Театральная афиша Москвы

Спектакль Царство отца и сына

8.2

Исторические выборы

Юрий Еремин в одном спектакле свел две пьесы Алексея Константиновича Толстого. Александр Яцко играет царя-ирода Ивана Грозного. Виктор Сухоруков — блаженный царь Федор Иоаннович. Идея такая: что ирод на троне, что святой, всегда найдется поблизости правдоруб Шуйский, думающий о стране, и дипломат Годунов, думающий о власти. Так было. И так, видимо, всегда будет. На поклонах можно услышать, кого электорат предпочитает сегодня.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
7

Театрализованная дискуссия о том, какой правитель нужен России

Премьера Театра Моссовета вышла одновременно с «Царем» Павла Лунгина, и обе выглядят репликами в дискуссии о крепкой руке, в которой нуждается/не нуждается Россия (в кризис она вышла на очередной виток). Оба — и Лунгин, и режиссер Еремин — рисуют двумя красками, черной и белой. Только у Лунги­на и писателя Иванова, писавшего к его картине сценарий, черное и белое, то есть царь-ирод Иван Васильевич и воспротивившийся ему митрополит Филипп, сошлись в одной картине. У Юрия Еремина царь-ирод, сиречь Иван Грозный, и наследник, полная противоположность Грозного — блаженный Федор Иоан­нович, получили по персональному спектаклю. За основу была положена историческая трилогия Алексея Константиновича Толстого (полные версии остались за Малым).

С первых минут спектакля зрителю дают понять, что театр интересует не ис­торическая правда, а популярный миф, лишенный оттенков, простой и эффективный. Задняя стена в глубине сцены устроена как диафрагма: во тьме раз­верзается то узкая щель, то куполообразный проем, за ними открывается небо. Оттуда, из этого дизайнерского небытия, являются персонажи. Одетые в при­близительно исторические кафтаны, они занимают место на пятачке условной «исторической сцены». У каждого в распоряжении современный складной табурет и свой аргумент в пользу или против действующего царя.

Иван Грозный Александра Яцко — жестокий параноик, чье безумие не меша­ет ему умело разделять и властвовать; и многоженец, отправляющий очередную жену с младенцем в монастырь. Виктор Сухоруков — блаженный, ребяческий Федор Иоаннович, мирит врагов и страстно любит бесплодную жену (Екатерина Гусева). Иван Васильевич бродит вдоль рампы волком, подставляя крючковатый профиль под кровавый свет. И без того чистый и невинный, Федор Иоаннович плещется в кадушке и любовно жмурится на царицу, та трет его усердно мочалкой, по плечам разметалась коса.

Россия стонет под опричниной Ивана Грозного, но под рукой Федора Иоанновича ее раздирают внешние враги и внутренние конфликты. Что ирод на троне, что святой, всегда найдется поблизости правдоруб Шуйский, думающий о стране, и Макиавелли — Годунов, думающий о власти. Так было. И так, видимо, всегда будет. На поклонах можно услышать, кого электорат предпочитает сегодня. Электорат из двух зол выбирает наименее злое. Вероятно, дело в обаянии артиста Сухорукова.

Отзывы пользователей о спектакле «Царство отца и сына»

Фото Ирина  Яцынина
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
20
7

«ЦАРСТВО ОТЦА И СЫНА»
Постановка и сценография Юрия Еремина
Премьера – 2009 г.


«Царство отца и сына» Юрия Еремина – это чисто «актерский» спектакль. Действие неспешно, речь персонажей медленна и тягуча… Никаких особенных сценических эффектов, сценографическое решение, пожалуй, даже удивляет своей скупостью. Очень деликатно примененное звуковое оформление действия. Точный «точечный» свет (общая световая «заливка», если не ошибаюсь, не используется ни разу в течение спектакля; полумрак является фоном всего действия), довольно предсказуемое использование видеопроекции – почти исключительно для обозначения сумрачно-предгрозового настроения…
Честно говоря, не вполне понятно, почему бояре сидят на современных раскладных табуретках. Если это попытка осовременивания, то она слишком лобовая, и, по-моему, ничем в спектакле не поддержанная.
Однако в целом это добротное, крепкое, «академичное» произведение.
Пьесы А.К.Толстого, на основе которых сделан спектакль, - о двух российских царях Иоанне Грозном и его сыне Федоре Иоанновиче.
Что меняется с течением времени в устройстве государства? Какой царь лучше для страны – жестокий маньяк, получающий удовольствие от убийства Иоанн или добрый и трогательный Федор?
Преобладающий цвет первой половины спектакля – темно-серый. Темная, почти черная световая картинка, заключенная в серую раму портала.
Костюмы персонажей – почти черные стеганые халаты, и даже шапка Мономаха – не самоцветно-яркая, а глухо-серая. Царский воротник, застегивающийся с помощью современной липучки, того же темно-мышиного цвета.
Царь – убийца и самодур, разграбивший и доведший до полного разорения страну, во всем блеске безнаказанности абсолютной власти. Он может показать подданным язык, избить посла другого государства, отправить законную (седьмую) жену в монастырь, чтобы жениться в восьмой раз… Но блистательный Александр Яцко оживляет, казалось бы, такой абсолютно маргинальный и одноплановый образ. В каком-то жутковатом азарте Иоанн диктует сыну Федору имена убитых им разными способами людей… А мы, сидящие в зале зрители, не можем оторвать глаз от прекрасного актера, слушаем его неспешную речь, следим за направлением взгляда все время как будто слегка прикрытых глаз.
Очень хороши и Анатолий Васильев (Шуйский), и Валерий Яременко (Борис Годунов). Вообще актерские работы в этом спектакле ярки, рельефны, они прочно остаются в памяти, и, мне кажется, зрители с легкостью прощают отсутствие ярких сценографических находок или необычных постановочных эффектов – ведь им довелось присутствовать при рождении ярчайших реалистических образов, созданных незаурядно одаренными артистами.
Во втором акте режиссер сохраняет моноцвет костюмов. Но с воцарением на троне юродивого ангелоподобного Федора все персонажи одеты уже в светлые кафтаны. Так режиссер обозначает природу этого почти святого человека, вступившего на престол. Казалось бы, страна обрела надежду на лучшее будущее…
Однако неумением и нежеланием противостоять злу, олицетворяемому рвущимся к власти Годуновым (в какой-то момент, оставаясь один, он даже примеряет на себя шапку Мономаха), Федор невольно провоцирует преступление – убийство Шуйского. Таким образом автор подводит нас к мысли о том, что христианское непротивление злу тоже может стать роковым.
Федор – юродивый, но не сумасшедший, он видит и понимает, что происходит, и его трагедия в том, что он ничего не может с этим поделать. В результате своего желания всех простить и помирить непримиримых врагов он становится виновником гибели людей. Такой человек на престоле обречен и приговорен самой логикой власти.
Виктор Сухоруков в роли Федора прекрасен. Он создает абсолютно живой, безумно трогательный и точный по смыслу образ. Этот человек, самим фактом своего рождения (царский сын) поставленный в ситуацию, которая вынуждает его делать то, что он делать не хочет, не умеет и не любит. Таким образом актер раскрывает тему трагической природы любой власти.
Власть и преступление неразрывны. Царю-убийце из первого акта во втором противопоставлен царь-жертва.
Язык пьес А.К.Толстого не очень легок для современного зрителя, привыкшего в большой степени к несложному и стремительному действию, подчас сдобренному дешевым юмором, а порой и откровенной безвкусицей на потребу публике. И очень радует, что режиссер Ю.Еремин не пытается потрафить залу и не идет на сценические компромиссы. Но этом спектакле зрителю приходится потрудиться вместе с артистами, но труд этот вознаграждается сторицей сильнейшим эмоционально-художественным переживанием.

Ирина Яцынина

Фото Светлана Дягилева
отзывы:
117
оценок:
168
рейтинг:
85
7

Я впервые смотрела этот спектакль, но была достаточно о нем наслышана (удивительно, но хорошего, в основном).
Спектакль из двух частей: первая - "Отец", вторая - "Сын". Отец - Иоанн IV (Грозный) - Александр Яцко, сын - Федор - Виктор Сухоруков.
Спектакль не лишен некоторой историчности, хотя не могу утверждать это на 100%, я историю не очень хорошо помню, только в общих чертах.
Мне понравился спектакль, я бы его оценила на 4 из 5. Я не в восторге, но спектакль очень хорош. Особенно Яцко и Сухоруков.
Интересная находка режиссера - декорации и костюмы. В первой части при Иване Грозном все ходят в черном, даже носовой платок царя черный. Во второй части все ходят в белом. Интересно двигаются декорации, интересная находка с троном на колесиках.
После спектакля я поняла, что мне жаль, что я не видела до этого на сцене Яцко и Сухорукова. Они великолепны в своих ролях. Первый - сумасшедший, сумасбродный самодержец, другой - полная ему противоположность. Федор - взрослый ребенок. который желает только доброго, пытается помирить врагов, безумно любит свою жену Ирину (Екатерина Гусева). Но в момент, когда его хотят разлучить с Ириной, в нем просыпается отцовский характер.
В этом спектакле для меня раскрылся Валерий Яременко, который у меня ассоциировался исключительно с Иудой. Было первые несколько минут непривычно, что он не поет, но потом все уложилось в моей голове. От Иуды в этом спектакле не осталось ничего. Если Иуда сильно эмоционален, то Борис Годунов - достаточно спокоен, принимает решения на уровне государства.
Я не стала бы пересматривать этот спектакль, но посмотреть его стоило однозначно. Но я не могу сказать, что это спектакль на один раз.

Фото Димон С.Б
отзывы:
2
оценок:
8
рейтинг:
4
9

Замечательный спектакль с замечательными актёрами. Вечный вопрос и вечная дилемма Руси - чёрное и белое, без теней, без оттенков, без согласия. Тирания порядка и добродетель смуты. Что предпочесть?.. А что не выберешь, всё - хуже.

Фото Елена Соколова
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Под большим впечатлением от спектакля! В восторге от игры актеров, декораций,музыкального оформления. С удовольствием посмотрю еще раз!

Фото Ирина Найпак
отзывы:
16
оценок:
31
рейтинг:
14
9

Потрясающая сценография Юрия Еремина. Музыкальные и световые решения, лаконичность декораций и контрастность сценических костюмов, всё это не отвлекает от действа, а наоборот, расставляет нужные акценты, подчеркивая значимость момента. Две исторические персоны: Отец и Сын….Тиран и Мученик…Добро и Зло…
Казалось бы, абсолютно противоположные образы и характеры, но Еремин, благодаря блистательным Виктору Сухорукову и Александру Яцко, смог донести до зрителя давно известную истину: мир не делится на черное и белое… Ни жестокость и тирания Ивана Васильевича, ни малодушие и слабость Федора Иоанновича, не спасает Россию от междоусобных распрей и набегов пришлых врагов. На этом фоне еще более выгодно выделяются два характера: прямой и правдолюбивый Шуйский и строящий козни и жаждущий власти Годунов.
Обратите внимание на последнюю сцену…Это настоящая находка режиссера!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить