Театральная афиша Москвы

Спектакль Валентинов день

7.2

Сиквел советской пьесы от манифестанта «новой драмы» Ивана Вырыпаева в постановке маргинала Алексея Янковского

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
9

Любовь как театр военных действий

У актрисы Екатерины Унтиловой черное платье в пол и высокие каблуки как у ведущих классических концертов в советские времена. И говорит ее Валентина так, словно перед ней — полный зал Кремлевского дворца съездов, а не относительно камерный (на 400 мест) новый зал Молодежного театра: в три раза громче, чем нужно, и с вызовом — точно заявку на участие в соцсоревновании подает. Между тем Валентине 60 лет и рассказывает она про самые личные вещи — про то, что у нее сегодня день рождения, что за стеной живет соседка Катя, что сорок лет назад она полюбила одного человека, «очень сильно», а Катя вышла замуж за этого человека. А 20 лет назад этот человек умер в ее, Валентинин, день рождения. Дополнительно и с тем же пафосом Валентина рассказывает про гелиевый шарик, который рвется вверх над ее головой, — про то, что купила его сегодня в цирке себе в подарок и что такой шарик ни за что не получится надуть самому. Детская непосредственность и наивность текста пафос снижает до стеба, но поскольку на сей раз за современную пьесу взялись зрелые и утонченные экспериментаторы — режиссер Алексей Янковский и художник Александр Шишкин, — то из великолепного ироничного сиквела Ивана Вырыпаева к мелодраме Михаила Рощина (известной на всю страну пьесе «Валентин и Валентина» 1970 года) получилась не задорная постмодернистская игрушка капустнического толка, а взрослое театральное высказывание.

То есть кроме собственно игры в развенчание мелодрамы как образа мыслей, заложенной драматургом, — герои любовного треугольника ныряют из 2012 года в горбачевские восьмидесятые, летают во сне с генеральным секретарем и без него, предупреждают, что вот сейчас будут говорить слова прошлого века и цитируют пьесу Рощина etc., — в спектакле есть еще и история режиссера Янковского. История про людей прошлого века, которые трагически не могут отделаться от фальшивого советского бэкграунда, даже осознав всю его грандиозную фальшь, — пионеры в галстуках и спущенных «бабушкиных» колготках прыгают и прыгают в правом дальнем углу сцены, на скрипучей кровати рядом с убогим об­разцом садово-парковой скульптуры. Декорация Шишкина — разрозненные предметы, будто выхваченные вспышками памяти из контекста: дверь в пустоте, скамейка из 70-х, стол, шкаф. А сюжет Янковского, за которым следишь, не отрываясь, — про единственное настоящее, что у героев было подлинного и где к месту оказался их нелепый пафос: про смертельную в самом прямом смысле слова войну за любовь.

Отзывы пользователей о спектакле «Валентинов день»

Фото Светлана Ивлева
отзывы:
42
оценок:
50
рейтинг:
76
7

Люди всегда тоскуют по настоящей любви, ищут ту самую "вторую половину", так , чтоб екнуло сердце и не осталось сомнений - "вот он!", "вот она!", "это судьба!". Пьеса Михаила Рощина "Валентин и Валентина" об оборотной стороне такой вот настоящей любви, о том, что, увы, большое чувство часто сопряжено с большими трудностями. Но если в пьесе и в одноименном фильме (http://www.kinopoisk.ru/film/45654/) относительный хеппи-энд - главные герои преодолевают сопротивление окружающих, и выбирают любовь, то в 21 веке драматург Иван Вырыпаев придумал для Валентина и Валентины несколько иное развитие событий. Катя, устроившись работать проводницей в поезде "Москва - Владивосток", посылает Валентину телеграмму от имени Валентины о том, что та якобы вышла замуж за Гусева. Убитый горем Валентин скоропостижно женится на Кате, Валентина, опоздав, уезжает в Витебск. Потом, через годы, герои случайно встречаются - и начинается цепь грустных лет, когда Валентин фактически живет с двумя женщинами - женой Катей (которую он почему-то, не смотря на отсутствие общих детей не бросает), и с Валентиной (ибо Любовь). Неожиданно, в день сорокалетия Валентины Валентин умирает от инфаркта. И Валентине, жизнь которой по сути подчинена только одному - своей любви, не остается ничего, кроме как выкупить две комнаты у спивающейся Кати и жить с ней под одной крышей всю оставшуюся жизнь. Женщины испытывают друг другу смешанные чувства из ненависти и сестринской любви, понимая, что жизнь навсегда связала их, обрекла друг на друга. Жизнь невыносима, но от нее никуда не деться.
Актерское трио - Екатерина Унтилова - Светлана Строгова и Анна Геллер представляет зрителю три типажа женщин. Валентина - это благородство, это любовь, это самопожертвование. Для нее любовь к Валентину - это тяжкий крест, невыносимая мука, но и невыносимое счастье. Она избранная, отмеченная печатью Великой Любви. Она - не такая как все. Актриса не говорит, она кричит в зал - так, что в каждом слове раздается боль, невыносимая боль разбитой жизни. Катя в молодости (Анна Геллер) - это хваткая, наглая, беспринципная девушка, готовая на все, чтобы урвать свое счастье любой ценой. Катя прекрасно понимает, что муж любит другую, знает об изменах, но продолжает жить в той системе координат, которую сама с таким трудом построила. Катя в старости - спившаяся нелепая старуха, в которой не осталось былой твердости. Исчез единственный, кто держал ее в этой жизни - Валентин, смерть которого разом выбила у Кати почву из-под ног, лишила жизнь стержня. Две женщины существовали не только ради любви к одному мужчине, они существовали ради борьбы друг с другом, и эта многолетняя борьба спаяла их как сиамских близнецов. У Валентины осталась Любовь и воспоминания, у Кати - водка и гармонь.
"Валентинов день" - тяжелый спектакль. Но он правдив. Потому что показывает любовь не с прекрасной обложки, а из нутра, не прикрытого романтическим ореолом, состоящего в том числе из необходимости обманывать, предавать, терпеть, страдать. Это - бытовуха. Потому что любовь - та самая, настоящая, бывает и такой. Спектакль честный, актеры играют на надрыве, который, увы, не все зрители выдерживают. Потому что то самое, редкое, настоящее чувство, не каждый способен перенести.
Я не буду рекомендовать этот спектакль к просмотру для широкого круга. Нет. "Валентинов день" - спектакль для подготовленного зрителя, для тех, кто не уйдет из зала, испугавшись откровенности, окружающей действительности. И, пожалуй, боли. Потому что не сопереживать невозможно.

