Москва
4.8

Опера
Троянцы

Постановка - La Fura dels Baus
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Редко исполняемая опера Берлиоза в совместном проекте трех стран и трех театров.
Опера
Карлуш Падрисса

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
10 декабря 2009
Поймать трояна

«Берлиоз, этот непризнанный», — иронизировал соотечественник композитора Артюр Онеггер, когда молодые композиторы середины ХХ века жаловались на отсутствие интереса исполнителей и публики: и в утешение, и в нравоучение — раз уж такой гений не был оценен. Неслучайно дирекция парижской Оперы упрямо отказывалась от постановки берлиозовских «Троянцев»: партитура длинная, трудная, без явной любовной истории. И автор не зря ожидал, что она принесет ему лишь огорчения.

С другой стороны, на оперной сцене ему вообще не очень везло по сравнению с музыкой оркестровой — а именно туда, на сцену, Берлиоз настойчиво стремился. Свою страсть к театру он изобретательно реализовал в жанрах несценических — симфониях и «Реквиеме». Роль самой исполняемой «оперы» в его творчестве берет на себя «драматическая» (то есть «театральная») легенда «Осуждение Фауста».

«Троянцев» Берлиоз целиком при жизни на сцене не увидел и не услышал: в 1863 году на сцене «Театра лирик» были представлены три (последние) из пяти действий его оперы — о любви Дидоны и Энея (в сущности — расширенный сюжет оперы Перселла). И получили отдельное название «Троянцы в Карфагене». Первые два (им было дано название «Падение Трои») прозвучали, когда автора десять лет как не было в живых, а вместе все пять актов дожидались ­исполнения до 1890 года. В дальнейшем целиком опера ставилась редко.

Но если читатель ждет (и вполне естественно) продолжения: впервые в России, Мариинский театр… — то ожидания его не будут оправданы. Первым в России на это отважились там, где никто не ожидал, — через площадь от Маринки, в Театре оперы и балета Консерватории, Сергей Стадлер (на тот момент — художественный руководитель театра) и Виктор Крамер. Было это почти десять лет назад, в 2000-м. В Мариинке в то время ваяли вагнеровское «Кольцо», и было совершенно ясно, что пассионарностью два дирижера — руководителя театра, Валерий Гергиев и Сергей Стадлер, не уступают избранным ими композиторам. До премьеры консерваторский проект представлялся утопией, после оказалось, что неприступная крепость взята штурмом, и победителей не судят. Поспорить с этим спектаклем будет очень трудно.

Нынешнюю постановку в совместном проекте трех стран и трех театров — Мариинского, Большого театра Варшавы и Дворца искусств королевы Софии в Валенсии — осуществила отдельная театральная группа, каталонская La Fura dels Baus и режиссер Карлуш Падрисса. Согласно декларациям режиссера и скупым рецензиям с валенсийской премьеры, будут космические корабли и компьютерные вирусы, военная машина (троянский конь) — и курорты Карфагена.

С музыкальной стороны в мариинских «Троянцах» сомневаться не приходится. Не десять лет, как жители Трои, но все же годами мариинские солисты, хор и оркестр выдерживали натиск пламенной музыки Берлиоза и минувшим летом представили свое закаленное в боях искусство в концертном исполнении. Теперь, надо думать, они неуязвимы.

0
0

Отзывы

1
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
10 ноября 2010
С сучком и без задоринки


Идя на «Троянцев» в Мариинку мы знали по фотографиям, что сценография там любопытная. И было даже интересно посмотреть, как именно выглядит современная опера. Но такой безвкусицы мы не предполагали…
Если закрыть глаза, то можно немного насладиться – оркестр старается, артисты стараются еще больше. Но даже если закрыть глаза – будет слышно, как на сцене что-то тащат и это что-то очень шуршит и мешает. Если открыть глаза, станет видно, что опять меняются декорации. Дабы, видимо, сделать оперное искусство более популярным (а получилось наоборот), в Мариинском театре поставили оперу «Троянцы». Если мне теперь надо будет привести пример того, как в современном театре забывают о содержании и слишком увлекаются формой, я расскажу о «Троянцах».

На деле (опера длится почти 6 часов) фантазия создателей заканчивается на втором часу. Троянцы в космических костюмах начинают смахивать на телепузиков. Массовка таращит глаза и, кажется, сама не понимает, зачем на них нацепили всю мишуру – не иначе как костюмированная молодежная вечеринка. Подвешенную на тросе актрису просто жалко. Она поёт, очень хорошо поёт, но на голос особо не обращаешь внимания – думаешь только, как бы она не упала.

Если уж и делать такой технически сложный спектакль, то технология эта должна быть идеальной, без сучка без задоринки. А здесь ни задоринки нет, и сучок (деревяшка) в конце спектакля стремительно падает сверху. Тросы путаются, ноутбуки на костре Дидоны (звучит!) никак не хотят прикрепляться. В зале стоит сдержанный смех. После второго антракта зал полупустой. Под конец режиссер наконец оставляет Дидону (Екатерина Семенчук) одну на сцене и начинается опера. Но лишь на десять минут. Потом опять – космос, много телепузиков, один чебурашка и видеопроекции.

Постановку осуществила каталонская театральная группа «La Fura dels Baus». Эти хулиганы и придумали, что спеть можно про троянцев, а показать компьютерный вирус троян. Сами заодно став вирусом для Мариинского театра. Любопытно, полупустой зал для Гергиева значит, что спектакль провален? Стоит ли тратить деньги на вирусы, приглашать иностранцев, когда Екатерина Семенчук с коллегами могли бы обойтись только вокальными данными? Получилось куда бы лучше. Цирк и опера, мне кажется, суть разные виды искусства.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все