Театральная афиша Москвы

Спектакль Васса Железнова
Постановка МХТ им. Чехова

5.5

Физиологический карнавал, устроенный в МХТ петербургским режиссером

Лев Эренбург читает пьесу Горького тем же методом актерской импровизации, которым была прочитана его магнитогорская «Гроза», получившая «Золотую маску». В центре — Марина Голуб в роли волевой гипертонички, тщащейся сохранить вымирающий дом.

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Россия-сердечница

Мхатовскому дебюту Льва Эренбурга много чего предъявили. Что «Васса» слабее его же магнитогорской «Грозы», получившей год назад «Золотую маску» (магни­тогорские актеры играли исступленно, а мхатовские — словно корону боятся уронить). Что «Гроза», замешенная на русских обычаях, была экспортной матрешкой, а «Васса» — та же матрешка, только крупней. («Гроза» с успехом гастролирует, ну а чем плохо?) Что Эренбург повторяет самого себя — а вот это глупости. У Эренбурга своя система и свой почерк, он ставит горьковскую пьесу тем же импровизационным способом, которым ставил и «Грозу», и еще раньше «На дне» в своем питерском «Небольшом театре». То есть актеры играют персонажей в самых разных ситуациях — и в тех, в которые их ставит автор, и в тех, в которые их ставит жизнь: выпусти их на улицу, они и там не растеряются. Еще Эренбург не любит недоговоренностей. Мучился ли капитан Железнов, принимая поданный женою яд, или выпил его широким жестом? Все конкретно: капитан (Леонид Тимцуник) покуражится, но покончить с собой ему не хватит духу. Он все-таки умрет — но от инфаркта. Железновы вообще все как один гипертоники. Малолетняя Людмила (Ксения Теплова) пугает мать, намазывая вареньем под носом, но когда мать умрет, кровь носом у нее пойдет по-настоящему. Впечатление, будто репетировал не режиссер, а кардиолог: Вассе сначала отказывает речь, затем у нее начинает дрожать рука, отнимаются ноги… «Инсульт», — шепчут в зале. Васса попробует еще заплести Людмиле косу, зажав дочь между ног, да так и оцепенеет с косой в кулаке. Вокруг застывшей Вассы разражается истерика, и только чужачка Рашель деловито и безучастно перебирает бумаги в конторке — то ли ищет документы сына, которого Васса прятала от нее, то ли оценивает доставшееся ему состояние.

Про семью к этому моменту все понятно: без Вассы, у которой и при жизни бы­ла мертвая хватка, семья пойдет ко дну; и речь, вообще-то, не о выродившейся семье, а о стране в целом. Даром что ли, стоит Вассе выйти за дверь — и домашние затева­ют баню; эта пространная сцена в спектакле едва ли не главная. Эренбург любит развести на сцене сырость (еще один распространенный упрек), но в этом видна система. Баня для Эренбурга — аналог европейского карнавала: ситуация, когда обнажены люди и инстинкты, все друг другу ровня, а вместе — народ. Не оставляет вариантов для разночтений и декорация Валерия Полуновского. Он уподобил дом (читай: страну) кораблю, который давал крен с самого начала, а в финале, оставшись без твердой руки, и вовсе идет ко дну.

2

Отзывы пользователей о спектакле «Васса Железнова»