Фото Ксения Кривеженко
отзывы:
26
оценок:
26
рейтинг:
15
3

Незамысловатые декорации,много обращений в зал,затянутость реплик.Сюжет,конечно,стар как мир.Спектакль о любовном треугольнике.Не зацепила игра актеров,в особенности главного героя Валентина,было ощущение,что он с другой труппы.Главный минус-затянутость,отсутствие изюминки в спектакле.
Слабая режессерская работа.Заметила как многие выходили со спектакля недовольными,как собственно и я.

Фото Светлана Слободяник
отзывы:
23
оценок:
40
рейтинг:
6
9

"Цыцыкап.-Здесь свирепствует" ведьма!
"...такие персонажи, как сирены - русалки с необыкновенно красивыми, чарующими голосами. Хор сирен подкарауливал зазевавшихся..."
<из статьи К.Кирилловой>
...
Старая мебель, картины-
Не комната, а музей.
А я влюблена в Буратино
И в верных его друзей.
Весело день проходит:
Подружки-соседки, игра,...
Татьяна Ремерова из стихотворения "Дом у канала".Сборник "Листопад памяти".

"Завернулась она в кимоно, зарядила ружьё, чтоб прикончить того, кто обидел её"
Напев из пьесы.*

Похоже режиссёр хотел, что бы и волки были сыты и овцы целы.- а долгой репертуарной
судьбе спектакля -вечная память-. Кого назначить ведьмой вопрос спорный, но как будто
"втихаря" назначена Катя, может потому, что её играют две актрисы и им роль Панночки на сопротивление по силам. Ну, что ж, верю!
"За любовь надо бороться!" Так это у< Усатовой >в "Блажи" любовь, а у Кати - блажь!
Мать и соседка ведьмы! За закрытой дверью заговоры, вудистика? Да БЫЛО ружьё заряжено, только не серебрянными пулями..
Они жили долго и счастливо и умерли в один день с разницей в 20 лет, причём от одного и того же ( ага, начали догадываться об истине!, так и за серебрянными пулями сходят, срочно, срочно, крутись-вертись , дурной сон приснись - предположительные мысли Кати). И все эти 20 лет Валентина
освобождала его вещи, будто бы интуитивно чувствуя, что не будет им покоя, пока
в неволе останется хоть что-то. И жили они "вместе" так, как было бы при жизни, если бы они смогли одолеть завороты-привороты. Она ему рассказывает, где была, что видела нового ( не про полёты же во сне с золотым ?тельцом? рассказывать).
"Квартирный вопрос их испортил",- вполне возможно, не зря же Катюшка проговорилась. И зачем бы москвичке жить в Витебске.
Хотя, любит Бродского (ведь сейчас же просто любить Бродского, нормально это , современно, как в своё время нормально было любить "взлети выше солнца", только личные отношения почему-то анормальным законам не подчинились), осваивает музыкальный инструмент, выражается в стиле пост-пост-пост-цитатизма, что очень современно для художников , когда за цитатой стоит целый пласт понятий.
" Крещения" в бассейне герою хватило на 20 лет. Но только жена перестала прятать истинное лицо ( русалочьи волосы и трудовой жаргон ), а возлюбленная смирилась, что они будут честно дружить домами, как жизни в нём осталось всего но 2 месяца,
за которые он так обрусалился, просто до неузнаваемости, говорить невозможно.(цветы , подарок, торт,- всё как положено,по-ведьмински.)
Декорация тоже из цитат-каллажей. Там корабли бороздят, а тут ведьмы - вот такой коллаж. Оказывается соцпесни были не только культовыми но и красивыми! НЕ все работали на ткацкой фабрике! А на хлебозаводе не так уж и шумно! Это просто прием такой ведьминский: заставить человека повторять будто не слышно. Космонавты - просто сказка!
~"ох, и крепко любят"** мужики.
Им никогда не будет шестьдесят, а лишь четыре раза по пятнадцать!
_________________
*Юджин О`Нил "Крылья даны всем детям человеческим".
**Из "Криков из Одессы" -фрагмент фразы.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить