Драматический |
Екатерина Гранитова-Лавровская |
3 часа 30 минут, 1 антракт |
Роман пермяка Алексея Иванова «Географ глобус пропил» идеально приспособлен для того, чтобы его взяли да сыграли молодые артисты, а еще лучше студенты. Тем не менее до Екатерины Гранитовой — режиссера, преподающего в РАТИ на курсе Олега Кудряшова, — театр за Иванова не брался.
На сцене центра «На Страстном» несколько парт и маленькая выгородка с лампочкой, обозначающая небогатую квартирку Виктора Служкина (Андрей Сиротин) — интеллектуала, провинциального лузера с нездешним шармом, любителя женщин и выпивки. Географом в школу Служкин пошел не по доброй воле: жена Надя (Ирина Латушко), худенькая блондинка в халате, пилила мужа за безденежье, пока тот не сдался. Но именно в школе, встретив закаленных в боях с системой образования старшеклассников, Служкин нечаянно обрел мало-мальский смысл жизни. Своих негодяев и подонков Служкин не воспитывает — он дает им шанс свободного волеизъявления. И оказывается, что никто к этому не готов.
Своего героя краевед Иванов наделяет, кроме прочего, любовью к родным местам — порогам коварной Камы и древним складкам в базальтовой породе. В сочетании с гедонизмом Служкина, который распивает водку едва ли не в классе и готов залезть под юбку первой встречной, это создает на редкость привлекательный образ учителя — особенно если учесть, что преподает он самый отстойный предмет. Немудрено, что в него влюбляется первая красавица и отличница Маша Большакова (Полина Лазарева).
Андрей Сиротин, лихо и с совсем не ученической свободой играющий Служкина, поет вместе с джаз-бандом Мамонова: «Я так хочу, чтоб голая ходила ты, Пьяная ходила ты…» И Мамонов, и витальный хит Shocking Blue задают вполне определенный тон — наглого, принципиально аморального диссидентства, царившего в голове учителя географии и его отвязных друзей в начале 90-х.
Точно попав с распределением ролей и угадав психофизическое соответствие между героями Иванова и своими юными актерами, режиссер Гранитова добилась удивительного результата. В романе-то речь идет о тех, кому сегодня под сорок, а на сцене абсолютно сегодняшние, хотя и слегка приглаженные молодые люди, которые, как и их предки, хотят — чтоб непременно «голая и пьяная ходила».
Географ нашего времени
Географ нашего времени или инфантильный мамонт
Я не критик, но очень захотелось написать, ибо второй день под сильным впечатлением от увиденного, а такое со мной, поверьте, не часто бывает..
Для начала маленькое отступление: в РАМТе сейчас готовится конкурс "Героя- на сцену", студенты разных вузов предлагают материал для постановки и пишут эссе-мотивируют почему именно этот герой актуален сегодня.. Я думаю, что ответ на вопрос кто же герой нашего времени- мной наконец то получен- товарищ Служкин, в исполнении Андрея Сиротина.
Ироничный, вечно поддатый, не сопротивляющийся жизни и обстоятельствам, чертовски в результате всего этого обаятельный и что неваловажно ( а этого я не прочла ни в одной рецензии почему то)- все-таки с моральным внутренним стержнем, пусть он тонок, этот стержень, но он есть.. и если бы его не было, то можно было бы взвыть от безнадежности всего увиденного.. Не помню дословно, но в конце, в любовной сцене со своей ученицей Машей, он говорит: «Я не возьму Машу, потому что что-то внутри мне не разрешает это сделать и всё»
Без этого «чего то внутри», без этого нравственного критерия не получился бы такой объемный и неоднозначный образ.. Иначе это был бы просто алкаш-неудачник.. А он еще и романтик, поэт- неудачник и песни странные поет...
Кстати, победил в рамтовском конкурсе парень, который предлагает поставить макдонаха «Сиротливый запад»- там герой ирландский пастор- неудачник, один в один Служкин , только на европейский манер. А здесь, наше- родное, до боли знакомое и очень понятное, и оттого очень жалкое..
Еще круг размышлений: я подумала , что учитель Служкин это Иисус 21го века.. Вот такая мутация. Теперь он не учит своих учеников, а ровным счетом ничем от них не отличается. Его класс, как на картине Брейгеля «Слепые», им нужен поводырь, но поводырь сам тоже слеп...Он такой же как и все кого ему предстоит вести..И в этом ужас и боль. Опять же, Служкин сам говорит : « Вы думаете, я старше, опытнее, и это что-то да значит? Да ни фига это не значит»
Сегодня в этой стране нет ни традиций, ни корней, ни идеалов, НИЧЕГО... Не на что опереться, чему учить в школе? Смешно.. и всё что ему остается, слиться, сплотиться с товарищами по несчастью- такими же заблудившимися как и он. И поэтому как нельзя удачнее решение: учителя Служкина, лузера играет такой же парнишка как и все остальные школьники..Один курс, одна команда, общие проблемы. Одно поколение.. Как говорит ученица Люся Митрофанова о географе: « Он хотя бы не осуждает...»
