Все развлечения Москвы

Все отзывы о спектакле «Русское горе»

7.6
оценить
Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1112
7

Капустник с моралью

«Русское горе» — это «Горе от ума», по поводу которого вдоволь нашутились режиссер Иосиф Райхельгауз, поэт Владимир Жук и композитор-песенник ­Сергей Никитин. Начинают они легкомысленно: «А вы смотрите пьесу, тра-ля-ля-ля-ля-ля, и ради интересу, и любопытства для». Потом в шутки просачиваются горечь и аллюзии на современность (например, когда пушкинское «Погиб поэт, невольник чести» рифмуют с «грузом двести»). А в целом их мысль оформляется в финале. Но по порядку.

Внешне спектакль походит на плоскую черно-белую картинку, которая по­степенно обретает объем. Иосиф Райхельгауз с художником Алексеем Трегубовым воспользовались старинным оптическим эффектом: актеров в черных трико не видно на черном фоне, зато хорошо видны белые предметы у них в руках. Тщательно спланированная иллюзия рождает ощущение, что предметы перемещаются сами по себе, берутся откуда ни возьмись и неизвестно куда исчезают. Перед нами разворачивается черно-белый комикс: Чацкого (цилиндр и фрак) стращает аллегорический народ (серп, коса, метла, вилы). Но тот все же едет в Москву — кружит между дорожных верст, то есть гольфов на черных трико актеров. Сама Москва — это проплывающие над сценой бумажные фигурки: Кремль, деревья, кони, бабы. Позже в двухмерной картинке возникнет объем — грибоедовские герои в условно-исторических костюмах принимают барельефные позы. Потом у плоской картинки появится второй план — там, на втором плане, закурится натуральный «дым отечества», запляшут монструозные гости фамусовского бала и Софья пустит среди них слух, что Чацкий сумасшедший. В этот момент изящную картинку ломают. Монтировщики на глазах опускают черный бархат и оголяют заднюю розовую стену с ее лепниной и гипсовыми путти. Зрительный зал и сцена сливаются в одно пространство, и артист Алексей Гнилицкий, игравший Чацкого, сбрасывает белый фрак и выглядит совсем как один из публики. Надев кепочку и вельветовую куртку, он читает свой последний монолог по бумаге, с заунывной интонацией — поразительно походя при этом на Иосифа Бродского и закругляя мысль режиссера: поэту в России не жизнь во все времена. Зато куплетистам всегда найдется дело.

1
0
29 апреля 2010
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Елена ККК
отзывы:
271
оценок:
408
рейтинг:
239
7

18/01/18 побывала на этом спектакле, а написать о нем сразу не смогла - надо было как-то осмыслить уведенное.
На самом деле тут главное - не забывать, что идешь в театр Школа Современной Пьесы и что в автрах данного спектакля указаны "Александр Грибоедов, Вадим Жук, Сергей Никитин" :)) Т.е. классическое прочтение нам и не обещали, обещали "игру с комедией "Горе от ума". Вот поиграть удалось, определенно!
Нет, основные вехи классического "Горя" остались, конечно, и текст оригинальный звучит (правда, фрагментами, не по порядку, что-то не один раз...). Даже вальсы Грибоедова звучат! Даже отсылки к биографии самого Грибоедова, погибшего в Тегеране, кстати, были. Однако подросткам бы я эту постановку не рекомендовала, хоть она и помечена 12+. Чтобы уловить смысл происходящего на сцене, соотнести с оригинальной пьесой, последнюю хорошо бы знать, причем вдоль и поперек. Опять же, очень многое ориентировано на взрослых зрителей, знакомых с историей и музыкой, и с той самой биографией Грибоедова, и способных "опознать" в Чацком образ Бродского, и вообще... Игра-то она, конечно, игра, но не такая простая, как кажется. И не такая уж "комедия", кстати.
В ролях:
Фамусов - Иван Мамонов,
Чацкий - Алексей Гнилицкий,
Молчалин - Павел Дроздов,
София - Екатерина Директоренко
Лиза - Татьяна Циренина
Всех остальных участников действия играют эти же артисты... и другие :)

Постановка полностью черно-белая и как бы "плоская" - белые бумажные "декорации", черно-белые костюмы (кстати, классные), практически клоунский грим... Очень интересные эффекты от этого получаются :)
Впечатления остались двойственные.. С одной стороны, идти на этот спектакль как на комедию "Горе от ума" не стоит. Это совсем, совсем другое.
С другой, постановка очень интересная, в ней миллион "зацепочек", приемчиков и прочих интересностей. Вот подбор музыки и игра с текстами песен - это же Шедевр! "Александра, Александра... Скоро сменит Николай..." (с) А вы заметили, что персонажей пьесы сильно меньше, чем в оригинале? Все прочие - Скалозуб, гости на балу - обозначены, причем весьма условно. Скалозуб, "человек заметный", - под 3 метра ростом, старуха Хлестова "Час битый ехала с Покровки, силы нет..." на роликах и т.д. Они появляются раз, чтобы после снова кануть в небытие, а их реплики достаются "хору".
Ну и мне остался не вполне понятен выбор актеров. Вот Чацкий (Алексей Гнилицкий) - он прекрасен. Он именно такой, каким я представляла Чацкого, когда читала пьесу в школе: взрослый, под 40, уставший человек, слегка напыщенный зануда :) Не, ну правда хорош. Но... Но Чацкий-то с Софьей росли вместе, в оригинальной версии! А тут Чацкий выглядит старше Фамусова (Иван Мамонов), да, собственно, старше всех... Сам по себе на этой сцене Чацкий мне очень нравится. Но в чем была задумка создателей спектакля, именно так распределивших роли, непонятна. Хотя от этого только интереснее получается, надо сказать :) Возможно, ради "превращения" его в тень Бродского?
Так что если кто хочет посмотреть что-то интересное, над чем придется думать, раскладывая впечатления по полочкам - вам сюда. Если кто хочет просто расслабиться, посмотреть на современную постановку "по мотивам" классики, - вам тоже сюда. А вот если вы хотите получить классическую версию "Горя" - лучше не ходите, неминуемо останетесь в недоумении, мягко говоря :)

2
0
21 января 2018
Фото maxilla_k
отзывы:
120
оценок:
120
рейтинг:
164
9

У спектакля только один существенный минус. Как и у многих подобных спектаклей, это школота, которую массово приводят для галочки. Для них, казалось бы, придумали всякие прикольные гэги: старуху Хлестову на роликах ("Час битый ехала с Покровки, силы нет..."), при этом у молодой актрисы, играющей ее, комично разъезжаются ноги; Скалозуба же изобразили великаном в два человеческих роста ("Он человек заметный")... Но, вообще, это спектакль не для школоты. Не ловят они мышей эти шутки про серп и молот и про "Александра, Александра скоро сменит Николай" на мотив песни Сергея Никитина из известного фильма. Нет, это как раз, я бы сказал, такое умное и ВЗРОСЛОЕ прочтение.

Чацкий (актер Алексей Гнилицкий) здесь вовсе не герой-резонер, каким его преподают в школе (и каким его, например, играл Андрей Миронов), а уже лысеющий, не молодой и потасканный жизнью человек, еще пытающийся молодиться и одеваться по моде, но на котором фрак с цилиндром сидят как на бревне. Сколько ему? Лет 40? Больше? "Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли". Клоун! И никакой иронии по отношению к себе. Напыщенный и чванливый "петух". Вот в Саратове ему как раз будет самое место! Резонером он может выглядеть только на фоне таких шутов как Скалозуб или князь Тугоуховский. Даже 17-летняя Софья его "разделывает" в пух и прах! "Москва глупа? Да кто ж вас, сударь, держит?!"

И чего удивляться, что Софья выбирает молодого и смазливого Молчалина (актер Павел Дроздов). Да и в смысле жизненной стратегии он куда как более правильный выбор. А то, что тот бегает за Лизанькой, ну так кто бы за Цирениной не бегал просто она кажется доступней. А то вот Чацкий не "ездит к женщинам да только не за этим"?!

В спектакле присутствуют сцены харассмента (Фамусова к Лизе) и педофилии (Чацкий ухлестывает за 17-летней Софьей, а когда он уезжал, так ей и вовсе было 14). Ну, т.е. как в спектакле? В пьесе Грибоедова они присутствуют. И ведь никакого тебе возрастного ограничения! В школе-с, извольте знать, проходят!!! Ужас! В общем: Собрать все книги бы да сжечь!

Что важно, что в отличие от "Шинель/Пальто", где Башмачкина, на мой взгляд, выплеснули вместе Гоголем, здесь все на месте, и комедия Грибоедова, надо сказать, совсем не пострадала. А музыкальные песни-вставки от маэстро Сергея Никитина только добавляют ей дополнительных нюансов. Финальный монолог Чацкий читает голосом Бродского... Намек на ссылку?! Говорят, Бродский в жизни был тоже заносчив и трудно переносим в компаниях. И Лермонтов. Чацкий в спектакле становится писателем/поэтом, сначала пишет пером, а потом самозабвенно стучит по клавишам печатной машинки. Может быть, это его и оправдывает... Финальная ария его "Что же мне так одиноко?!", где он выпивает с незнакомцами на троих... Вряд ли школота ловит и этот знак: они-то пока еще пьют на радостях, а не с тоски вовсе.

- Не, я за Лизу!
- Лиза, только Лиза! - щебечут они после спектакля.
Нормально. Молчалины блаженствуют на свете!

P.S.
С фото и звуковыми фрагментами см. здесь.

0
0
24 ноября 2017
Фото Ольга Сорокина
отзывы:
246
оценок:
243
рейтинг:
80
9

"И дым Отечества нам сладок и приятен"

Бессмертное и гениальное "Горе от ума" А. С. Грибоедова в современной интерпретации.
Очень удачная на мой взгляд попытка по-новому взглянуть на классику.
Черно-белые костюмы домино, черная сцена с белыми пятнами декораций - всё это с одной стороны создаёт иллюзию "реальной нереальности", освобождает больше пространства для зрительской фантазии, с другой позволяет высветить главное: слово и актёра. Ведь именно ЧТО и КАК произносится на сцене - самое ценное.
"Служить бы рад, прислуживаться тошно"
"Свежо предание, а верится с трудом"
"А судьи кто?”
Не зря произведение давно разобрано на цитаты, которые помнятся до сих пор.
Иосиф Райхельгауз, смело вплетая современные реалии в классический текст, делает это бережно и органично. Музыка, песни и танцы так же добавляют спектаклю шарма, живости и оригинальности. И актуальности. Да-да-да. Сатира остаётся сатирой, и современное общество имеет всё те же пороки, что и 200 лет назад.
Алексей Гнилицкий в роли Чацкого прекрасен и современен.
Иван Мамонов в роли Фамусова гениален и в дуэте с Татьяной Цирениной в роли Лизы - пожалуй лучшая пара спектакля!

Сходите в театр!


0
0
14 декабря 2015
Фото Ия Яковлева
отзывы:
145
оценок:
145
рейтинг:
75
7

«Русское горе..от ума»

Часть первая.
Увы, этика и эстетика научного коммунизма, ой, нет, бардовских фестивалей, песен у костра; подтрунивание над высоким искусством из лесу, с поляны, или с кухни, выраженное в форме незамысловатых хореографических па; милое, под весьма назойливое блеянье добрых Никитиных (до раздела жизни и творчества, да и после него), старательность пионерская, сопряженная с похлопыванием классика по спине и подергиваньем за усы - все это вкупе
вечером тяжелого рабочего дня не порождает в душе простого театрального зрителя не только эмпатии, но и сочувствия. Зритель бесится, и хочет видеть кринолины, менуэт и пудру,
диванчики, зеркала и вообще рококо. И чтоб страстей! Чтоб жалко было язвительного главного героя, у которого столько классных монологов, чтоб Софью захотелось на мыло, а Фамусова сдать в партию ЛДПР, ну и так далее

А тут, ну что за комиссия, Создатель?
Софья – да, достаточно и вполне красива, Молчалин – тих и мелок, Фамусов – напротив, толст и поучает.
Но где же все остальное? Я хочу чувствовать, страдать, гневаться и смеяться, а не радоваться игре для взрослых и детей в знаменитую пьесу.
Вот когда зазвучали восточные музыкальные мотивы, вдруг,так это было прекрасно, и арба, и женский голос воспевал тоску, и все эти воспоминания о трагедии в Персии…
Тут же испортили песней под гитару про груз 200

Ушла. Обиделась. Вот честно!


Часть вторая.

Через 2 дня внезапно возникло в голове и в воспоминаниях иное впечатление, которое не отрицало того, первого, но существенно дополнило.
Все же так важно сразу не хвататься за ружье.
Горе от ума - комедия в стихах, нет ни одной такой же, чтоб разошлась на цитаты столь стремительно, и это в начале представления выражено в падающих листках и собственно цитатах.
Так что произошло с этой знаменитой пьесой? она же давно стала практически бытом, она слилась с обычным языком, она – часть словаря современного человека, даже и не читателя вовсе. И так естественно, что в наши дня вся эта эмоциональность может быть снята.
Какая досадная забывчивость. Ведь я читала в школе Гончарова, его эссе
«Мильон терзаний: «Некоторые критики возлагают на обязанность артистов исполнять и историческую верность лиц, с колоритом времени во всех деталях, даже до костюмов… Но при исполнении «Горя от ума» дело не в костюмах. Мы повторяем, что в игре вообще нельзя претендовать на историческую верность, так как живой след почти пропал, а историческая даль еще близка. Поэтому необходимо артисту прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова. Это первое, то есть главное сценическое условие»

Это было «Горе от ум» примерно 80-ых годов 20 века, и где-то немного современнее даже.
И это так чувствительно к характеру пьесы – поставить ее именно таким образом.

Хорошая постановка.
(а музыка – все равно дрянь, только с толку сбивает)

0
0
1 марта 2018
Фото kagury.livejournal.com
отзывы:
115
оценок:
115
рейтинг:
35
7

Несмотря на то, что Школа Современной Пьесы, как ясно из названия, преимущественно ставит современные пьесы (за что я их нежно люблю), время от времени они разрешают себе увлечься каким-нибудь классическим произведением. Ну там, сдуть с него пыль, позолоту соскрести и вообще извлечь какие-нибудь внезапные смыслы. Ныне вот сыграли в "Горе от ума". Вышло легко, непринужденно и неожиданно.

"Горе от ума" превратили практически в мюзикл, снабдили новыми текстами (приятно узнаваемыми с музыкой Никитина, что явно плюс), а сцену и актеров довели почти до графичной черно-белости. И это все поразительным образом придало действию объемности.

Спектакль идет примерно 2 часа с одним антрактом. Первая часть вообще прекрасна, на мой взгляд. Ну вот Чацкий. Со школьных времен у нас в голове образ эдакого очередного "лишнего человека", исключительно возвышенный и идеальный на фоне старорежимной Москвы с болотисто-патриархальными порядками и всякими Молчалиными внутри. Но можно же посмотреть и с другой стороны. Обычная московская семья. Дочка на выданье, слуга толковый попался, повезло. Выезды, приемы, в общем - нормальная спокойная налаженная жизнь. Всех устраивает. И вот появляется "золотой мальчик". Болтался несколько лет за границей (а девочке замуж пора!), весь из себя выпендрежный франт, приехал - и давай хаять Москву и Россию. Мол, все не так, все устарело, прогнило и вообще - как вы тут живете?

В моем школьном детстве таких типажей у нас не было. А вот зато сейчас их вполне хватает. Ну разве не знакомо? У кого нет похожего примера такого вот вернувшегося из заграниц товарища? Которому теперь тут вдруг все стало не так и не то? И оказывается, что такой Чацкий не вызывает более никакого уважения, раздражение лишь одно.

Вообще, многие моменты приобрели неожиданно современное звучание (это я уж не говорю о вечных крылатых фразах, о которых зрителю напоминают в самом начале). Скажем, старуха, которая "час битый ехала с Покровки, силы нет" воспринимается ныне как дама, попавшая в порядочную пробку (хоть она и на роликах).

Лиза и Молчалин в формате двух половинок также очень удачная находка - они не черные, и не белые, а просто два обычных человека, в зависимости от обстоятельств демонстрирующие нужную сторону. Как и большинство. И суета московского общества удалась. Разве вот княгини Марьи Алексевны не хватало. В общем, первое действие получилось отличным - продумана каждая деталь, каждый эпизод, все точно и на своем месте. Пожалуй, единственное, что меня несколько покоробило - финальная песня:

Не замечаем ни царапин и не пятен,
Принюхались и прижились мы в нем,
Как дым Отечества нам сладок и приятен,
Гориииии оно огнем...

Я понимаю, что это как бы Чацкий и вообще игра, но... как-то меня резануло это многократное "гори оно огнем".

Второе действие выворачивает первое практически наизнанку и в целом кажется несколько более сумбурным, чем первое. Чацкий осознает ситуацию с Софьей, и внезапно оказывается, что он не только больше не герой ее романа, но и вообще не герой. Его становится жаль, что, впрочем, придает ему определенную привлекательность жертвы (чего в школьном прочтении, кстати, я не помню - там Чацкий для зрителя/читателя казался стабильно правильным). "Золотой мальчик" становится изгоем. Его презирает общество, над ним смеются и шутят, и "карета" - это лучшее, что можно выбрать в его положении. Волей режиссера Чацкий вдобавок превращается в Бродского. Трудно сказать, почему именно в него (заунывные интонации Иосифа Александровича и весь образ вообще переданы исключительно точно), видимо наиболее лишним показался. Да еще и эмигрировал, пожалуй, вовремя и удачно.

Лети-лети карета, спеши из века в век.
Пошел гулять по свету несчастный человек.
Велит драматургия без устали скакать,
Не бойтесь, дорогие, ему не привыкать.

До свиданья, комедия! Здравствуй, комедия!
И спасибо за то, что с собой позволяешь играть!


Резюме: интересный эксперимент, который однозначно стоит увидеть, хотя вот детей лучше оставить дома. Здесь надо получать удовольствие, а не объяснять детали :)

0
0
22 января 2018
Фото Tatiana
отзывы:
58
оценок:
149
рейтинг:
32
9

Спектакль «Русское горе» в театре Школа современной пьесы поставлен режиссером Иосифом Райхельгаузом по поэме «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Но это далеко не классическая постановка. Напротив, это не столько постановка «Горе от ума», сколько фантазия на тему знаменитой поэмы, преподнесённая в жанре мюзикла или театрального капустника.
Очень интересны костюмы и декорации: спектакль поставлен по аналогии с театром теней, только наоборот - вместо теней на фоне абсолютно чёрного задника сцены движутся белые фигуры актёров (даже лица покрыты абсолютно белым гримом) и вырезанные из картона белые же декорации.
Название «Русское горе» придумано по аналогии с песней «Русское поле», которую актёры поют почти в самом начале спектакля. Вообще в спектакле очень много песен – всем известных, а также новых, написанных поэтом Вадимом Жуком на музыку композитора Сергея Никитина специально для спектакля. Причём исполняются все песни вживую: вплотную к сцене стоит рояль, рядом сидит еще и флейтистка, а на некоторых песнях на сцену выходят гитарист с баянистом. Так что это настоящий мюзикл – все главные персонажи: Фамусов, Чацкий, София и Молчалин – поют и танцуют.
Спектакль наполнен отсылками к событиям современности – «российская общественность» окружает Чацкого с серпами и молотами в руках, в песне пушкинское «Погиб поэт, невольник чести» рифмуют с «грузом двести», и так далее, не буду раскрывать всех моментов спектакля. В общем, в постановке Иосифа Леонидовича знакомые с детства строки знаменитой поэмы приобретают новые звучание и объём.
Очень благодарна актёрам за то, что они, не будучи профессиональными певцами и танцорами, так легко и непринуждённо поют и танцуют, создавая у зрителя спектакля приподнятое, праздничное настроение. Рекомендую этот замечательный спектакль всем тем, кто любит новые, нестандартные постановки классических сюжетов.

0
0
27 марта 2018
Фото Света Аржадеева
отзывы:
20
оценок:
20
рейтинг:
18
9

18 января 2018 была на спектакле "Русское горе ...от ума" в театре "Школа современной пьесы". Пьесу Александра Грибоедова "Горе от ума" очень люблю. Смотрела ее и в театре Моссовета в ее классическом исполнении. Узнав, что в Школе современной пьесы идет этот спектакль, решила посмотреть, как здесь "играют с комедией". И не ошиблась с выбором. Понравилось все, и выбор актеров - Иван Мамонов ( роль Фамусова), Екатерина Директоренко ( роль Софии), Павел Дроздов ( роль Молчанина), Алексей Гнилицкий ( роль Чацкого). Браво! В начале спектакля, правда, несколько удивил выбор на роль Чацкого актера, старше самого Фамусова. Ведь привычный образ со школы, Чацкий-это молодой человек, ровесник Софии. И только в конце спектакля стал понятен данный выбор, когда наш Чацкий перевоплащается в Бродцкого! В спектакле много таких моментов, которые связывают прошлое и настоящее. Это и прекрасное музыкальное оформление. Используются песни " Александра, Александра" и там же в песне отголосок прошлого " Скоро сменит Николай". Песня " Груз двести" напоминает нам о трагической судьбе самого автора Грибоедова. Очень интересный выбор декораций на сцене. Мы видим перед сценой вертикальную прямоугольную рамку, за которой двигаются черно белые силуеты. Это напомнило мне старый кукольный театр. В начале спектакля все в черно-белой плоскости, но постепенно это превращается в объемную картинку с танцами, с музыкой. И вот уже это, я бы сказала, мюзикл. Спасибо Иосифу Райхельгаузу, режиссеру театра и Алексею Трегубову, музыкальному художнику, за эти прекрасные перевоплащения. Все время, сколько длился спектакль, я переживала такое знакомое произведение по новому. Была вовлечена в эту " игру с комедией" вместе с актерами. На этот спектакль ходила с подругой. Своего 15 -летнего ребенка не стала брать. Он сейчас только проходит пьесу в школе. И думаю, некоторые нюансы ему пришлось бы дополнительно объяснять. А тем, кто знает пьесу и хочет поучаствовать в происходящем, связывая образы, музыку, текст песен с прошлым и настоящем, настоятельно рекомендую это увидеть! Увидеть как здорово актеры " играют с комедией", не давая ей остаться в прошлом и связывают ее с настоящим, т.е. с нами!

1
0
10 февраля 2018
Фото Татьяна
отзывы:
117
оценок:
117
рейтинг:
16
7

Очень стильный и необычный спектакль, выдержанный в чёрно-белых тонах. Классический текст, перемежаемый современными ремарками, песнями, музыкальными номерами. С живой музыкой! Что на сцене гитары, что практически в зрительном зале - пианино и флейта(?). Современная классика. Александр Сергеевич. Автор Грибоедов, но и его тёзка Пушкин постоянно рядом. Да и Бродский бродит всё время рядом. Очень понравились музыкальные номера. И про Дым отечества, и груз 200, и Русское горе... А танго какое было?! Это что вспомнила.
Какие же артисты музыкальные, умеющие и танцевать и петь. Помимо исполнителей главных персонажей была прекрасна и "российская общественность".

0
0
19 января 2018
Фото Ольга Сергеева
отзывы:
25
оценок:
204
рейтинг:
14
3

Спектакль так-себе. Даже 2 ряд партера меня не спас. Думала уйти в антракте, или досидеть. В итоге досмотрела до конца. Возможно я его не поняла. Но актеры играли весьма средненько. Попала на него по акции от "Активного гражданина" за бесплатно. За деньги не советую!
Теперь про сам театр. Он достаточно простенький. И на входе даже не было металлоискателей. То есть никакой проверки. А на начало спектакля за место обычных звонков, ходила девушка со звоночком.С одной стороны оригинально. И все равно впечатление, что на всем экономят.

0
0
30 марта 2016
Фото Юлия Эргардт
отзывы:
44
оценок:
44
рейтинг:
12
9

Произведение, разобранное на цитаты, читаемое в школьном возрасте, осмысленное гораздо позже, кажется, сыгранное на всех подмостках всех городов и весей... Зачем идти в театр на Грибоедова? Лично я шла за невероятными эмоциями, которые пробуждают ребята из театральной труппы Школы Современной Пьесы. Здесь всегда происходит что-то необычайное. Всё с ног на голову! А классика так вплетается в нашу повседневность (не отходя от текста ни на слово!), что вот уже Александр Сергеевич открывает тебе глаза на что-то очень важное, говорит голосом Чацкого то, что именно сейчас так нужно было услышать. Мистика!
И ещё несколько дней прокручиваешь в голове фразы, которым 200 лет! Отчего они всё так же к месту? Берёшь в библиотеке Грибоедова, листаешь страницы, а перед глазами эта ярчайшая постановка.
Удивительный спектакль! Я бы посоветовала всем, кто любит нашу классику, посмотреть на неё в свете софитов именно этого театра. Я бы посоветовала всем, кто классику не любит, идти непременно в Школу Современной Пьесы.

0
0
8 ноября 2016
Фото Галина К
отзывы:
73
оценок:
73
рейтинг:
9
9

Две недели не могу вылезти из гадкой простуды. Достал кашель, начались осложнения, поэтому до последнего пребывала в сомнениях - идти - не идти в театр. Не хотелось там мучить зал кашлем и мучиться самой. Но лишать себя праздника побывать в уже полюбившемся театре тоже совсем не хотелось. Поэтому - наглоталась таблеток и поехала. И что вы думаете? За все действие не кашлянула ни разу! До - да, после - да, в антракте - тоже, а в зале - нет. Вот она - целительная сила театра! Хорошего театра, я хочу сказать, не любого, конечно.
Ну а теперь собственно о спектакле "Русское горе... от ума". Сразу скажу - понравился, посмотрела с огромным удовольствием.
Поставленный вроде бы по хорошо известной пьесе Грибоедова, он каким-то чудесным образом смотрится очень свежо и современно. Лично для меня было прямо откровением, как много фраз, оказывается, у нас на слуху именно из этой пьесы. Честно скажу, со школьных лет я ее забыла достаточно прочно, чтобы смотреть практически с чистого листа. Не, ну фабулу знала, конечно, но деталей не помнила. От слова "совсем". Отдельные фразы, конечно, я все-таки именно с этой пьесой связывала, но большая часть жила сама по себе. И очень здорово, что именно с напоминания крылатых фраз (не только Грибоедовских) начинается пьеса. А читают эти фразы все актеры, занятые в спектакле, как в конкретных ролях, так и в ролях "Российская общественность, в том числе: гости на балу, крепостные крестьяне, чиновники, таможенники, попутчики, и прочие лишние люди".
Вот это вот "прочие лишние люди" в связке с российской общественностью очень в глаза бросилось.
На сайте театра пьесу презентуют чуть ли не как капустник. На самом деле, поставленная действительно легко и весело, с песнями и танцами, смотрится она намного серьезнее заявленного балагана.
И как же любопытно поставлена. Такой театр силуэтов. Весь реквизит вырезан из бумаги, и герои тоже черно-белые. Не черные и белые, как нам преподносили в школе, а каждый черно-бел.
И только Чацкий в конце спектакля переодевается в современную одежду нейтрального бежевого цвета.
И, кстати, только в конце начинаешь Чацкому сочувствовать, а в течение спектакля гораздо больше симпатий вызывает (у меня, во всяком случае)... Фамусов. Да-да, вот так. Думаю, это из-за играющего его Ивана Мамонова, конечно. Когда он, такой уютный и харизматичный, начинает так по-человечески клеиться к Лизе или горевать о том, как сложно быть взрослой дочери отцом, ему не возможно не сопереживать.
А как красиво они на пару с Александром Цоем пели... про то, как 200 лет везем мы через горы с Ближнего востока груз 200. То Грибоедова, то менее известных людей...
И вообще, в спектакле очень много песен. И это здорово. Пусть не всегда драматические актеры хорошо поют, но смотрится это очень искренне и уместно. А многие еще и голоса имеют замечательные. Молчу уже про тексты. Когда хор запевает про "дым отечества", который "нам сладок и приятен", а развивает эту фразу словами "гори оно огнем". Ну это, скажу я вам, вводит в ступор в свете последних рассадок деятелей театра по домашним и не только арестам.
Хотя в целом спектакль - о любви, о несчастной, к сожалению. Один остается Чацкий (Алексей Гнилицкий в конце очень трагично и трогательно его играет, прямо "браво"). Разочаровывается в Молчалине Софья (которая, к слову, не такая дура, как нам пытались рассказать в школе, а девушка с довольно твердой волей). Бобылем (хоть и не монахом) живет Фамусов.
Но послевкусие оставляет не тяжелое, да и в финале нам поют о том, что смотрели мы комедию... Ну да.
В общем, повторюсь, мне понравилось, и это подтверждает здоровая реакция моего организма )).

0
0
25 марта 2018
Фото Olya Glasova
отзывы:
47
оценок:
48
рейтинг:
5
7

Продолжилась моя театральная жизнь с уже давно любимым театром Школа современной пьесы. В этот раз я решила пройтись по классике, а что может быть классичнее Грибоедова?
Философствовать на тему, что на Руси все горе от ума даже не буду - это аксиома, которая благодаря Грибоедову стала народной поговоркой. Кстати, спектакль начинается именно цитатами из Александра Сергеевича, которые ушли в народ. И знаете, это занимает много времени, т.е. почти все произведение - сплошь фразы, оцененные поколениями.
В этот раз меня поразила сценография, костюмы. Просто волшебство иллюзионизма.
Первое - все действующие лица с выбеленными лицами, уж простите за тавтологию, кроме Чацкого. Т.е. сразу понятно, что есть живой персонаж и все остальные, подверженные выдуманным нормам и принципам поведения в обществе.
Прекрасно продуманы костюмы. Практически все во всем черном, сцена не освещена, потому передвижения актеров не заметны. Они носят в руках какой-то яркий реквизит, а ощущение, что он летает сам по сцене. И действительно не видно!
Потом по ходу пьесы люди начинают надевать на себя яркие детали и вот мы уже видим их частично, а позже и почти целиком. Еще один плюсик: есть костюмы половинчатые, т.е. с одной стороны черные, с другой белые. И при танцах (а их много в постановке) человек то появляется, то пропадает при поворотах. Следить за этими фокусами - уже отдельное удовольствие.
Спектакль вообще монохромный, точнее, двухцветный - черное и белое, и лишь Чацкому позволены живые цвета в одежде, да и то не сразу.
И да, много в спектакле текста Грибоедова, но не могу не отметить музыкальные вставки с текстами отнюдь не классическими, а написанными специально. И они по теме, и очень в месту. Одна переделанная "Александра" чего стОит!
Не хочу и не буду выделять кого-то из артистов, потому что здесь все на месте, такой цельный организм.
В зале было очень много молодежи, были и школьники. И я считаю, что такое знакомство с классикой гораздо легче воспринимается, и хорошо бы деток водить на такие спектали по мере возможности, знакомя их с объемом литературы школьной программы.
Мне снова очень понравилось, это необычно, это оригинально и это не искажает авторский замысел Грибоедова.
Я еще не весь репертуар у театра видела, надеюсь на продолжение))))

0
0
25 сентября 2017
Фото Svetlana Snegova
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
2
9

К экспериментам над классикой всегда отношусь настороженно, боюсь, что испортят знакомое, любимое. Поэтому и в театр "Школа Современной пьесы" направилась с опаской. Ведь мне предстояло увидеть спектакль по произведению А.С. Грибоедова "Горе от ума".

"Игра с комедией", - так было заявлено в анонсе спектакля. Да, игра получилась. И, причем, игра потрясающая. Этакая смесь классической пьесы, мюзикла и философского размышления о жизни. Режисcёр Иосиф Райхельгауз совместно с молодыми исполнителями представил на суд зрителей незабываемое зрелище. Динамичное, веселое, и вместе с тем, саркастическое, перекликающееся с нашим временем.

Спектакль выполнен в черно-белом цвете. На сцене практически нет декораций. Актеры предстают в образе мимов - черные трико, позволяющие скрываться в черноте сцены, выбеленные лица, белые накидки.

Сюжет тесно связан с произведением Грибоедова. Знакомые реплики, давно уже превращенные в крылатые выражения. Но пьеса сама несколько преобразована. В ней всего пять главных персонажей. Тех, кто непосредственно связан с любовной линией пьесы: Чацкий (арт. Алексей Гнилицкий), Фамусов (арт. Иван Мамонов), Софья (арт. Екатерина Директоренко), Молчалин (арт. Павел Дроздов), Лиза (арт. Татьяна Циренина).
Но не только они на сцене. "Российская общественность, в том числе: гости на балу, крепостные крестьяне, чиновники, таможенники, попутчики, и прочие лишние люди". Их много, и они совсем не лишние.

Да и образы героев несколько переделаны. Так, например, Фамусов выступает в роли такого любвиобильного ловеласа, не пропускающего ни одной женщины.

А Чацкий никто иной, как диссидент-шестидесятник. Недаром в заключительных сценах спектакля он сменяет черно-белый наряд на костюм моды середины прошлого века. Не иначе как Иосиф Бродский. Такой же поэт-изгнанник, которому нет места на родине.

В спектакле много музыки. Знакомой и любимой. Поэт Вадим Жук переделал известные песни как раз для этого спектакля. Начинается представление песней "Горе, русское горе" на мотив знаменитого "Поля". Много песен Сергея Никитина, горячо мной любимого. Пробирает до дрожи "Дым отечества".

Многого стоит и, вроде бы не связанный с пьесой, кусочек о встрече Пушкина и возвращающегося в гробу в Россию Грибоедова. И все это сопровождается песней "Груз 200", под гитару, с надрывом.

Спектакль, несомненно, удался. Вечная классика действительно оказывается вечной. Проблемы, поднятые Грибоедовым, не стареют. Они живы и сейчас. В этом и заслуга создателей спектакля, которые сумели тесным узлом связать прошлое и настоящее.

Спектакль меня впечатлил. И если бы не одно "но", я была бы в полном восторге. Но это "но" никак не связано со спектаклем. Просто передо мной в зрительном зале сидел очень высокий и очень большой мужчина, и мне практически ничего не было видно. Но это, как говорится, уже фас-мажорные, не зависящие от нас, причины.

0
0
15 октября 2017
Фото Екатерина Москалёва-Потёмкина
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
2
9

Я уже видела этот спектакль чуть больше года назад с Даниэллой Селицкой в роли Софьи. Еще тогда я обратила внимание,как любят в этом театре вольно обращаться с классикой. И еще тогда я заметила, что сохранение авторского текста абсолютно не мешает современному прочтению.Поэтому в этот раз я шла в театр,заранее предвкушая удовольствие. И, как всегда в этом театре, я не обманулась. В этот раз я имела удовольствие видеть в роли Софьи Екатерину Директоренко ("А чой-то ты во фраке?"), а вот Даниэлла была во второстепенных ролях. Откровенно говоря, Екатерина в "А чой-то ты во фраке?" смотрелась органичнее. Мое видение Софьи не совпало с ее преподнесением актрисой. Но это мое мнение,на которое не сильно стоит опираться. Заметьте, не говорю, что в этот раз Софья была плохая. Но немного "не мое". Хотя именно в этот раз я поймала себя на мысли, что Софья у Грибоедова не такая уж вертихвостка, какой ее нам преподносят критики. Обычная 17-летняя девушка. Насколько я помню,ей было 14,когда уехал Чацкий. Глупо ожидать верности от ребенка, особенно когда ты 3 года отсутствуешь и не присылаешь веточки. Поэтому и Чацкого в исполнении нежно любимого мною Алексея Гнилицкого я восприняла не абсолютно положительным героем.
Очень мне нравится Молчалин в исполнении Павла Дроздова. Вот прям как я вижу этого героя. Юркий, услужливый и льстивый малый, готовый на подлость ради награды или чина.
И отдельно хочу отметить черно-белые декорации и костюмы. Очень оригинально. И ничего лишнего. Поэтому когда Василиса дорастет до Грибоедова, однозначно с ней сходим именно на этот вариант "Горя от ума"

0
0
6 мая 2017
Фото Анастасия
отзывы:
17
оценок:
18
рейтинг:
1
7

Мы ожидали капустника, но получили гораздо больше. Нет, это был не капустник, но фактически мюзикл по мотивам нестареющей классики. К слову, тут как раз стоит отметить две важных мысли, на которые натолкнуло меня "Русское горе". Во-первых, я с удивлением поняла, что при должной сноровке мюзикл можно сделать из любого произведения. Во-вторых, я в очередной раз убедилась, что классические произведения потому и называются классическими, что они не теряют актуальности и злободневности даже по прошествии многих лет (да что там лет - столетий). Пусть Чацкий становится диссидентом, Молчалин превращается в персонального помощника, а "невольник чести" рифмуется с "груз двести", проблемы героев все равно близки и людям прошлого, и людям настоящего (и, полагаю, будут понятны людям будущего).
Впечатлила и визуальная сторона "Русского горя". Черно-белые декорации и костюмы не только ассоциируются с игрой в шахматы, но и позволяют расставить нужные в тот или иной момент акценты (в том числе, подчеркнуть атмосферу при помощи освещения, вводя определенные цвета).
Рекомендую спектакль к просмотру. Возможно, школьники и не проникнутся (хотя им явно будет интересно), а вот взрослые, которые "Горе от ума" в школе "проходили", получат много новых инсайтов и смогут наконец-то уже насладиться произведением, которое в школьные годы вряд ли задевало струны души.

0
0
2 апреля 2018
Фото Анна Зыбина
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
1
9

Школа современной пьесы и Иосиф Райхельгауз как обычно сразили наповал! Несмотря на то, что сцена в этот раз использовалась по назначению, что на моей практике посещения этого театра бывает редко, все остальное было крайне необычно, в стиле режиссера. Очень порадовала живая инструментальная музыка! Актёры играли замечательно! Мои рекомендации всем, кто хочет посмотреть классический спектакль в совсем неклассический постановке.

1
0
6 ноября 2016
Фото m-m-mira Смирнова
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
1
9

Спасибо за хороший спектакль и хорошее настроение! Невероятное прочтение классики! Неожиданно музыкальный,с хорошим современным взглядом на сегодняшний день,с хорошими,оригинальными костюмами! Спектакль обяЗАтелен к просмотру!!!

0
0
18 февраля 2012
Фото Екатерина Москалева-Потемкина
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Я посмотрела в этом театре спектакль "Русское горе". ЭТО было восхитительно!Очень оригинальное прочтение Грибоедова, в тему сдобренное каверами на известные русские песни. Получилась настоящая комедия!
Очень понравилось оформление:черно-белые декорации и костюмы. Очень приятно было видеть и узнавать артистов труппы, виденных в мюзикле "Часовщик".
Получился приятный вечер, и во многом это заслуга спектакля.
Однозначно советую и взрослым, и их детям. Это тот спектакль, на который я бы сходила еще раз.

0
0
15 февраля 2016
Фото Мария Романова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Сходила на постановку Русское горе по комедии Грибоедова Горе от ума. Очень понравилась идея оформления: актёры в белом на чёрном фоне. Пьеса актуальна и сейчас, но режиссёр дополнительно осовременил её, добавив песни про наши дни и изменив часть текста. И это ничуть не ухудшает впечатление! Получила много положительных эмоций, рекомендую!

0
0
15 декабря 2015
Фото Лана Жукова
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
0
7

"Русское горе" - это комедия, комедия актуальная, современная, злободневная и неподвластная времени - это классика А.С.Грибоедова "Горе от ума". Музыкальный спектакль, черно-белая постановка, нет привычных декораций....а их и не надо. Так как авторы постановки, проводя параллели с современностью, наглядно показывают зрителю - со времен Грибоедова мало, что изменилось в России, а классическая комедия актуальна и по сей день. Ведь это произведение, которое не нуждается в особых усилиях для того, чтобы его оживить и сделать современным. С одной стороны, его персонажей часто можно встретить в повседневной жизни, а с другой - и их переживания порой присутствуют в нашей реальности. Музыкальное сопровождение, песни и танцы вплетены в сюжет очень удачно.
Рекомендую к просмотру, приятное удивление и хорошее настроение от просмотра Вам гарантированы.

0
0
14 декабря 2015
Фото Anastasiya Rashchupkina
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9


На днях посмотрела спектакль «РУССКОЕ ГОРЕ». Получила массу удовольствия и заряд отличного настроения на всю неделю. Такое впечатление, что в спектакле все играет: и актеры, и декорации, и костюмы, и слова. Это не классическая постановка пьесы Грибоедова, но сюда и пошлое слово «осовремененный» не подходит. Реалии двадцатого века легко вплетаются в классическую тему, делая ее более актуальной, близкой. Мы еще раз убеждаемся, что пьеса, которую мы знаем практически наизусть хотя бы по афоризмам, бессмертна. «Служить бы рад – прислуживаться тошно!», разве это не про нас? Очень много интересных и неожиданных находок. Так мило – танец «грустных столбов», которые стоят вдоль дороги. А чего стоит «дым отечества»! Здесь и прекрасная, мастерская игра актеров, причем всех, и интересная хореография, и удивительные костюмы, которые тоже играют свои роли. Рекомендую всем, не пожалеете.

0
0
13 февраля 2012
Фото Julia
отзывы:
1
оценок:
3
рейтинг:
0
7

Постановка будет очень интересна любителя авангарда и "злободневной" тематики.
От самого Грибоедова там не так много - общие события пьесы "Горе от ума", зато хватает музыкальных номеров и острых комментариев. Артисты хорошие, поют здорово.
ОЧЕНЬ оригинальные декорации - точно не оставят равнодушными :)
Детей на спектакль вести не стоит, они вряд ли поймут такую трактовку, а вот взрослым, выросшим в СССР особенно - рекомендую.

0
0
13 февраля 2012
Фото Анэта Кварта
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
5

Была на данном спектакле в пятницу 10 февраля 2012 года.
Понравилась игра актеров, особенно интересными показались вставки песен и танцев в стихотворное повествование спектакля.
Не понравился - сам зал. Акустика - оставляет желать лучшего.
Много бумаги...идея хорошая, но не проработанная.

0
0
13 февраля 2012
Фото Екатерина Брицова
отзывы:
1
оценок:
6
рейтинг:
0
9

Впервые посещаю спектакли такого формата... и была приятно удивлена и даже поражена! Восхитительная игра актеров, динамика сюжета. И "фишки" во время спектакля, которых, я уверена, нет ни в одном другом театре!
Рекомендую всем любителям авангардного зрелища и школьникам, кто изучает по литературе "Горе от ума" :)

0
0
13 февраля 2012