Фото Лара Гишар
отзывы:
78
оценок:
79
рейтинг:
123
3

Посмотрела премьерный спектакль в МХТ им.Чехова «Васса Железнова» в постановке Льва Эренбурга.
Не понимаю я, когда используют какие-то мотивы первоисточника. Что это значит? Какие такие мотивы можно взять и на эти мотивы что-то такое сконструячить? Все равно лучше классика не напишешь. Также почти невозможно сделать спектакль или фильм лучше предыдущих режиссеров. Возможно, «новаторы» думают, что классик что-то не то насочинял, а вот я допишу, дорисую, доделаю. Куда классику до меня!
Сначала я увидела афиши по Москве. Ну как не пойти в МХТ им.Чехова: пьеса советского классика да еще Марина Голуб в главной роли! Мне нравится, что Табаков О.П. в руководимом им театре позволяет ставить разным режиссерам различные пьесы. Да к тому же в труппу театра приглашены яркие и по-разному заявившие о себе актеры.
«Васса Железнова» - интереснейшая и мощная пьеса, в которой сочно описаны быт, жизнь и сущность целого сословия. И всему этому служит фоном поднимающееся все выше и выше красное знамя революции. Один диалог хозяйки дома и матери своего больного семейства с мужским именем с революциоЭркой, вырвавшейся за черту оседлости своей нации и живущей без паспорта, но с идеями мировой революции в своей красивой головке, чего стоит. Чем интересны пьесы — так это диалогами. И не важно, междометиями или целыми абзацами говорят люди, важен смысл и понятливость слушающим и смотрящим.
Марина Голуб — хорошая актриса. Она вся такая «Васса», «Вася» - мощная, крупная, сильная и в то же время женщина. Еще будучи девочкой, ее героиня без памяти влюбилась в красавца-капитана, выскочила замуж, нарожала больных детей от жестокого, бьющего и унижающего ее мужа, которого продолжала любить. В жизни всякое бывает: издеваются, изменяют человеку, а он продолжает любить и ловить ласковый взгляд и ждать теплого слова любимого изверга. Вот в этом вся Васса. В ее руках большое и крепкое хозяйство: «Что же это: всё хорошо да хорошо? Надобно еще лучше, а то скучно жить будет всё только в хорошем»- в этой фразе вся суть и отношение Вассы к своему делу. Марина Голуб все это выразила в своей игре. Ее походка хозяйки, прическа не по возрасту (делающая старше), цвет платья — все соответствует образу. Она говорит, словно вбивает слова в людей. Она пытается из последних сил спасти своих детей от позора, прекрасно понимая, что семья полностью разложилась и доживает свою судьбу, стремительно катясь к трагичному и неминуемому концу. Единственная, чьи актерская игра и воплощение образа, вызывают интерес и притягивает внимание — это Марина Голуб.
Тимцуник Л. (Железнов Сергей Петрович) тоже вызывает интерес, хотя его диалог в кадушке с водой с ненавистной супругой, какой-то не эмоциональный. Ведь в этом начало трагедии, поэтому разговор супругов должен быть не мокрый (в буквальном и переносном смысле), а это должен быть разговор мужчины, полностью утратившего человеческий облик, превратившегося в прогнившего насквозь мерзкого развратника, чувствующего и понимающего омерзение и презрение близких ему людей. Даже его выход с семейному столу в морской форме, какой-то невзрачный и ненужный. Наверное, имелось ввиду, что главы семейства нет за столом, а он все равно незримо присутствует, да, к тому же, прощается с родными перед самоубийством.
Еще бы я хотела отметить игру Колесниченко Я. в роли Анны Оношенковой. По пьесе Анна - нелепая и блёклая копия своей хозяйки, а здесь эта женщина преданно любит Вассу и искренно убивается о ее смерти, к тому же, как собачонка, следит за своим похабным возлюбленным Пятеркиным и отчаянно ревнует его к другим обезумевшим персонажам женского пола. Колесниченко Я. сыграла интересно и запоминающе.
Что касается других персонажей, то как-то бОльшего я ожидала от Лавровой-Глинки К. в роли Рашели. А здесь дамочка вываливается из контрабасного футляра. Я уж подумала, вот эта находка - интересный вспрыск в спектакль. Ошиблась. Забавно, да и только. После этого ничего не последовало. Рашель сделали какой-то шлюшкой. Вроде бы за сыном приехала, далеко, за границей умирает чахоточный муж Федор (старший сын Вассы), а она все думает о пламенной судьбе революции и в голове не угасает фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Нет в созданном актрисой образе одержимости. В Рашели многое намешано: изысканная красота, пламенный взор, думы только о победе мирового пролетариата, обреченность мужа и страстная любовь к маленькому сыну, которого ей не только не отдадут, но даже и не позволят увидеть. А в данной трактовке режиссера и актрисы — нелепость, наигранный смех, переходящий в истерию, распущенность, пошлость и неразборчивость в половых связях. Не то и не так.
Пятеркин (Ворожцов П.) все время ползает на коленях, стирая их в кровь, пристает ко всем «юбкам» (может, кто и согласится, особенно дочки хозяйки). Как-то недоделано и убого.
Про оставшихся персонажей даже и сказать-то нечего. Прохор Храпов, брат Вассы (Чекмазов Э.), спивающаяся Наталья (Шарикова Ю.)и полуребенок с больной душой Людмила (Теплова К.), дочери Вассы, вообще ничем не запомнились, только всплывают в памяти какие-то визги и пьяные сцены.
Разгул в доме Железновых в момент отсутствия хозяйки, почему-то перенесли в баню, устроив чуть ли не поголовное спаривание. На авансцену время от времени выходили пары, как в концерте, и исполняли свой номер безудержного сумашествия и распутства. Сцена пошловатого общения Прохора и горничной Лизы какая-то грязная и глупая. Даже смерть Вассы не затронула.
Я видела различных «Васс Железновых»: Пашенная В. (телеспектакль Малого театра), Доронина Т.В. (МХАТ им.Горького) и Чурикова И. (фильм Панфилова Г. «Васса»). Так вот, в МХТ им.Чехова нелепо, убого и мало интересно. Были клакеры, которые во всю мощь своих легких, радовались увиденному, но были и те, кто даже не хлопал на поклонах, и сокрушенно вздыхал во время действия (я одна из таких вздыхающих). Такое впечатление, что постановки Серебренникова К. не дают многим приезжим режиссерам, преподающим актерское мастерство в институте иностранных языков, покоя. Кирилл Семенович ставит по-разному и неоднозначно, но всегда интересно и сочно. Поэтому, господа режиссеры, ищите свои ниши, манеру самовыражения, ракурсы прочтения пьес, тогда и возникнет диалог со зрителями.

4
Фото hotrabbit
отзывы:
66
оценок:
181
рейтинг:
95
3

Меня удивило, что на премьеру МХТ было без проблем купить билеты, что самый дорогой стоил 1000 руб. Оказалось не зря!!!
Могу только добавить свои ощущения какого-то СТЫДА, что ли, за происходящее на сцене. неужели кого-то может еще веселить откровенная пошлость, нижнее белье, имитация сношений на СЦЕНЕ!!!
И больше Н И Ч Е Г О !!!
Мужчины актеры вообще не играют, а может стесняются??? А Голуб??? ну как всегда груба и брутальна. Не думаю, что в таком театре спектакль просуществует долго...

2
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
7

То, что Горький написал «Вассу Железнову» как пьесу «о матери», можно понимать по-разному. Во МХАТе Чехова матерью стала Васса Дорониной – она господствует на сцене как добрая хранительница семейного очага, защищающая его от вторжения чужеродного элемента в лице Рашель. Во МХАТе Горького вспомнили, что сама Рашель – тоже мать, имеющая больше прав на своего ребёнка, нежели деспотичная бабушка, и мать страдающая, задыхающаяся в гнезде, в котором вынуждена находиться. Васса Марины Голуб – не мать, а, скорее, матриарх, купчиха-Кабаниха, которую муж бивал, а сама она привычно раздаёт оплеухи и приказания что слугам, что детям. Паучиха, рассевшаяся в центре паутины, по которой ползает её выводок, на который ей наплевать: главное – делать деньги, на семью у неё времени не остаётся, и та в итоге постепенно разрушается у нас на глазах. И, конечно же, в этой гибели, на которую обречено молодое поколение, виноваты не сами девушки и юноши и уж тем более не Рашель, а закосневшие порядки и привычки их родителей, негласный закон о том, что безнаказанно можно совершать преступления, можно бездумно и бессмысленно кутить, не думая ни о ком и ни о чём. Чтобы показать это духовное оскудение и умирание, Эренбург, во-первых, отодвигает образ Вассы на второй план, а во-вторых, расширяет событийную и эмоциональную насыщенность действия, сохраняя в целости тонкую материю произведения, но честно предупреждая в программке, что спектакль «по мотивам». Неожиданностей, натуралистичных и страшных, вполне в горьковском духе, здесь хватает: Железнов (Колесников), так и не приняв порошок, неуклюже пытается повеситься на люстре и всё равно умирает, видно, решив не дожидаться, пока отравят; Храпов (Чекмазов) страдает эпилептическими припадками; дочери Вассы (Люда – Теплова, Наташа – Шарикова) и Анна (Колесниченко) отдаются в добровольное рабство похотливому холопу Пятёркину (Миллер), пристающему и к самой Вассе, а импотент-Храпов домогается до Рашели; после Крещения все парятся вместе и напиваются водки, пьяные сёстры дерутся, как зверьки, катаясь по полу, едва не утонувший в проруби Онегин (Медведев) впадает в детство. Такая интерпретация, по-чеховски пронзительная, тяжело смотрится в психологическом плане – режиссёр не щадит зрителя, насыщая сцены из пошлой до омерзения жизни домочадцев Вассы истошными воплями, истерическими рыданиями и хохотом, агоническими конвульсиями, унижениями, которым подвергаются практически все женщины, бессмысленными разговорами ни о чём, из которых важно лишь одно: старая Железнова не хочет отдавать Колю, единственного наследника пароходства. Проклятые пароходы присутствуют в виде колонн-труб, выпускающих клубы пара – они загудят, сопровождая смерть Железнова, и уплывут прочь вместе с Железновой, которая умрёт, крепко сжав в пальцах волосы дочери, так что их придётся вырвать и оставить покойнице как прощальный трофей. Но даже такая мать нужна своим детям, брату, стойкой и преданной Анне – остро чувствуется их любовь, тревога и боль от потери главной опоры, не позволявшей им окончательно скатиться в животное существование. Рука режиссёра-врача скорой помощи – вторая профессия, видимо, и сближает его и, как следствие, его спектакль с Чеховым – чувствуется во всём: стремительной пластике, ускоряющемся, как в воронке, течении сюжета, казалось бы, наизусть знакомого, ан нет: лихо и живо, по-кинематографически меняющего яркие кадры. За это спасибо и сценографии с наклонными к залу подмостками, напоминающими палубу кренящегося корабля, и, конечно, музыке – потрясающей музыкальной теме от СаунДрамы Панкова, которая заставляет считаться с собой как с полноправным действующим лицом, способствующим созданию той или иной необходимой атмосферы. Остальные действующие лица, сиречь актёры, тоже стараются на славу, их выпуклые, но естественные персонажи не могут не врезаться в память. Конечно, Рашель не только физически, но и духовно превосходит Вассу, хотя бы уже потому, что не воспользовалась первым превосходством, ведь избавиться от старухи вряд ли сложнее, нежели спровоцировать и скрыть два самоубийства. Превосходит ли новый мир старый – это уже, простите за каламбур, устаревший вопрос: очевидно, что словечки про классовую борьбу, которые у Дорониной педалируются, а у Эренбурга пробрасываются вскользь, ничего не значат, и из нашего быта никуда не исчезнут дохлые крысы в мышеловках, пролитые ночные горшки, окровавленные исподние юбки, бутылки с мутным самогоном и прочие неэстетичные подробности. И не потому, что режиссёр – апологет русофобских предрассудков, а потому, что только ханжа отвернётся от этих деталей, сделав вид, будто их не существует и жизнь, как в сценической коробке МХАТа Горького, сплошь обклеена пёстрыми обоями и обставлена удобной мебелью.

30.08.2010
Комментировать рецензию

1
Фото indashadow
отзывы:
57
оценок:
76
рейтинг:
128
9

Марина Голуб - потрясающая харизматичная актриса.
Энергетика со сцены сумасшедшая шла. Даже на своем 18 ряду в партере я это почувствовала. Сердце разрывалось на финальной сцене.
Рекомендую настоятельно посетить этот спектакль.
Понравилось абсолютно всё: актеры, костюмы, декорации, музыка.
Наверное, впервые я действительно обратила внимание на освещение. Оно, как будто, тоже выступало как одно из главных действующих лиц. Передавало настроение, усиливало эффект от увиденного на сцене. Словом, отдельное СПАСИБО Художнику по свету. (не знаю, если честно, как правильно этот человек называется).
До этого Вассу Железнову я видела только в исполнении Инны Чуриковой.
Сравнивать не буду, это совершенно разноплановые актрисы, но обе Вассы достойны восхищения.
Мне показалось, что образ, созданный Мариной Голуб, как-то роднее, ближе.

В целом, перед походом на такой спектакль надо настроиться на серьезный лад. Эмоции зашкаливают.

1
Фото Dmitry Sokolov
отзывы:
14
оценок:
20
рейтинг:
68
9

раневская, доронина, крючкова играли вассу железнову в разное время. сегодня в мхт в этой роли марина голуб. даже не думал, что она такая выдающаяся! голуб в теарте и та, которую мы видим по тв - два разных человека. васса в ее исполнении до слез пробила зал. да и сама марина рыдала, выходя на аплодисменты. сильный, искренний, грустный спектакль. смотреть эту постановку эренбурга нужно!

1

Галерея