В каждом советском периоде был свой такой великий фильм или пьеса про взаимоотношения учителя с учениками ( «Доживем до понедельника», «Дорогая Елена Сергеевна», сейчас сериал «Школа». Я считаю спектакль «История мамонта», гораздо острее и точнее и талантливееи и умнее и неоднозначнее раскрывает тему взаимоотношений учителя и ученика сегодня, хотя события там происходят в «лихие 90тые»
Да! а еще раньше , до советского кино был Достоевский, «Братья Карамазовы»- с Алешей и мальчиками)
И я помню, мне важно здесь об этом сказать, когда Женовач ставил «мальчиков» ему принципиально было важно, чтобы Алеша- учитель, пример, старший товарищ, выглядел внушительнее, старше своих «птенцов», поэтому удачным стало решение, что Учителя должен играть Александр Коручеков, из режиссерской группы, на поколение старше своих однокурсников. В «Мамонте» же принципиально важно чтобы наоборот, учитель ничем не отличался от своих подопечных... Такой же, если не хуже...
Наталкивает на размышления о нашем времени в целом, когда уже никто ничему в принципе научить не может и не нужно... Потеря общей шкалы ценностей, кто во что горазд.. Как группка этих бедных зверьков на катамаране под страшными волнами... бедные «слепые» без поводыря...
И карта нашей родины- из целофановых пакетов, и прочего мусора... И вот она, постсоветская действительность... Группка затерянных людей в большой помойке... Вызывает колоссальную жалость, до слез... Но еще больше слез вызывает единственная капля надежды... Единственная.. Служкин не сопротивляется этой жизни, но и сам (заметьте!!!) не опускается до ее пошлости, он никого не осуждает: ни жену, ни школьников, просто живет, да, пьяно, но зато искренне и честно...И неспроста он становится любимцем этих трудных подростков. Он очень чистый , душевно светлый персонаж... Сидит себе с книжкой в коридоре на собственном дне рождении и вроде как не замечает и как следствие НЕ УЧАСТВУЕТ в этом всеобщем разврате под «мадам Брошкину». Никаких нравоучений и громких слов, как у завуча Угрозы Борисовны☺
Служкин- искренен и этим ужасно подкупает...
Классный он, не даром в него отличница Маша влюбилась.. И жалко его, потому что он, как герой этого времени, ниче не может противопоставить этому времени... Можно конечно как Будкин, бабло зашибать, тогда и женщины полюбят, да только нужны ли такие женщины?
Время... Я помню как моя мама, художник, в 90ые годы мыла полы в только что открывшемся спортивном магазине чтоб хоть как то прокормить нас с сестрой.. и еще перебирала гнилые овощи в магазине. Но не сломалась, не спилась, не озлобилась на эту жизнь, на это время.. Почему же у поколения Служкина не хватает какого то фермента выживаемости, способа борьбы, противостояния?
В общем болит у меня душа за Служкина, и какое лекарство для хорошего парня от его инфантилизма- пока не знаю...
