Москва

Спектакль
Маскарад

Постановка Театр им. Вахтангова

7.1
оценить
Дата выхода
21 января 2010
2 часа 30 минут, 1 антракт
16+

Спектакль, после которого у нас полюбили Туминаса. Теперь в исполнении вахтанговцев

«Авторское повторение» лучшего литовского спектакля Римаса Туминаса на сцене, которой он второй год руководит. В спектакле звучит вальс Хачатуряна, написанный для «Маскарада». Из нового — роковой профиль Арбенина — Евгения Князева и напрашивающееся сравнение со спектаклем Славы Полунина. Словом, сноу-шоу, только в мрачных тонах.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Маскарад»

Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 0
5

За что я сразу же, не отходя далеко от кассы, похвалю Римаса Туминаса – так это за то, что он постарался поставить неоднократно ставленный до него «Маскарад» по-своему, оригинально, и это у него получилось. Обидно то, что сосредоточился маэстро на чисто визуальных находках, с удовольствием неоднократно их повторяя, упустив из вида психологическую и эмоциональную глубину лермонтовского произведения. Действие происходит на зимнем кладбище, из которого постепенно растаскивают памятники, чтобы потом Нина превратилась на нём в памятник себе самой. На сцене много, очень много бутафорского снега, созданного – я нарочно подошла потрогать в антракте – из мелко накрошенной белой бумаги, так что когда дважды объявляется: «Сейчас Арбенина споёт нам что-нибудь», так и кажется, что она исполнит: «Белым, белым кроет снегом…» своей однофамилицы, Дианы Сергеевны. А когда этот снег обильным потоком сыпется сверху, происходящее приобретает кинематографически-завораживающую, головокружительную красоту, создаётся эффект движения находящихся на сцене людей куда-то вверх и вдаль – так же, стоя на берегу и глядя на встречный бег волн, чувствуешь, словно сам несёшься вперёд. Всякий раз публика встречала снегопад аплодисментами, как выход какого-нибудь прославленного актёра. Всеобщий слуга, по совместительству – городской юродивый, он же, по программке, – «человек зимы», - аки Слава Полунин, скатывает снежный ком, постепенно увеличивающийся в размерах и в финале накатывающий на Арбенина огромным шаром, что как бы символизирует. Труп с зажатой в руке картой раз за разом всплывает, сколько бы его ни топили в проруби, что как бы символизирует тоже. Но если с оформлением вся концептуальность ясна как на ладони, то размазанный на три часа сюжет явно хромает: в первом действии, открывшемся мучительно затянутой пантомимой с шаманством слуги зимы, он и вовсе рассыпается на отдельные эпизоды, тонет в гротескной и удачной, но чрезмерной массовочной клоунаде. Внимание к массовке, вообще, тут мизантропично «по Гинкасу» - толпа веселится, сплетничает, казнит, но всегда передвигается, сбившись «свиньёй» в лучших традициях героя по имени «стадо». Второе действие, также юмористических номеров не лишённое, вышло более цельным и напряжённым, в нём я наконец-то разглядела Лермонтова под толщей снега, наконец-то расслышала его текст и после выразительной, убедительной сцены умирания Нины на руках Евгения наконец-то перестала скучать и начала смотреть со вниманием. К сожалению, больше ничего подобного я не увидела – и не только из-за режиссуры, но и из-за актёрской игры. Самым точным попаданием в образ одиночки-эмансипе показалась мне баронесса Штраль (Вележева), достаточно харизматичен был и Арбенин (Князев) – вот только сквозь холодную насмешливость лермонтовского демонического мстителя и игрока у него прорываются жалкие истерические нотки. Да и развития персонажа в нём не получилось: этот Евгений был не раненым в самое сердце любящим мужем, приносящим чувство в жертву чести, а изначально «злодеем», так и ждущим повода, чтобы с облегчением сорвать осточертевшую маску добропорядочного семьянина и пуститься во все тяжкие. Что до остальных, то преувеличенно смешливая Нина (Волкова) и преувеличенно же суетливый князь Звездич (Бичевин) превратились в карикатурные маски, сочувствовать которым невозможно в принципе. Итог: преимущественно эстетическое, задвинувшее смысл на второй план зрелище, идеально подошедшее бы для того, чтобы передать «русский дух» иностранцам, мало знакомым с нашей культурой – тут вам и медведь под балалайку спляшет, и «Соловьём-пташечкой» французский романс перебьют, и баба с коромыслом сходит по воду на Неву. Петербург не дворянский, не чиновничий – скорее, «большая деревня». Рекомендовано к разовому просмотру таким же поклонникам вальса Хачатуряна, каковым являюсь я.

