Москва
Написать отзыв

Все отзывы о спектакле

Постановка Театр им. Моссовета

7.6
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 875
оценки: 244
рейтинг: 989
7
Театрализованная дискуссия о том, какой правитель нужен России

Премьера Театра Моссовета вышла одновременно с «Царем» Павла Лунгина, и обе выглядят репликами в дискуссии о крепкой руке, в которой нуждается/не нуждается Россия (в кризис она вышла на очередной виток). Оба — и Лунгин, и режиссер Еремин — рисуют двумя красками, черной и белой. Только у Лунги­на и писателя Иванова, писавшего к его картине сценарий, черное и белое, то есть царь-ирод Иван Васильевич и воспротивившийся ему митрополит Филипп, сошлись в одной картине. У Юрия Еремина царь-ирод, сиречь Иван Грозный, и наследник, полная противоположность Грозного — блаженный Федор Иоан­нович, получили по персональному спектаклю. За основу была положена историческая трилогия Алексея Константиновича Толстого (полные версии остались за Малым).

С первых минут спектакля зрителю дают понять, что театр интересует не ис­торическая правда, а популярный миф, лишенный оттенков, простой и эффективный. Задняя стена в глубине сцены устроена как диафрагма: во тьме раз­верзается то узкая щель, то куполообразный проем, за ними открывается небо. Оттуда, из этого дизайнерского небытия, являются персонажи. Одетые в при­близительно исторические кафтаны, они занимают место на пятачке условной «исторической сцены». У каждого в распоряжении современный складной табурет и свой аргумент в пользу или против действующего царя.

Иван Грозный Александра Яцко — жестокий параноик, чье безумие не меша­ет ему умело разделять и властвовать; и многоженец, отправляющий очередную жену с младенцем в монастырь. Виктор Сухоруков — блаженный, ребяческий Федор Иоаннович, мирит врагов и страстно любит бесплодную жену (Екатерина Гусева). Иван Васильевич бродит вдоль рампы волком, подставляя крючковатый профиль под кровавый свет. И без того чистый и невинный, Федор Иоаннович плещется в кадушке и любовно жмурится на царицу, та трет его усердно мочалкой, по плечам разметалась коса.

Россия стонет под опричниной Ивана Грозного, но под рукой Федора Иоанновича ее раздирают внешние враги и внутренние конфликты. Что ирод на троне, что святой, всегда найдется поблизости правдоруб Шуйский, думающий о стране, и Макиавелли — Годунов, думающий о власти. Так было. И так, видимо, всегда будет. На поклонах можно услышать, кого электорат предпочитает сегодня. Электорат из двух зол выбирает наименее злое. Вероятно, дело в обаянии артиста Сухорукова.

1
0
...
3 февраля 2010
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 406
3

«Царство отца и сына» - пересказ нескольких эпизодов из русской истории стихами пьес Алексея Толстого, старательно имитирующий серьёзный разговор со зрителем. Декорации предельно лаконичны, звуковое сопровождение не выделяется, видеозадник живописно демонстрирует то грозовое небо, то кровавый закат, то водную гладь, костюмы исполнены на беспроигрышном контрасте чёрного и белого, из-за чего персонажи напоминают шахматные фигуры, которые сравнивал со своими боярами Иван Грозный во время игры за секунды до смерти – лишь иногда яркий красный свет врывается третьей цветовой составляющей в этот монохром. Впрочем, бояре эти, исполняющие роль массовки, действительно просты, как деревянные болванчики – выходят в рядок, выстраиваются полукругом, у каждого своё неизменное бесхитростное предназначение, никакими характерами и не пахнет. Ничто не должно отвлекать публику от чёткой и строгой читки актёрами своих временами громоздких реплик, которые, впрочем, достаточно уравновешиваются действием, чтобы никому не позволить заснуть. Сюжет знаком каждому школьнику, отчего не менее интересно за ним следить: бояре, боясь перемен в непростое время, отказываются выбрать из своих рядов преемника слабеющему рассудком Грозному царю, и тот назначает его сам – своего блаженного сына Фёдора. Наивный и доверчивый, как дитя, отрок-богомолец восходит на трон после смерти отца против своей воли, оказавшись в центре жестокой непримиримой борьбы между кланами Шуйских и Годуновых, жертвой которой, как известно, пал его младший брат Дмитрий. Наиболее преуспел в теремных интригах Борис Годунов – втёрся в доверие к отцу, заделался опекуном сына, фактически управляя государством вместо него, ловко убрал соперников и недоброжелателей; спектакль заканчивается на смерти царевича Дмитрия, и впереди у хитрого боярина – царствование, голод, восстания, самозванцы, таинственная смерть. При желании можно связать контекст эпохи последних Рюриковичей с современностью множеством параллелей и ассоциаций, как рациональных, так и мистических, разглядеть в полулегендарных фактах и предположениях суровые предупреждения. Однако всё это можно осуществить и за пределами театра – постановка же воздержалась от какой бы то ни было оценочности, только повторяя вслед за Толстым его симпатии к преимущественно беззлобному и стремящемуся всех помирить Фёдору. Его и впрямь по-человечески жалко – вот только его беспомощность, «абсолютное добро», оказывается не менее губительной, нежели жестокость его отца, «абсолютное зло», и оба не вызывают ни малейшей симпатии, тогда как брутальный подлец-Годунов проводил достаточно грамотную внешнюю и внутреннюю политику. Единственный приходящий на ум повод к сценическому воплощению малопопулярной трилогии – растущая актуальность обращения к фигурам власть имущих тиранов, попыток заново нарисовать их портреты, пользуясь лишь вышеупомянутыми чёрными и белыми красками. Покуда портреты получаются уклончивыми, и понять, какой вектор избрала тенденция – доказать преимущество демократии перед самодержавием или же, напротив, необходимость сильной неограниченной власти, – не представляется возможным.

27.06.2010
Комментировать рецензию

1
0
...
28 июня 2010
Фото Натали Дунаевская
Фото Натали Дунаевская
отзывы: 87
оценки: 99
рейтинг: 121
7

О чем этот спектакль оказался для меня? – О любви… О любви Федора Иоановича и жены его Ирины. А еще о прекрасном человеке Федоре, чем-то напоминающем Льва Николаича Мышкина… Именно такое ощущение осталось от спектакля о грозном Царе и великодушном Сыне.

А как же исторический сюжет? Как же эпоха, интриги, величие царствования того времени? Все это тоже есть в спектакле. Просто для меня оказалось довольно сложно воспринимать и главное верить исторической постановке, поскольку версий и мнений относительно того, кто прав-виноват, где белое-черное-красное, в современной истории очень много и не могла я полностью принять и прочувствовать версию, предложенную режиссером.

Никто не знает, как все было на самом деле: был ли Иван Грозный «грозным», был ли Федор Иоанович «блаженным», был ли Борис Годунов заговорщиком. История все поглотила в своем временном пространстве и мы, ее потомки, можем лишь сочинять и догадываться…

Поэтому я абстрагировалась от согласия/несогласия с преподнесением исторических фактов и просто любовалась игрой актеров и погрузилась в чувства и поступки живых людей, которых актеры воплощали на сцене.

Хорошая постановка, декорации, цвета, музыка, выдержанный стиль спектакля.
Актерам – браво! Сухоруков, Яцко, Яременко, Гусева… Действительно поверила вам, действительно увидела эпоху, чувства, страдания… Спасибо за спектакль.

P.S. Единственное, что мешало, - невыносимая жара. Уважаемое руководства театра, либо уж ставьте кондиционеры, либо отдыхайте в самые жаркие месяцы лета.

1
0
...
28 июля 2010
Фото Лара Гишар
Фото Лара Гишар
отзывы: 78
оценки: 79
рейтинг: 120
7

Имела удовольствие посмотреть хороший спектакль в театре им. Моссовета «Царство отца и сына» в постановке Ю.Еремина. В одном спектакле сразу 3 пьесы А.К.Толстого объединены в одну постановку: «Смерть Иоана Грозного», «Царь Федор Иоанович» и «Царь Борис».
В СМИ много писали и говорили об этом спектакле, особенно об игре В.Сухорукова (царь Федор). Но мне в свою очередь хочется сказать об игре других актеров: А.Яцко (Иоанн Грозный), В.Яременко (Борис Годунов) и Е.Гусева (Ирина).
Александр Яцко в роли Иоанна IV — это яркое, сочное и сильное воплощение образа такого неординарного человека в русской истории. Он сыграл зло, темпераментно и жёстко. В его движениях, мимике, речи видна власть царя над народом и над каждым человеком в отдельности. Все так называемые выверты царя-деспота переданы точно актером. А.Яцко даже взглядом передает силу своего героя. Как мощно он поднимает глаза вверх, оглядывает своих бояр. Создается впечатление, что глаза белые. Сумашествие, усталость от жизни и от совершенных злодеяний очень метко переданы актером. Его речь с боярами, когда он пытается уйти от власти, тяжело и болезненно он поднимается с пола, где босой лежал ниц в раскаянии после убийства старшего сына Ивана. Причиняя боль и внушая ужас другим, он соглашается остаться на престоле. Его властный разговор с сыном, абсолютно не похожим на отца, когда он заставляет Федора писать имена тех, кого загубил, спокойный диалог с седьмой женой Марией Нагой о своем желании разойтись с ней — во всём чувствуется царствование и власть над Третьим Римом. А.Яцко не играет безумца, а играет Царя, первого царя на Руси. При Иоанне Грозном территория Руси увеличилась в 2 раза, а вот население уменьшилось в 1,5, сплошные войны, опричнина, распутство, страх и ужас — вот, что сделал этот царь.
В.Яременко в роли будущего царя Бориса Годунова, а ныне члена боярской думы и шурина царя Федора, силён и властен. В каждом произнесенном слове чувствуется человек, который четко и жестко, преодолевая все возникшие препятствия на пути к власти, идет к намеченной цели. А цель одна — власть. Это сладкое слово навсегда поселилось в мыслях Бориса. И это всё сильно и талантливо передано актером.
Я всегда более чем равнодушно относилась к актерской игре Е.Гусевой. Ведь где только она не «зажигает»: поет, танцует на коньках, участвует во всяких проектах, блистает в мюзиклах. Поэтому не воспринимала я ее творчество всерьез, не нравится мне, когда артист так «разносторонен». А тут вдруг роль в пьесе А.К. Толстого. Роль царицы Ирины, любимой жены Федора, невестки Ивана Грозного, харАктерная роль, полная разных красок и оттенков. В ней есть краска преданной и взаимной любви мужа, оттенок сестринской любви к Борису и мазок страха перед ужасным свекром. Всё это в полной мере передано актрисой. Еще нужно добавить ее понимание актерской игры В.Сухорукова. Как она нежно, по-матерински накрывает своего мужа руками, словно крыльями, пряча его от ударов и ужасов жизни. Как мило и трепетно они держатся за руки, с каким страхом Ирина-Е.Гусева смотрит на своего любимого, когда ему приходится подходить к жестокому отцу или выходить к боярам, руки растягиваются, оба не хотят отпускать друг друга, через касание передавая любовь и поддержку, потом уже держатся пальчиками, и вот он с трудом отходит от нее и идет как на заклание. Царь Федор был глубоко верующим, впрочем, как и его отец, еще он любил слушать скоморохов, веселиться и плясать. В этом спектакле Федор и Ирина (Сухоруков и Гусева) так неистово пляшут, вкладывая свои взаимные чувства и искреннюю радость в веселую русскую пляску, что становится весело смотреть эти танцы, понимая, что и в то непростое время люди любили, радовались и просто жили. Интересно играет Е.Гусева. Жестко окликает брата, стараясь остановить его и уберечь мужа. Она играет любовь во всем и везде. Ей больно, когда бояре пишут царю Федору, что он должен отправить ее в монастырь и взять в жены другую, потому что она бесплодна (Ирина родила царевну Феодосию, но девочка умерла в младенчестве, а больше детей не было, Бог не дал). Хорошая и многообещающая актриса Е.Гусева. Надо бы посмотреть и другие спектакли с ее участием.
Что можно сказать о В.Сухорукове в роли царя Федора? Интересный образ, насыщенный и понятный. В.Сухоруков играет сильно верующего в Бога человека, любящего и своего грозного отца-убийцу, и жену, и мачеху, и маленького сводного брата Димитрия. Он любит всех, потому что он такой. Это и играет актер. Он такой беззащитный, какой-то весь трогательный, что думаешь, как мог такой сын родиться у такого отца. Федор покорно пишет под диктовку отца его покаянный список с именами замученных, робко напоминая отцу о тех, кого тот забыл. Я видела других царей Федоров, его почему-то играли слабоумным. Но он не был таким. Вот Сухоруков и играет такого Федора.
Еще хочется сказать о цвете в этом спектакле. Всё первое действие окрашено в черный цвет, черные костюмы у действующих лиц — цвет царствования Ивана Грозного. Второе действие — белое, все в белом, потому что царствование было светом после тьмы и мрака предыдущего владыки.
Для меня спектакль показался очень густонаселенным. Много действующих лиц, на мой взгляд есть даже те, кому и не стоило бы быть: Наталья, дочь Мстиславского, и Шаховской, член боярской думы. Как-то слишком много персонажей, к чему они и для чего — не поняла и не восприняла.
Я подумала вот о чем. МХАТ открылся постановкой пьесы «Царь Федор Иоанович». На костюмы ушла приличная сумма, С.Морозов, случайно заехав на этот спектакль, пережил потрясение, но все равно пьесой, принесшей известность театру, стал не «Царь Федор Иоанович». Так вот, не надо ставить такие трагедии, по крайней мере, в нынешнее время. Все время пытаешься найти сходство между происходящим на сцене и в реальной жизни. А это ни к чему.

0
0
...
17 февраля 2010
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 90
7

Я впервые смотрела этот спектакль, но была достаточно о нем наслышана (удивительно, но хорошего, в основном).
Спектакль из двух частей: первая - "Отец", вторая - "Сын". Отец - Иоанн IV (Грозный) - Александр Яцко, сын - Федор - Виктор Сухоруков.
Спектакль не лишен некоторой историчности, хотя не могу утверждать это на 100%, я историю не очень хорошо помню, только в общих чертах.
Мне понравился спектакль, я бы его оценила на 4 из 5. Я не в восторге, но спектакль очень хорош. Особенно Яцко и Сухоруков.
Интересная находка режиссера - декорации и костюмы. В первой части при Иване Грозном все ходят в черном, даже носовой платок царя черный. Во второй части все ходят в белом. Интересно двигаются декорации, интересная находка с троном на колесиках.
После спектакля я поняла, что мне жаль, что я не видела до этого на сцене Яцко и Сухорукова. Они великолепны в своих ролях. Первый - сумасшедший, сумасбродный самодержец, другой - полная ему противоположность. Федор - взрослый ребенок. который желает только доброго, пытается помирить врагов, безумно любит свою жену Ирину (Екатерина Гусева). Но в момент, когда его хотят разлучить с Ириной, в нем просыпается отцовский характер.
В этом спектакле для меня раскрылся Валерий Яременко, который у меня ассоциировался исключительно с Иудой. Было первые несколько минут непривычно, что он не поет, но потом все уложилось в моей голове. От Иуды в этом спектакле не осталось ничего. Если Иуда сильно эмоционален, то Борис Годунов - достаточно спокоен, принимает решения на уровне государства.
Я не стала бы пересматривать этот спектакль, но посмотреть его стоило однозначно. Но я не могу сказать, что это спектакль на один раз.

1
0
...
26 октября 2013
Фото Alexandra Polyushkova
Фото Alexandra Polyushkova
отзывы: 43
оценки: 39
рейтинг: 66
5

Спектакль на вечную тему: кому управлять на Руси. Подойдет школьникам.
Прекрасные декорации - лаконичные, функциональные.
Костюмы решены без выдумки: черное и белое, на деталях вроде обуви и аксессуаров сэкономили. Снова зачем-то избитая сцена с ванной и водой - это модно, мыться прилюдно? Хорошая игра отдельных актеров.
Почему хорошо? Добротно, просто, понятно. Почему не отлично? Нет пульса, нет идеи, авторского прочтения и повода задуматься. Обычное школьное изложение.

0
0
...
31 марта 2013
Фото almodavaro
Фото almodavaro
отзывы: 42
оценки: 42
рейтинг: 57
5

Не понравилось. Первый акт особенно слабый. Не знаю, почему. Вроде и актеры сильные (каждый сам по себе), а цельности действия не наблюдалось. Ожидал от этой постановки большего драматизма, большей раскрытости характеров и четкости образов. Сухоруков замечателен во втором акте, но даже его шарма не хватает, чтобы вывезти спектакль.

0
0
...
8 апреля 2012
Фото Nadejda Kesedy
Фото Nadejda Kesedy
отзывы: 61
оценки: 435
рейтинг: 55
9

Действительно, гениально.
Раньше я посещала в основном комедийные постановки, драмы старательно избегала, потому что смотреть их тяжело, да и скучно. Но этот трехчасовой драмматический спектакль изменил мое представление. После его просмотра, все остальное, что я видела раньше, кажется мне школьной самодеятельностью и квном.

1
0
...
27 февраля 2011
Фото Михаил Берсенев
Фото Михаил Берсенев
отзывы: 33
оценки: 33
рейтинг: 54
7

«Царство отца и сына» в театре им. Моссовета — это спектакль режиссера Юрия Ерёмина, который состыковал две пьесы А. К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович») в единое блюдо и преподнес зрителям этот пирог на довольно мрачной тарелочке. Я до сих пор не могу понять после просмотра этого спектакля: нужна ли России «железная рука» или лучше добряка на власть поставить? Мрачность — вот главное мерило всего действа. Мрачность лиц. Мрачность мыслей. Мрачность народа.


Особое ощущение у зрителя составляет декорации спектакля. Прямо скажем: разнообразным их не назовешь. Я бы отнес бедность оттенков декоративного ряда к недостаткам всей вещи. Неужели наш мир состоит только из черного и белого? Даже светофор имеет три цвета. Оттого ругаться на него при замедленном переключении сподручнее, чем на черно-белый телевизор 70-х годов.

Костюмы персонажей так же бедны. Минималистичны. Белое да черное. Художник по костюмам Виктория Севрюкова явно пожадничала, как лично мне кажется, в плане красок. Хотя может быть, это такой взгляд авторов на историю России времен Ивана Грозного? Сплошная тьма и редкий свет. Черное и белое. Я так не думаю. Может, светофоров тогда не было, но летали же разноцветные бабочки с сотнями оттенков окраски крыльев, и стояла же радуга сверкающим мостом после дождя!

Стержневой идеей спектакля «Царство отца и сына» стало, как мне кажется, как раз дума о преемственности поколений. О гримасах генетики, если хотите. Поглядите, какие же они разные — отец и сын. Иван Грозный (Александр Яцко) и Федор Иванович (Виктор Сухоруков). Хоть и есть в народе пословица, что яблоко от яблони недалеко падают, тут мы видим, что падает. Да не рядом, а за километр! Вот тебе и генетика.

Актер Театра им. Моссовета Александр Яцко, в спектакле «Царство отца и сына» мне больше всего запомнился в одном моменте: с красным лицом, как после бани. Это момент, когда на него устремлены красные прожекторы осветителей спектакля. Яцко с красным лицом — сущий демон! Был ли таким демоном Иван Грозный? Доподлинно неизвестно.

Самодурство — тот конек, на основании которого зрителю показывают Царя, и именно такой человек несёт бремя управления огромной и темной страной. Он и рад бы скинуть корону, да не дают! Дряхлость преподносится нам как-то вычурно потешно и не очень привлекательно.

Да, Иван Грозный чувствует грядущую кончину, и ищет пути, как дальше быть и что делать с Русью. Кто станет держать царский скипетр после него? Так он водружает корону на сына Федора (Сухоруков).

Персонаж Яцко говорит сыну: цари с любовью должны быть. И благодетельные. Зря людей ты, Федорушка, не бей, живи с братом Дмитрием в мире. Наказы умирающего царя звучат как колокол в ушах зрителя. Это же полная противоположность тому, что творил Грозный и его сподручные во главе с Малютой Скуратовым!

Образ Ивана Грозного вообще очень сложный. Как его передать доподлинно? Поэтому поразить зрителя новым образом царя актеру Яцко не удалось.


А вот сын Грозного Федор Иванович — это нечто иное. Виктор Сухоруков выдал «на гора» спорного, но, безусловно, интересного персонажа. Сначала его Федор Иванович мне показался, извините за грубость, чуток пристукнутым пыльным мешком. Хлопающие глазки, бегающий взгляд, потеря во времени и пространстве. Бандит из Балобановского «Брата», тут, в спектакле, Сухоруков мягок, истеричен, добр. Полная противоположность отцу.

Виктор именно через мимику выдает основной нерв своего персонажа. Мышцы лица приобретают у него удивительную подвижность, тут и отчаяние, тут и страх, и нежность к царице Ирине (Екатерина Гусева). Его бормотание мелким-мелким шепотом, плюс чудная гримаса боли, в сцене когда он пишет под диктовку Грозного письмо — всё это несомненно мастерская работа актера.

Единственное, что смущает меня как зрителя, это возраст сынули Ивана Грозного. Скажем так, несоответствие бросается в глаза. Не очень молод актер для Федора Ивановича. Но, как известно, молодость — это один из тех недостатков, который быстро проходит.

А вот супруга Федора Ивановича Ирина (в исполнении Екатериной Гусевой), вышла на загляденье молодой и умной. Жена Саши Белого из «Бригады», Гусева и тогда являла ум и рассудительность, в спектакле же «Царство отца и сына», актриса дарует еще помимо этих качеств верность и нежность своему странному супругу.

Думаю, трио Сухоруков — Гусева — Яременко (Борис Годунов) и есть треугольный камень вещи.

Яременко внес недостающую мощь, подвижность и государственность во всё действие. От его персонажа веет такой жаждой власти, что дух захватывает. Хитер, коварен, расчетлив, но при этом Сила Государства для него не пустой звук.

В плане государственности спектакль «Царство отца и сына» неожиданно заставляет задуматься: а кто нами правит уже тысячу лет? Очень мрачно на душе. Вообще, спектакль оставляет довольно тяжкое впечатление. Что правая пятка царя захотела, туда и повернула страну. Куда хочу, туда и веду
корабль под названием «Россия». Хочу земли разбазариваю, а хочу мир чиню.


В целом, спектакль Юрия Еремина в театре им. Моссовета «Царство отца и сына» я смотрел с тяжелым интересом. Я бы не сказал, что он держит в жестком напряжении, есть и в ткани вещи и затяжные речи, и нестыковки костюмные, и повествовательные, но все же, это — добротная вещь. Заглянуть во тьму веков огромной и дремучей, но и могучей Руси времен тирана Ивана Грозного и увидеть свет Любви и Добра (дуэт персонажей Сухорукова и Гусевой) — это удачный и захватывающий режиссерский ход.

0
0
...
21 августа 2016
Фото Алексей Скай
Фото Алексей Скай
отзывы: 26
оценки: 27
рейтинг: 25
9

Браво! Не каждый оценит, не каждый поймет - потому что нет шоу. Нету мишуры, которая так надоедает в обычной жизни. Все на плечах актеров! И они справляются! Нет даже большого количество декораций но при этом гениально решенная сценография - трансформенные белые стены - минимализм и реализм. Сухоруков и Яцко абсолютно точечно и точно существуют - и главное, что интересно смотрится массовость - народ, бояре. Отмечу особо - световое решение. Ни в одном театре (а я пересмотрел множество спектаклей в разных театрах России) не видел такого виртуозного света, пронзающего насквозь, словно снайпер стреляющего в цель тонкой иглой. Гусева была не совсем убедительная, но и не сильно плоха. Музыка - точна! В целом - все здорово! Спасибо!

0
0
...
5 февраля 2015
Фото Ваневичус
Фото Ваневичус
отзывы: 24
оценки: 18
рейтинг: 20
7

Три года хотел посетить этот спектакль, и вот, наконец, посетил 24 октября. Путь от метро к театру Моссовета сопровождался тревогой увидеть что-нибудь пошлое (в духе "Ревизора") или скучное (в духе "Иисуса Христа - суперзвезды"): Моссовет прежде не потрясал меня сочным и одновременно приличным зрелищем. Также я боялся, что, как часто бывает на московских сценах, центральной будет тема любви, а историческим событиям отведут роль фона, непреметно скрючившегося за страданиями, страстями и счастиями героев.
В итоге я провёл один из лучших театральных вечеров в жизни, а театр им. Моссовета существенно поправил рейтинг в моём сознании. Ни одна из перечисленных тревог, к счастью, не сбылась. Спектакль выдержан в строгом классическом стиле повествования об исторических событиях, с соблюдением исторических фактов, с передачей характеров исторических личностей. Собственно, содержание спектакля - события на Руси в конце шестнадцатого века (последние дни Ивана Грозного - царствование его сына Фёдора). На сцене просто показаны дворцовые интриги того времени, и наблюдать за ними очень увлекательно (особенно для человека, несведущего в истории). При том, что постановка очень качественная (костюмы, декорации, игра актёров, динамика сюжета), спектакль и смотрится на одном дыхании, и натуру русскую пробуждает, и интерес к отечественной истории. Как будто через машину времени смотришь, что в действительности творилось в древнем Кремле.
В рецензиях на "афише" принято давать оценку актёрской игре. Игра была замечательная, все без исключения были на своём месте. Сухоруков - талантливый, конечно, мужик, ничего тут не попишешь. Гусева (к ней до спектакля относился скептически) впечатлила - очень сильная энергетика; очень, так сказать, энергетически сильная актриса, харизматичная.
Настоятельно рекомендую посетить. Возьмите детей-подростков, думаю, им будет и интересно, и полезно.

0
0
...
4 ноября 2013
Фото Пользователь Афиши №256047
Фото Пользователь Афиши №256047
отзывы: 16
оценки: 31
рейтинг: 19
7

Черное и белое одного цвета - кроваво-красного.
Отец и сын - две стороны одной медали.
Безумие и тирания Иоанна сменяются благочестием и миролюбием Федора. Но реки крови продолжают течь - питаясь теперь интригами и клановой борьбой за престол.
Зритель психологически склонен считать Федора мучеником и святым, а Грозного - убийцей и параноиком (ярчайшая игра двух великих, не побоюсь этого слова, театральных актеров современности - Яцко и Сухорукова). Ведь Федор - любящий и любимый. Зрителю все равно, что из-за мягкого характера Федора, не способного прекратить интриги, отягощенного своим пребыванием на престоле, страна теряет свой авторитет и катится в пропасть.
Где в итоге черное, а где белое? Если при Грозном территория России увеличилась в несколько раз, но при этом страна захлебнулась в крови, а при Федоре началось Смутное время?
Явные мрак и ужас времен правления Ивана Грозного и скрытые, но не меньшие, мрак и ужас при Царе Федоре, отгороженного (и отгородившегося) светом взаимной любви к своей супруге. Противопоставление одного из великих тиранов и правителей Иоанна Васильевича и блаженного сына его Федора Иоанновича.
Белое на черное выходит серое. Смутное время грядет.

0
0
...
28 июня 2010
Фото Ирина Найпак
Фото Ирина Найпак
отзывы: 16
оценки: 31
рейтинг: 16
9

Потрясающая сценография Юрия Еремина. Музыкальные и световые решения, лаконичность декораций и контрастность сценических костюмов, всё это не отвлекает от действа, а наоборот, расставляет нужные акценты, подчеркивая значимость момента. Две исторические персоны: Отец и Сын….Тиран и Мученик…Добро и Зло…
Казалось бы, абсолютно противоположные образы и характеры, но Еремин, благодаря блистательным Виктору Сухорукову и Александру Яцко, смог донести до зрителя давно известную истину: мир не делится на черное и белое… Ни жестокость и тирания Ивана Васильевича, ни малодушие и слабость Федора Иоанновича, не спасает Россию от междоусобных распрей и набегов пришлых врагов. На этом фоне еще более выгодно выделяются два характера: прямой и правдолюбивый Шуйский и строящий козни и жаждущий власти Годунов.
Обратите внимание на последнюю сцену…Это настоящая находка режиссера!

1
0
...
16 сентября 2011
Фото Дмитрий Михайлов
Фото Дмитрий Михайлов
отзывы: 27
оценки: 27
рейтинг: 14
5

Хороший историчческий спектакль. Хорошая постановка, хорошая игра актеров. Но особо сильных эмоций не вызывает. Было впечатление, как будто на уроке истории побывал.

0
0
...
6 октября 2013
Фото Ирина  Яцынина
Фото Ирина  Яцынина
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 11
7

«ЦАРСТВО ОТЦА И СЫНА»
Постановка и сценография Юрия Еремина
Премьера – 2009 г.


«Царство отца и сына» Юрия Еремина – это чисто «актерский» спектакль. Действие неспешно, речь персонажей медленна и тягуча… Никаких особенных сценических эффектов, сценографическое решение, пожалуй, даже удивляет своей скупостью. Очень деликатно примененное звуковое оформление действия. Точный «точечный» свет (общая световая «заливка», если не ошибаюсь, не используется ни разу в течение спектакля; полумрак является фоном всего действия), довольно предсказуемое использование видеопроекции – почти исключительно для обозначения сумрачно-предгрозового настроения…
Честно говоря, не вполне понятно, почему бояре сидят на современных раскладных табуретках. Если это попытка осовременивания, то она слишком лобовая, и, по-моему, ничем в спектакле не поддержанная.
Однако в целом это добротное, крепкое, «академичное» произведение.
Пьесы А.К.Толстого, на основе которых сделан спектакль, - о двух российских царях Иоанне Грозном и его сыне Федоре Иоанновиче.
Что меняется с течением времени в устройстве государства? Какой царь лучше для страны – жестокий маньяк, получающий удовольствие от убийства Иоанн или добрый и трогательный Федор?
Преобладающий цвет первой половины спектакля – темно-серый. Темная, почти черная световая картинка, заключенная в серую раму портала.
Костюмы персонажей – почти черные стеганые халаты, и даже шапка Мономаха – не самоцветно-яркая, а глухо-серая. Царский воротник, застегивающийся с помощью современной липучки, того же темно-мышиного цвета.
Царь – убийца и самодур, разграбивший и доведший до полного разорения страну, во всем блеске безнаказанности абсолютной власти. Он может показать подданным язык, избить посла другого государства, отправить законную (седьмую) жену в монастырь, чтобы жениться в восьмой раз… Но блистательный Александр Яцко оживляет, казалось бы, такой абсолютно маргинальный и одноплановый образ. В каком-то жутковатом азарте Иоанн диктует сыну Федору имена убитых им разными способами людей… А мы, сидящие в зале зрители, не можем оторвать глаз от прекрасного актера, слушаем его неспешную речь, следим за направлением взгляда все время как будто слегка прикрытых глаз.
Очень хороши и Анатолий Васильев (Шуйский), и Валерий Яременко (Борис Годунов). Вообще актерские работы в этом спектакле ярки, рельефны, они прочно остаются в памяти, и, мне кажется, зрители с легкостью прощают отсутствие ярких сценографических находок или необычных постановочных эффектов – ведь им довелось присутствовать при рождении ярчайших реалистических образов, созданных незаурядно одаренными артистами.
Во втором акте режиссер сохраняет моноцвет костюмов. Но с воцарением на троне юродивого ангелоподобного Федора все персонажи одеты уже в светлые кафтаны. Так режиссер обозначает природу этого почти святого человека, вступившего на престол. Казалось бы, страна обрела надежду на лучшее будущее…
Однако неумением и нежеланием противостоять злу, олицетворяемому рвущимся к власти Годуновым (в какой-то момент, оставаясь один, он даже примеряет на себя шапку Мономаха), Федор невольно провоцирует преступление – убийство Шуйского. Таким образом автор подводит нас к мысли о том, что христианское непротивление злу тоже может стать роковым.
Федор – юродивый, но не сумасшедший, он видит и понимает, что происходит, и его трагедия в том, что он ничего не может с этим поделать. В результате своего желания всех простить и помирить непримиримых врагов он становится виновником гибели людей. Такой человек на престоле обречен и приговорен самой логикой власти.
Виктор Сухоруков в роли Федора прекрасен. Он создает абсолютно живой, безумно трогательный и точный по смыслу образ. Этот человек, самим фактом своего рождения (царский сын) поставленный в ситуацию, которая вынуждает его делать то, что он делать не хочет, не умеет и не любит. Таким образом актер раскрывает тему трагической природы любой власти.
Власть и преступление неразрывны. Царю-убийце из первого акта во втором противопоставлен царь-жертва.
Язык пьес А.К.Толстого не очень легок для современного зрителя, привыкшего в большой степени к несложному и стремительному действию, подчас сдобренному дешевым юмором, а порой и откровенной безвкусицей на потребу публике. И очень радует, что режиссер Ю.Еремин не пытается потрафить залу и не идет на сценические компромиссы. Но этом спектакле зрителю приходится потрудиться вместе с артистами, но труд этот вознаграждается сторицей сильнейшим эмоционально-художественным переживанием.

Ирина Яцынина

2
0
...
27 октября 2014
Фото Ирина Чичкина
Фото Ирина Чичкина
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 11
5

Посмотрели спектакль 26 марта. Главное позитивное впечатление - игра Сухорукова и Гусевой, выразителен, хотя и слишком гротесков, Яцко. Есть неплохие "боярские" роли. Очень прямолинейное и антагонистичное деление на черное и белое, злодея Ивана и ангела Федора утомляет. Аскетичная (если не сказать больше) сценография сводит все к схеме. Детали реквизита: царская кровать (почти из Икеа), которая ездит по сцене, раскладные офисные стулья для членов боярской Думы вызывают снисходительную улыбку и чувство некоторой неловкости. Эта "агитбригадовская" сценография вызывает ощущение 80-х гг прошлого века. Как уже хочется посмотреть спектакль, где средствами современной сценографии, машинерии, аудиовизуальный технологий была бы создана отсылка к среде исторической Руси 16 века: стране гениальных храмов, роскошных палат, живописных костюмов. Ради игры актеров (если Вам нравятся исполнители главных ролей) идти стоит, сам спектакль несколько старомоден и вряд ли доставит Вам удовольствие

0
0
...
5 апреля 2014
Фото Юлия
Фото Юлия
отзывы: 12
оценки: 12
рейтинг: 10
9

Отличная постановка. Вторая после "Преступления и наказания", которую я посмотрела в этом театре и которую могу оценить таким образом. Декорации и костюмы минималистичны (что вполне понятно в условиях нынешней дороговизны), однако игра актеров все восполняет. В центре образы Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича. В связи с отдаленностью времени, противоречивостью источников, из которых мы черпаем знания об этих личностях и эпохе, в которой они действовали, у актеров широкое поле для воплощения в жизнь своего видения данных исторических персонажей. Образ Ивана Грозного, которого чаще всего изображают или психом, или маниакальным убийцей, чрезвычайно сложен. Актер Яцко хорошо сыграл роль Грозного - хорошо, но не более того. Я думаю, что фигура Грозного была масштабнее, нежели ее сыграл Яцко, и намного сложнее, чем его обычно принято изображать. А вот образ Федора чрезвычайно интересно и талантливо воплощен Сухоруковым и, возможно, очень близко к тому, каким мог быть Федор Иоаннович, - дурачок и святой, человек слабый, неспособный управлять государством, но в то же время сильный и любящий. Бесконечно добрый, неспособный реально оценить людей, его окружающих, однако очень точно и объективно оценивающий себя, свою личность - таков образ Федора, созданный Сухоруковым. Его царь Федор и жалкий, и величественный. И если будет слишком высокопарно назвать такую игру гениальной, но уж талантливой ее точно можно назвать.
Очень талантливо играет и Екатерина Гусева, я даже не ожидала... И этот дуэт Сухорукова и Гусевой, очень убедительный и трогательный, производит большое впечатление.

0
0
...
20 января 2014
Фото alla-averina
Фото alla-averina
отзывы: 12
оценки: 13
рейтинг: 10
7

Спектаклю несколько лет, но как же он актуален сейчас: "Негоже трон раскачивать теперь" а то ведь - смута, смута... спираль истории интересует не всех. Зритель в основном идет на Сухорукова. И он не разочаровывает. Итак, тиран-кровопийца, но великий самодержец или человечный, добрый, но, увы, монарх-то плоховатый - кто более матери-истории ценен? Можно ли построить сильное государство без рек крови? И не будет ли ее, крови, куда больше при несопротивлении злу? Черное-белое, злодей-отец, конечно, в черном, добрый сын в белом.. В общем, такое противопоставление - поединок. Фигуры, понятно, неоднозначные и непростые. Выбор актеров на главные роли очень удачен: сдержанный Иоанн (Яцко) и импульсивный Фёдор (Сухоруков). Ивана Грозного чаще всего играют этаким невротиком с характерным набором штампов, но А.Яцко этого избежал. Грозный замечателен. Верим. Уважаем. Боимся. Даже на поклонах было понятно, кто тут Царь...Но Фёдор-то - (и здесь расчет на сухоруковскую энергетику, обаяние, его личную харизму) не просто дурачек на троне, а, может, великое облегчение для Руси, измученной опричниной, посланное Богом…И, кстати, он в своей линии поведения достаточно тверд – «Хватит крови». Только бояре недовольны, им бы в зубы дать,(вот это был бы Царь!), а либерализм до хорошего не доведет. . Глубоко, серьезно, думать можно о всех этих исторических перипетиях бесконечно. Глыбы какие, какие характеры! При избытке всяких мюзиклов, полумюзиклов, шоу серьезные вещи, оказывается, тоже нужны публике, тишина в зале стояла редкая, каждое слово ловили. Но несколько камерно. Декорации невнятные, два цвета: черный и белый – пусть символично, но скучновато. Две фигуры – Иоанн и Фёдор, остальные образы довольно блеклые.

0
0
...
23 февраля 2013
Фото Лана Турик
Фото Лана Турик
отзывы: 11
оценки: 11
рейтинг: 8
9

Очень сильный спектакль. Игра актеров поглощает полностью и держит, не отпуская, до последних секунд. Аскетические декорации и костюмы смыслово вписаны в драматическое действие, помогая понять и осмыслить сюжет. Яцко и Сухоруков отточено и четко прорисовывают характеры своих героев -Грозного и Федора Иоанновича, не затеняя того, что происходит за стенами дворца: беды Руси. Спасибо режиссеру и всем участникам драмы!

0
0
...
2 августа 2013
Фото Alex Antonina
Фото Alex Antonina
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 6
9

отлично,масса впечатлений!Актерский состав,постановка,все на высшем уровне!

0
0
...
31 июля 2017
Фото Антон Шиханов
Фото Антон Шиханов
отзывы: 10
оценки: 10
рейтинг: 4
7

Юродство царя доведено до гротеска. Безумный и своевольный, немощный и подозрительный, Иван IV, тем не менее, нужен своей стране. Он хочет уйти - его не отпускают. Такое в отечественной истории будет еще не раз. Так уж повелось, что на Руси любили юродивых. Божьи люди...
Бояре напыщенны и безынициативны; впрочем, так же невзрачна и игра артистов. Кажется, на сцене лишь один актер, чьи глаза то полны боли, то искрятся недоумением и сарказмом. Они воспаленно-красные, ищущие. Иван IV живет; он безумен, но реален. Его ноги сплетаются в замысловатые кренделя, он не ходит, а двигается в соответствии с тем внутренним миром, что царит внутри Царя. Кажется, такой правитель опасен - со странной гордостью он заставляет блаженного сына Федора записывать имена умерщвлённых по его приказу, но... финал спектакля показывает, что доброта приводит к разброду в умах, брожению в массах и краху царств...
Иоанн Васильевич умер... Умер, без покаяния. Да и нужно ли оно ему? Кажется, что замаливать грехи за него будет новый царь, Федор. Но способен ли тот править? Он ребячлив и доверчив, добр и не злопамятен. И тоже юродлив! Но его юродство другого цвета. Оно белое! О чем зрителю тут же докладывают. Все просто - правление Отца окрашено в черный цвет (таковы и костюмы), а Сына - в белый. Игра Виктора Сухорукова безупречна. Его герой искрится светом. Тембр голоса резонирует любовь... Перед нами непосредственное дитя, заблудшее в политику. Кажется, он любит всех, но... Опять-таки, как будет в истории нашей страны еще не раз, монарх, слишком доверяющий своему фавориту, низвергается с небес на землю.
Если бы не игра Александра Яцко и Виктора Сухорукова, спектакль вполне можно было бы назвать провальным. Не скрою, Екатерина Гусева очень гармонична в роли любящей царицы, а Валерий Яременко в роли беспринципного интригана Годунова. Но, невнятное музыкальное сопровождение, с вкраплениями совершенно неуместной балалайки, бестолковая игра второстепенных персонажей могли бы поставить крест на всем спектакле.

0
0
...
12 ноября 2014
Фото Дмитрий Бондаренко
Фото Дмитрий Бондаренко
отзывы: 2
оценки: 8
рейтинг: 4
9

Замечательный спектакль с замечательными актёрами. Вечный вопрос и вечная дилемма Руси - чёрное и белое, без теней, без оттенков, без согласия. Тирания порядка и добродетель смуты. Что предпочесть?.. А что не выберешь, всё - хуже.

1
0
...
25 октября 2013
Фото Анастасия G
Фото Анастасия G
отзывы: 9
оценки: 28
рейтинг: 4
9

Прекрасная постановка. Великолепная актерская игра. Актерский состав сильнейший. Сухоруков абсолютно бесподобен. Тяжело представить другого актера в этой роли. Яцко, Яременко... Очень красивые костюмы. Это тот спектакль. о котором вы еще не раз вспомните.

0
0
...
26 июня 2012
Фото Mila Televich
Фото Mila Televich
отзывы: 14
оценки: 26
рейтинг: 3
9

Любителям исторической драмы срочно бежать в театр им. Моссовета на Царство отца и сына. Мне очень понравились декорации, только единственное не поняла к чему были современные стулья в постановке, монотонность разговоров мне не показалась скучной, своеобразно преподнесли свет и тьму. Игра Виктора Сухорукова впечатлила. Советую!

0
0
...
20 марта 2015
Фото Елена Соколова
Фото Елена Соколова
отзывы: 2
оценки: 4
рейтинг: 3
9

Под большим впечатлением от спектакля! В восторге от игры актеров, декораций,музыкального оформления. С удовольствием посмотрю еще раз!

1
0
...
11 марта 2013
Загрузить еще