Балет |
12+ |
Леонид Якобсон |
1 июля 2010 |
3 часа, 2 антракта |
Мариинский театр возобновляет балет «Спартак» 1956 года. Премьера была громкой, скандальной и чрезвычайно успешной. Для советского театра это было что-то типа «Клеопатры» с Элизабет Тейлор для Голливуда, только с балериной Аллой Шелест в качестве эротического магнита. После каждого спектакля по Крюкову каналу, если верить легендам, текли рыжие реки — кордебалет массово смывал с себя морилку, изображавшую древнеримскую терракоту. Развратному Риму, на вершине которого сияла куртизанка Эгина (как раз-таки Шелест), Леонид Якобсон уделил не меньше внимания, чем героическим революционным рабам. Если не больше. Билетов было не достать. Во-первых, давали «секс», во-вторых, ни единого пуанта на весь спектакль. Леонид Якобсон, уже тогда прослывший отважным безумцем, переобул всех в сандалии и под верещание балерин: «Чему мы учились десять лет в балетной школе!» — сумел настоять на своем. Советский театр получил один из немногих модернистских текстов. Многие сейчас говорят, что восстанавливать его не стоило: прикрытый туманной и пряной легендой Якобсон-де выглядит куда более радикальным да и интересным хореографом, чем вживе. Что сказать? Да, «Спартак» Леонида Якобсона не будет выглядеть, как шедевр Мориса Бежара. Да, в «советский модернистский балет» на слове «советский» тоже придется сделать ударение. Художественная изоляция за железным занавесом наложила печальную печать провинциальности даже на очень талантливые балетные тексты советского времени. Но на слове «талантливый», пожалуйста, ударение тоже сделайте. Если бы какой-нибудь юный хореодел наставил что-то подобное «Спартаку» сейчас, с ним бы носились как с будущим Баланчиным-Бежаром-Петипа. И в этом главное отличие старенького «Спартака» от «современного искусства»: простого позыва «я тоже так смогу» он — пусть старомодный, чуть неуклюжий, чуть наивный — не рождает.
К тому же театр выставил весьма сильный состав. Ульяны Лопаткиной не будет. По крайней мере не в первые спектакли. Все остальные солистки будут брать не умом, а сексапильностью. И что совсем удивительно: в премьерном составе возникла Юлия Махалина. Уж и Лопаткина сейчас считается «старшим поколением», а Махалина — так и вовсе из эпохи «до Лопаткиной». Увидеть этот исторический курьез необходимо: Юлия Махалина — женщина яркая и недооцененная, такая комбинация часто дает ослепительные артистические вспышки. А во втором составе и вовсе Екатерина Кондаурова, самая модная девушка Мариинского балета. Вот уж кто умеет эротически раскрасить даже телефонную книгу, так это она. Для 60-летней давности представлений о сексе и «неприличном» ее умение жизненно необходимо.
- множество юных подтянутых тел в легкомысленной римской одежде, подчеркивающей их красоту;
- шикарные декорации - прямо-таки то самое "вау!", использование сцены продумано отлично;
- красивые мужские ноги в коротеньких юбочках без обычных нелепых колготок - просто и со вкусом);
- мощный Спартак;
- музыка, дополняющая балет, а не затмевающая его;
- отличное решение - во время смены декораций, точнее, перемены мест танцоров сцену закрывали экраном, на которым было что-то типа литографии предыдущей сцены - прорисованы все танцоры в той позе, в которой они застыли, когда мы их видели в последний раз;
- Эгина! очень хороша, один из самых объемных персонажей в балете.
Не понравилось:
- жена Спартака. Для сюжета ее роль, на мой взгляд, никакая - она только заламывает руки или рыдает и висит на Спартаке. Из рабства, как я поняла, ее он не освободил, в отличие от рабов-мужчин, да и смерть одного из бывших рабов его больше расстроила, чем нахождение жены в неволе. И ее последний танец над умершим мужем более чем странен - логичнее было бы, если бы она покончила с собой, в самом-то деле;
- первый женский танец невольницы на рынке рабов - похоже на нечто, поставленное кружком художественной самодеятельности; да и вообще, сцена с продажей Спартака другому хозяину сомнительна по художественной ценности;
- два антракта!! понятно, что декорации там огого, но все же это немного перебор.
Новая сцена Мариинского снаружи, конечно, урод-уродом, но внутри интересна, а зал и сцена очень хорошо продуманы.
Ну а балет несомненно стоит того, чтобы его посмотреть.
Сам театр производит впечатление и на уровне мировых театров по комфорту и hi tech красоте. Думал что будет восторг, от балета как от восторга балета Спартак Григоровича; а балет Спартак на Мариинской сцене слабенький; слабенько и без характерно танцуют артисты балета НЕ веря в свой образ на сцене. Какое-то трио (одна танцовщица и два танцовщика) выступило и явно из цирка - не похожи на артистов балета по экстерьеру. Слабенько играл оркестр; возможно это была репетиция оркестра - берегли свои силы. Совершенно не тронуло меня и пустота после спектакля ! Как будто и не ходил. Зачем ставят пустые и слабенькие спектакли ?