13.03.2010
Комментировать рецензию

8
0
...
14 марта 2010
Фото Юлия
Фото Юлия
отзывы: 12
оценки: 12
рейтинг: 10
7


Постановка захватила меня с самой первой минуты, буквально закружила в снежном вихре. Прежде всего восхитила работа режиссера, который, не смущаясь возмущениями сторонников академических постановок, которые болезненно воспринимают «переделки классиков», сделал по-настоящему яркую и оригинальную вещь. Собственно, оригинальность происходящего на сцене и захватывает с первых минут. При этом нужно отметить, что Лермонтов передан точно, все сцены сохранены, из текста ничего убавлено не было, порядок следования сцен сохранен. Однако в постановку были добавлены отсутствующие в авторском тексте персонажи, а также сцены. В результате к вполне классической постановке были добавлены элементы пантомимы, клоунады и в некоторых местах элементы театра абсурда, и вот получилось то, что получилось, - весьма необычный спектакль. Что касается сцен с пантомимой, то они были великолепны. Особенно запоминающимся является в спектакле персонаж, которого даже нет в лермонтовском тексте, - это некто «человек-зима», как он назван в аннотации к спектаклю, а на самом деле городской нищий, сумасшедший, слуга, причем и Арбенина, и Звездича. Этот персонаж катает снежный ком проблем, именно он одновременно снимает напряженность пьесы и нагнетает ее.
Символический смысл некоторых сцен был ясен даже неискушенному зрителю. Например, в первом действии Арбенин встает на постамент, и в этот момент сцена освещается красным светом, так что сам постамент, а также Арбенин и все вокруг залито красным, а постамент, как в этот момент совершенно точно я осознала, - не что иное, как надгробие Нины. Таким образом уже в первом действии зрителя готовят к трагедии, которая развернется перед ними.
Или, например, снежный ком, который как сквозной образ проходит через весь спектакль. В первых сценах это небольшой комок, который умещается на ладони, однако постепенно, по мере течения действия он становится все больше, так что к концу вырастает в огромный снежный ком больше роста человека. И так ширится, растет и развивается конфликт, который, возникнув почти из ничего: из рассеянности Нины, потерявшей браслет, из буйной ревности Арбенина, из молодеческой прыти Звездича, - подхваченный множеством других участников, нарастает в буквальном смысле подобно снежному кому.
Однако смысл некоторых сцен для меня остался загадкой, как я ни старалась проникнуть в намерения режиссера. Таковы сцены с разбором рояля, когда на глазах изумленного зрителя происходит зверский демонтаж музыкального инструмента, вывезенного на сцену во втором действии, или огромная рыба, неоднократно появляющаяся на протяжении действия. Исполненная желания разгадать загадку режиссера, я решила почитать, что пишут другие про эти непонятные для меня места спектакля. Почитала и пришла к выводу, что, как и я, никто ничего не понял. Насчет рыбы были разные трактовки: кто-то видел в ней символ вечности, кто-то – страдания. Исходя из этого я поняла, что, наверное, бессмысленно пытаться найти ответ на эти вопросы, поскольку, по-моему, зрителю не дали ключа для понимания этих сцен, поэтому без помощи попытки найти ответы на эти вопросы подобны гаданию на кофейной гуще. Возвращаясь к теме театра абсурда, скажу, что если эти сцены рассматривать в таком ключе, то получается, что вообще нет необходимости гадать, что в данном случае обозначает тот или иной образ, поскольку все они работают на одно: общее восприятие постановки. По крайней мере в спектакле много сцен, которые непонятны, но производят острое впечатление и запоминаются.
Итак, что же можно сказать об общем впечатлении? У меня возникло ощущение, что цель режиссера была в настойчивом и постоянном снижении героев пьесы, в желании лишить их романтического, величественного ореола, подать их проще, без налета возвышенного. И он достигает этой цели разными средствами. Арбенин у него зловещий злодей, который сам наказывает себя в конце действия.
Интересной была реакция публики. Аплодировали горячо, но после спектакля в гардеробе не слышно было обычных для оставившей впечатление постановки восторгов и обсуждений. Народ безмолвствовал, и, как мне показалось, зрители были несколько озадачены увиденным, переваривали, еще не могли разобраться в своих чувствах.
Что ж, скажу и я про себя, что не все мне было понятно в том, что представил нам режиссер, но то, что постановка получилась очень интересная и здесь есть над чем поразмышлять, это несомненно.
И да, с детьми, которые только познакомились с текстом произведения, лучше сходить на более традиционную постановку, а этот спектакль для более зрелой публики.

4
0
...
1 марта 2015
Фото Alla
Фото Alla
отзывы: 202
оценки: 756
рейтинг: 605
1

Это просто другая манера изложения материала, которую я не понимаю. Унижение Героинь: от залезаний под юбку, «лапанья», до писклявых голосков эмансипированных дам вещающих о своей свободе и правах, до удушения Нины во время объяснения после Маскарада. Покойник, возникающий во всех сценах..... Крепостной слуга, ни к месту..... Князь - простофиля. Отмотайте в ленте и прочтите отзыв Katerina Mironenko - подробный, правдивый, детально описывающий происходящее на сцене. С отзывом Катерины согласна.

3
0
...
8 апреля 2018
Фото Ирина Чичкина
Фото Ирина Чичкина
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
5

Вчера мы с сыном попали на "Маскарад", неожиданно легко купив билеты из-за замены "Пиковой дамы" на этот спектакль. В кассе бушевала школьная учительница, которая "за 200 верст" привезла класс в музей Пушкина на Арбате и на пушкинскую же "Пиковую даму". А мы ликовали и предвкушали радость встречи с одним из лучших московских спектаклей, по оценкам театральных критиков и друзей-театралов. Прошел уже год со времени премьеры - отличный срок, чтобы спектакль "настоялся" и зажил.
С сыновьями-подростками ходить на этот спектакль не стоит. Лермонтовский текст почти не звучит, не артикулируется, только во втором действии, после смерти Нины, наконец, начинают произноситься в весьма старорежимной и очень выразительной манере, с прекрасной дикцией, диалоги. Даже Князев (Арбенин) текст съедает, проговаривает намеренной скороговоркой. Хотя "Маскарад" - это драма, именно рассчитанная на произнесение, проговаривание. А еще сын-подросток (как и я) был шокирован князем Звездичем, заглядывающим под юбки визгливым глуповатым теткам, как будто бы из другой пьесы, например, из "Ревизора", и пытающимся пристроиться к ним (как бы поделикатнее выразиться) сзади. Внутреннее сопротивление рождалось и при появлении суетливой, ребячливой, дурашливой Нины, которая выглядела явной "парвеню" рядом с аристократичным Арбениным.
Вообще многое в этом спектакле (как и в "Дяде Ване" Туминаса), построено на сопротивлении тексту и ожиданиям зрителя. Вы хотите увидеть аристократический высший свет Петербурга и блестящий маскарад - вот вам серый город, не снимающие шинелей и накидок петербургские обыватели и агенты III отделения, туповатые с полуоткрытыми ртами, сбившиеся в стаю (стадо) мещанки. Вы ждете дворянскую усадьбу - получите верстак с самогонным аппаратом. Основное действующее лицо первого действия - Слуга, он же Человек зимы, а основное действие разворачивается вокруг Невы, из которой выныривает рыба, по которой ездят на коньках, в которую окунают бумаги, в которой долго и безуспешно топят покойника (а он все не хочет тонуть), во втором действии из Невы вдруг появляется водолаз. Может быть, шокирующее несовпадение ожидания и совершающегося на сцене несколько обостряет восприятие, но часто отдает трюкачеством и рождает ощущение, что вместе с водой (текстом, духом) выплескивается и сам ребенок (суть произведения). Смотреть интересно, много любопытных мизансцен, есть явные удачи, но ловишь порой себя на мысли: а причем здесь Лермонтов (Чехов)?
Самое красивое в этом спектакле - сценография, музыка: падает снег, звучит вальс Хачатуряна, мерзнет под этим снегом статуя в Летнем саду, пьедестал которой становится основанием надгробного памятника Нине... Где-то я это уже видела: снег, музыка, летящий ритм. Да это ведь та самая "Пиковая дама" Фоменко, которую заменили на "Маскарад"! Только не помню никаких сомнений по поводу принадлежности Пушкину вышеупомянутого произведения (хотя "Пиковая дама" - инсценировка, а "Маскарад" - драма).
И еще некоторые театральные ассоциации возникли по поводу этого спектакля. Осенью смотрела привезенный на фестиваль "Отелло" Някрошуса. Та же коллизия: злая молва, обвинение невинной молодой жены, ревность, смерть, муки совести. Спектакль потряс меня тем, что можно было прочесть за строками Шекспира: корабль, который вез Отелло и Дездемону из Венеции на остров, плеск моря, надувшиеся паруса, превращавшиеся по ночам в гамаки и даже пение сирен - но все это дополняло текст, придавало ему новые краски, но не соперничало с ним, не пыталось его "переиграть".

3
0
...
25 февраля 2011
Фото Денис Захаров
Фото Денис Захаров
отзывы: 82
оценки: 100
рейтинг: 709
9

Лермонтовский «Маскарад» снова на сцене театра им. Евгения Вахтангова. С момента последней постановки прошло 69 лет. Для спектакля 1941 года Арам Хачатурян специально написал Вальс, который стал такой же классикой, как знаменитый танец с саблями. Премьера состоялась 21 июня, а уже утром пришла война.
Лермонтовский «Маскарад» вернул зрителю Римас Туминас, лауреат Госпремии РФ, ныне художественный руководитель театра Вахтангова. В 1998 году режиссер получил за эту постановку «Золотую Маску» в номинации «лучший зарубежный спектакль» - если, конечно, считать Вильнюс зарубежьем. Возвращение «Маскарада» шло долгим извилистым путем, и, наверное, от того в новой версии столько наслоений, смыслов, образов и аллюзий.
И прелесть спектакля в том, что каждый зритель расшифрует все по-своему. Туминас, не меняя лермонтовского смысла, значительно расширил возрастные рамки аудитории. За счет деталей, доведенных до формата актерского этюда. В канву сюжета искусно вплетены туминасовские странности. Как например, появление человека в современной хоккейной форме в начале второго акта или эпизод с князем Звездичем, когда он говорит со слугой с характерным, для продавцов мандарин, акцентом. (Вот вам и Кавказ, на который уехал князь).
Эти, непонятные с виду, вкрапления кажутся лишними, но их присутствие нужно режиссеру, как воздух. Именно эти этюды, визуализированные образы подтекста добавляют воздуха лермонтовской драме. Укрупняют людские пороки: азарт, зависть, ревность, праздность, ложь, месть, разврат...
Туминас богат на режиссерские находки. В каждой сцене есть ключ, открывающий дверь в подсознание не только персонажа, но и зрителя. Палитра рисунка спектакля чрезвычайно плотная, яркая, выразительная. Снег, падающий в изобилии — символ скоротечности бытия. Снежный ком, нарастающий с каждой новой сценой, под конец сминает и самого Арбенина. Он молча падает под его натиском, что, мол тут скажешь? К концу спектакля он уже не тот ироничный наблюдатель, что был в начале. Арбенин теперь участник процесса самоуничтожения и поэтому его молчаливая духовная смерть — не иначе как принятие рока: непреодолимой фатальности — главной темы творчества Лермонтова.
Туминас отлично знаком с творческим наследием автора пьесы. Об этом говорит тот факт, что в сюжет своего «Маскарада» он органично вписал персонаж игрока и прожигателя жизни из «Героя нашего времени». Хотя, аллюзий к другим персонажам лермонтовского наследия предостаточно! Важно другое: проигравшийся в пух и прах человек, умирает прямо на сцене, на глазах у толпы. От его трупа весь спектакль пытаются избавиться, но безуспешно. Мертвец все время «всплывает», символизируя простую истину: азарт привычка неистребимая. Ее не спрячешь, не утопишь ни при жизни, ни после смерти. Такой вот "смертный грех".
Режиссер прекрасно расшифровал лермонтовский гротеск, доведя его в постановке до абсурда. Когда, например, монолог Баронессы «Тогда прости и счастье, и покой» читают несколько девушек с присущим для их характера интонацией: куртизанка — с вызовом, блондинка — с приступом радостного дибилизма, шлюха — развратно, глупышка — языком жестов, то есть без слов! Ход не новый, зато как к месту!
В сцене маскарада мы видим, как толпа в масках восторженно смотрит на пролетающую через всю сцену люстру, как она с грохотом разбивается, а толпа снова продолжает порочный круг веселья. Вот где суетность и никчемность светского общества доходит до высшей точки жанра комедии абсурда.
И смерть Нины является таким же абсурдом, порожденным извращенной моралью высшего света, его псевдонормами и псевдоправилами...
«Маскарад» Туминаса — удивительно гармоничный спектакль. Режиссер следует за авторским текстом (сократив некоторые места пьесы), он изящно осовременивает темы, придавая им актуальность времени. Пожалуй, так и должен развиваться современный театр. Переосмысливая классику, показывать людям самих себя, свои пороки и страхи. Театр Вахтангова в этом стремлении может стать самым передовым театром Москвы.

3
0
...
29 января 2010