Театральная афиша Москвы

Спектакль Сирано де Бержерак
Постановка Приют комедианта

8.1

История любви поэта и дуэлянта с длинным носом

В театре «Приют комедианта» поставили одну из лучших и уж точно самую востребованную романтическую пьесу мирового репертуара — «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. В отличие от своих старших современников-мучеников, Верлена и Рембо, Ростан прожил почти безоблачную жизнь: с единственной женщиной, поэтессой третьего ряда Роземондой Жерар, он словно бы переместился в эпоху плащей и шпаг. Страстный театр, разыгрываемый этой парой, был достоянием литературного Парижа конца XIX века — их патетичные письма друг к другу современники заучивали наизусть. Стихотворная драма «Сирано де Бержерак» — это именно что театральная игра, ловкая, стремительная, изящная, как дуэль в романах Дюма (в начале пьесы Ростана даже появляется д’Артаньян, чтобы, сделав комплимент Сирано, исчезнуть навсегда). Вот эта-то игра в романтику и безукоризненное благородство и привлекла молодую команду, которую собрал режиссер Андрей Корионов.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
7

Молодежь — в защиту романтики и благородства

В театре «Приют комедианта» поставили одну из лучших и уж точно самую востребованную романтическую пьесу мирового репертуара — «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. В отличие от своих старших современников-мучеников, Верлена и Рембо, Ростан прожил поч­ти безоблачную жизнь: с единственной женщиной, поэтессой третьего ряда Роземондой Жерар, он словно бы переместился в эпоху плащей и шпаг. Страстный театр, разыгрываемый этой парой, был достоянием литературного Парижа конца XIX века — их патетичные письма друг к другу современники заучивали наизусть. Стихотворная драма «Сирано де Бержерак» — это именно что театральная игра, ловкая, стремительная, изящная, как дуэль в романах Дюма (в начале пьесы Ростана даже появляется д’Артаньян, чтобы, сделав комплимент Сирано, исчезнуть навсегда). Вот эта-то игра в романтику и безукоризненное благородство и привлекла молодую команду, которую собрал подающий надежды режиссер Андрей Корионов.

Плащи, ботфорты, шпаги и шляпы на месте, и актеры при этом не выглядят ряжеными. Главный элемент сценографии Ирины Долговой — широкие доски, из которых сложены стены, — время от времени с грохотом падают, отбивая поворотные моменты действия. В музыке — стук каблуков и звон остро отточенного металла. Все это служит гармоничным аккомпанементом к отменным стихам и сюжету про небывалый любовный треугольник: поэт и бретер Сирано де Бержерак влюблен в свою кузину Роксану, а та с ума сходит по красавчику Кристиану — и последний принимается ухаживать за девицей с помощью писем в стихах, которые, жертвуя своим сердцем, сочиняет Сирано.

На роль Сирано де Бержерака приглашен Андрей Носков, известный широкой публике как звезда сериала «Кто в доме хозяин». И как ни странно, глядя на него, вспоминаешь не героя ситкома, а сына античного героя Тесея Ипполита, которого актер сыграл в «Федре» БДТ, одном из лучших трагических спектаклей нашего времени. Знаменитый непомерный нос Сирано в спектакле Корионова не физическое уродство, а психологический комплекс. Выгоняя со сцены плохого артиста Монфлери, Сирано — Носков снимает с него накладной нос, напяливает его на лицо, как карнавальную маску, и прячется в него, как устрица в раковину, всякий раз, когда бывает уязвлен.

Другие артисты тоже впечатляют. Па­вел Чинарев, до сих пор игравший на этой сцене подростков со сложной судьбой, надев перевязь и взбив кудри, словно бы вырос на десяток сантиметров — прежде всего, профессионально. В роли графа де Гиша, высокопоставленного подлеца, домогающегося Роксаны, просто-таки купается Александр Кудренко, прямо по Станиславскому отыскивая, где же в этом ничтожном интригане упрятано достоин­ство, — и ведь находит. Ну а Роксана Екатерины Клеопиной на глазах зала превращается из смешной девчонки в даму, умудряясь не утратить при этом ни отваги, ни вкуса к жизни. К счастью, артис­ты не пытаются убедить публику, что та перенеслась во Францию XVII или даже XIX века, не давят ни патетикой, ни нарочитой серьезностью. На сцене современные молодые люди, которые с любопытством, азартом и самоиронией пробу­ют на зуб возвышенные образы и манеры, давно вышедшие из моды. Добавьте сю­да артиста Сергея Вензелева, который играет всех второстепенных персонажей, включая монашку и дуэнью, — и вы получите тот жанр, который прописал Ростан: героическую комедию.

Что в спектакле пока не выходит, так это как раз драматичные сцены. Длиннющие монологи Сирано в начале (когда он узнает, что нелюбим) и финале (ког­да смертельно раненный поэт является в парк монастыря Святого Креста и беседует там со смертью) попросту не придуманы постановщиком. Режиссерские ошибки на сцене легко диагностируются по трем актерским проявлениям: пафосности, крикливости и нервному напряжению вплоть до спазма в горле. Словом, чтобы довести спектакль до кондиции, остается немногое, но главное. Добиться военной четкости в мизансценах и чтении стихов — любая запинка в ростановском тексте равноценна пропущенному удару клинка. И определить место клю­чевых составляющих сюжета — любви и смерти.

Отзывы пользователей о спектакле «Сирано де Бержерак»

Фото Софья Сорокина
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Потрясающая работа режиссёра Андрея Корионова и прекрасный актерский состав, конечно, могут оставить только положительные эмоции. Это моя любимая пьеса, которую я перечитывала не раз, ожидала я многово. Я была удовлетворена. Действительно, через их игру можно было легко перенять чувства со сцены. Спектакль идёт 3ч20мин, но на протяжении этого времени ни разу не почувствовала скуку.

Фото Den R
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
2
5

не логичен подбор актеров. В целом посмтореть можно, но для меня этот спектакль не был открытием или событием.

Фото Надежда Onse
отзывы:
28
оценок:
124
рейтинг:
17
9

Мне очень понравился спектакль!
И игра актеров, и постановка и все все все. Я и мои друзья все под впечатлением!
Рекомендую всем!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить