Театральная афиша Москвы

Все отзывы о спектакле История мамонта

8.5
оценить
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Кристина Матвиенко
Фото Кристина Матвиенко
отзывы: 28
оценки: 21
рейтинг: 18
7
Студенческий беспредел

Роман пермяка Алексея Иванова «Географ глобус пропил» идеально приспособлен для того, чтобы его взяли да сыграли молодые артисты, а еще лучше ­студенты. Тем не менее до Екатерины Гранитовой — режиссера, преподающе­го в РАТИ на курсе Олега Кудряшова, — театр за Иванова не брался.

На сцене центра «На Страстном» ­несколько парт и маленькая выгородка с лампочкой, обозначающая небогатую квартирку Виктора Служкина (Андрей Сиротин) — интеллектуала, провинциального лузера с нездешним шармом, любителя женщин и выпивки. Географом в школу Служкин пошел не по доброй воле: жена Надя (Ирина Латушко), худенькая блондинка в халате, пилила мужа за безденежье, пока тот не сдался. Но именно в школе, встретив закаленных в боях с системой образования старшеклассников, Служкин нечаянно обрел мало-мальский смысл жизни. Своих негодяев и подонков Служкин не ­воспи­тывает — он дает им шанс свободного волеизъявления. И оказывается, что ­никто к этому не готов.

Своего героя краевед Иванов ­на­деляет, кроме прочего, любовью к род­ным местам — порогам коварной Камы и древним складкам в базальтовой ­по­роде. В сочетании с гедонизмом Служкина, который распивает водку едва ли не в классе и готов залезть под юбку первой встречной, это создает на редкость привлекательный образ учителя — особенно если учесть, что преподает он самый отстойный предмет. Немудрено, что в него влюбляется первая красавица и отличница Маша Большакова (Полина Лазарева).

Андрей Сиротин, лихо и с совсем не ученической свободой играющий Служкина, поет вместе с джаз-бандом Мамонова: «Я так хочу, чтоб голая ходила ты, Пьяная ходила ты…» И Мамонов, и витальный хит Shocking Blue задают вполне определенный тон — наглого, принципиально аморального диссидентства, царившего в голове учителя географии и его отвязных друзей в начале ­90-х.

Точно попав с распределением ролей и угадав психофизическое соответствие между героями Иванова и своими юными актерами, режиссер Гранитова добилась удивительного результата. В романе-то речь идет о тех, кому сегодня под сорок, а на сцене абсолютно сегодняшние, хотя и слегка приглаженные молодые люди, которые, как и их предки, хотят — чтоб непременно «голая и пьяная ходила».

0
0
...
10 декабря 2009
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 407
7

Дипломный спектакль «кудряшей», студентов-актёров мастерской Кудряшова в ГИТИСе, получивший гран-при IV фестиваля «Твой шанс», со сцены учебного театра перебрался на подмостки ТЦ на Страстном. Это «История мамонта» по тому самому Иванову, до которого у меня так ещё и не дошли руки, хотя рекомендовали уже со всех сторон, по его роману «Географ глобус пропил», тому самому, про который наша препод по русской литературе почему-то сказала, что он мне не понравится. Кусочек жизни «раздолбая» Служкина (Сиротин), который за неимением другой работы пошёл в учителя географии, нашёл общий язык со шпаной-девятиклассниками, зато совершенно оторвался, шаг за шагом, от своих сверстников, бывших одноклассников. Вроде и бытуют одинаково, и воспоминания общие есть, однако и жене, и лучшему другу, и первой школьной любви нужны только «машина, квартира и хрен в пол-аршина», а Служкин, чудак, ещё тянется к теплоте человеческих отношений. Но завязавшийся было роман с ученицей, естественно, оканчивается крахом вместе с карьерой… На сцене множество зримых примет девяностых – от деревянной лакированной картинки на стене и кружки в вишенку до музыкальных хитов с наиболее абсурдными текстами и привязчиво-душевными при этом мотивчиками. Это даёт повод рассматривать Служкина как почти «героя нашего времени» - обладающего непоколебимой невозмутимостью и при этом замечательным чувством юмора (причём шутить он предпочитает в рифму), легко схватывающего новые словечки и правила игры и не пасующего перед трудностями, уважающего себя и других, не дурака напиться, когда окружающий мир не вписывается в рамки понимания. Интеллигент-хулиган, бездельник с колоссальным потенциалом, принципиальный пофигист – сын противоречивой эпохи, которую кто-то зовёт расцветом, а кто-то застоем. Он ничего не изменил в своей судьбе, казалось бы, пассивно плыл по течению, но смог сплотить коллектив очень непростых и разных личностей и, не поучая и не осуждая, научить молодое поколение жизни. А ведь талант учителя – очень редкий, очень важный и один из самых незаметных и недооценённых. К сожалению, не могу судить, сужает ли такое понимание смысл лёгшей в основу книги, равно как и не могу сравнивать сюжеты и раскрытие персонажей, но все три с половиной часа мне было интересно следить за развитием нехитрых событий. Спектакль реалистичен донельзя – метафор и аллюзий в нём нет, как нет и впечатляющих психологических глубин и эмоциональных надрывов, экзистенциальных вопросов бытия и социально-политической злободневности. Он просто честен, искренен и естественен, обладает своим ритмом, атмосферой и каким-то тёплым посылом благодаря органичной актёрской игре, лаконичным многофункциональным декорациям, живой музыке, удачному освещению. В нём растворяешься и живёшь, заражаясь той энергией, которую находит Служкин в туристическом походе и борьбе с непокорной рекой. Про любой студенческий актёрский коллектив неизменно хочется сказать: «ребята – молодцы!» - за сыгранность, любовь к своему делу, молодой энтузиазм и вообще симпатичность. Этот – не исключение: несколько повзрослевшие и возмужавшие «ребята» - почти два десятка ярких индивидуальностей, объёмных, интересных, запоминающихся образов. Служкин Сиротина, фактически не сходящий со сцены на протяжении всего действия, великолепен без лишних слов. «Мамонта» стоит увидеть – его приятно смотреть и приятно вспоминать.

01.10.2010
Комментировать рецензию

2
0
...
2 октября 2010
Фото kradenoesolnce
Фото kradenoesolnce
отзывы: 80
оценки: 90
рейтинг: 174
9

Чудесный спектакль. Я вообще не очень люблю театры, особенно современные: ужасная толкотня и духота в вестибюле, да и в самом зале зачастую нечем дышать... но тут мне сказали: надо посмотреть! Надо так надо. Пошла. И не пожалела, несмотря на то, что и толкотня, и духота наличествовали.

Потрясающе харизматичные молодые актеры, оригинальное музыкальное сопровождение, молниеносная смена декораций, ну и, конечно, лучшие эпизоды книги Иванова, которые я представляла себе совершенно не так (а значительно менее ярко и интересно). Очень надеюсь, что спектакль еще будет идти когда-нибудь где-нибудь, поскольку очень захотелось сводить на него родителей.

1
0
...
25 сентября 2010
Фото Саша Солдатова
Фото Саша Солдатова
отзывы: 77
оценки: 1107
рейтинг: 93
9

И откуда же всё-таки взялась эта ностальгия? По советской школе и жизни после неё – по тому, чего у меня никогда не было?..

Текст Алексея Иванова, как свойственно всем текстам этого писателя, целиком вводит нас в свой особый мир и забывает вывести: вот уже неделю я нон-стоп слушаю Звуки Му и вспоминаю, как же хорошо, по-домашнему, было на спектакле у птенцов Олега Кудряшова. Роман Иванова «Географ глобус пропил» понятно, о чём: школьные хулиганы, отвергавшие советские реалии во всех проявлениях, вырастая, совсем не меняются и так же бегут от навязанных обществом моделей и в 90-е, что не приводит их ни к чему хорошему. Название спектакля – «История мамонта» – смещает акценты. Абсурдное с первого взгляда, оно становится до слёз трогательным и глубоким, когда главный герой, Служкин Виктор Сергеевич, на вопрос своей четырёхлетней дочери:

- Папа, а от чего умерли мамонты?

Отвечает:

- От доброты.

Сам Служкин в итоге не умирает, конечно, но оказывается перед пропастью бесперспективного, бессчастливого, никому не нужного будущего. Человек, который ко всему подходит с шуткой-прибауткой, сводит лучшего друга с женой, чтобы обоих сделать счастливыми, не пользуется доверчивостью влюблённой в него ученицы и вообще – добрый, честный, романтичный и весёлый парень – в результате теряет последнюю надежду на личное счастье, работу, остаётся один на один с ненавидящей его женой и другом-собутыльником.

Но это всё можно было бы найти и в книге, называйся она другим образом. А как всё-таки странно, что очарование самого спектакля совсем не получается описать! Ну разве я смогу передать, как живо играли сегодняшние выпускники ГИТИСа? Как они пели смешные и грустные песни на фоне карты России, сделанной из какого-то мусора? Какие были наряды у девушек на домашней дискотеке под «Мадам Брошкину» (вроде, она была?) Аллы Пугачёвой и как бурчала и плевалась пеной смешная стиральная машинка? И как во мне одна за другой рождались ностальгия, радость, грусть? Нет, не возможно. Наверно, это и есть настоящий театр.

1
0
...
16 марта 2010
Фото Регина Лежнина
Фото Регина Лежнина
отзывы: 48
оценки: 160
рейтинг: 63
9

Пересказывать сюжет не буду, уже много всего написано, можно книгу Иванова перечитать... Игра артистов замечательная, каждый настолько искренен и гармоничен в своей роли, что тут же влюбляешься во всех подряд, они становятся знакомыми и родными, настолько что, как только спектакль заканчивается, хочется сходить на него еще раз. Что я обязательно и сделаю, как только он опять появится в афише.

0
0
...
5 февраля 2011
Фото Илья Сафронов
Фото Илья Сафронов
отзывы: 29
оценки: 35
рейтинг: 40
5

Спектакль по современному классику, бедняге, несущим тяжкое ярмо современных русских литераторов: великолепное, веками выточенное, сочное владение словом, формой при абсолютной внутренней пустоте. Нельзя же историю о том, что люди с возрастом становятся пошлее и злее, но сожалеют об этом, рассказанную банальным способом сравнения заматеревших людей и школьников, которые потом превратятся в таких же людишек, считать чем-то выдающимся У Вампилова в утиной охоте все это уже давно и тщательно прописано.

Проблемой стала именно эта внешняя сила текста – все эти скабрезные анекдотики, мини-истории, каламбуры и прочие бля щедринизмы. Эта внешняя притягательность текста сразу заразила болезненным смехом половину аудитории и актеры, то ли еще студенты, то ли уже выпустившиеся из мастерской, не смогли по молодости противостоять липкому веселью публики и стали немного подыгрывать и наигрывать.

В итоге действие и внушительная сила спектакля была такова, что поднявшись с кресел в антракте мы без особой натяжки заявили друг другу, что в целом смешно и непошло, можно и досмотреть, но уже к середине чашки кофе в антракте, пришли к выводу, что катарсиса как-то нет, да и не будет, так что не пойти ли нам по добру по здорову.

0
0
...
16 октября 2009
Фото Дмитрий
Фото Дмитрий
отзывы: 49
оценки: 50
рейтинг: 34
7

Мои мысли.... Я в целом не жалую советско-постсоветскую тематику, ибо мною это время отчасти прожито, имеет некую сформировавшуюся в моем сознании нишу, и любое созерцание вновь тех времен очень критически оценивается. Если же появляется ощущение авторской ностальгии по совку, то просто вызывает внутренний протест, ибо "... не дай Бог скатиться до сожалений о несбывшимся!" (М.Фрай). Но, "История мамонта" - удачный вариант, апеллирующий к межличностным отношениям героев с учетом обстановки того времени, но не акцентирует в данном случае поздне-советскую реальность. На мой вкус это правильный подход, в таком ключе интересно следить за сюжетом в любом историческом контексте, хоть 13 века, хоть 21-го. Собственно об актерской реализации в исполнении студентов - старшекурсников писал уже не раз - это всегда Блеск! Это Творчество и Драйв. Итого - очень доволен проведенным вечером.

0
0
...
16 января 2011
Фото satishabunc
Фото satishabunc
отзывы: 35
оценки: 75
рейтинг: 29
7

Я ожидала от спектакля гораааааздо большего, особенно на фоне многочисленных восторженных рецензий. Выдающимся уж точно его назвать сложно. Единственное, за что благодарна, - за желание прочесть книгу Алексея Иванова, по которой поставлен спектакль. Текст кажется занятным.
Нехватка музыки на фоне постоянного пения всех подряд на сцене - парадоксальна, но факт. И когда в финале наконец зазвучала песня в записи - спектакль как будто стал в разы объёмнее.
Второе отделение смотрится интересней первого, но ощущение, что это сценический скетч, а не спектакль, всё равно не оставляло. Недотеатр, потому что нестуденческие спектакли я видела сильнее, а уж студенческие - и подавно.

0
0
...
14 октября 2010
Фото Maryam_
Фото Maryam_
отзывы: 24
оценки: 37
рейтинг: 17
7

Билеты мне дали в "Кофеине" бесплатно за то, что я купила у них пол кило отличного кофе в зернах. Спектакль оказался не хуже кофе. Достаточно крепкий, ароматный, мягкий при том и спать не хотелось. Я вообще люблю спектакли молодых курсов. Они играются с азартом и слаженно. И этот не стал исключением. В нем много интересных нестандартных находок, уместно и колоритно звучат песни Мамонова и Налича. И вообще. Я увидела действительно качественный свежий интересный театр. Молодые актеры сыграли поколение тридцатилетних людей, причем то поколение, которому сейчас должно быть за сорок. И сделали это так, что в персонажах я то и дело узнавала знакомых. Ба, ну надо же, это же такая-то или такой-то точь-в-точь.
Единственный вопрос, который остался, скорее к автору текста. А зачем собственно была так талантливо рассказана история несчастного, слабого, малодушного и похоже безнадежного "мамонта"? В начале он еще вызывает симпатию мнимой добротой. Но затем персонаж раскрывается так очевидно, что ничего кроме брезгливости и раздражения не вызывает. Никакой надежды на иное развитие его судьбы спектакль не оставляет. Подобных историй разложения когда-то одаренных людей все знают предостаточно. Вот еще одна. Ну вроде как всем ребятам пример. Но те, кому хорошо было бы посмотреть на себя в это зеркало, редко ходят в театр. Разве что им тоже всучат билеты за кофе.

0
0
...
26 сентября 2010
Фото Назарова Марфа
Фото Назарова Марфа
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 8
9

Географ нашего времени
Географ нашего времени или инфантильный мамонт
Я не критик, но очень захотелось написать, ибо второй день под сильным впечатлением от увиденного, а такое со мной, поверьте, не часто бывает..
Для начала маленькое отступление: в РАМТе сейчас готовится конкурс "Героя- на сцену", студенты разных вузов предлагают материал для постановки и пишут эссе-мотивируют почему именно этот герой актуален сегодня.. Я думаю, что ответ на вопрос кто же герой нашего времени- мной наконец то получен- товарищ Служкин, в исполнении Андрея Сиротина.
Ироничный, вечно поддатый, не сопротивляющийся жизни и обстоятельствам, чертовски в результате всего этого обаятельный и что неваловажно ( а этого я не прочла ни в одной рецензии почему то)- все-таки с моральным внутренним стержнем, пусть он тонок, этот стержень, но он есть.. и если бы его не было, то можно было бы взвыть от безнадежности всего увиденного.. Не помню дословно, но в конце, в любовной сцене со своей ученицей Машей, он говорит: «Я не возьму Машу, потому что что-то внутри мне не разрешает это сделать и всё»
Без этого «чего то внутри», без этого нравственного критерия не получился бы такой объемный и неоднозначный образ.. Иначе это был бы просто алкаш-неудачник.. А он еще и романтик, поэт- неудачник и песни странные поет...
Кстати, победил в рамтовском конкурсе парень, который предлагает поставить макдонаха «Сиротливый запад»- там герой ирландский пастор- неудачник, один в один Служкин , только на европейский манер. А здесь, наше- родное, до боли знакомое и очень понятное, и оттого очень жалкое..
Еще круг размышлений: я подумала , что учитель Служкин это Иисус 21го века.. Вот такая мутация. Теперь он не учит своих учеников, а ровным счетом ничем от них не отличается. Его класс, как на картине Брейгеля «Слепые», им нужен поводырь, но поводырь сам тоже слеп...Он такой же как и все кого ему предстоит вести..И в этом ужас и боль. Опять же, Служкин сам говорит : « Вы думаете, я старше, опытнее, и это что-то да значит? Да ни фига это не значит»
Сегодня в этой стране нет ни традиций, ни корней, ни идеалов, НИЧЕГО... Не на что опереться, чему учить в школе? Смешно.. и всё что ему остается, слиться, сплотиться с товарищами по несчастью- такими же заблудившимися как и он. И поэтому как нельзя удачнее решение: учителя Служкина, лузера играет такой же парнишка как и все остальные школьники..Один курс, одна команда, общие проблемы. Одно поколение.. Как говорит ученица Люся Митрофанова о географе: « Он хотя бы не осуждает...»
В каждом советском периоде был свой такой великий фильм или пьеса про взаимоотношения учителя с учениками ( «Доживем до понедельника», «Дорогая Елена Сергеевна», сейчас сериал «Школа». Я считаю спектакль «История мамонта», гораздо острее и точнее и талантливееи и умнее и неоднозначнее раскрывает тему взаимоотношений учителя и ученика сегодня, хотя события там происходят в «лихие 90тые»
Да! а еще раньше , до советского кино был Достоевский, «Братья Карамазовы»- с Алешей и мальчиками)
И я помню, мне важно здесь об этом сказать, когда Женовач ставил «мальчиков» ему принципиально было важно, чтобы Алеша- учитель, пример, старший товарищ, выглядел внушительнее, старше своих «птенцов», поэтому удачным стало решение, что Учителя должен играть Александр Коручеков, из режиссерской группы, на поколение старше своих однокурсников. В «Мамонте» же принципиально важно чтобы наоборот, учитель ничем не отличался от своих подопечных... Такой же, если не хуже...
Наталкивает на размышления о нашем времени в целом, когда уже никто ничему в принципе научить не может и не нужно... Потеря общей шкалы ценностей, кто во что горазд.. Как группка этих бедных зверьков на катамаране под страшными волнами... бедные «слепые» без поводыря...
И карта нашей родины- из целофановых пакетов, и прочего мусора... И вот она, постсоветская действительность... Группка затерянных людей в большой помойке... Вызывает колоссальную жалость, до слез... Но еще больше слез вызывает единственная капля надежды... Единственная.. Служкин не сопротивляется этой жизни, но и сам (заметьте!!!) не опускается до ее пошлости, он никого не осуждает: ни жену, ни школьников, просто живет, да, пьяно, но зато искренне и честно...И неспроста он становится любимцем этих трудных подростков. Он очень чистый , душевно светлый персонаж... Сидит себе с книжкой в коридоре на собственном дне рождении и вроде как не замечает и как следствие НЕ УЧАСТВУЕТ в этом всеобщем разврате под «мадам Брошкину». Никаких нравоучений и громких слов, как у завуча Угрозы Борисовны☺
Служкин- искренен и этим ужасно подкупает...
Классный он, не даром в него отличница Маша влюбилась.. И жалко его, потому что он, как герой этого времени, ниче не может противопоставить этому времени... Можно конечно как Будкин, бабло зашибать, тогда и женщины полюбят, да только нужны ли такие женщины?
Время... Я помню как моя мама, художник, в 90ые годы мыла полы в только что открывшемся спортивном магазине чтоб хоть как то прокормить нас с сестрой.. и еще перебирала гнилые овощи в магазине. Но не сломалась, не спилась, не озлобилась на эту жизнь, на это время.. Почему же у поколения Служкина не хватает какого то фермента выживаемости, способа борьбы, противостояния?
В общем болит у меня душа за Служкина, и какое лекарство для хорошего парня от его инфантилизма- пока не знаю...

4
0
...
12 мая 2010
Фото Наталья Енотовна
Фото Наталья Енотовна
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 6
9

В предыдущий заход не успели сходить, но как ярые поклонники ГИТИСа, не пропускающие ни одной постановки, подумали, что продолжение будет.
Уже не первый год ходим на постанивки ГИТИСа-сначала ходили в сам институт, на чердаке смотрели Нос и Вий, и ещё разные,но не такие яркие постановки...Молодые актеры, молодая кровья, яркие образы...
Осенью просмотрели Историю одной пары и Истории подслушанные в айподе-очень понравилось.Все очень живо,необычно...Красиво и артистично...
И опять же-очень нравится то,что играют молодые актеры.
Мне показалось,что данное произведение-Географ глобус пропил- чуть-чуть не в тему театра, с учетом,что приходят смотреть пожилые люди и слово-трахаться может выхвать у них несколько рвотное ощущение.
Да, другое поколение, другие нравы...Но вроде пошлятиной не отдавало...Обалденная игра на всевозможных инструментах.
Так и не сразу скажешь, что сидишь в театре...
Правда я заметила, все спектакли,на которых мы были в этом сезоне - все с музыкой,песнями и танцами...
Рекомендую сходить и посмеяться, и погрустить...
Для молодежи-особенно актуально...

1
0
...
7 декабря 2009
Фото Rina M
Фото Rina M
отзывы: 5
оценки: 11
рейтинг: 4
9

10 мая были на этом замечательном спектакле в Театральном центре на Страстном

Книгу я к сожалению не читала, но скоро наверстаю упущенное. Что-то подсказывает мне, что книга подарит мне много приятных часов.

Здесь написано много хороших рецензий. Я не умею писать рецензии, но я обожаю делиться ощущениями. И сейчас, спустя день, меня все еще переполняют ощущения, эмоции, чувства, которыми меня напитал этот спектакль. Последний раз я была под таким сильным впечатлением от райкинского "Синего чудовища". Тогда у меня точно также пела душа...

Спектакль шел 3,5 часа и за это время я успела полюбить всех его героев без исключения. Молодые ребята, студенты ГИТИС, настолько классно передали каждый своего героя! Я смеялась до слез и очень хотелось, чтобы магия этих молодых "волшебников" не кончалась.

- Обалденный сценарий (нельзя не упомянуть режиссера спектакля Екатерину Гранитову - очень хочется посмотреть еще какую-нибудь ее работу).

- Очень талантливая труппа и здесь хочется выделить ключевого героя Андрея Сиротина. Этот красавчик с проникновенным голосом и интеллигентным взглядом покоряет с первого взгляда. Я очень надеюсь, что его звезда еще только всходит и скоро мы увидим его во многих ярких и интересных образах.

- Суперское музыкальное сопровождение. Ребята вдохнули новую жизнь в песни Налича и Мамонова.

1
0
...
13 мая 2010
Фото Вика Солнцева
Фото Вика Солнцева
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9


Главный герой спектакля, тот самый «мамонт» Виктор Сергеевич Служкин – биолог по образованию, горе-учитель, преподающий географию. История этого мечтателя-неудачника начинается с привычной для раздолбая сцены – пританцовывая Служкин (Андрей Сиротин) поет веселую песню:
Первые слова песни Петра Мамонова, ключевые для сценографии спектакля. Из бумаги, пожалуй, здесь сделано самое главное. Физическая карта России представляет собой растянутый проволочный каркас, на которой приклеена подходящая по цвету бумага. Даже шар в правом углу сцены похож не то на луну, не то на глобус, по такому же принципу «раскрашенный» бумагой. Да и выражения: «…как я тебя хочу в универмаге» и «…пьяная ходила ты» определяют неизменные и самые главные черты характера Виктора Сергеевича Служкина.
В начале спектакля актеры вместе с главным героем поют песню, напоминая зрителю о том, что он смотрит спектакль студентов театрального ВУЗа – гитарка, простые звуки, простой аккомпанемент, создающийся подручными предметами. Ситуация меняется, когда на сцену выходит советская женщина – педагог и объявляет построившимся в линейку ученикам о смерти Брежнева. Школьники-выпускники, не слушая «училку», переговариваются между собой и, незаметно, приклеивают на спины друг другу бумажки с обидными фразочками: «Ветка - проститутка», «Ленка - дура», «Витька - чухан». Пожалуй самая советская фраза – «Ленка-дура»! Остальные, как-то не связаны (слишком современные) с эпохой Брежнева. Смерть Генерального Секретаря не была так важна для этих взрослых школьников. Три дня траура мешали ребятам шутить, гулять, веселиться, ходить в кино, в первый раз заниматься сексом, в конце концов.
Слова «школа», «школьный» будут сопровождать главного героя на протяжении всего трехчасового спектакля. После несостоявшегося урока, омраченного смертью Брежнева, рассказчик (актер Дмитрий Захаров, читающий текст «от автора», и присутствующий на сцене практически весь спектакль) объявляет: «Прошло десять лет». И вот тут начинается самое главное. Как и чем теперь живет «Витька - чухан»? Витька не изменился и не повзрослел. После окончания биофака, остался без работы, зато с женой, которая вечно не довольна и вечно злится на мужа и дочкой. Семья не может жить на голом энтузиазме и шутках-прибаутках Служкина.
От безденежья и террора со стороны жены Служкина потянуло опять в школу. Только не учиться, а преподавать, даже, не биологию, а географию школьникам – оболдуям из 9-го «Б». Педагогических навыков у бедного Виктора Сергеевича нет, поэтому он и принялся воспитывать учеников своими методами – рукоприкладством (драка с Градусовым), издевательством (Сесть! Встать! Сесть за парты! Встать!), игрой в карты(с тем же Градусовым). Вот он – абсурд школьной жизни, которая никак не дает покоя Служкину. Он застрял в этой прошлой жизни, безвылазно, как в трясине. Школьные друзья, школьные романы друзей и его собственные, которые не дают покоя. Они встречаются, уходят из семьи и давно уже прошлись по рукам друг друга еще в школе, вместе выпивая. Виктор Сергеевич до сих пор никак не может отказаться от алкогольной привычки и наконец определиться со своими женщинами. В школе он любил Ветку (Наташу Веткину), но она вышла замуж за Колесо (Вову Колесникова). Вову любит Рунева. К Руневой, так же как и к Ветке постоянно, будучи женатым, таскается Служкин. Черт знает что! А тут еще, и жена к другому ушла и школьники-девятиклассники мочатся на тряпку для вытирания школьной доски! А все почему? Потому что Служкин - раздолбай, которого болтает из угла в угол по всему классу географии. От Градусова к глобусу на столе, от Маши Большаковой к школьной доске. Переменчивый характер у этого Виктора Сергеевича! Его также бросает по жизни то к одной женщине, то к другой. От него уходит жена к, его лучшему другу Будкину. А брошенному мужу все -равно. Тем самым, это не мешает Виктору Сергеевичу быть хорошим отцом для своей дочери Таты, рассказывать ей истории про всяких динозавров и мамонтов. Служкин плывет по течению, никуда не сворачивая, не цепляясь за камни и ветки как за единственный шанс в жизни, за поступок. Поступок, который может перевернуть всю судьбу, его самого перевернуть с ног на голову. Но, пока, с ног на голову главного героя переворачивает только алкоголь. Умная речь, которая звучит из уст Служкина не его, а скорее, Алексея Иванова. Красноречивые фразочки главного героя рождены на каких-то пьяных посиделках.
Любимый учитель не тот, кто учит предмету, а тот, кто учит правильно жить и воспринимать жизнь. Это и попытался сделать Виктор Сергеевич во втором акте спектакля, отправившись со своим 9 «Б» в поход, точнее в сплав по реке Каме.
Занятно начинается второй акт повествования. Посреди сцены на спортивном мате лежит пьяное «тело» в течении 10-15 минут. Рядом с ним, почти наступая, ходят ученики с рюкзаками, в сапогах. И только потом, мы понимаем, что действие происходит в электричке, это «тело» наш старый знакомый рассказчик, пьяный в драбадан. Собственно от алкоголя не отказывается и наш главный герой. На пару со своим учеником, все тем же Градусовым, напивается в тамбуре электрички, поет песни, материться, плюется, пристает к ученице Маше Большаковой. И не просто так. Спустя еще пару дней Маша влюбится в своего учителя географии без памяти! Да, чего только не натерпелись ребята в походе рядом с вечно пьяным географом!
Образ Служкина Алексея Иванова и образ, который создал Андрей Сиротин сильно разнятся. Если в спектакле Виктор Сергеевич – недалекий балбес, то в книге совсем наоборот. Главный герой – красиво и образно рассуждающий человек, рисующий потрясающие картины природы (не без помощи языка Иванова, конечно). Увы, в спектакле этого нет. Гранитова специально сделала Служкина туповатым разгельдяем, лишенным этой душевной глубины. Зато отлично показана сцена сплава на катамаране по реке Кама. Актеры настолько пластичны, что им без труда удается показать всем своим телом восприятие каждого удара волны о катамаран. Они переворачиваются, задирая ноги, держат друг друга за руки. При этом, на их лице (как при замедленной съемке) мы видим абсолютное счастье от всего происходящего с ними, от открытия для себя чего-то нового. И пускай они мокрые, голодные, с пьяным учителем-гидом. Они счастливы и их мировоззрение меняется в лучшую сторону. И в этом уже заслуга Служкина не как учителя географии, а как человека, способного учить жизни.
С одной стороны, игра Сиротина напоминает мне игру, точнее, повествовательную игру Евгения Гришковца. Та же, в большинстве своем, остроумность и та же монотонность рассказчика, вперемешку с несуразностью и где-то даже глупостью. С другой стороны, Сиротин похож на Петра Мамонова. Тот же алкоголик с широкой душой, поющий странные, не лишенные смысла, песни. Не зря, Гранитова с ребятами-актерами включила в спектакль четыре песни Мамонова – «Ремонт», «Стану хорошим», «Турист» и «Бумажные цветы». Образ Мамонова – некий образ свободы, неуправляемости, полного анархизма. В начале спектакля черты анархизма наблюдаются, скорее, в поведении учеников (а, точнее, у Градусова). А вот свободой и неуправляемостью обладает учитель Служкин, который все-таки провел урок жизни своим «балбесам». И это самое главное. 9 «Б» сидит за партами тихо, внимательно слушая своего географа.


1
0
...
27 января 2010
Фото Олеся Кочанова
Фото Олеся Кочанова
отзывы: 4
оценки: 12
рейтинг: 0
9

Студенты, оканчивая институт, обычно пишут дипломы, но не в случае с театральными вузами. Везунчики, которым посчастливилось учиться в театральном, под руководством великих мэтров ставят спектакли, в которых сами и играют. Лучшие из этих спектаклей составляют афишу проекта «Твой шанс». Тем самым студенты получают возможность играть не в маленьких аудиториях ГИТИСа, Школы-студии МХАТ и т.д., а на большой профессиональной сцене – на сцене Театрального центра «На Страстном», а зрители получают возможность увидеть первые шаги будущих звезд театра и кино.

В рамках проекта «Твой шанс» на сцене Театрального центра «На Страстном» будет показан спектакль «История мамонта», дипломная постановка студентов РАТИ-ГИТИСа Мастерской Олега Кудряшова.

Действие спектакля по роману современного писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил» происходит в начале 90-х - эпохе, когда советская действительность ещё не совсем разрушилась, а капитализм только начинал набирать обороты. Период исторического безвременья показан глазами девятиклассников из провинциальной школы и их учителя, недавнего студента. Актёры не изображают подростков, а превращаются в них, весело и беззаботно впадая на 3 часа в детство, вспоминая самих себя, какими они были 5 лет назад. Ведь главное здесь - всё-таки не конкретный временной промежуток, а определённый возраст, когда все сходили с ума и делали всё, что хотели, не зная перед собой никаких преград. Молодой учитель ничем не отличается от своих учеников, и прожигает жизнь вместе с ними, только в конце осознавая, что юность-то уже прошла и оставаясь наедине с пугающе неизвестным будущим.

Спектакль вызывает в памяти позднесоветское кино, а школьные эпизоды близки по духу старому «Ералашу». На сцене появляются давно вышедшие из обихода предметы, вроде сетчатых сумок для яиц и дребезжащей стиральной машины с резиновыми шлангами. С их помощью воскресает мир, давно нами потерянный, но при всех своих проблемах и неувязках заключавший в себе неизъяснимую прелесть.

Приходите и делитесь впечатлениями!

До встречи в театре)))

0
0
...
12 октября 2009