даже самому взыскательному зрителю – да и какая проза, какие стихи!.. С первых же минут под потрясающую музыку Латенаса мы знакомимся с яркими характерными обитателями шекспировской Вены – заправским гулякой Лючио (Лопухов) и его приятелем Пенистым (Ушаков), светской львицей Перепрелой (Антонова), хозяйкой борделя, и её помощником-сводником, увальнем Помпеем (Косырев), гонцом (Добронравов), который очень медленно ходит… В городе сжигают мусор: вольная жизнь при герцоге Винченцо закончилась, в его отсутствие за дело взялся его наместник Анджело (обоих играет Епишев). Искоренять расплодившиеся пороки собственными руками – значит потерять всенародную любовь, гораздо разумней переложить грязное дело на фанатика высокой морали! У Анджело она высока настолько, что по его закону, запрещающему внебрачную любовь, Клавдио (Бельдиян), сделавший ребёнка своей невесте Джульетте (Бердинских) до свадьбы, должен быть казнён. Сестра приговорённого, Изабелла (Крегжде), готовящаяся постричься в монахини, приходит просить о смягчении участи брата… и тут сам праведник Анджело воспылал страстью к непорочной девушке! И страшно испугался пробуждения в себе естественной сущности, которую желал выжигать из других, пытаясь отгородиться от соблазна длинным рядом сдвинутых столов. Казалось бы, мы присутствуем при чуде – суррогат готовится превратиться в человека, как куколка в бабочку. Но чуда не происходит: власть неспособна на любовь, она привыкла достигать желаемого привычными методами насилия, шантажа и обмана, а всё, что её пугает, она может только убивать – в себе и вокруг себя. А так как трусость есть слабость, в Анджело нет достаточно сил на преодоление соблазна, и он предпочитает поддаться ему, в своём эгоизме не обращая внимания на то, как это отразится на окружающих. Как быть, если честь дороже жизни, а нет бесчестья большего, чем отдаться похотливому подонку, скрывающемуся под маской святости? Исправить положение берётся Винченцо, наблюдающий за правлением своего сменщика из-под капюшона монаха, исповедующего узников перед гибелью. Жизнь брата и честь сестры спасены… но какое дело герцогу, прославленному кобелю, до справедливости суда и совместного счастья Клавдио и Джульетты? Конечно же, ему тоже нужна Изабелла! История закольцовывается, и я тоже возвращаюсь к тому, с чего начинала. Бутусов – мастер шекспировских постановок, и на сей раз он превзошёл самого себя, создав более зрелую авторскую работу, нежели «Король Лир» и «Ричард III». В «Мере за меру», как во всём Шекспире, множество мотивов, и первый из них – несоответствие законов, как светских, так и религиозных, в частности и догматики в целом, рождающей предрассудки, этическим принципам и самой человеческой природе. «Не судите, да не судимы будете» - сказано ещё в Библии, и стрэтфордскому гению оставалось только напомнить об этом – ведь наверняка непонимание и осуждение при жизни затрагивали и его самого. Но Бутусов отказывается от морализаторской концепции «белого и чёрного короля», представляющей Винченцо и Анджело антагонистами, воплощениями добра и зла соответственно. Для него власть, со всеми её вышеупомянутыми трусливыми средствами воздействия на человека, едина в двух лицах, двух соперниках, один из которых был просто хитрее другого и действовал исподтишка. Обе крайности – чрезмерная стерильность, лицемерно насаждаемая Анджело, и разгульный беспредел по примеру Винченцо и с его попустительства – равно плохи, особенно когда при смене власти не сменяются нравы. «Добрый герцог» вернулся – можно снова разбрасывать мусор, а Изабелла как вопрошала: кто поможет? Кто спасёт? – так и нет и не может быть ей ответа. Это жестоко, но это ближе к реальности, нежели глупая надежда на человеческую справедливость, добродетельность власти и прочие антонимические пары. Одна из девушек, с которыми я смотрела спектакль, после просмотра призналась, что Шекспир кажется ей самым «страшным» (в смысле высокой степени трагизма) и очень современным драматургом, и мне остаётся только подписаться под этими словами: «Мера за меру» и другие пьесы абсолютно правдивы и всегда актуальны, особенно в постановках Бутусова, раскрывающего сюжеты не через бытовуху, а как эпические полотна, поднимая шекспировских героев до уровня персонажей античных мифов. Естественно, любой архетипический символизм пойдёт прахом без соответствующего оформления – а в бутусовских спектаклях оно всегда выше всяких похвал. Вот и сегодня помимо запоминающейся, полноценно вплетающейся в действие музыки на зрительских ощущениях играл и свет, роскошно изображающий то прямые столбы солнечного света, то косые – света из окна, и лаконичная, каллиграфическая сценография с широким пространством: дальний край сцены теряется во мраке, лампы свисают с потолка, грабли легко преобразуются в частокол, а груда стульев и цветочные горшки – столь же легко переходят от хаоса к порядку и обратно. Отдельная похвала актёрам, без которых также не получилось бы то, что получилось – зрелище не только концептуальное по материалу и эстетически безупречное, но и психологически глубокое, перманентно эмоционально напряжённое. Практически от каждого, от исполнителей заглавных ролей до самых небольших, требовалось мастерство и талант перевоплощения из одного образа в другой – и в итоге все персонажи были воплощены живыми, выпуклыми, оригинальными, чего стоит только великолепный арестант Барнардин (Добронравов)! Епишеву, чтобы превратиться из Винченцо в Анджело, не нужен грим: в белой рубашке и очках офисного планктона мы видим одного человека, в сутане с капюшоном – совершенно другого, и при сложности обеих ролей ни переигрывания, ни халтуры не было… это просто надо видеть и восхищаться, причём непременно вблизи. У Крегжде роль единственная, зато по значимости постепенно выходящая на передний план и тоже требующая предельной искренности и самоотдачи – таковые и были; да, были и не совсем удачные моменты чрезмерного педалирования эмоций, вызывающего у публики смех, но всё равно эта актриса, замеченная мною ещё в «Дяде Ване», демонстрирует изрядный потенциал. Однако, если уж хвалить, то похвалить придётся всех и вся, а рецензия не резиновая, посему вам придётся поверить мне на слово, что спектакль впечатляет, цепляет и будит множество рефлексий, причём отнюдь не пессимистического свойства, как можно было бы ожидать после такого безысходного финала. Духовное превосходство и торжество остаётся за Изабеллой, которую не сломили все те испытания, чтобы не сказать эксперименты, которым подвергли её власть предержащие – подлинную силу приобрела именно она, пройдя путь от нерешительной «пушинки» (репетиционное название мизансцены), руководимой друзьями своего брата, до гордой женщины, отстаивающей своё достоинство. Вспоминая Хемингуэя: человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

08.09.2010
Комментировать рецензию

3
0
9
Павел Лягин
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 281
27 декабря 2010

Для меня день праздника и восхищения случился только вчера. Я знал с самого сентября что это будет хорошо, нет, какой там хорошо - это будет отлично! Оттягивал и умышленно оставлял под занавес календарного года.
Дождался, и ровно в 19,00 жизнь банальная и повседневная замерла и просто остановилась - меня поглотило и перенесло ДЕЙСТВО, происходящее на сцене, я оказался свидетелем драмы; драмы, которая была так иксуссно представлена, так красиво, плавно и последовательно, что никаких мыслей о фальши и недостоверности не возникает. Никаких резких поворотов, всё продуманно и просчитано. Нет ничего лишнего на сцене. Декораций мало - они не нужны. Только эмоции актёров, которые выдавали запредельный реализм и перевоплощение в своих персонажей, так как играли и чувствовали Сергей Епишев и Евгения Кергжде на все сто, и может и где-то выше. Браво этому дуэту особенно! Остальной актёрский ансамбль на высоте, но именно этих главных персонажей хочется отметить особо.

Это более чем спектакль, это более чем игра, это жизнь на сцене. Выстраивание не просто характеров и образов, это обволакивание пространства, наполнение деталями, где каждый осветительный прибор, каждая нота - всё дышало и передавало атмосферу шекспира, трагедии, ужаса, обречённости - в серых и тёмных тонах, а также, светлого - непорочного, чистого - как противовес. Казалось бы, две стороны есть везде, у медали, у сказки, у театра, да даже у человека. Но такие яркие и сочные тона передали вчера актёры и естественно сам Ю.Н.Бутусов через всё - словами сложно описать, если и вообще возможно?!
Сам пишу всё это и понимаю - как куце, как обыденно.
Постановка, естественно, значительно ярче, глубже, насыщеннее - однозначно только смотреть!

Лично для меня - это идеальная работа режиссёра, это совершенство с пространством, с текстом, с актёрами.

Спасибо Театру за 3-х часовое наслаждение, подаренное вчера, но которого хватит надолго!
Я обязательно вернусь, определённо найду много нового, много не увиденного сразу - тем и хороши постановки Юрия Николаевича - они многогранны.
Браво!
Апплодисменты стоя.

