Оба эти балета — о чувственных приключениях мужских и женских тел: в «Шести танцах» — смешных, в «Маленькой смерти» — патетичных. Оба давно уже причислены к шедеврам хореографа Иржи Килиана, одного из немногих живых гениев. Самое фантастичное в этом спектакле, что московская труппа танцует оба текста с ошеломляющей раскованностью, за которой, однако, предельная собранность и феноменальная муштра. Плюс Моцарт из-под палочки дирижера Колобова.
Балет |
12+ |
Иржи Килиан |
40 минут |
На кону такая большая ставка, что балетоманы ждут эту премьеру с азартом и нетерпением, достойным финала чемпионата мира по футболу. В принципе, чемпионатом по балету это и можно назвать — в российском, конечно, масштабе. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко собирается танцевать великого хореографа ХХ века Иржи Килиана, столпа голландского современного балета. Если театр станцует эту премьеру хорошо (что после балетов Начо Дуато от «Стасика» вполне обоснованно ожидают), станет ясно, кто сейчас в России первый. Не Большой, после ухода Алексея Ратманского разменявший репертуарную политику на мелкую монету балетиков приятных, но никаким боком не принципиальных. И не Мариинка, которая сейчас откровенно протрачивает накопленное в прошлые «тучные годы». (Любопытно, что до балетов Килиана сама Мариинка в пору своего недавнего расцвета не дотянула совсем чуть-чуть.)
Это, конечно, великолепный сочинитель танцев. Но не «концепций», что было жутко модно в пору, когда он сочинял «Шесть танцев» и «Маленькую смерть», безусловно, свои лучшие балеты. Возможно, именно из энергии протеста и возникло невероятное художественное напряжение этих текстов: при этом удивительно легких на ногу (даже если каждое па хореограф рожал в муках, мы этого никогда не узнаем; но непохоже, что в муках). У Килиана концепции равны названию. Нагие фигуры, черная коробка сцены. Танцы. Текучие и тягучие, как медленно льющийся мед, с неожиданными кульминациями, волнообразными поддержками, — чувственная нить сплетающихся тел, которая длится, не обрываясь ни на миг. В «Маленькой смерти» он, конечно, имел в виду не смерть (в его художественном мире эта категория отсутствует), а оргазм: дионисийская лирика нескольких пар, сплетающихся и размыкающих объятия. Это безумно откровенный, почти непристойный балет (но за пристойностью, пожалуйста, на викториански-чопорное «Лебединое озеро»). Обжигающе-чувственный, невероятно изобретательный, совершенно поглощающий зрителя: оргазм, как и было сказано.
Балет Иржи Килиана, живого классика, - это, наверное, один из главных хитов в нынешней обойме "Стасика". После премьеры жарким летом прошлого года о ней много шумели и, надо сказать, было почему. И "Шесть танцев", и "Маленькая смерть" обладают самой что ни на есть изобретательной хореографией, завораживающей зрителя под чарующие звуки музыки Моцарта. Помимо отменного танца, здесь достаточно и юмора: тонкого, но отнюдь не пошлого, поэтому зал при просмотре периодически отзывается смехом, а по окончании представления устраивает овации. И вполне заслуженные, поскольку труппа со сложнейшей хореографией и на этот раз справляется превосходно.