Театральная афиша Москвы

Спектакль Спартак
Постановка Мариинский театр

5.9

Советский балет-мамонт

В подзаголовке балета указано «картины римской жизни». Советской, конечно: на сцене еще высятся арки и колоннады, живо напоминающие ампирную сталинскую застройку, но воздух уже отравлен оттепелью. Выворотные позиции ног забыты, пуанты сняты, костюмы возмутительно облегчены, на сцене вакханалия и оргия — в 1956 году советский балет вспомнил, что он искусство никакое не духовное, а телесное, и это упоение составляет настоящий сюжет «Спартака». Сегодня молодежь всерьез думает, что танцует фильм «300 спартанцев».

Создатели

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
7

Советская «Клеопатра»

Мариинский театр возобновляет балет «Спартак» 1956 года. Премьера была громкой, скандальной и чрезвычайно успешной. Для советского театра это было что-то типа «Клеопатры» с Элизабет Тейлор для Голливуда, только с балериной Аллой Шелест в качестве эротического магнита. После каждого спектакля по Крюкову каналу, если верить легендам, текли рыжие реки — кордебалет массово смывал с себя морилку, изображавшую древнеримскую терракоту. Развратному Риму, на вершине которого сияла куртизанка Эгина (как раз-таки Шелест), Леонид Якобсон уделил не меньше внимания, чем героическим революционным рабам. Если не больше. Билетов было не достать. Во-первых, давали «секс», во-вторых, ни единого пуанта на весь спектакль. Леонид Якобсон, уже тогда прослывший отважным безумцем, переобул всех в сандалии и под верещание балерин: «Че­му мы учились десять лет в балетной школе!» — сумел настоять на своем. Советский театр получил один из немногих модернистских текстов. Многие сейчас говорят, что восстанавливать его не стоило: прикрытый туманной и пряной легендой Якобсон-де выглядит куда более радикальным да и интересным хо­реографом, чем вживе. Что сказать? Да, «Спартак» Леонида Якобсона не будет выглядеть, как шедевр Мориса Бежара. Да, в «советский модернистский балет» на слове «советский» тоже придется сделать ударение. Художественная изоляция за железным занавесом наложила печальную печать провинциальности даже на очень талантливые балетные тексты советского времени. Но на слове «талантли­вый», пожалуйста, ударение тоже сделайте. Если бы какой-нибудь юный хореодел наставил что-то подобное «Спартаку» сейчас, с ним бы носились как с бу­дущим Баланчиным-Бежаром-Петипа. И в этом главное отличие старенького «Спартака» от «современного искусства»: простого позыва «я тоже так смогу» он — пусть старомодный, чуть неуклюжий, чуть наивный — не рождает.

К тому же театр выставил весьма сильный состав. Ульяны Лопаткиной не бу­дет. По крайней мере не в первые спектакли. Все остальные солистки будут брать не умом, а сексапильностью. И что совсем удивительно: в премьерном составе возникла Юлия Махалина. Уж и Лопаткина сейчас считается «старшим поколением», а Махалина — так и вовсе из эпохи «до Лопаткиной». Увидеть этот исторический курьез необходимо: Юлия Махалина — женщина яркая и недооцененная, такая комбинация часто дает ослепительные артистические вспышки. А во втором со­ставе и вовсе Екатерина Кондаурова, самая модная девушка Мариинского балета. Вот уж кто умеет эротически раскрасить даже телефонную книгу, так это она. Для 60-летней давности представлений о сексе и «неприличном» ее умение жизненно необходимо.

Отзывы пользователей о спектакле «Спартак»

Фото damie
отзывы:
15
оценок:
21
рейтинг:
31
7

Визуально совершенно:

- множество юных подтянутых тел в легкомысленной римской одежде, подчеркивающей их красоту;
- шикарные декорации - прямо-таки то самое "вау!", использование сцены продумано отлично;
- красивые мужские ноги в коротеньких юбочках без обычных нелепых колготок - просто и со вкусом);
- мощный Спартак;
- музыка, дополняющая балет, а не затмевающая его;
- отличное решение - во время смены декораций, точнее, перемены мест танцоров сцену закрывали экраном, на которым было что-то типа литографии предыдущей сцены - прорисованы все танцоры в той позе, в которой они застыли, когда мы их видели в последний раз;
- Эгина! очень хороша, один из самых объемных персонажей в балете.

Не понравилось:

- жена Спартака. Для сюжета ее роль, на мой взгляд, никакая - она только заламывает руки или рыдает и висит на Спартаке. Из рабства, как я поняла, ее он не освободил, в отличие от рабов-мужчин, да и смерть одного из бывших рабов его больше расстроила, чем нахождение жены в неволе. И ее последний танец над умершим мужем более чем странен - логичнее было бы, если бы она покончила с собой, в самом-то деле;
- первый женский танец невольницы на рынке рабов - похоже на нечто, поставленное кружком художественной самодеятельности; да и вообще, сцена с продажей Спартака другому хозяину сомнительна по художественной ценности;
- два антракта!! понятно, что декорации там огого, но все же это немного перебор.

Новая сцена Мариинского снаружи, конечно, урод-уродом, но внутри интересна, а зал и сцена очень хорошо продуманы.

Ну а балет несомненно стоит того, чтобы его посмотреть.

Фото Mark Larsen
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
1

Сам театр производит впечатление и на уровне мировых театров по комфорту и hi tech красоте. Думал что будет восторг, от балета как от восторга балета Спартак Григоровича; а балет Спартак на Мариинской сцене слабенький; слабенько и без характерно танцуют артисты балета НЕ веря в свой образ на сцене. Какое-то трио (одна танцовщица и два танцовщика) выступило и явно из цирка - не похожи на артистов балета по экстерьеру. Слабенько играл оркестр; возможно это была репетиция оркестра - берегли свои силы. Совершенно не тронуло меня и пустота после спектакля ! Как будто и не ходил. Зачем ставят пустые и слабенькие спектакли ?

Фото Johannes Rauh
отзывы:
66
оценок:
93
рейтинг:
34
5

Такой «модерн» в 15-м году выглядит очень уж провинциально. Есть постановки, которые и спустя 100 лет выглядят замечательно с минимальной редакцией, а есть «Спартак» Якобсона — может для 56-го это и выглядело революционно, но сейчас весьма отдает нафталином. Расстраивает, что основной упор в маркетинге этого балета Мариинка делает именно на его «революционности». Ну и на пятом году с момента восстановления спектакля в репертуаре исполнители то ли порядком разленились, то ли по летнему времени все достойные на гастролях — более жалких Спартака (Смекалов) и Гармодия (Сергеев) трудно было представить. Мужской кордебалет плюгав, страшон и коротконог. Женский — хотя бы миловиден. Спектакль вытаскивала на себе одна Эгина (Павленко), но что может одна хрупкая женщина?! В итоге самые удачные моменты балета — пробег рабов с факелами да танец гадитанских дев. Судя по хронике, Якобсону подобные номера удавались лучше всего. Остальное пересматривать вам вряд ли захочется. Ах да, первое действие длится 20 минут. Это не шутка. Не успеете вы устроится в кресле, как загорится свет и начнется антракт. Второе — чуть дольше, минут 30. Все основное действо идёт в третьей части.

Фото Konstantin Vorobyev
отзывы:
13
оценок:
42
рейтинг:
4
1

Третий акт красив, но два антракта по 40 и 45 минут! ещё дирижёр минуты три выходит после третьего звонка, зная что зрители ждут... это ужасно. Первый и второй акты посредственны. извините, не понравилось.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить