Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Женщина без тени

Рихард Штраус
Постановка: Мариинский театр
Режиссер: Джонатан Кент
4 часа 30 минут, 2 антракта

Средняя оценка: 4.2 из 5

Голосов: 13

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет

Еще одна премьера Мариинки из гастрольного проекта «Золотой маски». «Женщина без тени» — первое исполнение в России витиеватой оперы Штрауса в постановке британца Джонатана Кента. Другое открытие — Валерий Гергиев, который в «Женщине без тени» раскрылся как нежный лирик.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
Ольга Манулкина

448 рецензий · 285 оценок · 101 спасибо

Двое: я и моя тень

Рихард Штраус любил контрасты. После экспрессионистской «Саломеи» с отрубленной головой Иоканаана, после мрачной «Электры» он внезапно перешел к комедии «Кавалер розы», которая должна была вернуть на сцену современного театра застывшую в торжественном пафосе вагнеровских и поствагнеровских музыкальных драм моцартовскую жизнерадостность. Впрочем, не стоит забывать, что даже в бездонных ­пропастях «Саломеи»... Показать полностью

Двое: я и моя тень

Рихард Штраус любил контрасты. После экспрессионистской «Саломеи» с отрубленной головой Иоканаана, после мрачной «Электры» он внезапно перешел к комедии «Кавалер розы», которая должна была вернуть на сцену современного театра застывшую в торжественном пафосе вагнеровских и поствагнеровских музыкальных драм моцартовскую жизнерадостность. Впрочем, не стоит забывать, что даже в бездонных ­пропастях «Саломеи» и «Электры» оркестр Штрауса пор­хал и вальсировал. «Дирижируй «Саломеей» и «Электрой», как если бы они были написаны Мендельсоном: музыка эльфов», — наставлял композитор и сам на дирижерском подиуме поступал именно так.

«Кавалер» был рифмой к «Свадьбе Фигаро», а следом появилась «Женщина без тени». Строя замысловатую сказку, Штраус и великий либреттист Гуго фон Гофмансталь (в отличие от Вагнера Штраус не писал либретто сам, а выбирал лучших современных драматургов и писателей; после Гофмансталя был Стефан Цвейг) планировали создать новую «Волшебную флейту».

Оперы Рихарда Штрауса для нас до сих пор огромная неисследованная территория, необозримые широты, сопоставимые с вагнеровским массивом. Мало будет забыть идеологические препоны советских десятилетий по поводу композитора, имевшего несчастье быть отмеченным нацистским режимом. Недостаточно даже того, что мариинские певцы уже доказали, что и Вагнер, и Штраус им по плечу, а гергиевский оркестр прямо создан для роскошных штраусовских партитур.

Для Штрауса нужна оперная публика, которую, в принципе, создать так же просто, как английский газон: стричь и поливать — и так триста лет. Публика, которая имеет вкус к таким утонченным жизненным удовольствиям, как четырехчасовая монументальная опера, перенасыщенная сложной символикой, но при этом столь же далекая от тяжести вагнеровских мифов, как изысканное светское развлечение от мистериального священнодействия. Это театр, который мы потеряли, — лучезарный и полный вкуса к жизни, дорогое удовольствие для всех, кто хочет войти в круг посвященных.

В отношении «Женщины без тени» это верно втройне. Даже для искушенных слушателей она остается загадкой. Здесь есть Императрица — полуженщина, полудух, не отбрасывающая тени и обязанная найти ее, иначе ее супруг Император обратится в камень. И земная супружеская пара — красильщик Барак и его Жена с их супружескими проблемами. Кормилица Императрицы и по совместительству ведьма. Еще — вещий сокол, невидимый маг, золотая река жизни, голоса нерожденных детей (тень — это символ человеческого естества, и ее отсутствие связано с неспособностью Императрицы забеременеть, в семье красильщика он хочет детей, она — нет).

Все эти сказочные реалии опутаны паутиной психологических комплексов и табу в делах двух пар. Добавим к этому отношения Императрицы с ее могущественным отцом: устремляясь к Моцарту и отстраняясь от Вагнера, Штраус и Гофмансталь не избежали, конечно, явственных вагнеровских аллюзий. Но там, где вагнеровские миры — небесная Валгалла и подземный Нибельгейм — в ненависти крадут друг у друга золото, власть и жизнь и взаимоуничтожаются, «горний» и «дольний» миры Штрауса–Гофмансталя через самопожертвование приходят к сказочному счастливому концу.

Ставить «Женщину без тени» сложно (хотя этим все равно нельзя объяснить то, что в России она будет впервые показана девяносто лет спустя после создания). По «Тени» Шварца мы знаем, как действует тень без человека. Как показать человека без тени? В последней постановке «Женщины» в Метрополитен (сезон 2001–2002), которая оказалась первым и последним спектаклем на американской сцене Герберта Вернике, ушедшего из жизни спустя всего несколько месяцев, режиссер поместил действие в сияющую квазизеркальную коробку, сверкающий кристалл, постоянно меняющий оттенки, и до такта рассчитал световую партитуру. Огненные языки пламени и ледяное сияние дворца снежной королевы, преломленные в разных плоскостях, создали вибрирующий светящийся «верхний» мир сказки, пришедшийся впору залу Метрополитен с его знаменитыми хрустальными люстрами.

В мариинском спектакле режиссер Джонатан Кент и художник Пол Браун обещают переплетение реального и сказочного, мгновенные превращения, полеты на гигантских ­рыбах и птицах, соединение высоких технологий и живописных декораций.

После премьеры спектакля Вернике рецензент The New York Times предрекал, что еще двадцать пять лет зрители «Женщины без тени» будут гордиться тем, что они ее ­ви­дели. Будем надеяться, и нам будет чем гордиться вплоть до 2034 года.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 4 из 5
Спасибо! 2
Ulrih

270 рецензий · 348 оценок · 414 спасибо

Рихард Штраус. Музыка - без тени сомнения...

Кто-то из знаменитых всякий раз при упоминании Рихарда Штрауса говорил: - из всех Рихардов я предпочитаю Вагнера, а из Штраусов - Иоганна. Это забавно, но совершенно несправедливо. То ли колаборация с Гитлером, то ли сплошные войны, которые пришлись на период зрелости Рихарда второго, стали тому причиной- не знаю, но как-то незаслуженно мало его музыка звучит в России. Вот вездесущий В.Гергиев решил поправить этот недостаток и... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Тотсамый

2 рецензии · 2 оценки · 1 спасибо

Однозначно идти стоит!!!
Опера на немецком с субтитрами на русском! Вот только с пониманием ее честно говоря очень сложно! Заставляет задуматься неискушенного зрителя!! После вкусе заставляет долго думать над тем что не стоит строить счастье на чужом несчастье и это пожалуй основная мысль ее!

Оценка: 3 из 5
Спасибо! 1
Vrednukas

42 рецензии · 43 оценки · 73 спасибо

Музыка чудесна, а вот на сцену лучше не смотеть. Афиша очень правильно разместила фотографию сцены, которая вызвала наибольшее изумление. Мне постановка показалась, мягко говоря, странной. А особенно странной для Мариинки. Были разочарованы.

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
kruzhevniza

6 рецензий · 6 оценок · 6 спасибо

Женщина без тени - яркая, динамичная опера, с увлекательным сюжетом и богатой звуковой палитрой.
Постановкой этой оперы еще раз подтверждает знак качества Мариинского театра. Невозможно вообразить себе ее исполнение на любой другой сцене нашей необъятной Родины.
Мариинский театр сделал все возможное, чтобы представить оперу в лучшем свете: оркестр, постановка были на высоте.
Тем не менее сама опера далеко не дотягивает до уровня феерии.
Несмотря на мистичность музыки и... Читать полностью

Все рецензии 5

Новые рестораны Тако на Даниловском, винный бар от «Рюмочной в Зюзино» и «Жадина-говядина»

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Космический квест, который точно понравится детям

Прежде чем подводить окончательные итоги года в рубрике «Кино», мы предлагаем читателям «Афиши...

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...