Театральная афиша Москвы

Спектакль Пять подвигов

7.7

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Пять подвигов»

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
7

12 подвигов Геракла в изложении Куна известны каждому с детства, но рассматриваются как далёкие от реальности сказки о совершении невозможного. Режиссёр Михаил Овчинников вернул мифу быт и возвысил быт до мифа, пользуясь в качестве связующего состава язык обэриутов – Введенского и Хармса, очищенный от контекстного смысла и пригодный к употреблению в обеих обстоятельствах. Выбранные им «Пять подвигов» (это название спектакля) между рождением и смертью героя, включёнными в повествование, представляют из себя пять микро-историй каждый раз с новым главным персонажем. Геракл, хоть и будучи сыном бога, проходит тот же ряд инициаций, что и любой другой смертный человек, и его победы являются не исполнением прихотей Еврисфея, а решающими этапами в становлении его личности. В битве с Лернейской гидрой выступает самоуверенный Геракл-мачо (Арушанян), но, памятуя первоисточник, этот подвиг не был засчитан, потому что ему помог друг Иолай. Со Стимфалийскими птицами сражался Геракл-Иванушка-дурачок (Ююкин), который без помощи Гефеста не смог догадаться спугнуть птиц громким звуком, чтобы перестрелять их в воздухе: он был слишком восхищён чудом полёта. За Киринейской ланью влюблённый Геракл (Краснёнков) гонялся, как за прекрасной дамой, чтобы спустя целый год она уступила его упорству… а её, в свою очередь, пришлось уступить другому. Со сложной задачей укротить Цербера без помощи оружия справился Геракл-философ (Богатырёв), а золотые яблоки Гесперид добыл Геракл-хитрец (Кирсанов). Становится видно, по мере возрастания «уровня» подвига и «качества» его исполнения, что каждый человек в течение жизни сталкивается с не менее и не более трудными препятствиями. Развитие эго, чувственное познание мира, любовь, логическое мышление и использование житейского опыта – и есть «пять подвигов» по Овчинникову. Обэриутские сентенции о таких абстракциях, как дробление движения до нуля, которые, хоть и имеют под собой вполне доказательные научные теории, требуют долгого осмысления и осознания, вплетаются в «одиссею» Геракла невероятно органично, только подчёркивая сложность простого и простоту сложности – редкое и приятное явление для спектаклей, не имеющих цельной литературной основы и потому склонных превращаться в винегрет. Той же двойственной природе спектакля служит и оформление, буквально составленное из абстракций, метафор и аллюзий: самые простые предметы создают точный визуальный образ или подходящее музыкальное сопровождение. Здесь, как редко где ещё, особенное удовольствие несут детали: например, Киренейскую лань «сложили» из рогов, бутафорских косичек и платья, голова Антея – «скворечник» с крышей из шахматной доски – отрывается от земли при помощи воздушных шариков. Привычные вещи издают непривычные звуки: металлический звон гири и бочки, смычок на гитарных струнах, текущая в вазу струйка соли, даже мерный стук метронома определяют ритм той или иной мизансцены, начиная передвижениями и заканчивая темпом речи. Безусловно, это прекрасный повод через представление продемонстрировать по максимуму возможности каждого актёра – его фактуру, пластику, интонации, вокальные и танцевальные способности – и сыгранность коллектива в целом. В итоге полуторачасовой спектакль предельно насыщен и содержателен, его непредсказуемая динамика мгновенно включает в себя и держит внимание на протяжении всего действия, а атмосфера свободы и раскрепощённости абсурдизма заражает надолго. И свобода эта – не самозабвенное «дураковаляние» обэриутских спектаклей театра «Эрмитаж», которые я тоже нежно люблю, а возможность вольного обращения с понятиями, возвращение их к жизни из догматического анабиоза. Это серьёзный разговор о несерьёзном и несерьёзный – о серьёзном… без амбивалентных определений к «Пяти подвигам» не подойдёшь.

05.10.2010
Комментировать рецензию

Фото Александр Чепинога
отзывы:
2
оценок:
26
рейтинг:
0
9

Я сижу у себя в комнате и ничего не делаю. Вот кто-то пришел ко мне в гости, он стучится в мою дверь. Я говорю: "Войдите!" Он входит и говорит: "Здравствуйте! Как хорошо, что я застал вас дома!" А я его стук по морде, а потом еще сапогом в промежность. Мой гость падает навзничь от страшной боли. А я ему каблуком по глазам! Дескать, нечего шляться, когда не звали!
(с) Даниил Хармс.

Вот такой вот он, сумасшедший, смешной, непонятный, беспощадный к любому, кто прикасается к его творчеству.
Гениальный и талантливый, но настолько сложный, что порой уже не пытаешься его понять, расслабляешься и позволяешь ему заполнить твой мир,
Он сам решит над чем ты посмеешься, а где кинешь книгу с возгласом - ну это уже чересчур...

Что такое цветы? У женщин между ног пахнет значительно лучше. То и то природа, а потому никто не смеет возмущаться моим словам.
(с) Даниил Хармс.

Так и со вчерашним спектаклем "Пять подвигов", школы-студии МХАТ.
Ждешь сюжета и событий. и они происходят! и в тоже время их нет....
Есть пять историй. пять древнегреческих мифов. А вокруг лишь Хармс...
Пять актеров, разных и непохожих. А герой один!
И все как-то навыворот. Вот тебе Геракл, охотящийся за Керинейской ланью. и тут же "Милая Клавдия Васильевна..."

Травить детей -- это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!
(с) Даниил Хармс.

Теряешься, пропадаешь и этом космосе мыслей, образов. Все сменяется так быстро, как картинка за окном поезда.
Два совершенно несовместимых текста поразительным образом дополняют друг друга, и только тогда, когда ты бросаешь идею их различить, начинаешь понимать весь смысл происходящего.
И вот тогда ловится этот кайф, который возможен только в театре. та самая мистерия, благодаря которой этот жанр не умрет никогда.
Это надо видеть, это нужно слушать, это надо ощутить.
Действо завлекает, закручивает, поглощает тебя, уносит куда-то далеко, далеко.
И ты уже не понимаешь, где ты находишься, да и в принципе тебе становится уже все равно.
А ещё молодость. "сыграть" Хармса само сочетание уже кажется невероятным способны лишь молодые люди. Дерзкие, красивые, смелые и сумасшедшие, каким и был он сам.
В общем прекрасный спектакль. Ещё вечером чувства были разные.
А вот сейчас вспомнил... и с удовольствием посмотрел бы ещё)

Не знаю сам, как это вышло... но только в один прекрасный день, получилось вдруг, что Вы -- это уже не Вы, но не то чтобы Вы стали частью меня, или я -- частью Вас, или мы оба -- частью того, что раньше было частью меня самого, если бы я не был сам той частицей, которая в свою очередь была частью...
Простите, мысль довольно сложная, и оказалось, что я в ней запутался.
(с) Даниил Хармс.

Фото Олеся Кочанова
отзывы:
4
оценок:
12
рейтинг:
0
9

Проект «Твой шанс» представляет лучшие дипломные и постдипломные спектакли на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном». В мае прошел Международный фестиваль «Твой шанс», в рамках которого были показаны лучшие студенческие спектакли со всего мира. «Пять подвигов» - дипломная работа выпускников Школы-студии МХАТ - стала одним из хедлайнеров Фестиваля. Теперь в новом сезоне мы решили устроить сразу несколько показов этого спектакля, чтобы все желающие смогли его посмотреть.

С 10 по 12 сентября будет сыграно 5 спектаклей «Пять подвигов».

В основе действия заложены древнегреческие мифы о подвигах Геракла и тексты поэтов 30х годов XX века – Даниила Хармса и Александра Введенского, создавших в свое время свой собственный миф, превративший их творчество в жизненную философию. На сцене – пятеро молодых людей в обстановке скорее напоминающей домашний театр, в котором каждый из них совершает свой личный подвиг. Совмещая настолько далекие друг от друга тексты, возникает определенная система новых смыслов и новых образов, разбросанных по всему спектаклю. Здесь подвиг представлен как нечто глубоко личное и необходимое всякому человеку, пытающемуся выявить первопричину своих поступков и слов, буквально разобранных на составные части и ждущих своего времени, чтобы суметь зазвучать по-новому.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить