Эксперименты над Чеховым в постановке Николая Коляда

Спектакли по самым «зацелованным» пьесам мировой драматургии удаются Николаю Коляде едва ли не лучше, чем постановки по его собственным текстам. А все оттого, что каждый раз он умудряется найти в самой хрестоматийной классике нечто, никем прежде не замеченное — интонацию, нюанс, акцент. В «Вишневом саде» самая неожиданная находка — всеобщее пьянство. Все чеховские персонажи у Коляды пребывают в разных стадиях алкогольного опьянения: и Раневская, и Гаев, и Варя с Аней, не говоря уж о лакеях, горничных и соседях, — все здесь пьют. Единственный, кто не пьет, — это Лопахин. И его за это очень не любят — швыряются в него пластиковыми стаканчиками, язвят над ним и дразнят. Пластиковые стаканчики — это, кстати, еще один яркий образ «Сада» Коляды: во-первых, из них опять же пьют, во-вторых, когда требуется, нанизанные на прутики стаканчики очень убедительно изображают цветущий сад.

Место проведения

Театральный центр «На Страстном»

Театральный центр «На Страстном»

8.0
Одна из главных прокатных площадок города, находящаяся по соседству с Союзом театральных деятелей. По техническим параметрам и архитектурным признакам сцена Театрального центра «На Страстном» больше похожа на конференц-зал, что, впрочем, не мешает ей принимать здесь разнокалиберные спектакли со всего мира — будь то фестиваль Solo, «Твой шанс» или гастроли «Коляда-театра».
касса +7 (495) 694 46 81
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 877
оценки: 244
рейтинг: 993
Наша Раша

Во время февральских гастролей «Коляда-театра» во Франции Николай Коляда вел свой блог. «Тут, в Антони, — пишет, — пришли русские какие-то на спектакль «Ревизор». В антракте ушли, сказав: «Нет, это не Гоголь. И так плохо про Россию…» Конечно. Не Гоголь. А они тут во Франции живут и Россию любят — страстно, всей душой. А что тут живете? Поезжайте туда жить, к нам — там березки, песни, просторы, матрешки и настоящего Гоголя в буклях показывают в театрах».

Сейчас Коляда везет «Ревизора» в Москву, и тем, кто еще не знаком с его режиссурой, стоит досидеть до финала. Потому что «так плохо про Россию» — это половина правды. Во-первых, не только про Россию (в «Короле Лире» человек в целом изображался как горлум в спущенных колготах). Во-вторых, да, так как опускает своих героев с редкостной изощренностью — и каких только рыл не увидишь в его спектаклях. Но только в таком мраке и видна искра божия, а больше человеку и не отпущено — на этот счет Коляда не заблуждается. У Коляды-драматурга есть свой метод, как высечь эту искру, рассказывая про непутевых русских теток и дядек. Со временем он сложился и в режиссуре Коляды. Несколько его спектаклей есть у «Современника», но нужно видеть постановки, которые родились в Екатеринбурге и идут в «Коляда-театре» — избушке в резных наличниках, изнутри похожей на диковинную барахолку. Нынешние большие гастроли «Коляда-театра» приурочены к поездке на «Маску» «Трамвая «Желание». Его будут играть в маленьком филиале Пушкинского театра. А на большой сцене, в центре «На Страстном», дают «Ревизора», «Гамлета», репертуарный хит Се­бастьяна «Безымянная звезда», гоголевскую «Женитьбу», «Мойдодыра» (чем не классика). Но главная интрига гастролей — последняя премьера, «Вишневый сад». Я связалась с Олегом Лоевским, директором фестиваля «Реальный театр» и завсегдатаем «Коляда-театра», чтобы расспросить, правда ли в «Вишневом саде» все давят друг у друга яйца на головах, а Лоевский в ответ пропел целую песню. О том, что «Вишневый сад» нужно смотреть не один раз. «В первый раз он остается в памяти одной сильной эмоцией. А дальше, вглядываясь, видишь столько оттенков белого, которое распознают только жители севера, или столько оттенков черного, сколько различает только шахтер. Белый рождают пластиковые стаканчики, которые и есть вишневый сад. А черный — это черный мат, которым пересыпаны речи о будущем вечного студента Пети Трофимова. Белое — это белое вино, то есть водка, которой заглушают свою тоску то по Парижу, то по прошлому, то по будущему. А черный — это черный юмор крестов, висящих на каждом персонаже, которыми размахивают, на которых клянутся и которые скоро забывают». В общем, в конце Лоевский договорился до того, что укрылось от русских, сбежавших со спектакля в Антони: «Коля любит родину до ненависти, любит до любви».

2
0
...
31 марта 2010

Лучшие отзывы о спектакле «Вишневый сад»

Фото Владимир Рыбников
Фото Владимир Рыбников
отзывы: 144
оценки: 144
рейтинг: 85
5

Чехов Коляде в отличие от Шекспира или Теннеси Вильямся увы не дается. А все потому что сам то Антон Павлович вышел из провинции, понимал ее, и сумел над ней подняться, впитать русскую столичную культуру и даже двинуть ее дальше на мировой уровень. Опустить его тексты обратно на народный уровень у Коляды увы не получилось. Зрелище вышло забавное, народная стихия показана неплохо, а вот с дворянами вышла незадача, да и водка в таком количестве до революции даже для простого населения была нехарактерна, а после октября 1917 года, пока никаких вишневых садов у нас не появилось, но надеюсь появятся. Надеюсь со временем Коляда приблизится к Чехову, а пока можно работать с песнями ,танцами и матюками с англосаксонским ширпотребом, вот здесь Николаю равных нет.

2
0
...
1 февраля 2016
Фото ма
Фото ма
отзывы: 31
оценки: 26
рейтинг: 44
9

Коляда ГЕНИЙ! (Коляда = Гоголь). Спектакль в жанре гротеска. мне разжевали и в рот положили смысл вишневого сада. Сделаны акценты на те причины, почему люди потеряли все (и родину, и дом, и себя). правда, это все показано через увеличительное стекло. Безмерные растрата, безделье, пьянство, желание жить праздно, философские разговоры о природе вещей - пустозвонство, распущенность и неуважение в словах и поступках (мат и разбивание яиц друг о друга), потакание своей и чужой прихоти, показная набожность - все это показано очень верно, и ведет, к сожалению, к одному - к потере себя и всего! Рекомендую смотреть ТОЛЬКО подготовленному зрителю, который понимает и принимает жанр Коляды! Этот спектакль - это такой крутой сеанс психотерапии!!! Еще раз хочу отметить тандем режиссер-актеры (такое единение - как единый живой организм; нельзя отделять)

2
0
...
25 января 2015
Фото cULt Jaibatsu
Фото cULt Jaibatsu
отзывы: 39
оценки: 41
рейтинг: 22
7

"Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад."

"Ну, вот теперь-то я видел всё!" - больше всего хотелось сказать мне после просмотра привезённого на гастроли екатеринбургским театром "Коляда-Театр" спектакля "Вишнёвый сад", поставленного по одноимённой пьесе Антона Павловича Чехова. Хотя, "по пьесе" - это громко сказано. Я бы даже, скорее, сказал, что идея пьесы в спектакле, несомненно, присутствовала, но вот утверждать, что люди попали на постановку "Вишнёвого сада" Чехова я бы не стал. Уж очень необычный и совершенно неоднозначный спектакль получился. Никогда ещё ранее я не попадал на такую трактовку классики, да уж и что греха таить - на такое действо!
Здесь смешалось всё - фарс, комедия, драма, народные песни и пляски, гротеск, модернизм, минимализм и самый яркий символизм, который когда-либо видел!
Вообще, первая моя реакция после начала спектакля была: "#$%&@!!" и широко открытые глаза с упавшей на пол челюстью. Хотя, впрочем, вторая и третья - тоже. Мой мозг взорвался разноцветной радугой и вытек из треснувшего черепа, забрызгав звёздочками и розовыми пони весь партер. Мне хотелось бегать по кругу, громко кричать вместе с актёрами и биться головой о стену, о двери, о соседей. И только к началу второго действия разум, наконец, начал воспринимать происходящее на сцене со всей серьёзностью и вернул упавшую челюсть на физиологически предназначенное для неё место.
И повод для того действительно был. Думаю, никто не ставил "Вишнёвый сад" так жёстко, бескомпромиссно, динамично и безумно, как это сделал Николай Владимирович Коляда. В его постановке пьеса Чехова сверкает совершенно новыми и абсолютно неожиданными красками! Вместо меланхолично-грустной, спокойной и даже местами ленивой истории, полной скучных разговоров, полутонов и бесконечных размышлений режиссёр бросает зрителя в какой-то невообразимый гротеск, в безудержное русское застолье, гульбу, вечную пьянку, насыщенную безалаберными гостями, безответственными поступками, бессмысленными разговорами и нескончаемыми криками, песнями, плясками, причитаниями, смехом и слезами. И, несмотря на то, что место действия и эпоха Колядой были сохранены, тем не менее, пьеса выглядит вполне себе современной и весьма актуальной. Как будто за век не поменялось ничего. Эпоха сменяет эпоху, а Россия-матушка всё та же. И всё те же люди, которые, вместо того, чтобы действовать, менять свою жизнь и действительность на те, что хочется, только пьют, гуляют да рассуждают-рассуждают-рассуждают. И среди этого хаоса, этого сумасшедшего дома, и разворачиваются всем нам хорошо знакомые со школьной скамьи события. Возврат в родное лоно, ностальгия, банкротство, продажа вишнёвого сада и, казалось бы, самое время для начала новой жизни.
Что касается постановки, то Николай Владимирович нашёл, чем удивить. Поражает всё - от подхода к пьесе до реквизита и костюмов. Спектакль выносит сознание с первых секунд. А когда толпа вываливается на сцену, мозг попросту вешает табличку "Не беспокоить!" и спускает себя куда-нибудь в желудок, где всё просто, понятно и тепло. Думаю, это самый шумный спектакль, который я видел. И самый фольклорный. Весьма неоднозначная трактовка произведения Антона Павловича, и особенно его начала, но, должен признать, при этом достаточно интересная и заслуживающая внимания. При всём балагурстве и хаосе, творящимся на сцене, общий настрой пьесы передан весьма точно, и эмоции героев поражают по своей глубине. Да, они совершенно беззастенчиво переигрывают, надрываются и гримасничают, но такой гротескный подход, скорее, даже лучше помогает в передаче атмосферы событий, в передаче истинного настроя произведения. Скажу сразу - мне не понравилось начало, и я даже честно порывался уйти с этого "цирка", но что-то меня удержало, и я не пожалел. Стоит проникнуться атмосферой постановки, впитать в себя энергетику актёров, и всё становится на свои места. В том числе и мозг.
Очень порадовали безумно красивые, необычные, весёлые и интересные костюмы. Вот уж художник-постановщик оторвался на них, так оторвался! И ведь это не просто костюмы - они как нигде символичны и конкретны! Вообще, символизма в этой постановке хватает с лихвой. Он здесь совершенно во всём. В каждой фразе, в каждом движении актёров, в оформлении сцены, в реквизите. Да даже на потолке! Кстати, о реквизите. Оформить вишнёвый сад белыми пластиковыми стаканчиками... нет - сотнями белых пластиковых стаканчиков, которыми "расцветают" деревянные балясины - это мощно! Интересно. Свежо. Оригинально. Незабываемо. И это надо видеть. Такую картинку не передать словами. И не вырезать потом из памяти. Это - какая-то полипропиленовая феерия весеннего равноденствия. Праздник химической промышленности губернского розлива. Достойная находка! Особенно - "листопад"!
Ну и, конечно же, герои! Колоритные, необычные и оригинальные персонажи, в которых поначалу с трудом угадываются знакомые нам с детства Любовь Андреевна, Леонид Андреевич, Ермолай Алексеевич и прочие посетители вишнёвого сада. Первая же мысль: "Я никогда не разберусь, кто в этом, вообще, кто!". Хотя, буквально через полчаса, каждый из героев становится практически родным и максимально близко знакомым. Неординарное, но весьма и весьма интересное решение!
Я не буду подробно останавливаться на каждом из героев - потому что искренне считаю, что их лучше увидеть - и лишь кратко отмечу некоторых актёров, запомнившихся мне больше всего.
В первую очередь, конечно же, должен отметить Василину Маковцеву, исполнившую роль самой Раневской. Думаю, самая эмоциональная, яркая и драматически сложная роль постановки. Василине замечательно удалось передать не только все грани характера своей героини, но и попросту шикарно изобразить то самое чувство ностальгической тоски по дому и тягости нового лишения казалось бы, вновь обретённого родного уголка. Совершенно потрясающая игра и очень живой образ! Браво!!
Удивил и Олег Ягодин, исполнивший в постановке роль Лопахина. Он непрерывно менялся в течение спектакля, представляя своего героя перед зрителями то в одном, то в другом образе и весьма легко переключаясь из комедийного персонажа в драматического и обратно.
Не могу не отметить очень яркую и запоминающуюся игру Сергея Фёдорова и его Гаева. Совершенно потрясающий персонаж, вызвавший море смеха и эмоций, хотя и весьма спорно сделанный геем.
Отмечу и Алису Кравцову с Ириной Ермоловой, сыгравших Анечку и Варю. Они смогли внести свой особый колорит в постановку и очень здорово смотрелись в своих ролях!
Весьма забавный персонаж вышел и у Антона Макушина - незабываемый "вечный студент" Трофимов в своей вечной бейсболке и нескончаемым философствованием по поводу и без. По-настоящему мощные монологи и очень живая игра!
Нельзя не отметить и яркую игру Веры Цвиткис с её Дуняшей и Евгения Чистякова с его Яшей. Вот уж точно незабываемые, хоть и второстепенные персонажи.
А вот кто однозначно заслуживает совершенно отдельной номинации и всеобщего признания - так это Фирс Александра Замураева! Наверное, самый оригинальный, колоритный и запоминающийся персонаж всей постановки! Александр - аплодирую стоя! Браво!! Шикарнейшая игра!
Кстати, возвращаясь к символизму постановки, хочется особенно отметить постоянные отсылки к остальным произведениям Антона Павловича, причём сделанные настолько качественно, точно, своевременно и в тему, что невольно задаёшься вопросом: "Как им это удалось, чёрт побери?!"
В целом же, скажу, что спектакль понравился, хоть и получился весьма неоднозначным. Но точно - заслуживающим того, чтобы его увидеть. Достойный образчик современного искусства и один из самых оригинальных спектаклей, что я имел счастье видеть.! Твёрдая 7/10 и моя рекомендация не пропустить следующих гастролей "Коляда-Театра"!

"Лопахин. Говорят, ты постарел очень!
Фирс. Живу давно."

0
0
...
26 января 2015
Информация от организатора
Информация предоставлена «Коляда-театром»
Спектакль «Вишневый сад» в «Коляда-театре» создан в жанре жесткого гротеска: здесь нет грустных размышлений, томно-ленивых разговоров, полутонов и тихой скуки, что присутствуют по обыкновению в постановках этой пьесы. Это взгляд на Россию сегодняшнюю (или ту, что была и будет), где вечно веселье и гульба без повода, безалаберность и безответственность, драки до крови, слезы и причитания вместо того, чтобы что-то сделать, изменить в себе и в людях. «Вишневый сад» — очень веселая комедия, где смех — сквозь слезы. А что еще остается? «Куда же ты мчишься, Русь-тройка?»