Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Деньги»

7.8
оценить
Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
984
5

Сказки Марьиной Рощи

Спектакль Константина Райкина — продукт селекции несовместимого. Настоящий кентавр. Но кентавр веселый и чрезвычайно интересный для наблюдения. Константин Райкин, что называется, актуализировал Островского — то есть и без того полную актуальных перекличек пьесу «Не было ни гроша, да вдруг алтын» взял да и поместил в современную декорацию. И не просто современную, а натуральную настолько, что захватывает дух. Декорацию Дмитрия Разумова словно свезли откуда-нибудь с задворок Москвы вместе с грязью: угол облезлого послевоенного дома, шлагбаум железнодорожного переезда перекрывает дорогу к гаражам. Такой антураж пошел бы жесткому современному физиологическому очерку, а иг­рают Островского. Бедная, но красивая сирота Настя живет в трущобе у дяди Кру­тицкого. Тут Настю находит влюбленный Модест, который рад бы жениться, но са­мому нужна богатая невеста — долги. По соседству две кумушки решают поженить своих детей. Дело к свадьбе, похотливая Лариса и дурковатый Елеся обжимаются по углам, но тут Елеся портит дело. Пока ладятся да расстраиваются две свадьбы, мы узнаем массу интересного. Что гараж — не гараж, а воровской притон. Что притон крышует участковый. И главное — что нищий Крутицкий на самом деле тайный миллионер. Пьеса Островского сто пятьдесят лет назад была списана с реаль­ности, а реальность с тех пор изменилась незначительно. Воры все так же воруют, жулики делают поддельные паспорта, и тех и других крышуют менты, а деньги решают судьбы. Но чем сильнее на сцене подчеркивается сходство, тем очевидней различия. Порой и вовсе в голову лезет мысль об общественном прогрессе, преимуществах обязательного образования и пр. Пьеса наотрез отказывается служить комментарием к сегодняшнему дню. Зато актерам на вторых ролях было что поиграть. Особенно хороша пара теток, Фетинья — Марина Иванова (возомнившая о себе торгашка с «Форбсом» под мышкой) и Мигачева — Эльвира Ке­кеева (задастая стрелочница в оранжевом путейском жилете, для торжеств припасшая белую ветровку и новые кроссовки). Крутицкий, которого играет Денис Суханов, — монструозное существо в штопанной белыми нитками шинели и дырявой шапке, из которой торчат волосья, — смотрится рядом с ними не реаль­ным человеком, а литературным персонажем. То Плюшкиным, то Акакием Акакиевичем, только озверевшим от нужды. Словом, чем дальше, тем меньше все происходящее тянет на правду, а все больше на сказку, где царь Кащей над златом чахнет, где русский дух, где Русью пахнет — и не только метафорически, но и бук­вально, из мусорного бака, мимо которого Кащей не пройдет, чтобы не запустить в него руку. И точно — ближе к ночи, то бишь к финалу, когда Крутицкий потеряет в темноте на улице свои сбережения и с горя пойдет вешаться, прозаическому гаражу вдруг натурально сносит крышу. Гараж наизнанку оказывается сияющим огнями дансингом, из него на сцену вытанцовывают уркаганы под песню на слова Пушкина про Лукоморье, положенные на блатную мелодию.

0
0
25 мая 2010
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
402
7

Островского, коего я не большой любитель, я готова смотреть разве что в постановке немногих режиссёров, таких, как Райкин, потому что его спектакль – это по определению хороший спектакль. Из сонмища поучительных «пьес-пословиц» он выбрал громоздкое название «Не было ни гроша, да вдруг алтын», чтобы создать пугающе современное полотно под звучным заголовком «Деньги» и в интригующем жанре «криминальной сказки», не изменив при этом ни строчки колоритного авторского текста. Сценография Разумова воспроизводит с документальной точностью те трущобы, в которые сунется не каждый столичный житель из тех, кто может позволить себе билет в театр: ряд гаражей, на одном из которых красуется надпись «Тамада. Баянист. Услуги», таинственным образом заполонившая все уголки Москвы, обшарпанные стены домиков-бараков люмпен-пролетариата, облитый краской остов автомобиля, как скелет древнего животного, когтистая «лапа» подъёмного крана вместо «длани фортуны». Через зрительный зал то и дело гулко проходит поезд, отдаваясь в груди звуковой волной, мелькая светлыми квадратами окон и взметая со сцены вихри пакетов и прочего мусора. Обнажённая задняя стена сцены, с галереей-мостом и колосниками, служит самым подходящим фоном для этой Богом забытой промзоны. Домна Евсигневна (Бутенко-Райкина) в оранжевой форме путевого рабочего поворачивает шлагбаум, Истукарий Лупыч (Кузнецов) для вида содержит магазин, а на деле организует воровской притон с неоновыми огнями, златозубые обитатели которого озвучивают спектакль бодрыми блатными песенками на женские голоса. Их дети – мещанский сынок Елеся (Егоров) и дворянская дочь Лариса (Селедец), как дворняги, оставляют метки на стенах подворотен и бегут на запах, сопровождаемые жужжанием мух, и пока не дошло до греха, родители сговариваются о женитьбе. А отставной чиновник Крутицкий (Суханов) своей племяннице Насте (Гусева) добывает справку «бедной невесты» и отправляет просить милостыню – но и ту отбирает, и, чтобы девушка не умерла с голоду, его жена Анна Тихоновна (Варганова) решает продать её богачу Разновесову (Девонин), въезжающему на сцену в настоящем джипе. Но среди всего этого страшного дна, беспросветной замкнутости мира зависти, подлости, лжи фигура Крутицкого – самая страшная, самая правдоподобная и убедительная, скорее гоголевская, нежели островская: Плюшкин без проблесков наличия души, роль на предельную самоотдачу, на разрыв аорты. Его безумные глаза всё время навыкате, голос срывается и хрипит, он окончательно потерял человеческий облик, беспокойно мечась из угла в угол, остервенело копаясь в помойном баке, кутаясь в бомжовскую изодранную шинель. Он морит голодом свою семью, желая скорейшей смерти «лишним ртам», унижается на паперти, но мы-то уже знаем, что он не нищий: его каморка и подкладка шинели набиты тысячами ассигнаций, совершенно бесполезных, нажитых казнокрадством, взяточничеством, ростовщичеством. Огромной властью над судьбами соприкасавшихся с ним людей обладал фанатик, маньяк, дряхлый не столько от старости, сколько от недоедания и постоянного страха за свои богатства! Лишившись незначительной части оного, Крутицын не пережил потери и повесился, и только это спасло от гибели Настю, чей возлюбленный, раздолбай на скейте Баклушин (Коряков), сам был стеснён в средствах и не мог жениться без приданого. Об этом обо всём мы тоже знали заранее, и тем не менее история, чей хороший конец не кажется таким уж хорошим, смотрится с неослабевающим интересом: от комического к трагичному действие движется по бодрой синусоиде, не вдаваясь слишком глубоко ни в фарс, ни в патетику и сантименты. Это настолько качественно сделанная работа, что хочется описывать каждую мизансцену, филигранную игру каждого актёра, выразительные контрасты светотени, неожиданные приёмы. Безупречная эстетика оформления, яркие образы, неослабевающее эмоциональное напряжение и крайние психические состояния – вообще признаки спектаклей Сатирикона, а вот мораль… здесь, скорее, диагноз, хотя у Островского она прозрачна и проста: без денег счастья не купишь, но деньги ради денег приносят одни только беды.

30.10.2010
Комментировать рецензию

0
0
2 ноября 2010
Фото uhvat
отзывы:
56
оценок:
59
рейтинг:
230
1

Вот как есть ни о чём! За первую часть два раза плеснуло смешком по зрительному залу - вот и все эмоции... Даже неплохая режиссерская работа не спасает это действо. Шел с затаенным интересом, что возможно Райкин поможет мне переосмыслить Островского. Так как пришлойсь уйти в антракте, считаю что не удалось.
Оценка - за выбор пьесы!

0
0
11 ноября 2010
Фото Olja Bani
отзывы:
39
оценок:
42
рейтинг:
41
9

Всем скупердяем посвящается ::))
Вы копили-копили-копили на квартиру, а потом бумажки махом-разом обесценились? Эта история вроде о том же, но с другого боку. Жить всю жизнь в нищете, собирая копейки, откладывая на миллион, ради "высокой цели"... Хм... Это глупо. В один момент накопленное можно утратить. И ради чего были те жертвы? Жить нужно здесь и сейчас. А не будущим или прошлым. И заработанное надо тратить здесь и сейчас. Чтобы жить, а не выживать.
Отличный подбор актеров. Смотреть весело, интересно, ощутимо.

0
0
10 мая 2012
Фото Анна А
отзывы:
23
оценок:
28
рейтинг:
18
5

Постановка вызывает весьма неоднозначные эмоции. Вроде бы и продумана до мелочей, вроде бы и игра актеров расписана до вздоха, и сценарий знаком до буквы, и вроде бы впечатляет очередное доказательство нетленности произведений Островского и актуальность происходящего в современном мире, и все же это "вроде бы" не дает насладиться спектаклем в полной мере.

Летающий по сцене мусор - отлично, проносящийся поезд-тоже хорошо, живописная шинель Крутицкого-высший пилотаж, все остальное вызывает полный диссонанс.

Игра Дениса Суханова достойна высших похвал, доставляет удовольствие и игра Марины Ивановой, Наталья Вдовина очень хороша, а вот остальные либо на надрыве, либо сухо, из крайности в крайность. На ум идет слово недоперепроигрыш.

Итог: работа качественная, каждый при желании найдет что-то для себя, но в целом не цепляет

1
0
30 марта 2013
Фото Константин
отзывы:
14
оценок:
15
рейтинг:
9
7

Ходил с любимой, нам понравилось. Поставлено хорошо! Смотреть и следить за игрой актеров очень интересно. Тема серьезная, заставляет задуматься, но и место юмору отведено.

0
0
16 марта 2012
Фото Илья Комков
отзывы:
11
оценок:
15
рейтинг:
6
9

Очень интересная интерпретация, известной многим по школьной программе, пьесе Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын." Актеры играют очень хорошо, так ощущение, что действие спектакля происходит здесь и сейчас. Советую сходить, деньги не на ветер :)

0
0
21 марта 2013
Фото Nadzhya Mir
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Потрясающе! Увиденное заставило меня от всей души, по-хорошему, позавидовать коллективу театра, чья творческая жизнь представилась мне 100 -процентным эталоном творческого счастья. Какое счастье поставить и играть такой спектакль!!!

С первой же сцены, я - самый вредный и придирчивый зритель, была готова кричать "Гениально!":) Весь спектакль провела в 100-процентной вовлеченности и напряжении. Актеры играли безупречно. Забавно, что в начале спектакля современные костюмы немного "оттолкнули", но буквально на "секундочку", т.к. затем слова Островского легли на "современное" действие, костюмы и декорации, как маслице на горячий тостик, и получилось потрясающе остроумно, изящно и захватывающе, на одном дыхании до последней секунды. Совершенно оригинальное украшение спектакля, вероятно, изобретение таланта Константина Райкина (интересно :) - остроумные музыкальные вставки, где чернокожая девушка в костюме гопника пела душещипательные песни, и разыгрывались пантомимные сценки.

Спектакль - истинное эстетическое, ментальное и эмоциональное наслаждение! :))


0
0
22 июля 2013
Фото Павел Ко
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Спасибо! Мне очень понравилось.
Жаль что ходил один, не с кем было поделиться впечатлениями(
Чудесная, оригинальная постановка! Суханов красавец!!! Да и все остальные чудо как хороши!

0
0
15 ноября 2010
Фото Tigran Bagdasaryan
отзывы:
2
оценок:
46
рейтинг:
1
7

Неоднозначные эмоции, хотя весьма красивая и зрелищная постановка. Чего-то ей не хватало, а уж чего, пускай критики решают.

0
0
16 июня 2012
Фото Teux
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Вчера смотрел «Деньги» и понял - вот чего не хватает многим постановкам классических произведений: ощущения причастности зрителей к происходящему на сцене. В новом спектакле Райкина это ощущение вплетено в каждое действие. Начиная от мобильных телефонов, заканчивая выкатившейся на сцену Тойотой - все кажется знакомым и в тоже время гармонирует с произведением Островского. Старообразный лексикон купца на Тойоте кажется лишь чуточку комичным, но не эпатажным, а балетные па стрелочницы во время рассказа о бедных соседях метко подчеркивают самозабвенную страсть сплетницы. Вот она воплощенная манера Сатирикона – освободить зрителя от привычного контекста восприятия и провести между реализмом и выдумкой, между современностью и классикой. Причем сделать это так тонко и ловко, чтобы доверие к академическому сюжету не было нарушено мюзиклоподобной хореографией и разными забавными действами.

0
0
31 мая 2010