Опера |
16+ |
Игорь Коняев |
3 часа 15 минут, 2 антракта |
Раньше в Мариинском и Театре имени Мусоргского, как назывался до недавних пор Михайловский театр, совпадали «Травиата» и «Лебединое озеро». Теперь можно наблюдать, как два театра наперегонки ставят более редкий для наших широт оперный опус — «Русалку» Дворжака. Мариинская премьера прошла в июле, Михайловский уступил всего четыре месяца. Ставить «Русалку» (и дебютировать в опере) приглашен Игорь Коняев, ученик Льва Додина, в прошлом режиссер МДТ. Музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Михайловского театра Петер Феранец, утверждает, что голоса труппы будто созданы для «Русалки».
Одной из особенностей этой постановки является то, что здесь удачно применены современные театральные технологии. Имеющиеся спецэффекты гармонично вписываются в лирический сюжет классического жанра, помогают раскрыть действие, а не присутствуют только ради того, чтобы быть.
Во-первых, очень понравилось, как актёры преподнесли свои роли. Их исполнение было очень трогательным, наполненным чувств. И вокал у большинства участников очень сильный (ИМХО).
Кроме того, сама постановка интересна. Балетная часть хорошо вписывается в действие, подчёркивая драматизм сюжета, делая очень зрелищными номера, исполнения вокальных партий. При этом вокальная часть нисколько от этого не страдает, а остаётся на высшем уровне.
Костюмы достаточно интересны. Они сочетают и классический стиль (Русалка, Принц, Княжна), и абстрактно современный (демоны, Баба Яга), и подчёркнуто сказочный (водяной, нимфы). Тем не менее, такое совместное присутствие стилей очень гармонично, и не выглядит "вырванным" из разных спектаклей. Более того, оно напоминает о существовании трёх разных миров.
Декорации. Это тот самый случай, когда одновременно имеет место вкус и эффектность. Основной декорацией является гигантский квадрат с отверстием посредине. Он также может изменять наклон. Этот квадрат может выступать как озеро с берегом, как морское дно, как скала, где живёт Баба Яга и по которой карабкаются демоны. А проекции то водных пучин, то леса погружают зрителя в нужную атмосферу. При этом водный и лесной мир тоже не однозначен. В зависимости от хода сюжета лесная чащоба может озариться солнечным светом, а водная гладь покрыться лунным мерцанием. При это небольшая сцена театра не загромождена.
В итоге, постановка очень гармонична, выполнена со вкусом.
На мой взгляд, очень удачное сочетание трогательной истории о любви на прекрасную, образную музыку Дворжика и современных технологий. Единственным минусом можно назвать цены на билеты, в результате чего большая часть зала осталась свободной.
Пересказывать всемирно известную истории о Русалке, которая пожертвовала всем ради любимого и недостойного её принца (вот она, прекрасная, чистая, всеобъемлющая и всепрощающая женская любовь) не имеет смысла. Лучше попытаюсь рассказать о постановке.
Декораций практически нет – их роль выполняет огромный движущийся квадрат с вырезанным кругом посередине и видеофрагменты, идущие на экранах позади и по бокам сцены – то лес, озарённый лучами восходящего солнца с летающими бабочками, плещущаяся вода, огонь, плывущая русалка или падающие звёзды – всё это помогает погрузиться в оперу, почувствовать себя её участником, и освещение, которое играет немалую роль в изображении пруда, луга, леса и озерной пучины.
Особенно трогательным моментом была сцена, где Русалка, просящая Месяц передать любимому, что она ждёт его, ищет, стояла в центре круга, а за её спиной падали звёзды.
Костюмы современные, не лишенные вкуса и фантазии – платья русалок блестят, как чешуя, красное платье южанки говорит о её страстности, костюм Бабы Яги по-разному трансформируется и наводит ужас.
А в конце особенно сильный момент – идёт дождь, а на его фоне на коленях стоит главная героиня, молящая о прощении для себя.
Нельзя не отметить такую приятную деталь, как бегущую строку с переводом песен на русский язык.