Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Триптих, Москва

7.4

Один из последних спектаклей Петра Фоменко

Трехчастный спектакль Петра Фоменко в фантастическом новом зале «Мастерской» рассказывает на разные лады о слабой человеческой природе и искусстве, веками возвышающем эту слабость. За основу взяты пушкинские «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцена из Фауста».

Место проведения

Мастерская Петра Фоменко
Классический театр, каким он должен быть
В 1988 году Петр Фоменко, будучи уже умудренным опытом режиссером, набрал курс в ГИТИСе: Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы. С этого года принято вести историю «Мастерской». Авторский театр Петра Фоменко, опирающийся на классическую литературу, высокую поэзию и поэтику городского романса — явление уникальное, это самый настоящий театр-дом. Шестидесятники по своей природе, в 90-е «фоменки» умудрялись создавать самый современный театр, с виду совершенно не отличавшийся от того, что шло сто лет назад в Малом. В методе Фоменко переплелись принципы Станиславского с легкостью Вахтангова, а актеры играют по каким-то только им известным правилам, и только им известно, как читать стихи. С уходом из жизни учителя руководство принял ближайший последователь — Евгений Каменькович.
касса+7 (499) 249 19 21
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
9

Петр Фоменко об искусстве

Режиссерский язык Петра Фоменко складывался в тесноте. В гитисовских аудиториях и бывших кинозалах родились все эти перебежки актеров за спинами зрителей, голоса, доносящиеся откуда-то из коридора, театральная игра, которая вдруг перехлестывает за пределы сцены. Когда Фоменко строили собственное здание, диктовал уже он. В новом здании на набережной Шевченко рядом с классической сценой-коробкой возникло удивительное пространство, оно называется «малый зал».

Зал тут действительно небольшой, зато сценой ему служит весь театр — фойе, лестницы, парапеты; в «Триптихе» метаморфозы этого пространства — часть сюжета. В его основе — Пушкин: «Граф Нулин», «Каменный гость», «Сце­на из Фауста». Первая часть — это Петр Фоменко, каким его любят. Вторая — каким его знают. Третья — желчный пародист, каким его вряд ли себе пред­ставляют.

До поры до времени пространство замкнуто. Под театральными небесами возлежит поэт с бачками (Кирилл Пирогов), и воображение рисует ему скучающую барыню, в чей дом на ночь глядя занесло петербургского паркетного шаркуна. Актеры сперва подыгрывают поэту, потом забирают дело в свои руки, перебрасывают фразы друг другу, словно в серсо играют; опять-таки романсы, гитара, фортепьяно, двое дворовых изображают коня — анекдот стал поводом к безудержной театральной игре. Во второй части пространство распахивается вдруг до своих пределов, и вдаль семенит, прихрамывая, Донна Анна. Оказавшись в поле зрения Дон Гуана, снимает туфельку, чтобы вытряхнуть камешек. Или чтобы показывать ту самую пяточку, что так вдохновила Дон Гуана, — это как посмотреть, режиссер видит в Донне Анне все ту же Наталью Палну. В третьей части Кирилл Пирогов рисует углем на лице фаустовские морщины. Начинает декламировать Пушкина, вдруг пошел Гете, а там и Бродский — который, вообще-то, ненавидел Гете с его метафизикой и с его Фаустом, мистиком и сатанистом и неуверенным в себе мужчиной. То, что его пустила в свою светелку Гретхен, Фауст может объяснить только нечистой силой.

Карэн Бадалов, бывший граф Нулин, стал Мефистофелем в дурацком оперном костюме, с ним пошлая массовка с бутафорскими костями, нашитыми на черные трико. Словом, анекдот дает режиссеру пищу для безудержной фантазии, а Фауст служит поводом для ядовитой пародии. Фоменко раздражается на искусство, взявшее на себя больше, чем оно сможет вынести. Об этом, собственно, и пушкинская «Сцена из Фауста»: Фауст принимает за видение погибшей Гретхен обыкновенный корабль. Но проза ему претит, он в раздражении приказывает: «Все утопить». На публику сзади наплывает волна черного шелка. Стекая вниз, она смывает со сцены весь макабр.

Отзывы пользователей о спектакле «Триптих»

Фото brusni4kina
отзывы:
5
оценок:
46
рейтинг:
24
3

"Триптих" или последнее театральное разочарование

*сразу извинюсь, что не соблюдаю правила заглавной буквы по объективным причинам*

вот уж не знала, что можно в столько голосов расхвалить такую пустышку!
за весь спектакль - ни одних оваций после живого пения и игры на музыкальных инструментах актеров... такого даже на прогонах не наблюдала...это о чем-то говорит?
такая прекрасная Джабраилова напоминает вечноодинаковую Александрову... и это в спектакле, где на ней держатся такие разноплановые героини...крути - не хочу.
Пирогов тоже какой-то наигранно-монотонный и заунывный...
в первом действии меня не покидала мысль, что кто-нибудь из них навернется с этих тарзанок, напичканных по углам. из-за этого отвлекалась, страх за других - острое чувство. прям почти как любовь. ну да ладно.
на первом антракте (а их, я напомню, два за три часа действа) я даже (сосредоточились!) не пошла курить! действительно, перекуривать с театралами было нечего. в голове - нелепица и стук ладошкой по лбу.
может, сказалось мое крайне неодобрительное отношение к АлександруСергеичу (да простят меня мои соотечественники - уж очень "накормили" меня в школе всякими стихотворениями на праздненствах, посвященных 200-летию со дня рождения оного). На мой взгляд, правильно подметил мой любимый Маркиз де Кюстин, что Пушкин действительно не первопроходец, и уж очень много он "одолжил" в раннеевропейской поэзии.
да, много двусмысленностей. но нужно ли это Фоменко?
вот есть Серебрянников - крутит себе что хочет, зритель идет, получает интеллектуальный trash, фантасмогорию... Кириллу можно - он физик, все-таки.
но идет ли это мастеру, великому современному мастеру, Фоменко? не думаю.
и вообще, кто захочет, тот и в опаздании на элетричку найдет триста смыслов..
итого: самая интересная сцена в спектакле - смена декораций перед вторым актом.
такие молодцы работники сцены, парни высокие, в черном, в рок-бонданах, все так слаженно, синхронно. вот уж пожалела, что цветы не купила..
одно из двух - либо они сегодня так поганенько отыграли (т.е. 11 мая 2010 года), либо я полная дурак.
варианты?..

Фото Doctor D
отзывы:
115
оценок:
143
рейтинг:
136
7

Тонко, умно и красиво! Конечно красота этого спектакля идет прежде всего изнутри, из стиха в исполнении четверки лучших актеров труппы, но важны и все придумки художников, костюмеров, свет, звук и др. Камерность малого зала и открывающееся в вестибюль пространство, которое очень удачно задействовано, особенно в "Каменном госте", - все играет "на руку" режиссерской задумке и поглощению зрителей фантасмагорическим действием. Некоторым зрителям показалось слишком сложно - Фауст, Мефистофель, Дон Гуан, но, друзья мои, надо же и Вашей Душе потрудиться, как сказал один известный творческий человек после спектакля "аж до мурашек". Пробрало!Спасибо!

Фото Ольга Кузнецова
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
15
9

Нескучный бес, или Три любви по Пушкину
Спектакль «Триптих» Мастерской Петра Фоменко пришелся на последнюю неделю конкурсного показа «Золотой маски». В день постановки обзавестись билетом оказалось невозможно: «Есть один. За шесть тысяч», - с улыбкой снисхождения сообщили мне в кассе. Без особого энтузиазма я все-таки решила пополнить своей фамилией список студентов, не терявших надежды занять свободные места бесплатно. На мне эти свободные места, собственно говоря, и закончились. Повезло, да ещё как.
«Триптих» - это три яркие зарисовки по «Графу Нулину», «Каменному гостю» и «Сцене из Фауста». Сценическое прочтение Пушкина, в меру традиционное для того, чтобы называться театральной классикой, и в меру свежее для того, чтобы увлечь избалованного всяческим авангардом зрителя. Главное, что удалось постановщикам, – ни на полслова не отступив от текста оригиналов, дать по-новому зазвучать им со сцены. Поэтому вряд ли найдется тот, кто после спектакля Фоменко пожалуется на «усталость» пушкинских шедевров.
Первое, что цепляет – выбор сюжетов. Зачем было выдумывать новую трилогию? Что общего у шутовского «Графа Нулина» с одной из «Маленьких трагедий» и тем более с фаустианскими «Сценами...»? Но вся прелесть в том и есть, как спокойно и гармонично в одном спектакле сумели ужиться три такие разные истории любви и... три таких разных Пушкина.
Первую любовь играли по всем законам комического водевиля. «Граф N», сентиментальный анекдот в стихах, получился мимолетным и непредсказуемым. Томные охи-вздохи, неуклюжие нервические нотки в голосах, нарочитая грация движений – всё в лучших традициях сентиментальной вещи. Залу нравилось, зал хохотал. Граф Нулин (Карэн Бадалов) несколько раз терял свой роскошный завитой парик и давал зрителям вдоволь натешиться своей «простоволосой» лысиной, а ещё очень смешно грассировал и вместе с хозяйкой распевал трогательные романсы на французском. Презабавная, в общем, получилась вещь.
Вторая любовь – трагедия Дона Гуана и Донны Анны. Сложно представить постановку «Каменного гостя» глубже той, что удалась Фоменко. Костюмы, музыка, декорации (которых минимум), фигуры в черных шутовских костюмах, беспрерывный речитатив «Ave, Maria» – чувство такое, что средневековье разверзлось прямо здесь, у тебя перед глазами. Вся соль этой постановки – в иронии над женской ветреностью, которая не тонет в трагизме всего остального действия и никуда не уходит даже после финального каменного рукопожатия. «О донна Анна!» - называется вторая часть спектакля.
На десерт – кишащая чертями бурлеск-эклектика, она же «Сцена из Фауста». Вот где настоящий сатанинский бал с уродливыми покойниками, Мефистофелем во главе, изможденным Фаустом и – в противовес – вечной и прекрасной Гретхен (Галина Тюнина), вращающей колесо прялки. И если черти одновременно могут развлекать и пугать, то Гретхен с лучистыми золотыми кудрями, очутившись, ни живая ни мертвая, в холодном склепе ада, – пожалуй, самый страшный и самый сильный здесь образ. И отыгран он, надо сказать, чудесно.
Любовь приземленная, любовь земная и любовь загробная – такие вот три истории. Хоть они такие разные и каждая поглощает по-своему – все же поглощает без остатка, заставляя или смеяться до боли в животе, или цепенеть. Все три объединяет блестящая актерская игра с мастерскими перевоплощениями, искусно выставленный свет и неординарность мизансцены. Ах да, чуть не забыла – во всех частях каждую реплику актеры проговаривают с чистой, неподдельной интонацией Бродского. Почему – честно говоря, не поняла. Может, у вас получится? Идите и смотрите.
p.s. На фестивале «Золотая маска - 2011» «Триптих» был назван лучшим в номинации «драма/спектакль малой формы».

Фото Dragostea Dintei
отзывы:
32
оценок:
37
рейтинг:
20
5

Ярко, попсово, зрелищно. Так зрелищно, что за этюдом образов, галереей красочности и нагроможденно-размытой бутафории забываешь, в принципе, о чем и речь.
Легко и по-фантиковому завлекательно. Ожидаешь чего-то еще. Повесомее, посодержательнее, по-понастоящей. Больше, чем просто визуальный ряд. Пусть и идеальный. Превращенный в натуральное светопреставление, (что особенно актуально для третьего акта, но того требует сюжет:) А вообще, любителям визуальных образов и легкого чтива посвящается.

Фото Фрида
отзывы:
14
оценок:
24
рейтинг:
12
3

Когда впервые смотрела этот спектакль, то ушла с ощущением будто меня только что круто обманули. Вроде и есть театр, есть почерк самого Фоменко, да и актеры те самые знаменитые, но что-то важное отсутствует. И вот теперь, после второго просмотра могу определить свое отношение максимально точно: актеры окончательно разучились радоваться. Им что Пушкин что лампушкин. Отыграли на классе и вперед. Ничего не вкладывая душевного. Мастерство в голом виде. Иногда это срабатывает. Но только иногда. К счастью. Театр не терпит ничего вечного. И теперь, когда нет маэстро рядом, некоторым актерам и вовсе стало скучно то, что их прославило когда то. Подсказать некому. И это, к сожалению, видно самым невооруженным взглядом

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить