Москва

Балет
Спартак

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Спартак» Леонида Якобсона – едва ли не самый громкий и масштабный спектакль за всю балетную историю Мариинского театра ХХ века. Громкими были скандалы еще в период подготовки к постановке, когда Якобсон по своей воле сократил и перекроил готовую партитуру возражавшего против изменений Арама Хачатуряна. Разногласиями между хореографом и композитором в театральном мире не удивишь, но чтоб дело дошло до рукоприкладства (как, рассказывают, было в случае со «Спартаком») и ссоры на годы – это редкость. Громкой была слава спектакля. В процессе работы худрук балета Кировского театра Федор Лопухов, пригласивший Якобсона делать «Спартака», собирал восторженные отзывы репетировавших артистов, чтобы обезопасить спектакль перед принимающими комиссиями, и к моменту сдачи балета вооружился целой стопкой записанных похвал. Молва о впечатляющем действе распространилась быстро, и «Спартак» стал одним из самых посещаемых спектаклей театра, на него непросто было попасть. Что же заставляло любителей балета посменно дежурить в очередях за билетами? Якобсон впервые в академическом театре поставил балет без пальцев и на невыворотных ногах. Уже это шокировало зрителей: в 1950-е годы в Кировском театре применение свободной пластики для решения целого спектакля было в диковинку (из балетов Михаила Фокина тогда шла только классическая «Шопениана»). Интриговала зрителей и грандиозность зрелища. Постановка с размахом исторического полотна, задуманная как античная фреска, с масштабной массовкой, огромным количеством персонажей, кордебалета и статистов носила подзаголовок «Сцены из римской жизни». В монументальном четырехактном действе оживала эпоха – быт, кровавые бои гладиаторов и сладострастная нега патрицианских пиров. На многоликом образе Рима был поставлен акцент в истории о восстании рабов под предводительством Спартака и его разгроме войсками Красса. Имитируя античные барельефы, ключевые эпизоды сюжетного развития хореограф запечатлел в «живых картинах», статичных положениях, в которых застывали герои во время симфонических антрактов между картинами. Вдохновляясь горельефами Пергамского алтаря (во время создания «Спартака» он еще находился в Эрмитаже), опираясь на вазовую живопись, древнеримские изображения и скульптуру, Якобсон в пластике стремился к воссозданию духа античности. Его интересовал поиск индивидуального пластического языка, свойственного только этому спектаклю. Неожиданная хореографическая образность, воплощенная на сцене выразительностью поз, картинной точностью жеста блестящих исполнителей (Спартак – Аскольд Макаров, Фригия – Инна Зубковская, Нинель Петрова, Эгина – Алла Шелест), покорила зрителей. Хотя со стороны ревнителей классики звучали сетования на то, что балет поставлен не на пальцах, что пластическое воспроизведение изображений с этрусских ваз создает ощущение, что балерины танцуют «в полноги». Якобсон же настойчиво доказывал правоту своего метода. Он был уверен, что античность, поставленная на пуанты, нарисованная выворотным классицистским танцем, станет искусственной. Хореограф очень дорожил своими пластическими открытиями, выстраданными спектаклями, много писал о них, парировал критику, эмоционально и обоснованно отстаивал правоту своего решения. «Спартак» на десятилетия вошел в репертуар. Поставленный в 1956 году, он был возобновлен сначала в 1976-м, затем в 1985 и 2010 годах. И до сих пор хранит славу Леонида Якобсона – изобретательного режиссера, умевшего поразить зрительское воображение монументальным зрелищем, и тонкого стилиста-хореографа. Ольга Макарова
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
  • Спартак – афиша
Балет
12+
Леонид Якобсон
1 июля 2010
3 часа, 2 антракта

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
23 июня 2010
Советская «Клеопатра»

Мариинский театр возобновляет балет «Спартак» 1956 года. Премьера была громкой, скандальной и чрезвычайно успешной. Для советского театра это было что-то типа «Клеопатры» с Элизабет Тейлор для Голливуда, только с балериной Аллой Шелест в качестве эротического магнита. После каждого спектакля по Крюкову каналу, если верить легендам, текли рыжие реки — кордебалет массово смывал с себя морилку, изображавшую древнеримскую терракоту. Развратному Риму, на вершине которого сияла куртизанка Эгина (как раз-таки Шелест), Леонид Якобсон уделил не меньше внимания, чем героическим революционным рабам. Если не больше. Билетов было не достать. Во-первых, давали «секс», во-вторых, ни единого пуанта на весь спектакль. Леонид Якобсон, уже тогда прослывший отважным безумцем, переобул всех в сандалии и под верещание балерин: «Че­му мы учились десять лет в балетной школе!» — сумел настоять на своем. Советский театр получил один из немногих модернистских текстов. Многие сейчас говорят, что восстанавливать его не стоило: прикрытый туманной и пряной легендой Якобсон-де выглядит куда более радикальным да и интересным хо­реографом, чем вживе. Что сказать? Да, «Спартак» Леонида Якобсона не будет выглядеть, как шедевр Мориса Бежара. Да, в «советский модернистский балет» на слове «советский» тоже придется сделать ударение. Художественная изоляция за железным занавесом наложила печальную печать провинциальности даже на очень талантливые балетные тексты советского времени. Но на слове «талантли­вый», пожалуйста, ударение тоже сделайте. Если бы какой-нибудь юный хореодел наставил что-то подобное «Спартаку» сейчас, с ним бы носились как с бу­дущим Баланчиным-Бежаром-Петипа. И в этом главное отличие старенького «Спартака» от «современного искусства»: простого позыва «я тоже так смогу» он — пусть старомодный, чуть неуклюжий, чуть наивный — не рождает.

К тому же театр выставил весьма сильный состав. Ульяны Лопаткиной не бу­дет. По крайней мере не в первые спектакли. Все остальные солистки будут брать не умом, а сексапильностью. И что совсем удивительно: в премьерном составе возникла Юлия Махалина. Уж и Лопаткина сейчас считается «старшим поколением», а Махалина — так и вовсе из эпохи «до Лопаткиной». Увидеть этот исторический курьез необходимо: Юлия Махалина — женщина яркая и недооцененная, такая комбинация часто дает ослепительные артистические вспышки. А во втором со­ставе и вовсе Екатерина Кондаурова, самая модная девушка Мариинского балета. Вот уж кто умеет эротически раскрасить даже телефонную книгу, так это она. Для 60-летней давности представлений о сексе и «неприличном» ее умение жизненно необходимо.

0
0

Отзывы

7
damie
15 отзывов, 21 оценка, рейтинг 28
24 июля 2014
Визуально совершенно:

- множество юных подтянутых тел в легкомысленной римской одежде, подчеркивающей их красоту;
- шикарные декорации - прямо-таки то самое "вау!", использование сцены продумано отлично;
- красивые мужские ноги в коротеньких юбочках без обычных нелепых колготок - просто и со вкусом);
- мощный Спартак;
- музыка, дополняющая балет, а не затмевающая его;
- отличное решение - во время смены декораций, точнее, перемены мест танцоров сцену закрывали экраном, на которым было что-то типа литографии предыдущей сцены - прорисованы все танцоры в той позе, в которой они застыли, когда мы их видели в последний раз;
- Эгина! очень хороша, один из самых объемных персонажей в балете.

Не понравилось:

- жена Спартака. Для сюжета ее роль, на мой взгляд, никакая - она только заламывает руки или рыдает и висит на Спартаке. Из рабства, как я поняла, ее он не освободил, в отличие от рабов-мужчин, да и смерть одного из бывших рабов его больше расстроила, чем нахождение жены в неволе. И ее последний танец над умершим мужем более чем странен - логичнее было бы, если бы она покончила с собой, в самом-то деле;
- первый женский танец невольницы на рынке рабов - похоже на нечто, поставленное кружком художественной самодеятельности; да и вообще, сцена с продажей Спартака другому хозяину сомнительна по художественной ценности;
- два антракта!! понятно, что декорации там огого, но все же это немного перебор.

Новая сцена Мариинского снаружи, конечно, урод-уродом, но внутри интересна, а зал и сцена очень хорошо продуманы.

Ну а балет несомненно стоит того, чтобы его посмотреть.

1
0
1
Mark Larsen
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
9 ноября 2017

Сам театр производит впечатление и на уровне мировых театров по комфорту и hi tech красоте. Думал что будет восторг, от балета как от восторга балета Спартак Григоровича; а балет Спартак на Мариинской сцене слабенький; слабенько и без характерно танцуют артисты балета НЕ веря в свой образ на сцене. Какое-то трио (одна танцовщица и два танцовщика) выступило и явно из цирка - не похожи на артистов балета по экстерьеру. Слабенько играл оркестр; возможно это была репетиция оркестра - берегли свои силы. Совершенно не тронуло меня и пустота после спектакля ! Как будто и не ходил. Зачем ставят пустые и слабенькие спектакли ?

0
0
5
Johannes Rauh
66 отзывов, 93 оценки, рейтинг 64
12 июля 2015

Такой «модерн» в 15-м году выглядит очень уж провинциально. Есть постановки, которые и спустя 100 лет выглядят замечательно с минимальной редакцией, а есть «Спартак» Якобсона — может для 56-го это и выглядело революционно, но сейчас весьма отдает нафталином. Расстраивает, что основной упор в маркетинге этого балета Мариинка делает именно на его «революционности». Ну и на пятом году с момента восстановления спектакля в репертуаре исполнители то ли порядком разленились, то ли по летнему времени все достойные на гастролях — более жалких Спартака (Смекалов) и Гармодия (Сергеев) трудно было представить. Мужской кордебалет плюгав, страшон и коротконог. Женский — хотя бы миловиден. Спектакль вытаскивала на себе одна Эгина (Павленко), но что может одна хрупкая женщина?! В итоге самые удачные моменты балета — пробег рабов с факелами да танец гадитанских дев. Судя по хронике, Якобсону подобные номера удавались лучше всего. Остальное пересматривать вам вряд ли захочется. Ах да, первое действие длится 20 минут. Это не шутка. Не успеете вы устроится в кресле, как загорится свет и начнется антракт. Второе — чуть дольше, минут 30. Все основное действо идёт в третьей части.

0
0
1
Konstantin Vorobyev
13 отзывов, 42 оценки, рейтинг 6
18 января 2011

Третий акт красив, но два антракта по 40 и 45 минут! ещё дирижёр минуты три выходит после третьего звонка, зная что зрители ждут... это ужасно. Первый и второй акты посредственны. извините, не понравилось.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все