Театральная афиша Москвы

Спектакль Главное забыл
Постановка Такой театр

7.1

Два отличных актера играют Шолом-Алейхема как еврейского Маркеса

Петербургский «Такой театр» и его актеры, по совместительству директор с худруком — Ирина Полянская и Александр Баргман, играют Шолом-Алейхема: Менахем-Мендл пишет своей жене Шейне-Шейндл в Касриловку, Шейне-Шейндл пишет из Касриловки в Одессу, куда его погнала из дома мечта. В конце каждого письма он повторяет: «Главное забыл!..» На самом деле главное, что забыл Менахем-Мендл, — повзрослеть. По счастью, то же самое забыли и популярные петербургские актеры, которые играют со студенческим азартом и восхитительной свободой.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
9

Шолом-Алейхем как еврейский Маркес

Спектакль создан тремя однокурсниками по Петербургской театральной академии 1992 года выпуска. Ирина Полянская и Александр Баргман давно уже демонстрируют на петербургской сцене идеал артистического партнерства. Михаил Теплицкий, еще в прошлом веке перебравшийся в Израиль и вполне состоявшийся там как актер и режиссер, работает с ними впервые (если не считать студенческих опытов). Но то, что спектакль на двоих, играющийся в зале на 70 человек, оказался одним из лучших в сезоне, — заслуга, в первую очередь, Теплицкого.

Многотомная переписка незадачливого маклера, издателя, торговца сахаром, свата Менахема-Мендла с женой Шейной-Шендл читающей публике знакома не меньше, чем история Тевье-молочника. А сам Шолом-Алейхем считал своего Менахема не героем даже, а попутчиком, почти товарищем. Он придумал его как ко­мическое олицетворением рокового еврейского невезения. С помощью Менахема вышучивал свои провалы и катастрофы: прогар на бирже, закрытие журнала, стремительно истаявшее наследство etc. Героя анекдота Шолом-Алейхем ­превратил в персонажа трагикомедии. И режиссеру Теплицкому удалось то же самое. Только в его истории на первый план вышла женщина. Точнее, муки женщины, хранящей детей и очаг в ожидании мужа и постепенно осознающей, что он не вернется никогда, приравнялись на сцене к отчаянию мужчины, чьи надежды на золотые горы терпят фиаско за фиаско.

Шейну-Шендл Полянская играет как героиню мифа: колоссально и просто. Ее письма — смертельная борьба за воссоединение с единственным для нее мужчиной на земле. Ее житейские присказки действуют как ведро холодной воды в знойный день, ее сознание предметно и практично, ее доморощенное актерство даст сто очков вперед профессиональному лицедейству — рассказы про пустяковый недуг сына, когда Шейна на словах доводит себя и ребенка практически до края могилы, и с того света вернули бы любого мужа. Но не Менахема. Ибо восхождение по социальной лестнице для этого героя — путь наверх во всех смыслах, вплоть до религиозного (в лаконичной декорации Полины Адамовой ступени, по которым рвется вверх трогательный персонаж в потертом сюртучке, котелке и коротких штанишках, воспринимаются однозначно — как лестница Иакова). Отбросив бытовые интонации, добавив роли в меру патетики и в меру гротеска, Александр Баргман играет вечную мужскую коллизию: одновременно со всей искренностью чувств он пытается выяснить отношения с женщиной и с Богом и выбирает последнего. При таком раскладе к действию, которое начинается как чистая комедия, довольно скоро примешивается тема роковой судьбы и звучит чем дальше, тем отчетливей.

Отзывы пользователей о спектакле «Главное забыл»

Фото Polina Fedyuk
отзывы:
7
оценок:
11
рейтинг:
5
7

Я бы назвала этот спектакль удобоваримым. Легко читается. В сём и его плюсы, и минусы. Может специфически народный юмор уже приелся и не трогает, а может та грусть ли, горечь ли на которую уповал автор, вполне себе заурядна. Одно могу отметить плюсом абсолютным - актеры порадовали. Полтора часа вдвоем удерживать внимание и интерес зрителя! Жаль не всякого. Сосед по креслу моментами посапывал, а очнувшись виновато улыбался. Второй раз на этот спектакль я не пойду, но о времени проведенном в зале не жалею. Четверка крепкая и уверенная.

Фото Оксана Васько
отзывы:
277
оценок:
448
рейтинг:
91
9

К спектаклю "Главное забыл" главное не забыть написать отличную рецензию; спектакль по повести Шолом-Алейхема «Менахем-Мендл", поставленный на сцене музея Ф.М. Достоевского талантливым режиссером Михаэлем Теплицким при участии Александра Баргмана ("Такой театр") и Ирины Полянской, был номинирован на премию «Золотая Маска» в 2011 г.. Все действие умело построено на письмах, которые летят от мужа к жене (о покупке облигаций, об открытии службы знакомств, о страховании жизни, о любого рода авантюрах, которые всенепременно принесут мужу заветный миллион ) и от жены к мужу (с повторяющимися требованиями вернуться "блудному сыну" домой). Фразу «Главное забыл» рефреном в конце каждого письма повторяет неудачливый "бизнесмен"-муж.
Спектакль чудесный-расчудесный. Очень живой, эмоциональный и динамичный. Советую всем сходить.

Фото Павел Чердынцев
отзывы:
30
оценок:
32
рейтинг:
56
9

В СОКРАЩЕНИИ. ТЕКСТ ПОЛНОСТЬЮ: http://zhizn-teatr.ru/rubric/performance/6/41.

В зрительном зале, как говорится, яблоку негде было упасть. Друзья-актеры, из "Приюта Комедианта", кое-как разместившись на матах-подушках, специально принесенных, по причине переаншлага, из-за кулис, пали к ногам зрителей первого ряда. И чудо началось!

На миниатюрном пространстве зала Музея Достоевского, за считанные минуты, скорее вопреки, чем благодаря скудным, но совершенно достаточным декорациям, возникли: чахлая, Богом забытая, черт знает, где находящаяся, деревня Касриловка и, по сравнению с ней – многолюдный, солидный, деловой город Егупец.

Муж, Менахем Мендл, с чего-то вдруг решивший, что его предназначение – стать богачом, взметнулся к эмпиреям: для начала – в не далекий от родных мест тот самый Егупец; жена, Шейне Шейндл, с двумя (а то и более) детьми, осталась в Касриловке (простите, за не благозвучность географического имени объекта, но что есть, то есть), т.е. дома, в отеческих палестинах, у разбитого корыта своей супружеской жизни.

Следствию этого исхода и посвящен спектакль, точнее долгий, мучительно долгий, смехом слезу прошибающий, и наоборот, внешне веселый, но, по сути, трагичный эпистолярный роман – жизнь-переписка двух чрезвычайно близких и нужных друг другу людей...

"Главное забыл" – спектакль многослойный, разноуровневый, неодноэтажный, и не только по сценографии, но и по тому, как его воспринимает зритель. Тут, что называется, есть чему удивиться и восхититься, как члену РАН, так и студентке "кулинарного техникума".

История о мужчинах и женщинах, об их взаимоотношениях, о тещах, детях, сватах, и – да, да, да, – о сожительницах, о надувательстве, и простофилизме, об умопомрачительной, скрытой за грубостью и назидательностью – тоске, и болезненной, не менее истовой жажде странствий, о человеческой мудрости ("Где это сказано, что Менахем Мендл должен иметь деньги?") и тупости ("Почем нынче прогресс?"), о любви, состоящей из слов и о больших мечтах маленьких людей.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить