Эта труппа выступала у нас в 2002-м. Тогда про их брутальный балет писали: «Мышца как художественное высказывание — не самая слабая идея». Новые композиции американцы танцуют под Баха и U2.
Танцевальный |
Дуайт Роден |
В Петербург приезжает одна из лучших американских джазовых танцевальных трупп Complexions. Но это осторожный прогноз, так как исландский вулкан уже накрыл пеплом гастроли Балета Бежара и ровно в том же Михайловском театре.
На самом деле адекватно рассказывать о Complexions можно только в России. В других странах разговор будет немедленно задушен политкорректностью. Дело, итак, в том, что это негритянская труппа. Хотя позиционирует себя как подчеркнуто мультинациональная и многоцветная. Но достаточно увидеть хотя бы один спектакль, чтобы понять, кто кого перетанцовывает вчистую: бледнолицые жмутся в сторонке, сметенные роскошным ураганом. Complexions основал Дуайт Роден, бывший солиcт другого чернокожего балета — Alvin Ailey American Dance Theatre. И пригласил премьером совершенно фантастичного, идеально сложенного Десмонда Ричардсона, тоже негра. Оба работают как хореографы и сделали очень завидную карьеру в поп-индустрии, увенчанную премией Tony. Не потому, что гонят попсу (их хореография броская, но и профессионально скроенная), а потому что только там приветствуется чувственность столь откровенная, эротичность столь неприкрытая (во всех смыслах слова), сексуальность, столь неотразимо притягательная. Классический балет боится ее как огня. Да и не без причин: в балете очень трудно быть эротичным, не впадая в вульгарность. А вульгарность — смертный грех в царстве пуантов, тюников и кордебалета тел, почти неотличимых в своей фарфоровой идеальности. Так что это еще одна причина: цвет кожи (давайте уж начистоту) тоже имеет значение. Классический европейский балет, генетически восходящий к придворным балам французских королей, — расист и фашист, ибо таким родился. Это на одном полюсе напряжения. А на другом — штука в том, что темнокожие танцовщики от природы так же восхитительны, как темнокожие легкоатлеты. В этом какая-то прямо дьявольская ирония. Ослепительно прекрасные тела, феноменальная лепка мышц и арматура связок, пружинистая гибкость прыжков, точность движений, — и все это перед накрепко запертой дверью в балетное царство академических фей и принцев. Короче говоря, когда вслед за Элвином Эйли Дуайт Роден приоткрыл клапан, на сцену хлынуло действительно черное золото наивысшей пробы. К тому же раздетое до трусов, что, конечно, уж совсем нечестно. Спектакли Complexions — эротический удар, который бьет прямо в грудь, сшибает с ног и который категорически не рекомендуется, если вы не в ладах с собственным телом или сексуальностью, — еще один комплекс неполноценности вам точно ни к чему. Кроме всего, у нас этих двух парней хорошо знают: оба участвовали в сверхуспешной «Красоте в движении» Дианы Вишневой, чем сильно подняли свои ставки в России. И больше тут добавить нечего: идите и смотрите.