Все развлечения Москвы
Москва

Все отзывы о спектакле «Маскарад»

7.7
оценить

Отзывы пользователей

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
5

За что я сразу же, не отходя далеко от кассы, похвалю Римаса Туминаса – так это за то, что он постарался поставить неоднократно ставленный до него «Маскарад» по-своему, оригинально, и это у него получилось. Обидно то, что сосредоточился маэстро на чисто визуальных находках, с удовольствием неоднократно их повторяя, упустив из вида психологическую и эмоциональную глубину лермонтовского произведения. Действие происходит на зимнем кладбище, из которого постепенно растаскивают памятники, чтобы потом Нина превратилась на нём в памятник себе самой. На сцене много, очень много бутафорского снега, созданного – я нарочно подошла потрогать в антракте – из мелко накрошенной белой бумаги, так что когда дважды объявляется: «Сейчас Арбенина споёт нам что-нибудь», так и кажется, что она исполнит: «Белым, белым кроет снегом…» своей однофамилицы, Дианы Сергеевны. А когда этот снег обильным потоком сыпется сверху, происходящее приобретает кинематографически-завораживающую, головокружительную красоту, создаётся эффект движения находящихся на сцене людей куда-то вверх и вдаль – так же, стоя на берегу и глядя на встречный бег волн, чувствуешь, словно сам несёшься вперёд. Всякий раз публика встречала снегопад аплодисментами, как выход какого-нибудь прославленного актёра. Всеобщий слуга, по совместительству – городской юродивый, он же, по программке, – «человек зимы», - аки Слава Полунин, скатывает снежный ком, постепенно увеличивающийся в размерах и в финале накатывающий на Арбенина огромным шаром, что как бы символизирует. Труп с зажатой в руке картой раз за разом всплывает, сколько бы его ни топили в проруби, что как бы символизирует тоже. Но если с оформлением вся концептуальность ясна как на ладони, то размазанный на три часа сюжет явно хромает: в первом действии, открывшемся мучительно затянутой пантомимой с шаманством слуги зимы, он и вовсе рассыпается на отдельные эпизоды, тонет в гротескной и удачной, но чрезмерной массовочной клоунаде. Внимание к массовке, вообще, тут мизантропично «по Гинкасу» - толпа веселится, сплетничает, казнит, но всегда передвигается, сбившись «свиньёй» в лучших традициях героя по имени «стадо». Второе действие, также юмористических номеров не лишённое, вышло более цельным и напряжённым, в нём я наконец-то разглядела Лермонтова под толщей снега, наконец-то расслышала его текст и после выразительной, убедительной сцены умирания Нины на руках Евгения наконец-то перестала скучать и начала смотреть со вниманием. К сожалению, больше ничего подобного я не увидела – и не только из-за режиссуры, но и из-за актёрской игры. Самым точным попаданием в образ одиночки-эмансипе показалась мне баронесса Штраль (Вележева), достаточно харизматичен был и Арбенин (Князев) – вот только сквозь холодную насмешливость лермонтовского демонического мстителя и игрока у него прорываются жалкие истерические нотки. Да и развития персонажа в нём не получилось: этот Евгений был не раненым в самое сердце любящим мужем, приносящим чувство в жертву чести, а изначально «злодеем», так и ждущим повода, чтобы с облегчением сорвать осточертевшую маску добропорядочного семьянина и пуститься во все тяжкие. Что до остальных, то преувеличенно смешливая Нина (Волкова) и преувеличенно же суетливый князь Звездич (Бичевин) превратились в карикатурные маски, сочувствовать которым невозможно в принципе. Итог: преимущественно эстетическое, задвинувшее смысл на второй план зрелище, идеально подошедшее бы для того, чтобы передать «русский дух» иностранцам, мало знакомым с нашей культурой – тут вам и медведь под балалайку спляшет, и «Соловьём-пташечкой» французский романс перебьют, и баба с коромыслом сходит по воду на Неву. Петербург не дворянский, не чиновничий – скорее, «большая деревня». Рекомендовано к разовому просмотру таким же поклонникам вальса Хачатуряна, каковым являюсь я.

13.03.2010
Комментировать рецензию

6
Фото Юлия
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
10
7


Постановка захватила меня с самой первой минуты, буквально закружила в снежном вихре. Прежде всего восхитила работа режиссера, который, не смущаясь возмущениями сторонников академических постановок, которые болезненно воспринимают «переделки классиков», сделал по-настоящему яркую и оригинальную вещь. Собственно, оригинальность происходящего на сцене и захватывает с первых минут. При этом нужно отметить, что Лермонтов передан точно, все сцены сохранены, из текста ничего убавлено не было, порядок следования сцен сохранен. Однако в постановку были добавлены отсутствующие в авторском тексте персонажи, а также сцены. В результате к вполне классической постановке были добавлены элементы пантомимы, клоунады и в некоторых местах элементы театра абсурда, и вот получилось то, что получилось, - весьма необычный спектакль. Что касается сцен с пантомимой, то они были великолепны. Особенно запоминающимся является в спектакле персонаж, которого даже нет в лермонтовском тексте, - это некто «человек-зима», как он назван в аннотации к спектаклю, а на самом деле городской нищий, сумасшедший, слуга, причем и Арбенина, и Звездича. Этот персонаж катает снежный ком проблем, именно он одновременно снимает напряженность пьесы и нагнетает ее.
Символический смысл некоторых сцен был ясен даже неискушенному зрителю. Например, в первом действии Арбенин встает на постамент, и в этот момент сцена освещается красным светом, так что сам постамент, а также Арбенин и все вокруг залито красным, а постамент, как в этот момент совершенно точно я осознала, - не что иное, как надгробие Нины. Таким образом уже в первом действии зрителя готовят к трагедии, которая развернется перед ними.
Или, например, снежный ком, который как сквозной образ проходит через весь спектакль. В первых сценах это небольшой комок, который умещается на ладони, однако постепенно, по мере течения действия он становится все больше, так что к концу вырастает в огромный снежный ком больше роста человека. И так ширится, растет и развивается конфликт, который, возникнув почти из ничего: из рассеянности Нины, потерявшей браслет, из буйной ревности Арбенина, из молодеческой прыти Звездича, - подхваченный множеством других участников, нарастает в буквальном смысле подобно снежному кому.
Однако смысл некоторых сцен для меня остался загадкой, как я ни старалась проникнуть в намерения режиссера. Таковы сцены с разбором рояля, когда на глазах изумленного зрителя происходит зверский демонтаж музыкального инструмента, вывезенного на сцену во втором действии, или огромная рыба, неоднократно появляющаяся на протяжении действия. Исполненная желания разгадать загадку режиссера, я решила почитать, что пишут другие про эти непонятные для меня места спектакля. Почитала и пришла к выводу, что, как и я, никто ничего не понял. Насчет рыбы были разные трактовки: кто-то видел в ней символ вечности, кто-то – страдания. Исходя из этого я поняла, что, наверное, бессмысленно пытаться найти ответ на эти вопросы, поскольку, по-моему, зрителю не дали ключа для понимания этих сцен, поэтому без помощи попытки найти ответы на эти вопросы подобны гаданию на кофейной гуще. Возвращаясь к теме театра абсурда, скажу, что если эти сцены рассматривать в таком ключе, то получается, что вообще нет необходимости гадать, что в данном случае обозначает тот или иной образ, поскольку все они работают на одно: общее восприятие постановки. По крайней мере в спектакле много сцен, которые непонятны, но производят острое впечатление и запоминаются.
Итак, что же можно сказать об общем впечатлении? У меня возникло ощущение, что цель режиссера была в настойчивом и постоянном снижении героев пьесы, в желании лишить их романтического, величественного ореола, подать их проще, без налета возвышенного. И он достигает этой цели разными средствами. Арбенин у него зловещий злодей, который сам наказывает себя в конце действия.
Интересной была реакция публики. Аплодировали горячо, но после спектакля в гардеробе не слышно было обычных для оставившей впечатление постановки восторгов и обсуждений. Народ безмолвствовал, и, как мне показалось, зрители были несколько озадачены увиденным, переваривали, еще не могли разобраться в своих чувствах.
Что ж, скажу и я про себя, что не все мне было понятно в том, что представил нам режиссер, но то, что постановка получилась очень интересная и здесь есть над чем поразмышлять, это несомненно.
И да, с детьми, которые только познакомились с текстом произведения, лучше сходить на более традиционную постановку, а этот спектакль для более зрелой публики.

4
Фото aolka
отзывы:
46
оценок:
56
рейтинг:
40
7

Самая необычная постановка из тех, что я видела. Дело вовсе не в снеге: он, конечно, красив, но подобный эффект удивляет немного. Дело именно в постановке и обыгрывании сцен. Минимум декораций и ничего лишнего. Ведь все это можно было бы традиционно сыграть в пышных гостиных, со значительной массовкой - но, боюсь, тогда спектакль был бы слабоват. На мой взгляд, сама пьеса Лермонтова - не предел накала страстей для уже избалованного зрителя (ведь после Михаила Юрьевича уже столько написали ярких произведений). И именно постановка делает спектакль интересным.

А вот женские роли или их исполнение подкачали. Изначально приторная Нина (Мария Волкова) - чрезмерно восторженная, не поймешь, то ли так задумано, то ли кроме как вечной улыбкой передать эту чистоту и непосредственность не получается. Баронесса же - классическая вдова-интриганка. Мне очень нравится Вележева, но это не первый спектакль с ней, а она везде одинаковая (и в кино тоже). Кажется, она в принципе такая, и не играет, в просто так живет. Но в целом эти женские образы получились очень шаблонные.

Но одна только постановка стоит того, чтобы ее увидеть.

2
Фото alla-averina
отзывы:
12
оценок:
13
рейтинг:
7
9

«Маскарад» пользуется некоторой мистической славой. «Какая страшная пьеса!» - ведь одни из самых ярких постановок этой вещи игрались и в октябре 1917, и накануне Великой Отечественной. Что же в ней такого рокового? Ну, история о том, как ревнивый муж, сам наипорочнейшая личность, отравил свою невинную голубку-жену, хотя при всей ее «невинности» - молодую кокетку, любящую свет, развлечения, что, конечно, не грех, но иногда плохо заканчивается. И сюжет сей, в общем-то не новый для мировой литературы перенесен на русскую почву нашим мрачноватым и демоничным гением –Лермонтовым. Только муж-душегуб не полуграмотный мавр-солдафон (см. «Отелло»), а респектабельный человек, русский дворянин 19 века (века дуэлей, «обостренного» понятия о чести, в которое многое тогда вкладывали).
Туминас вывел этот русский бэкграунд не просто как экспозицию, «the scene is laid…», а пытается смотреть на всю эту историю через призму русской души, «русскости». «Открывает» спектакль человечек в армячке, с военной треуголкой на голове, столь похожей на наполеоновскую и валенках, сметает перышком снег с античной статуи…Вот он Петербург русский и европейский одновременно - «город пышный ,город бледный». Падающий снег и чернота, блестящая столица и огромные, занесенные снегом просторы, кажущиеся чуть ли не необитаемыми под этим зимним черным небом. Фраки, цилиндры, шали, валенки, французский романс и «Соловей, соловей, пташечка», светский этикет и неприкаянная русская душа. Почему-то в голове оживают штампы школьных времен: Петербург Достоевского, Гоголя и даже Салтыков-Щедрин вспомнился. И все это кажется таким милым и приятным сердцу, что прямо испытываешь прилив культурного патриотизма. Вообще, все «русское» у Туминаса показано с такой любовью, не сползающей в излишний пафос, где-то с иронией, юмором, что хочется ему сказать за это большое спасибо.
Реализм и сюрреализм идут бок о бок. Вот маленький снежок в начале драмы, ближе к развязке стал огромным снеговым комом, который человек с трудом катит, но продолжает лепить этот огромный ком. Массовка, (в данном случае её даже неловко так называть), - состоит из очень ярких типажей, это очень «живой» фон, позвольте штамп -«энциклопедия русской жизни» в каком-то карнавале в силе Феллини.
Теперь о господах артистах. Князев (Арбенин) очень эффектен в начале спектакля. Тут вам и классическая «желчь», и обаятельный цинизм, и сарказм, - и все это очень современно, глаз не отвести – очень хорош, но к концу спектакля он как бы «сдулся», поблек, просто еще один Арбенин.
Нина – очень хорошенькая, фактурно идеально попадающая в образ, актриса замечательная, но напрашивается сравнение с самой знаменитой, пожалуй «Ниной» -Т.Макаровой, явно в пользу последней.
Тех, кто в театры ходит редко и знаком с творчеством Лидии Вележевой по ее киноработам, ждет приятный сюрприз. Одновременно быть и гротесковой и роковой – довольно сложная задача, но Лидия смотрится очень органично.
Главное «актерское» открытие, (сугубо ИМХО), это - артист Бечевин в роли князя Звездича - молодого повесы, представителя как бы сейчас сказали «золотой молодежи», человека определенного образа жизни. Но его Звездич выглядит все-таки скорее добрым малым, вызывающим симпатию, несмотря на то, что этот персонаж в спектакле до предела комичен. И гротеск , и лиричность сыграть у Бечевина получилось прекрасно. Артист пластичен, красив.
При всей потрясающей стилистики постановки, все-таки новой трактовки «старой драмы», нового видения истории женоубийцы, его мотивов, рефлексии и т.п. не произошло, но тем не менее -«высший» балл. Это нужно посмотреть. Иногда потрясенные зрители вместо привычных «браво», кричат «спасибо», захотелось крикнуть, но и публика , и постановка очень интеллегентные.

2
Фото Дуня
отзывы:
26
оценок:
11
рейтинг:
81
3

Все спектакли Римаса, что я смотрела на сцене Вахтангова были ужасны. Маскарад - чуть лучше чем ужасно, но хуже чем плохо. От классики в сценарии мало что осталось. Из спектакля в спектакль повторяются: черный задник, черный занавес, тумба, статуя женщины и гроб - это все декорации. Костюмы похожи на одежду бомжей зимой в лютый мороз у какого-нибудь вокзала. Все крайне мрачно, грустно и гнетуще. Происходящее действие напоминает иллюстрации из жизни сумасшедшего дома, где содержатся особо тяжелые больные с навязчивыми маниями о смерти и различного рода извращениями. Любому нормальному человеку станет невыносимо неприятно все происходящее. Я очень любила театр Вахтангова и с удовольствием ходила на все его постановки........до Римаса.
Зачем губить старейший театр города мне не понятно.

2
Фото wadimush
отзывы:
48
оценок:
102
рейтинг:
33
9

Никогда не ставил отличную оценку, но этот спектакль просто восхитителен! Чудовищно зловещь при всей кажущейся смешливости и громкости вальсирующей музыки. Холод Арбенина, его неспособность к любви и жертвенности с самого начала и до самого завершения постепенно проникает в зрительский зал - через хлопья снега, все увеличивающийся снежок, который вырастает в снежный ком. Не случайно и начало спектакля: слуга, смеясь, вылепливает из снежка свое лицо и целует им статую (как будто бы из Летнего сада). В конце концов - аж мурашки по коже!
Как поражает игра: некоторые герои, как например, Нина (М.Волкова) просто замирают и превращающиеся в реальные (!) статуи. И эти статуи подхватываются и уносятся или ставятся на постамент. И в течение всего действия - озорность и импульсивность Князя Звездича (Л.Бичевин), смешливость "человека зимы" (О.Лопухов), а также музыка, музыка: Вальс А.Хачатуряна и музыка Ф.Латенаса. Очень сильное впечатление!

2
Фото ODM
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
1

Постановка «Маскарад». Театр им. Вахтангова

Прочитав драму Лермонтова «Маскарад», мне дичайше захотелось посмотреть постановку в театре. Недолго думая, я зашла на сайт «Афиши» и сей замечательный сайт выдал мне сию «замечательную» постановку в театре им. Вахтангова. Итак, забронировав 2 билета — себе и подруге, мы счастливые поехали на Арбат. Мы не могли дождаться начала спектакля, и вот наконец занавес поднялся и мы увидели...

Снег и статую. В голове пронеслось «Что вообще происходит? Какой снег? Где карты, игроки?». Вместо всего этого моему взору предстал маленький псих, который гладил рыбу. При чем здесь это? Ладно, подумала я, посмотрим, что будет дальше, может быть это просто оригинальное начало. Но нет! Появился Арбенин. Ей богу, хуже актера быть не могло! Все реплики были невыразительны, без особого воодушевления. Появился Шприх. Пожалуй, его смех — единственное, что радовало меня на протяжении всего спектакля. Дальше появлялись все новые и новые люди, и вокруг них кружился этот псих и кидался во всех снежками. Потом маскарад, какая то толпа женщин вынеслась на сцену, пробежалась по ней кругов пять и убежала. Это был не маскарад, а какое то беспорядочное движение. Дальше... Самое большое разочарование! Нина! Нина мне виделась такой утонченной дамой, светской леди! А здесь была какая то странная женщина, которая увидев Арбенина, начала кидаться на него, как собачка, которая не видела хозяина целый день. Потом браслет, вся эта интрига со Звездичем, в ообщем, все эти светские сплетни, ложь и тому подобное, ссора, баронесса, смех Шприха, псих, катающий по сцене огромный снежный шар а-ля «я делаю снеговика»... Еще не забудьте то, что все это действо происходит вот в таких декорациях: сцена, на ней слой искусственного снега, непонятный прямоугольный объект, очень сильно напоминающий надгробие, статуя, и некоторое количество стульев, менявшихся в зависимости от количества героев, которым надо было где то посидеть. О, забыла! Знаете, как происходила игра в карты? Они (актеры) просто швыряли карты по сцене, могли кинуть и в лицо оппоненту. Вы всегда так в карты играете? Не выдержав всего этого, в антракте мы с подругой ушли, и я ничуть не жалею.

Единственное, что хоть капельку реабилитировало спектакль — это конечно же, вальс! Дядюшка Хачатурян, спасибо вам огромное! Вы помогли мне высидеть до антракта, и уйти со спокойной душой.

И совет на будущее: желаете посмотреть «Маскарад» в «классической» интерпретации — найдите другой театр, иначе весь спектакль вы будете мечтать о том, чтобы милый дядя дворник вышел и убрал наконец таки этот снег со сцены, ну или же чтобы этот огромный «снежный» шар, который катает маленький псих -француз, прокатился по головам актеров и закончил свой спасительный забег головой режиссера.

2
Фото Ирина Чичкина
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
5

Вчера мы с сыном попали на "Маскарад", неожиданно легко купив билеты из-за замены "Пиковой дамы" на этот спектакль. В кассе бушевала школьная учительница, которая "за 200 верст" привезла класс в музей Пушкина на Арбате и на пушкинскую же "Пиковую даму". А мы ликовали и предвкушали радость встречи с одним из лучших московских спектаклей, по оценкам театральных критиков и друзей-театралов. Прошел уже год со времени премьеры - отличный срок, чтобы спектакль "настоялся" и зажил.
С сыновьями-подростками ходить на этот спектакль не стоит. Лермонтовский текст почти не звучит, не артикулируется, только во втором действии, после смерти Нины, наконец, начинают произноситься в весьма старорежимной и очень выразительной манере, с прекрасной дикцией, диалоги. Даже Князев (Арбенин) текст съедает, проговаривает намеренной скороговоркой. Хотя "Маскарад" - это драма, именно рассчитанная на произнесение, проговаривание. А еще сын-подросток (как и я) был шокирован князем Звездичем, заглядывающим под юбки визгливым глуповатым теткам, как будто бы из другой пьесы, например, из "Ревизора", и пытающимся пристроиться к ним (как бы поделикатнее выразиться) сзади. Внутреннее сопротивление рождалось и при появлении суетливой, ребячливой, дурашливой Нины, которая выглядела явной "парвеню" рядом с аристократичным Арбениным.
Вообще многое в этом спектакле (как и в "Дяде Ване" Туминаса), построено на сопротивлении тексту и ожиданиям зрителя. Вы хотите увидеть аристократический высший свет Петербурга и блестящий маскарад - вот вам серый город, не снимающие шинелей и накидок петербургские обыватели и агенты III отделения, туповатые с полуоткрытыми ртами, сбившиеся в стаю (стадо) мещанки. Вы ждете дворянскую усадьбу - получите верстак с самогонным аппаратом. Основное действующее лицо первого действия - Слуга, он же Человек зимы, а основное действие разворачивается вокруг Невы, из которой выныривает рыба, по которой ездят на коньках, в которую окунают бумаги, в которой долго и безуспешно топят покойника (а он все не хочет тонуть), во втором действии из Невы вдруг появляется водолаз. Может быть, шокирующее несовпадение ожидания и совершающегося на сцене несколько обостряет восприятие, но часто отдает трюкачеством и рождает ощущение, что вместе с водой (текстом, духом) выплескивается и сам ребенок (суть произведения). Смотреть интересно, много любопытных мизансцен, есть явные удачи, но ловишь порой себя на мысли: а причем здесь Лермонтов (Чехов)?
Самое красивое в этом спектакле - сценография, музыка: падает снег, звучит вальс Хачатуряна, мерзнет под этим снегом статуя в Летнем саду, пьедестал которой становится основанием надгробного памятника Нине... Где-то я это уже видела: снег, музыка, летящий ритм. Да это ведь та самая "Пиковая дама" Фоменко, которую заменили на "Маскарад"! Только не помню никаких сомнений по поводу принадлежности Пушкину вышеупомянутого произведения (хотя "Пиковая дама" - инсценировка, а "Маскарад" - драма).
И еще некоторые театральные ассоциации возникли по поводу этого спектакля. Осенью смотрела привезенный на фестиваль "Отелло" Някрошуса. Та же коллизия: злая молва, обвинение невинной молодой жены, ревность, смерть, муки совести. Спектакль потряс меня тем, что можно было прочесть за строками Шекспира: корабль, который вез Отелло и Дездемону из Венеции на остров, плеск моря, надувшиеся паруса, превращавшиеся по ночам в гамаки и даже пение сирен - но все это дополняло текст, придавало ему новые краски, но не соперничало с ним, не пыталось его "переиграть".

2
Фото Роман Кузнецов
отзывы:
5
оценок:
8
рейтинг:
18
5

«Маскарад» Лермонтова – драма многострадальная. Многочисленные переделки цензоров при жизни автора и после его смерти не оставили от изначального замысла камня на камне. Тем более неуместными кажутся любые нововведения в текст драмы и попытки его перекроить.
Режиссер Туминас считает себя гением и совершенно свободно обходится с сюжетом и текстом. Подспудно желая усилить трагизм действия и изъять из него изрядную опереточную составляющую, режиссер убирает ключевые сцены, крайне необходимые для понимания сути спектакля и произведения Лермонтова. Очевидно, он считает, что в театр ходят исключительно подготовленные люди, перечитавшие произведение за день до спектакля. Это не так. Балаганные пантомимы непонятны и выглядят по крайней мере нелепо. Цитирование же низкопробных голливудских фильмов (сцена с человеком-стулом из фильма «Бруно») и вовсе убивает всякое желание спектакль досматривать.
Можно режиссеру сказать и «Спасибо» - за то, что старается уйти от шаблонов. В спектакле нет освещенной залы дворянской усадьбы, подвыпивших офицеров, играющих в карты, нет костюмов Арлекина и прочих атрибутов любой постановки «Маскарада» советской эпохи. Вместо этого – бесконечный снег, кладбище и надгробная статуя на могиле Нины. Однако в погоне за новыми формами режиссер перепутал Лермонтова с Гоголем, и трагические в оригинале фигуры Шприха, баронессы, Звездича, обретают новое звучание – фарсовое, нелогично ложащееся в канву сюжета драмы Лермонтова. Неуместно глупой выглядит у Туминаса Нина – визгливая, жалкая дура. На этом фоне теряется образ Арбенина, чьи декламации выглядят как инородное тело в спектакле и вызывают недоумение зрителя – к чему этот пафос?
Тем не менее, «Маскарад» - это самый красивый спектакль, который можно увидеть в столице. Однако, разве смысл театра – в красоте происходящего на сцене?

2
Фото Денисъ Михеевъ
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
10
9

Умолкли последние хлопки, актёры пропали в бескрайней зимней ночи кулис вахтанговского театра, и сказка закончилась. Так же внезапно, как и началась. Подобно зимней метели, эти люди бесцеремонно ворвались в мою жизнь, которую поначалу было трудно представить без этого волшебства, как трудно себе сейчас представить, как я мог жить до этого, не видев «Маскарада» Туминаса. И вроде бы ничего не изменилось, из зала я вышел всё тем же человеком, но каждый, кто побывал на этом спектакле, никогда не сможет его забыть. Все те, кто успели приобщиться к этому удивительному таинству, будут с трепетом вспоминать каждую секунду трёхчасового чуда. Это нельзя рассматривать как спектакль, это вообще нельзя рассматривать как что-то земное. Это кусочек чистого, нетронутого небесного искусства, посетивший нас в этом театральном сезоне, и теперь покидающий нас. Казалось бы, Лермонтова сказал всё в своей драме, добавить в неё ещё чего-то просто невозможно, но… Туминас и не пытался. Он создал свой удивительный мир, где законы нашего мира уступают место красоте во всех её проявлениях. Кому-то этот мир может показаться нелогичным (а алогизм всегда, кстати, выгоден на сцене), кому-то глупым, кто-то подумает, что актёры местами откровенно кривляются и переигрывают, а гигантская рыба и пальба на каждом шагу в третьем действии тут вообще не к месту, кто-то не оценит всю прелесть слуги – находки Римаса. Пусть. Я уже сказал, что этот «Маскарад» нельзя воспринимать как всё, что вы видели раньше. Это не обличение современников Лермонтова. В третьем действии Нину Арбенину называют Настасьей Павловной, во всех редакциях, и многие эксперты видят в этом указание на реальный случай. Но у Туминаса нет этого имени. Значит, пьеса не об обществе, его пороках. Для этой пьесы нет временных и социальных рамок, но не потому, что она их стирает, как, например, бессмертное и всегда актуальное «Горе от ума», нет! «Маскарад» просто не об этом. Это не спектакль, аллегорично говорящий о современности. Это не авангард, это не революционная трактовка (хотя в некоторых местах могло показаться). Это ближе всего к самой сути маскарада. Этот спектакль – сказка, пожалуй, единственное место на Земле, где есть место простой детской радости (что весьма странно, учитывая суть пьесы). Этот спектакль срывает все когда-либо существовавшие маски на душе. Он делает людей людьми, но не как маскарады XIX века, где люди ничего не стеснялись, потому что носили маски, нет, вся его прелесть в том, что он заставляет людей быть самим собой и без масок. Что очень символично, за все три часа ни один персонаж не появлялся в маске. Это самая что ни на есть ортодоксальная, классическая постановка. Просто мы, люди, не всегда чутки к искусству в его высшем проявлении, и это не наша вина, и даже не беда, это наша суть, природа, но каждый, кто побывал на этой сказке, даже если ему не понравилось и он ничего не вынес из зала, даже такой человек хоть на три часа, но приобщился к прекрасному. Но как Туминас поместил драму Лермонтова в этот мир. Создаётся впечатление, что они были созданы друг для друга и друг без друга существовать не могут. Кто из побывавших вчера может теперь себе представить пьесу без этой рыбы, без снежного кома, без выстрелов, без рушащегося пианино, без слуги, без толпы, бегающей по сцене, без снега… Снег! Вот это главная находка. Когда снег падает из под потолка на сцену, ты думаешь, что ничего красивее в жизни не видел. Какую атмосферу он создаёт. А музыка! Как блестяще она была подобрана. Нету такого спектакля, где музыка была бы настолько в тему. Вальс Хачатуряна, написаны ещё в 1941 году именно для театра Вахтангова и именно для «Маскарада» (у той постановки довольно трагическая судьба) просто божественна, не от мира сего и в это смысле едина с замыслом Туминаса. А режиссёрские находки! Это чудо. Чего стоит один слуга и его лезгинка на пару со Звездичем. И такого было много. Например, невероятно гармонично и красиво смотрелась зловещая подсвеченная белая рука, из-за кулис подающая Арбенину мороженое. И ВСЁ, абсолютно каждая мелочь, даже нечаянно или специально упавшая микроскопическая снежинка, ВСЁ работает во имя великого замысла, воплотить чистое искусство в жизнь. И я нахожу очень правильным, что для такого замысла была выбрана именно пьеса Лермонтова, человека, который 26 лет страдал и погиб, чтобы привнести немного искусства в этот мир, да и пьеса сама очень хороша, удивительно, что её довольно редко ставят в московских театрах, хотя это наверное потому, что все понимают, что добавить там нечего, но Туминас единственный понял, что драму можно использовать не как цель, а как средство, средство сказать о том, ради чего жил и страдал Лермонтова, и у него это блестяще получилось, и наверное, он был прав, ведь Лермонтов менее всего был драматургом, и, хотя говорят, что «Маскарад» - единственная пьеса, которую он писал именно для театра, я так не думаю. Он писал её для театра Вахтангова образца 2010 года и Римаса Туминаса. Вот для кого он её писал! И я буду в этом непреклонен, меня больше не разубедить! О Демоне, о своём обществе, о романтизме он всё сказал в лирике и романе. Теперь я убеждён, что «Маскарад» планировался Лермонтовым именно как средство.

Итак, подробнее о находках режиссёра. Снег. Что о нём сказать? Это надо видеть.

Музыка. Лучше нельзя было подобрать. Рыба, которая время от времени появляется на сцене, и которую вылавливают из оркестровой ямы. Это сложно. В конце мы с друзьями пришли к заключению, что она символизирует Неизвестного, который хранил молчание всю пьесу, а в третьем действие (там, где по пьесе Неизвестный говорит одну единственную фразу) вместо рыбы появился аквалангист, и он готов бы заговорить, но не может. В пользу этой догадки выступает и то, что Неизвестный четвёртом действии взял рыбу и унёс её за кулисы, больше она не появлялась. Но лично у меня есть и другая версия. Море у романтиков всегда символизировало свободу, волю, силу. У Лермонтова тоже. Значит, рыба – свободное животное. А так как трудно представить в драматургии героя более романтического, чем Арбенин, можно предположить, что рыба символизирует его – свободную и сильную душу, обречённую быть скованной светом, как рыба в пруду, а когда Неизвестный уносит рыбу, он забирает душу Арбенина. Снежный ком. С каждой картиной снежный ком, который слуга катал по сцене, становился всё больше, а в конце увлёк за собой и Арбенина. Нетрудно догадаться, что он символизирует нагнетание страстей и эмоций. Но это узко. Снег холоден. Холоден и Арбенин, холодны все герои, кроме Нины, а когда Нина была на сцене, снежный ком не появлялся, а в итоге холодность прежде всего самого Арбенина и других людей, погубила его, нет, скорее открыла глаза. Античная статуя девушки. Почти весь спектакль она стояла на сцене, но исчезла в пруду, когда Арбенин решил вернуться на путь зла. Красота погибла. Но. Её место вскоре займёт Нина. Красота мраморная уступит место красоте живой, хоть Нина и будет мертва. Любая красота требует жертв. Небесная красота души Нины потребовала такую. Слуга. Заметный персонаж. Его просто надо видеть, надо видеть, как он вписался в канву повествования и как он служит замыслу режиссёра. В спектакле очень много немых сцен, я бы даже сказал, немых монологов и диалогов, которые по объёму даже превосходят лермонтовские. И их словами не описать. Тут стрельба, игры, песни, танцы, разрушение пианино… В этих сценах все театры, режиссёры и актёры мира, когда-либо существовавшие. Эти сцены необъятны и неописуемы, в них уместилось едва ли не больше, чем в текст Лермонтова. Что творится в это время на сцене трудно назвать каким-либо другим словом, кроме как «хаос», но Туминас поэтому и гениальный режиссёр, что в этом хаосе очевиден строгий порядок. Порядок безграничного величия человеческой мысли и души.

Актёры. Я люблю громкие слова, но они правда были гениальны. Играли с нескрываемым детским задором (все, кроме Князева, естественно), который был очень кстати именно в этом спектакле.

Евгений Князев – Арбенин. Ожидаемо гениален. Он такой, каким должен быть. Холодный, безразличный. Когда нередко на сцене творится откровенное безумие, он стоит в стороне и осуждающе смотрит. Да, он судит. Судит других людей. Я увидел Демона. Его очень трудно уловить, но ещё труднее донести до зрителя, но я его увидел. Надеюсь, не только потому, что я знал, где искать. Холодная безразличность в итоге выливается в пламенную речь, где лицо Арбенина освещается дьявольским светом. В этот момент становится правда страшно. Не по-животному страшно, а по-человечески. Князев – великий актёр и он блестяще изобразил Демона. У меня больше нет слов, так он был гениален. Даже когда он вышел на поклон, я всё ещё видел Демона…

Мария Волкова – Нина. Какая она милая, наивная и беззаботная в исполнении выпускницы «Щуки» 2008 года. Это красивая девушка, по-детски простая, добрая и беззаботная, нечаянно вовлечённая в жестокие игры взрослых. Невозможно было не влюбиться в неё с первого взгляда, как только она первый раз появилась на сцене. Дитя, она не скована узами света, она свободна и красива всей душой. И эта теплота, казалось, была готова растопить не только снег, но и сердце Арбенина. Эту Нину мне было жалко и я был готов оплакивать её смерть, как смерть близкого друга, в то время, как история Нины на бумаге меня не особо тронула, оставив равнодушным (сочувствовал я, когда читал, только Арбенину).

Леонид Бичевин – Звездич. Браво! Просто браво! Приятно удивил. Был ярок, жив, оригинален. Ни капельки не отошёл (по сути, а не по исполнению) от оригинального образа, но привнёс в него столько живого. Его пламенные речи, драки, героические поступки, приставания к женщинам. Он трудно описуем. Чего стоит один эпизод со слугой, когда они стали изображать из себя кавказцев и даже станцевали лезгинку. Кому-то могло показаться, что он местами откровенно кривлялся и играл полного идиота. Но нет же! Он просто был собой, он показал такого Звездича, какого видел, и от этого, даже если для вас Звездич другой, вы искренне верили, что Звездич именно такой и другим быть не может. Чтобы сыграть такого Арбенина, нужно быть актёром редкой гениальности, плюс по внешности и харизме подходить под описание Арбенина, но с таким Звездичем ещё сложнее – чтобы его сыграть нужно быть Леонидом Бичевиным и всё. Браво! Ещё по фотографии на сайте я определил, что хочу увидеть Звездича в исполнении Бичевина, и как я обрадовался, когда увидел состав на 28 мая (позже я вспомнил, что Бичевин, равно как и Князев играют во всех составах)! Но результат превзошёл все мои даже самые смелые ожидания, что бывает, согласитесь, довольно редко. Браво! Браво!

Отдельного упоминания заслуживает тандем Князева и Бичевина. Когда они вместе находятся на сцене, что-то происходит. Что-то невообразимое. Всё их взаимодействие, от подсознательного уровня до физического контакта, всё производит необыкновенное впечатление жизненности и простой правды. Ну а энергетика, которая преумножается и отдаётся безвозмездно зрителям во время их диалогов, просто не поддаётся описанию. Статическое электричество, образующееся от напряжения между этими двумя актёрами без труда могло бы осветить всю Россию, ещё и для Франции осталось бы. Надеюсь, нет, я уверен, что Римас догадается дать им больше взаимодействия в других спектаклях, потому что пока они пересекаются на сцене лишь в этом великолепном «Маскараде».

Виктор Добронравов – Слуга. Ну что тут ещё сказать? Браво Виктору и отдельно спасибо и аплодисменты режиссёру.

Не то чтобы другие актёры не заслуживали внимания – все были гениальны, но просто запомнились эти четверо. Всем спасибо! Марина Есипенко, Александр Рыщенков, Михаил Васьков, Юрий Шлыков, Александр Павлов, Евгений Косырев, Андрей Зарецкий, Владимир Бельдиян, Мария Шастина, Александра Стрельцина, Ольга Ефремова, Василиса Суханова, Мария Бердинских, Ирина Дымченко, Юрий Красков, Алексей Завьялов. Все заслуживают того, чтобы навсегда быть вписанными в историю театра и сердца зрителей.

Счастливчики те, кто вчера, 28 мая 2010 года, был со мной в зале. Нам всем очень повезло увидеть чудо. Ценители искусства! Нет! Я передумал, это больше, чем искусство, больше, чем жизнь. Просто сходите, не пожалеете. Оно того стоит. Этот спектакль – одна из лучших вещей, что пока случались в моей жизни, и, я думаю, таковым останется до конца моей жизни. Нет! Это просто лучшее, что я видел в своей жизни. Вся моя жизнь меркнет по сравнению с этим спектаклем. Тот, кто увидел «Маскарад» на сцене театра Вахтангова, никогда не сможет позабыть его. Этот человек не зря жил. Спектакль дарит очень сильные по модулю эмоции, а какой знак поставите вы – зависит только от вас, сохраните ли вы их или нет, насколько долго и как используете их, во благо, или во вред – тоже зависит только от вас… Сильнее Лермонтова я ничего не любил. Теперь я люблю «Маскарад» Туминаса так же, как и Лермонтова… Свершилось! Лучшие в мире пьеса, театр и художественный руководитель нашли друг друга… И это случилось в Москве! Радуйтесь! Мы все являемся свидетелями великого. Этот театр мечты может потягаться с литературой…

Между спектаклем и пьесой нельзя ставить знак равенства, но этот спектакль показал, что по пьесе можно поставить такой спектакль, который затмит литературный первоисточник и выйдет за рамки театра, то есть то, что происходило на сцене больше и чем спектакль, и чем пьеса вместе взятые, что противоречит законам математики (число не может быть больше суммы чисел, из которых получено), а значит, это не подчиняется земным правилам и это нельзя оценивать как спекаткль. Забудьте всё, что знали раньше. Это театр Вахтангова с блистательной труппой и умопомрачительным художественным руководителем, который является настоящим художником своего дела… Это ни с чем не сравнимые ощущения…

2
Фото personaL_opinion
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
1

Садись, кол!

Этот спектакль стоит смотреть в 2 случаях:
1) Вы поклонник Туминаса
2) Вы профессионально связаны с театром, и Вам по долгу службы надо смотреть все подряд

Во всех остальных случаях советую НЕ ХОДИТЬ. Я ушла в антракте - комментировать могу только первое действие.

Происходящее на сцене мне было понять трудно. Не знаю, правда, как можно было к такому подготовиться...Лермонтовский текст чередуется авторскими пантомимами на заданную тему. Т.е. Туминас вводит некие лирические отступления, которые, наверное, должны дать авторскую оценку, прочтение, видение и т.д.. Мне они показались адским миксом из клоунады Полунина и приемов НАША Russia, только не смешно. Например, Князь Звездич под музыку Хачатуряна на фоне красивого белого снега бегает за девушкой из массовки, задирает ей юбку и пытается ее поставить раком. Буквально!!! Пантомим этих в спектакле больше, чем самой лермонтовской пьесы.

По-моему, это не искусство, а самая настоящая пошлость. Что хотел сказать Туминас своим спектаклем я не поняла, а идеи Лермонтова потерялись в происходящем на сцене балагане.

Место личным экспериментам подобного рода - в филиале или на фестивале каком-нибудь, но никак не на главной сцене Вахтанговского, да еще с именем Лермонтова в качестве автора на афише. Зачем классиком прикрываться?

2
Фото Денис Захаров
отзывы:
82
оценок:
83
рейтинг:
681
9

Лермонтовский «Маскарад» снова на сцене театра им. Евгения Вахтангова. С момента последней постановки прошло 69 лет. Для спектакля 1941 года Арам Хачатурян специально написал Вальс, который стал такой же классикой, как знаменитый танец с саблями. Премьера состоялась 21 июня, а уже утром пришла война.
Лермонтовский «Маскарад» вернул зрителю Римас Туминас, лауреат Госпремии РФ, ныне художественный руководитель театра Вахтангова. В 1998 году режиссер получил за эту постановку «Золотую Маску» в номинации «лучший зарубежный спектакль» - если, конечно, считать Вильнюс зарубежьем. Возвращение «Маскарада» шло долгим извилистым путем, и, наверное, от того в новой версии столько наслоений, смыслов, образов и аллюзий.
И прелесть спектакля в том, что каждый зритель расшифрует все по-своему. Туминас, не меняя лермонтовского смысла, значительно расширил возрастные рамки аудитории. За счет деталей, доведенных до формата актерского этюда. В канву сюжета искусно вплетены туминасовские странности. Как например, появление человека в современной хоккейной форме в начале второго акта или эпизод с князем Звездичем, когда он говорит со слугой с характерным, для продавцов мандарин, акцентом. (Вот вам и Кавказ, на который уехал князь).
Эти, непонятные с виду, вкрапления кажутся лишними, но их присутствие нужно режиссеру, как воздух. Именно эти этюды, визуализированные образы подтекста добавляют воздуха лермонтовской драме. Укрупняют людские пороки: азарт, зависть, ревность, праздность, ложь, месть, разврат...
Туминас богат на режиссерские находки. В каждой сцене есть ключ, открывающий дверь в подсознание не только персонажа, но и зрителя. Палитра рисунка спектакля чрезвычайно плотная, яркая, выразительная. Снег, падающий в изобилии — символ скоротечности бытия. Снежный ком, нарастающий с каждой новой сценой, под конец сминает и самого Арбенина. Он молча падает под его натиском, что, мол тут скажешь? К концу спектакля он уже не тот ироничный наблюдатель, что был в начале. Арбенин теперь участник процесса самоуничтожения и поэтому его молчаливая духовная смерть — не иначе как принятие рока: непреодолимой фатальности — главной темы творчества Лермонтова.
Туминас отлично знаком с творческим наследием автора пьесы. Об этом говорит тот факт, что в сюжет своего «Маскарада» он органично вписал персонаж игрока и прожигателя жизни из «Героя нашего времени». Хотя, аллюзий к другим персонажам лермонтовского наследия предостаточно! Важно другое: проигравшийся в пух и прах человек, умирает прямо на сцене, на глазах у толпы. От его трупа весь спектакль пытаются избавиться, но безуспешно. Мертвец все время «всплывает», символизируя простую истину: азарт привычка неистребимая. Ее не спрячешь, не утопишь ни при жизни, ни после смерти. Такой вот "смертный грех".
Режиссер прекрасно расшифровал лермонтовский гротеск, доведя его в постановке до абсурда. Когда, например, монолог Баронессы «Тогда прости и счастье, и покой» читают несколько девушек с присущим для их характера интонацией: куртизанка — с вызовом, блондинка — с приступом радостного дибилизма, шлюха — развратно, глупышка — языком жестов, то есть без слов! Ход не новый, зато как к месту!
В сцене маскарада мы видим, как толпа в масках восторженно смотрит на пролетающую через всю сцену люстру, как она с грохотом разбивается, а толпа снова продолжает порочный круг веселья. Вот где суетность и никчемность светского общества доходит до высшей точки жанра комедии абсурда.
И смерть Нины является таким же абсурдом, порожденным извращенной моралью высшего света, его псевдонормами и псевдоправилами...
«Маскарад» Туминаса — удивительно гармоничный спектакль. Режиссер следует за авторским текстом (сократив некоторые места пьесы), он изящно осовременивает темы, придавая им актуальность времени. Пожалуй, так и должен развиваться современный театр. Переосмысливая классику, показывать людям самих себя, свои пороки и страхи. Театр Вахтангова в этом стремлении может стать самым передовым театром Москвы.

2
Фото Лара Гишар
отзывы:
78
оценок:
79
рейтинг:
125
9

Боже мой, когда смотришь или читаешь произведения М.Ю. Лермонтова, не можешь понять, и все время в тебе живет сильнейшее удивление, как очень молодой человек, он прожил неполных 27 лет, смог создать такие непревзойденные шедевры. В данном случае я говорю о «Маскараде». Эту драму Лермонтов написал в 21 год! Как и откуда он мог знать такое о душе человеческой, о всех ее изгибах, изъянах, противоречиях и страхах.
Я посмотрела премьерный спектакль в театре им.Вахтангова. На улицах Москвы холодная, снежная зима. И на сцене театра тоже зима: все действие происходит в снегу, в Летнем саду или, может быть, на кладбище, как кто воспринимает и понимает происходящее. Персонаж спектакля (такого нет у Лермонтова) Человек зимы катит через всю сцену снежный ком, с каждым появлением ком увеличивается в размерах, как будто нарастает трагедия. Всё как будто во сне. А ведь, если видишь во сне снег – это неприятности, проблемы, крушение надежд и разочарование.
А ещё усиливает восприятие спектакля вальс Хачатуряна, который вдруг возникает, нарастает звук, как будто хлопья снега поднимаются и начинают кружить, захватывая в свой круговорот событий и героев, и зрителей. Прекрасное музыкальное оформление – это музыка Ф.Латенаса. Эта не музыка, просто капли звука, схожие с равномерно падающим снегом, предвещающие трагедию, которую уже не смогут избежать герои.
Надо сказать о главном герое – это Евгений Арбенин в исполнении Е.Князева. Я более чем равнодушна к этому актеру. Может из-за того, что не так много видела его ролей и на театре, и в кино, может, просто это не мой актер: голос как-то глуховат, пропадают слова. Но образ Арбенина, созданный Князевым – это путь длиною в целую жизнь: от холодного и сухого цинизма до полнейшего и безвозвратного помешательства. Любовь героя к юной жене – это наказание за то темное прошлое, которое он пытается не вспоминать, и даже вычеркнуть, из своей жизни. На слова Казарина: «Делами занят всё?» Арбенин гулко отвечает: «Любовью…не делами». Удивительно, что такой человек так полюбил. Прошлое настигает его и уже по полной ему приходится расплачиваться. «Не дай мне Бог сойти с ума».
В роли Нины молодая актриса М.Волкова. Она так легка, нежна, невинна и трагична уже изначально. Потому что смотришь на нее, слушаешь ее слова и понимаешь, что она вызвала любовь к себе у такого человека на свою беду. Трагедия неизбежна. Актриса в белом, воздушном платье, все время быстро проносится по сцене, на ногах балетные туфли на пуантах, как будто, приподнимаясь, она хочет взлететь и вырваться на волю, но эта тяжелая любовь ее мужа прибивает ее к земле. Они вальсируют, Арбенин мертвой хваткой держит ее за шею в танце, а она безвольно опускает руки, уже смиряясь со своей участью. Как она трепещет, когда узнает, что Арбенин не верит ей, приревновал и отравил. Она жить хочет! Она рвется в небеса, как пойманная птица из силков, взмахивает руками-крыльями, но все бесполезно. Он любил, он и погубил. Она ему: «Но помни! есть небесный суд, и я тебя, убийца, проклинаю». Арбенин Нине: «Проклятие! Что пользы проклинать? Я проклят Богом». А ведь еще совсем недавно она сидела у его ног, он властно, страстно и откровенно обнимал ее, как свою собственность, какими-то страшными, тяжелыми словами говорил ей о своей любви, о жизни, в которой: «…я всё видел, всё перечувствовал, всё понял, всё узнал, любил я часто, чаще ненавидел и более всего страдал!». Он убил ее, но убить свою любовь к ней ему не по силам. М.Волкова играет интересно, ее понимаешь, чувствуешь, сострадаешь. Актриса встает на пьедестал к надгробному памятнику своей героини, вокруг обносят памятник изгородью, а у подножия надгробия обезумевший от горя и раскаяния, Арбенин ползает и пытается в снег закопать письмо, в котором вся правда об ее невинности и о чужом злом умысле. Так и стоит она на пьедестале, обсыпанная снегом, неживой, немой свидетель того, как тень прошлого, когда-то обманутый и высмеянный Арбениным, Неизвестный бросает ему в лицо слова правды и возмездия.
Завораживающий спектакль, заснеженный в прямом и переносном смысле, усиленный волшебной музыкой Хачатуряна. Понимаешь, что возмездие нагонит натворившего зло человека, настигнет то черное прошлое, от которого он старался сбежать. Но прошлое настигает, ведь нельзя закрыть солнце руками.

2
Фото Нина Бенуа
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
1
3

Обычно с мыслью нужно переспать ночь.
Не помогло.

Я изначально шла с кислым лицом, скажу честно, потому что я не очень понимаю этого режиссера (мне даже немного стыдно из-за этого).

Что мы увидели? Ничего. Мы не увидели драмы как таковой — бессмысленные метания по сцене, ОЧЕНЬ странная сценография. Если прикапываться к мелочам — опять статуя Венеры на сцене. У меня уже ощущение, что где-то есть ВенерТеатрТорг, в котором можно купить гипсовую богиньку для спектакля. Она обязательно спасет какую-нибудь неудачную сцену в середине акта.

Очень многие сцены вызывали откровенно неприятные ощущения: мрачное всплывание трупа (я поежилась), кое-где жуткая пошлость в юморе и действиях, причем пошлость не обоснованная. У Нины поведение — не легкое и инфантильное, а болезненное. Впечатление, что у нее сенсорно-моторные нарушения (я не об актрисе, о персонаже, разумеется). Сцена, которая показалась мне интересной, с игрой в карты путем перекидывания оных через голову оппонента, оказалась нещадно затянута и тоже быстро потеряла свое очарование. Хуже было еще и то, что кто-то выбросил улетевшую в кулисы карту обратно на сцену, чем вообще перечеркнул хоть какой-то драматический эффект в моем сознании.

Я не люблю НЕ ЛЮБЛЮ когда в драматическом спектакле используется великая музыка. Для меня это всегда выглядит как попытка компенсировать слабую постановку за счет звучания классики, но на это можете не обращать внимание вообще, это прям слишком субъективно.

Мне было настолько странно (не скучно, нет), что даже не хотелось анализировать происходящее. К активной мозговой работе над спектаклем меня вернуло замечание Ольги о том, что растущий на протяжении спектакля снежный ком — это мало-мальски удачная метафора. Больше удачных метафор мы не нашли (ну, может, коньки…).

И бесконечный снег на черном фоне. Попытка создать тоску и трагичность за счет осадков как-то тоже не удалась.

Мы все пытались понять, может спектакль просто старый? К ответу не пришли.
Ушли с первого действия. Не понравилось. Но в этот театр я еще точно вернусь =)+

Если можете — помогите мне открыть этого режиссера, объясните, в чем он хорош, а я не права и чего я не понимаю. Буду признательна. Не люблю не любить.

1
Фото Светлана Дягилева
отзывы:
117
оценок:
168
рейтинг:
86
7

Мне понравился спектакль. Мне понравились режиссерские задумки, они были интересны, необычны, а главное для меня, понятны. Действие (как я потом это осознала) происходило в начале на кладбище, где стояла скульптура. Скульптуру потом убрали, освободив место Нине. В спектакле играл Виктор Добронравов роль слуги и человека зимы. На нем держалась юмористическая линия спектакля. Конечно, у Лермонтова не было этого, но это режиссерское видение не выглядело чем-то ужасным, без него было бы даже немного скучновато. Интересная находка с комом снега. Сначала небольшой снежок, потом небольшой ком, потом побольше, а потом такой огромный, что накрывает Арбенина полностью.
Мне понравились актеры. Хотя Мария Волкова, которая играла Нину, была какой-то слишком истеричной и где-то летающей. Евгений Князев (Арбенин) просто восхитителен! Я не поклонник стихов, я не люблю их читать, но мне нравится, как их читают актеры (если они умеют это хорошо делать), так вот Князев замечательно владеет своим голосом, эмоциями, передает текст так, чтобы зритель это понял и осознал. Я с ним уже третий спектакль смотрю, он всегда на высоте!
В театре как всегда аншлаг. Я нашла только пару свободных мест в партере, еще пара откидных была свободна.

1
Фото Лана Турик
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
6
3

Если вы фанат Туминаса, или Князева, или Волковой, или Немогай, или Бичевина, то, возможно, что спектакль, точнее ваши любимые актеры/режиссер, доставят вам удовольствие.
Если вы фанатом вышеуказанных лиц не являетесь, то, пожалуй, вам стоит потратить ваши деньги с большей пользой. Поскольку достоинств именно ЛЕРМОНТОВСКОГО произведения в спектакле вы не увидите. Ни психологизма, ни глубины характеров, ни трагизма. Зато не раз вспомните несколько расхожих фраз типа "Привет, 90-е!", поностальгировав по спектаклям тех годов, когда главной задачей театра и любого режиссера было привлечь зрителей во что бы то и чем бы то ни стало; или - "В вашем театре переигрывают". Правда, у вас будет немало поводов хорошо посмеяться. Это явно в плюс спектаклю. Хотя, интересно, считал ли Лермонтов свое произведение "Маскарад" не лишенным юмора? Не слукавил ли, обозначив к тексту: "ДРАМА в 4-х действиях"?
Безусловное достоинство данного действа - зрелищность, на что обратили внимание некоторые из писавших здесь отзывы. Да: снег, свет - самостоятельные и очень яркие герои сцены. Но в том-то и печальность нынешней культуры, киношной и театральной, что зрелищность постоянно затмевает и вытесняет что-то другое, такое важное и нужное человеческим душе и сердцу.

1
Фото Kolomiets Anna
отзывы:
18
оценок:
19
рейтинг:
26
3

Печально, господа, печально! Как опошлить же удалось нашу классику товарищу Туминасу.. И это, увы, не последний подопытный материал. Нашим , увы, нечитающим школьникам, смотреть в театре по программе(!!!) уже практически нечего! Печально, господа!

1
Фото Ира  Кадыкова
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
23
1

Время остановилось

Если мне не изменяет память, то пьеса «Маскарад» Лермонтова – программное произведение. Как говорится, проходили. Следовательно, готовишь себя к толпам школьников в фойе, нескольким плоским шуткам, вплетенным в авторский текст, так сказать, чтобы раззадорить юного зрителя, и, конечно, давно знакомый сюжет…

Вахтанговский спектакль стал повторением постановки, созданной Туминасом на сцене литовского театра, которую, кто видел - тот хвалит, кто пропустил – верит на слово. Верит и идет изучать эту версию. Но восторга, к сожалению, как ни старайся, не случается. Романтическая трагедия в стихах предстает на сцене фарсом. Причем изрядно затянутым. С первых минут появляется ощущение, что действие останавливается. Пролог, не замеченный в лермонтовском тексте, растягивается на долгие минуты. Зрителю предлагается наблюдать будто немое кино, как «Человек зимы» (как он обозначен в программке), а по виду местный дурачок, бормоча несуразицу, скатывает снежный колобок, заигрывает то с мраморной статуей Афродиты, то с замерзающим караульным… Атмосферу жизни на сцене сохраняют лишь снегопад под хачатуряновский вальс и нарастающий снежный ком, местами навевающий ассоциации с известным «Снежным шоу». Согревает лишь надежда, что далее действие наберет темп. Но этого не случается. Трюки, уготованные режиссером, чтобы поддержать внимание зрителя, – и выглядывающая рыба из проруби, и танцующий мужик-медведь, и нетонущий картежник-утопленник, и французский романс, заменяемый «Соловьем»…, –остаются почти не замеченными зрителем. Ведь действие тянется. Авторский текст вызывает заметные трудности у актеров. Нет легкости, эмоций. Возможно, только заключительный монолог Арбенина становится ярким, эмоционально наполненным моментом во всем спектакле, ради которого и стоит остаться до конца.

1
Фото Ksenia Fr
отзывы:
50
оценок:
62
рейтинг:
37
5

Талантливо и плохо

«Маскарад» в Вахтангова нужно смотреть без звука. Музыку оставить, вальс Хачатуряна прекрасен, и его можно слушать бесконечно. А вот голоса артистов отключить. Полностью.

Ни одного слова просто, естественно – всё нарочито, наигранно, то пафосные крики, то подвывания, то пискливые возгласы. Раздражает и мешает воспринимать происходящее на сцене. Порой очень хочется закрыть уши.

Лучшие сцены постановки – те, где нет слов. А самым ярким артистом оказывается Слуга-Человек Луны, герой многочисленных интермедий. Эти короткие сценки, даже скетчи, легки и забавны, но к лермонтовскому сюжету отношение имеют весьма отдаленное. И ладно бы, но на фоне этого капустника собственно сюжетные сцены полностью теряются и меркнут.

Спектакль не сложился. Его создатели заигрались, увлеклись деталями и украшательством и потеряли главное. Забудьте про Лермонтова, про драму, любовь и ревность - вас ждет фарс, клоунада и гэги.

При этом визуальный ряд великолепен. В этом Туминас мастер, это бесспорно. Падающий во тьме снег, метель, белое на черном, сцены с юродивым и с картежниками - лаконично, ярко, точно. Вот это и вызывает досаду - вместо цельного сильного произведения получился набор красивых, но разрозенных картин.

И, конечно, не могу не упомянуть о пресловутых двух сценах с князем. Пошло. Коробит. Зачем?

1
Фото Наталья Петрова
отзывы:
12
оценок:
18
рейтинг:
26
9

С первых минут и до конца первого акта я думала: "Какая чушь! редкое фуфло! ради чего можно так испортить Лермонтова?? чтобы "приподняться" за счёт бедного мёртвого классика, который ничем уже не ответит?!!"
По окончанию спектакля я вышла из зала с убеждением, что это - гениально, ни больше, ни меньше. Только так и можно ставить Лермонтова! Туминас невероятно точно ощутил внутренний настрой "Маскарада", отразивший мировосприятие самого Лермонтова. Только ТАК и можно ставить "Маскарад"!!
Вот такая метаморфоза произошла со мной, когда я поняла, что всё происходящее на сцене - это отражение внутреннего мира Арбенина, который не случайно вначале наблюдает за всем этим бедламом со стороны и лишь потом начинает принимать в нём участие.
Это мироощущение человека циничного и самодовольного, считающего, что он "изведал в жизни всё", а потому и люди для него - марионетки. Участники маскарада поэтому послушно следуют за колокольчиком Слуги, Нина говорит голосом малолетней дурочки, Звездич просто пошлый му... Это не они такие, это Арбенин их такими видит! Не случайно и монологи свои Князев-Арбенин произносит практически без выражения, не говоря уже о "чувстве",он слишком презирает всех, с кем разговаривает.
И как-то все "модерновые финтифлюшки" типа Человека зимы и снежного кома, неутопающего покойника, рыбы и водолаза, вылезающих из воды по свистку Слуги, дам, на разный лад читающих один и тот же монолог на потеху публике, Нины, пытающейся петь французскую песню и прерываемой дружным гарканьем "са-а-лавей мой!" - всё это улеглось в моей голове удобно и без всяких противоречий. В конце концов что наша жизнь? абсурд! И мы видим весь этот бред в восприятии Арбенина, смеющегося над ним и презирающего всех и вся.
Финал гениален. Нина оказывается статуей Мадонны, Звездич незаслуженно опозоренным благородным героем, а сам Арбенин - ничего не смыслящим в жизни и людях тщеславным негодяем, которого погребает под собой снежный ком - его собственное "я" гордеца и циника.
Боже мой, какое счастье, что мне хватило ума не уйти после первого акта! Я невероятно благодарна режиссёру и актёрам "Маскарада" за одно из самых ярких и мощных впечатлений в этом театральном сезоне.

1
Фото harusame
отзывы:
23
оценок:
21
рейтинг:
13
3

Спектакль был откровенно плохой. В течение первых 15 минут я сомневалась, на ту ли пьесу мы пришли. Первая сцена неоправданно затянута. Актеры орали и вели себя, как умалишенные. К тому моменту, как я опознала в одном из актеров Арбенина, стала замечать, что глаза слипаются, и не только у меня - в зале зависла тишина, но не тишина внимания, а скорее недоумения. Сцены самого Маскарада в спектакле не было. Первый акт закончился обещанием Арбенина отравить Нину, и судя по фабуле, это ближе к концу. Ума не приложу, что они выцедили из второго акта, потому что мы ушли до его начала. Что касается этической стороны составления программы, то в "автора музыки" я бы поставила Хачатуряна, чей вальс звучал весь спектакль, а не малоизвестного прибалтийского композитора, из которого там было полторы ноты.

1
Фото Fay Grim
отзывы:
87
оценок:
284
рейтинг:
148
7

Атмосфернейшее чудо!

Из стихотворной драмы Туминас сделал немногословный, яркий, пластичный и музыкальный спектакль. Главные действующие лица - не Арбенин с Ниной, а снег и вальс Хачатуряна! Но так даже лучше, честно. Что мы, классического Лермонтова не видели что ли? Зато Туминас оставил место для домысливания.

Там полспектакля происходят удивительные вещи: молчаливо топят покойника, бегают под падающим снегом, душат во время танца и катают огромный снежный ком судьбы. А еще стреляют в старое пианино!
Туминас вообще поступил хитро: он по тексту ничего не менял, просто выкинул ряд сцен нафиг и на их месте пустил бессловесный поток своей фантазии. И эти авторские придумки гораздо интересней. К примеру, сцена, где слуга идет с колокольчиком, а за ним светская толпа вытянув руки вперед как зомби. Как толпа загипнотизированных крыс, которая шла под дудочку мальчика Нильса из детской сказки. Куда тот позвенит, туда они и идут. Получился емкий образ "высшего света", в котором любят только тех, кто идет вместе со всеми, пляшет под дудку моды. Инакомыслящих типа влюбленного Арбенина там не потерпят.

Эти режиссерские сцены-находки периодически вклинивались в обычные стихотворные диалоги героев. И это сильно бодрило! Такой свежий ветерок после нафталиненных фраз, типа, "позвольте, милый князь..трам-пам-пам", поклоны, заламывания рук и пр... Потом хлоп, все замирают и идет образная фантазия!
Лермонтов, конечно, Лермонтовым. Но Туминас чертовски хорош!

В целом, осталось ощущение неровного ритма: в тех сценах, где Туминас придумал визуальное воплощение текста и выдавал отсебятину - там феерия, сказка, шедевр. А в тех, где он оставил Лермонтова без изменений - провисание и затянутость. И действо идет рывками - то красивая пантомима и пластика с емкими образами, то, бац, музыка стихает, включается нормальный свет и пошли утомительные диалоги 19 века. Хотя, возможно, спектакль просто еще сыроват, и со временем выровняется.

1
Фото Филимонова Мария
отзывы:
2
оценок:
27
рейтинг:
2
7

Не успела пройти шумиха по поводу «Дяди Вани» в театре им. Вахтангова, как неистовый литовец Туминас, пытающийся все глубже залезть в проблемы русской души ставит на подмостках пьесу М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
Этот «Маскарад» не пестрит красками, дамы тут не блистают в украшенных нарядах, а понятие «маска» в этом спектакле относится напрямую к сути актерских ролей. Не смотря на то, что каждый из монологов пьесы может служить отдельным, целостным произведением, Римас Туминас смело вырезает их ножницами мизансцен: образы и метафоры, считываются или не сразу или так и остаются зашифрованными, тая в себе ответ на вопрос : Что же все-таки хотел сказать постановщик?
Герои в пьесе кажутся более разнохарактерными, чем мы можем видеть их на сцене. Арбенин, в исполнении Евгения Князева: прожженный жизнью, циничный эгоист, который заменяет долгие, яркие, по-своему тонкие монологи о любви к супруге точными, высокопарными словами о доблести и чести. Жизнь его прожита, и Нина в его понимании: это трофей, который жалко проиграть в очередной игре, но он все-таки ставит ее жизнь на кон, не имея ничего большего.
Туминас сыграл на ярком контрасте Баронессы и Нины: облачив первую в глухое, тяжелое черное платье. Арбениной же легкой рукой костюмера досталось белое воздушное одеяние. И, действительно, в их диалогах контраст виден как нельзя лучше: тут порок затмевает молодость и невинность чувств.
Смело сыграна роль князя Звездича (Леонид Бичевой). Не оставляя этой роли ни толики человечности, данной ей Лермонтовым, постановщик смело накидывает на нее вуаль легкомыслия, дурости и пошлости. Это только в кульминации Князь будет искренне раскаиваться в своей «нахальности» по отношению к чете Арбениных, а в течении первых двух часов он залихватски заглядывает под юбки барышень, а то и ненароком стремится обуздать одну из героинь во время «Маскерада».
Оформление сцены в течении трех часов меняется лишь мелкими деталями: как то, что гипсовую фигуру девы, сначала топят в прорубе, привязывая к шее картежника, скончавшегося в результате неудачной игры (опять же Туминас нас вводит в мир своих метафор). На пустой постамент в завершении ставят уже отравленную бездыханную Нину, обнеся всю композицию черным кованым забором, символизируя могилу невиновной.
Фарс, снег, расстрелянное пианино, баснословное количество мизансцен, трагедия, ноты стремления к эмансипации женщин в голосе, ирония в сочетании с вальсом Хачатуряна- это и есть современное видение классической постановки литовским режиссером… К слову сказать, что премьерный «Маскарад» Римаса, поставленный им на родине десять лет назад имел громкий успех и в России был удостоен «Золотой маски» как лучший иностранный спектакль.
Ключевой деталью постановки является огромное количество искусственного снега : вечно затрудняющего ходьбу актерам, сыплющего сверху белыми хлопьями. Юродивый, названный в спектакле «Человек Зимы», на протяжении двух действий лепит из сугробов снежный ком, в котором после убийства Нины погрязнет Арбенин: как и в своем сумасшествии, сотканном из вечных интриг Казарина, Шприха и конечно же Баронессы.


1
Фото Alla
отзывы:
142
оценок:
142
рейтинг:
22
1

Это просто другая манера изложения материала, которую я не понимаю. Унижение Героинь: от залезаний под юбку, «лапанья», до писклявых голосков эмансипированных дам вещающих о своей свободе и правах, до удушения Нины во время объяснения после Маскарада. Покойник, возникающий во всех сценах..... Крепостной слуга, ни к месту..... Князь - простофиля. Отмотайте в ленте и прочтите отзыв Katerina Mironenko - подробный, правдивый, детально описывающий происходящее на сцене. С отзывом Катерины согласна.

0