Театральная афиша Москвы

Спектакль Дуэль, Москва

Постановка МХТ им. Чехова
8.6
оценить
Расписание и билеты
Театр: Дуэль, Москва

Камерная премьера МХТ по чеховскому рассказу

Антон Яковлев, дебютировавший камерной «Крейцеровой сонатой», выпускает вторую инсценировку. В чеховской «Дуэли» молодой Лаевский (Анатолий Белый) вывез на Черное море любовницу (Елена Панова) в надежде на новую жизнь.

Место проведения

МХТ им. Чехова

МХТ им. Чехова

8.6
Театр с большой историей, спектаклями прогрессивных режиссеров и звездной труппой
Подчеркнуто скромный (по сравнению с залами XIX века) театр архитектор Федор Шехтель проектировал специально для труппы Станиславского и Немировича-Данченко. МХТ вселился сюда в 1902 году, и с тех пор Камергерский переулок стал одним из центров театральной Москвы. С 2000 года, когда худруком был назначен Олег Табаков, у остальных театров появился повод для беспокойства: расторопность, с которой МХТ переманивает талантливых молодых актеров и режиссеров, не знает равных. На основной, малой и новой сценах идут спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Марины Брусникиной, Адольфа Шапиро и многих других героев нового театра и мэтров. В труппе — люди из телеэкрана: Константин Хабенский, Александр Семчев, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Ирина Пегова, — в перемешку с новыми именами и недавними выпускниками.
касса +7 (495) 646 36 46
адрес
подробнее
режим работы кассы пн-вс 12.00–19.00
официальный сайт

Лучшие отзывы о спектакле «Дуэль»

Фото Ева
отзывы:
1
оценок:
3
рейтинг:
5
9

Не в первый раз (к величайшему моему сожалению), я оставляю отзыв не о спектакле, а об уровне культуры зрителей. Вчера (23.04.14) был апофеоз невменяемости зрительного зала. Люди гоготали как умалишенные, реагируя на малейшее движение на сцене, на изменение мимики актеров, на конфликты между героями, на рассуждения о жизни, о Боге, нравственности. Такое ощущение, что по какой-то нелепой случайности все они перепутали двери, а понять им, что на сцене разворачивается совершенно иное (чем они ожидали) действо, глубокое и серьезное, бедным, не дано. Одну девушку, думала, стошнит, так активно она смеялась в самом трагичном отрывке спектакля, в момент самой дуэли, когда герой Е. Миллера испытывает внутреннюю борьбу перед выстрелом. А когда дьякон выскочил на сцену, половина зала чуть со стульев не упала от такого неожиданного хода. Что происходит с людьми? Где чуткость и понимание классики? Где адекватность в восприятии того, что происходит на сцене? В общем, насладиться постановкой совершенно не удалось, равно, как и не удалось погрузиться в собственные мысли и прочувствовать вкус игры и испытать те эмоции, ради которых идешь в театр. Я искренне сочувствую актерам, которым приходилось выкладываться на все сто в этом дурдоме, где всё их перевоплощение, нервное, яркое, настоящее вызывает бурю тупого, животного смеха. Спектакль отличный, тонкий и сильный, но только рождал он диаметрально противоположные эмоции зала. Скорблю о деградации публики.
Режиссеру и актерам браво!!!

4
0
24 апреля 2014
Фото Эмилия Деменцова
отзывы:
135
оценок:
140
рейтинг:
149
7

«Дуэль»: шум у моря

Малая сцена МХТ им. Чехова бросила вызов: режиссер Антон Яковлев представил спектакль «Дуэль» по одноименной повести А.П. Чехова. Для писателя «Дуэль» стала своего рода ответом на «Крейцерову сонату» Л.Н. Толстого, которую сегодня также играют на Малой сцене театра в постановке того же Антона Яковлева. В «Дуэли» не повторился ни режиссер, ни актеры, и спектакль получился ярким и талантливым.

Сцена усыпана мелкой галькой, мостки ведут к морю, на стенах — множество канатов. На фоне морского пейзажа — утомленные люди, мающиеся, ждущие бури, способной освежить затхлость здешнего существования. Здесь, на Кавказе, они собрались, в общем-то случайно, «от делать нечего друзья». Неспокойный климат. Лихорадит. Горы давят, срывают нервы. Восточная дымка, вино, звуки саза (на нем играют в спектакле) не заглушают давно созревшей ненависти ко всему и ко всем. К себе в первую очередь.

Здесь у моря, где «в воздухе соль и йод» сталкиваются два совсем разных человека. Лаевский — его жизнь — горькая соль, — не слишком удачливый, склонный к самокопаниям. У него кризисы: возрастной, любовный, духовный, материальный. Цели нет, хочется только «Бежать! Бежать!». Фон Коррен — биолог, жесткий рационалист и местная «язва» тоже планирует отчалить в экспедицию. Он — социальный дарвинист, мечтающий как йод уничтожить вредные для общества микробы: слабых, неприкаянных, бесполезных людей. Таких как, например, Лаевский, в его представлении. Из борьбы взглядов, убеждений, принципов вырастает словесная дуэль, завершающаяся поиском секундантов и отсчетом шагов.

Кинозрители помнят этот сюжет по фильму И. Хейфица «Плохой хороший человек» с Олегом Далем и Владимиром Высоцким в главных ролях. Лаевский-Даль с первых минут фильма вызывал презрение. Рядом с ним несгибаемый, стальной Фон Коррен-Высоцкий, не прибегая к оружию, заведомо выигрывал дуэль. Сценическая версия А. Яковлева менее категорична и максимально приближена к первоисточнику, а в нем, как и всегда у А. Чехова, нет ничего однозначного.

В спектакле два состава — два различных Лаевских: Анатолий Белый и Александр Усов. А. Белый — популярный и талантливый актер (такое нынче редко). Обаяние, внешность героя-любовника, порой, возводят его талант в ранг гения. Особенно в глазах женской аудитории. На форуме театра поклонницы писали, что не пойдут на спектакль, если будет играть «не тот состав». Правды ради замечу, что А. Белый играет в высшей степени профессионально. Зрители, и те, кто придет на актера, и другие, кто придет на спектакль, разочарованы не будут. Те же, кто увидят в роли Лаевского А.Усова, будут приятно поражены.

На сцене — небольшого роста человек, интеллигентный уже внешне. Вот он раскачивает канаты один за другим, повисает на одном из них, катается, закручивается в веревках. Он мечется, бьется из стороны в сторону как пойманный в сети, будто побиваемый волнами. А спустя мгновение, так, что зал не успевает опомниться от увиденного, начинает рассказывать свою жизнь, свою не оправдавшуюся любовь. На вид — все просто и спокойно, но это внешнее. Внутренняя тревога, нервность будут копиться, пока не выплеснутся: истерика или приступ лихорадки, колика или нервный срыв, только видно, что покрасневшему не от крика или быстрых движений актеру больно. Больно человеку, потому что тот, кто перед нами не может быть лицедеем. Человек с оголенной душой. Эдакая смесь Войницкого и Гамлета. Кажется, он повесится на одном из канатных узлов: жизнь закрутила также туго как эти канаты. И можно было бы объяснить такое пронзительное исполнение, как и в случае с А.Белым, высоким мастерством, отличной пластикой, поставленным голосом, но этого недостаточно. Здесь нет швов, «приемов», а уловить то, что есть, и объяснить, чем это достигается, невозможно. Это тот случай, когда, говоря словами Лаевского, «впечатление лучше всякого описания».

Евгений Миллер — Фон Коррен — один на двух Лаевских. Используя определение врача (как всегда обаятельный Д.Назаров), у которого герой столуется, играет он то «с перцем», то «с кислотцой». Его едкие реплики веселят зал, но это в большей степени заслуга писателя. В первом акте, где герою уготован длинный монолог, актеру пока не очень комфортно: он скован, монотонен, порой зажат. Может быть, таким он видит себе типаж классического немца? Это ошибочно, и стоит согласиться с доктором, что «его немцы испортили». Свой монолог о «подборе» и типах людей он читает как профессор-патриот в Германии времен 30-х. И то эмоционально не подкрепляет произносимое. Но во втором действии перед нами ожидаемый Евгений Миллер. После ролей Базарова (тоже дуэлянта, упоминание которого в спектакле вызывает смех у зрителей, видевших актера в этой роли), адвоката в «Процессе» Ф.Кафки, Сильвы из «Старшего сына», на актера уже возлагают определенные надежды. И вот возвращается обаяние, уверенный взгляд, образ обретает необходимую яркость. Из дуэли с ролью актер выходит победителем.

Особым успехом у зрителей пользуется Валерий Трошин в роли дьякона. Актер делает своего персонажа настолько колоритным, что даже само присутствие его на сцене доставляет удовольствие. Размышления же о вере и разговор с мусульманином Мустафой (В.Кулюхин) и вовсе служат достаточным оправданием всего спектакля: надо верить (без уточнений) и дело делать. И в правду, и просто.

Из двух женских образов удачен лишь один. Ольга Васильева очаровывает зрителей с первых секунд, ее героиня — это приятная передышка между изматывающими монологами главных героев. Ее партнерша по сцене Е.Панова (жена Лаевского) своей манерой играть явно претендует на звание третьего центрального персонажа. Претендует, но не дотягивает даже до добротно сыгранного эпизодического лица. Ни с одним из Лаевских она не органична и не смотрится в паре.

МХТ им. Чехова можно поздравить — «Дуэль» обошлась без жертв. Антон Яковлев поставил прекрасный спектакль, очень человечный, понятный, но, отнюдь, не простой. В пространстве, справедливо носящем название Малой сцены, появился большой спектакль: не режиссерское высказывание, не отдельный бенефис, а полноценное многослойное произведение. И очень нужное сегодня: как и героям спектакля, нам, порой, необходимо «встряхнуться», и, оглядываясь назад, понять, что время идет вперед. Поединки с ним бесполезны, а баталии и пустословие его не прибавляют.

Журнал «Наш фильм» http://www.nashfilm.ru/plays/4579.html

2
0
12 января 2015
Фото frecken   bokk
отзывы:
83
оценок:
117
рейтинг:
166
7

Хороший классический спектакль (Чехов же) и постановка тоже очень классическая, что характерно больше для основной сцены МХТ нежелели для Малой.
Местами в первом действии немного затянут, классическое превращение из лентяя и тунеядца в примерного семьянина внезапно восплылавшего к труду.
Лаевский в исполнении Белого предстает перед нами человеком с несомненно растроенной психикой, кем видимо и остался после "превращения". (почти Кафка только с хорошим концом)
Его антипод фон Корен понравился больше с его дарвиновскими идеями по выживанию рода человеческого.
Актеры, впрочем как обычно в МХТ, играют здорово, но спектакль не зацепил.
Сходить можно для общего развития (мало кто читал чеховскую Дуэль) и небанальных посиделок где бы то ни было.
Лично я чудесно провела этот летний вечер.

2
0
14 июня 2013
Фото Elina Terekhina
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
10
9

Прекрасный спектакль!
Войдет в список лучшего, что я видела в Москве. Игра актеров превосходна и доставляет огромное удовольствие. Чеховский текст звучит как музыка, каждое слово - как верно взятая нота. Очень рекомендую, очень.

2
0
17 мая 2012
Фото Анна К
отзывы:
54
оценок:
264
рейтинг:
140
9

Прекрасный спектакль!
Во-первых, конечно, великолепные тексты А.П. Чехова: ни одного слова лишнего, все безупречно лаконично, персонажи все из жизни, вечные проблемы и вопросы, ни капли не устарела ни одна из поднятых тем! Даже наши современные политические реалии и дискуссии идеально вписываются в круг волнующих героев вопросов. Во-вторых, как же хороша постановка! Режиссер поработал великолепно! Повесть просто идеально адаптирована для сцены.
Теперь об актерах: невозможно было выбрать, кому цветы дарить... Дмитрий Назаров -выше всяческих похвал! Талантливейший актер!
Очень впечатлил и даже поразил Евгений Миллер в роли фон Корена. Он такой градус эмоциям придал! Кажется, у меня сердце замерло в какой-то момент. Валерий Трошин - замечательно сыграл дьякона Победова! А какие у них там диалоги между дьконом и зоологом - отдельный роман! Чего стоит только одна сцена с диалогом о "сильных и слабых"...
Александр Усов - сыграл Лаевского так, что прямо презираешь его в начале и всей душой веришь в него в финале. Очень понравились актрисы: Наталья Рогожкина и Ольга Васильева.
Постановка очень камерная - если будет возможность, берите билеты в первый ряд!

2
0
29 марта 2012

Галерея