1
0
7
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
15 октября 2010

Достойный спектакль "Measure for Measure"!
Начало - апокалипсис из пластиковых бутылок, коробок, обрывков бумаги - думаешь к чему это, а оказывается к эпохе о которой пойдет речь в постановке - время разврата, пьянства. И Герцог Винченцо Вьеннский решает уйти от власти под сутану монаха и посмотреть на все со стороны, а заодно и уличить или восхитится как с этим всем будет справляться праведник Анджело (испытание властью!).
Но не только в этом суть данного произведения и возможно постановки Бутусова. Шекспир на примере Изабеллы показывает отношение мужчин к женщинам. "Не девушка, не жена, не вдова", "она никто" - это о Марианне говорит Герцог, "может, она шлюха, государь?!" - вторит ему Лючио.
И вот только в финале понимаешь, какая миссия была возложена на Изабеллу Шекспиром. Она фактически ломает устоявшееся в то время отношение мужчин к женщинам,заявляя о своей самостоятельности в выборе.
Прекрасная работа молодого состава Вахтангова. Многие зрители так и не поняли ничего про хорошую задумку ролей Герцога и Анджело, значит все удалось! Молодец!

1
0
7
Элиза Радугина
8 отзывов, 34 оценки, рейтинг 27
18 декабря 2013

- Что нового на белом свете?
- Ничего, кроме разве того, что у добродетели сильнейшая лихорадка, которая пройдет только со смертью. [...] Это все старые новости, тем не менее они всегда остаются новостями. (с)

Если сама по себе пьеса Шекспира "Мера за меру" - это клич о спасении погибающей добродетели, то спектакль Юрия Бутусова в театре им. Вахтангова - это уже стильный и циничный реквием по добродетели безвозвратно утраченной.Лихорадка уже прошла, и на сцене монохромный мир антиутопии, где все попытки воскресить погибшую добродетель заранее обречены на неудачу и происходят только лишь по инерции. Так образцово-показательную девицу Изабеллу (Евгения Крегжде) носит по миру дуновениями попутного ветра, и в данном воплощении очевидно, что всеми признанная ее добродетель на деле является отсутствием внутреннего стержня и попросту глупостью.

Далее в том же духе: здесь некого жалеть, нет положительных героев. Перед нами парад ложных добродетелей, загнанных в угол и вынужденных раскрывать истинные лица. Вот и два главных героя, которые кажутся антиподами, оказываются у режиссера равнозначными фигурами: Винченцо и Анджело исполняет один и тот же актёр (Сергей Епишев), и это не кажется странным. Баланс сил и внутри каждого персонажа, и между ними, и в рамках всего действия идеален: лабораторно гармоничный Инь и Ян, и если на поверхности видим белое, значит под ним обязательно кроется порция гнили. Та же безжалостная закономерность и во времени. На протяжении спектакля проходит полный круг: камни, разбросанные вначале (невероятно красивая свалка пластиковых бутылок), тщательно собираются весь спектакль, а в конце - "сотни лет всё в жизни возвращается на круги своя", действие приходит к точке отсчета, переходя на новый виток. Гигантские щётки, попытки навести абсолютную чистоту в душах, приводят лишь к новой свалке и новому пожару.

В итоге перед нами ода спокойного и осознанного бессилия: всё будет идти своим чередом, остаётся только плыть по течению - этого нынче вполне достаточно для того, чтобы прослыть добродетельным и порядочным человеком.

Аморальная мораль в определенных пропорциях тоже полезна и служит обезболивающим в случае навязчивых мыслей и пустых угрызений совести. И после этого спектакля, воздействующего преимущественно на сферу мыслей, а не на сферу чувств, наступает приятное состояние гармонии, умиротворения и легкой пассивности. Практически антидепрессант, хоть и не комедия ни разу.

А еще об этом спектакле хочется много и с удовольствием говорить. И уж конечно, такое осознанное и изящное действо стоит гораздо больше, чем те 400 рублей, которые мы заплатили за вполне себе приличные места.

(http://eliza-rainbow.livejournal.com/132576.html)

0
0
7
Насюша
9 отзывов, 213 оценки, рейтинг 6
29 июля 2012

Спекталь в целом понравился. Эта пьеса Шекспира не особо часто ставится на наших сценах. Неплохая режессура. Как всегда у Шекспира, есть о чем задуматься и по ходу пьесы и после...

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все