Дипломный спектакль «кудряшей», студентов-актёров мастерской Кудряшова в ГИТИСе, получивший гран-при IV фестиваля «Твой шанс», со сцены учебного театра перебрался на подмостки ТЦ на Страстном. Это «История мамонта» по тому самому Иванову, до которого у меня так ещё и не дошли руки, хотя рекомендовали уже со всех сторон, по его роману «Географ глобус пропил», тому самому, про который наша препод по русской литературе почему-то сказала, что он мне не понравится. Кусочек жизни «раздолбая» Служкина (Сиротин), который за неимением другой работы пошёл в учителя географии, нашёл общий язык со шпаной-девятиклассниками, зато совершенно оторвался, шаг за шагом, от своих сверстников, бывших одноклассников. Вроде и бытуют одинаково, и воспоминания общие есть, однако и жене, и лучшему другу, и первой школьной любви нужны только «машина, квартира и хрен в пол-аршина», а Служкин, чудак, ещё тянется к теплоте человеческих отношений. Но завязавшийся было роман с ученицей, естественно, оканчивается крахом вместе с карьерой… На сцене множество зримых примет девяностых – от деревянной лакированной картинки на стене и кружки в вишенку до музыкальных хитов с наиболее абсурдными текстами и привязчиво-душевными при этом мотивчиками. Это даёт повод рассматривать Служкина как почти «героя нашего времени» - обладающего непоколебимой невозмутимостью и при этом замечательным чувством юмора (причём шутить он предпочитает в рифму), легко схватывающего новые словечки и правила игры и не пасующего перед трудностями, уважающего себя и других, не дурака напиться, когда окружающий мир не вписывается в рамки понимания. Интеллигент-хулиган, бездельник с колоссальным потенциалом, принципиальный пофигист – сын противоречивой эпохи, которую кто-то зовёт расцветом, а кто-то застоем. Он ничего не изменил в своей судьбе, казалось бы, пассивно плыл по течению, но смог сплотить коллектив очень непростых и разных личностей и, не поучая и не осуждая, научить молодое поколение жизни. А ведь талант учителя – очень редкий, очень важный и один из самых незаметных и недооценённых. К сожалению, не могу судить, сужает ли такое понимание смысл лёгшей в основу книги, равно как и не могу сравнивать сюжеты и раскрытие персонажей, но все три с половиной часа мне было интересно следить за развитием нехитрых событий. Спектакль реалистичен донельзя – метафор и аллюзий в нём нет, как нет и впечатляющих психологических глубин и эмоциональных надрывов, экзистенциальных вопросов бытия и социально-политической злободневности. Он просто честен, искренен и естественен, обладает своим ритмом, атмосферой и каким-то тёплым посылом благодаря органичной актёрской игре, лаконичным многофункциональным декорациям, живой музыке, удачному освещению. В нём растворяешься и живёшь, заражаясь той энергией, которую находит Служкин в туристическом походе и борьбе с непокорной рекой. Про любой студенческий актёрский коллектив неизменно хочется сказать: «ребята – молодцы!» - за сыгранность, любовь к своему делу, молодой энтузиазм и вообще симпатичность. Этот – не исключение: несколько повзрослевшие и возмужавшие «ребята» - почти два десятка ярких индивидуальностей, объёмных, интересных, запоминающихся образов. Служкин Сиротина, фактически не сходящий со сцены на протяжении всего действия, великолепен без лишних слов. «Мамонта» стоит увидеть – его приятно смотреть и приятно вспоминать.
01.10.2010
Комментировать рецензию
Чудесный спектакль. Я вообще не очень люблю театры, особенно современные: ужасная толкотня и духота в вестибюле, да и в самом зале зачастую нечем дышать... но тут мне сказали: надо посмотреть! Надо так надо. Пошла. И не пожалела, несмотря на то, что и толкотня, и духота наличествовали.
Потрясающе харизматичные молодые актеры, оригинальное музыкальное сопровождение, молниеносная смена декораций, ну и, конечно, лучшие эпизоды книги Иванова, которые я представляла себе совершенно не так (а значительно менее ярко и интересно). Очень надеюсь, что спектакль еще будет идти когда-нибудь где-нибудь, поскольку очень захотелось сводить на него родителей.
10 мая были на этом замечательном спектакле в Театральном центре на Страстном
Книгу я к сожалению не читала, но скоро наверстаю упущенное. Что-то подсказывает мне, что книга подарит мне много приятных часов.
Здесь написано много хороших рецензий. Я не умею писать рецензии, но я обожаю делиться ощущениями. И сейчас, спустя день, меня все еще переполняют ощущения, эмоции, чувства, которыми меня напитал этот спектакль. Последний раз я была под таким сильным впечатлением от райкинского "Синего чудовища". Тогда у меня точно также пела душа...
Спектакль шел 3,5 часа и за это время я успела полюбить всех его героев без исключения. Молодые ребята, студенты ГИТИС, настолько классно передали каждый своего героя! Я смеялась до слез и очень хотелось, чтобы магия этих молодых "волшебников" не кончалась.
- Обалденный сценарий (нельзя не упомянуть режиссера спектакля Екатерину Гранитову - очень хочется посмотреть еще какую-нибудь ее работу).
- Очень талантливая труппа и здесь хочется выделить ключевого героя Андрея Сиротина. Этот красавчик с проникновенным голосом и интеллигентным взглядом покоряет с первого взгляда. Я очень надеюсь, что его звезда еще только всходит и скоро мы увидим его во многих ярких и интересных образах.
- Суперское музыкальное сопровождение. Ребята вдохнули новую жизнь в песни Налича и Мамонова.
И откуда же всё-таки взялась эта ностальгия? По советской школе и жизни после неё – по тому, чего у меня никогда не было?..
Текст Алексея Иванова, как свойственно всем текстам этого писателя, целиком вводит нас в свой особый мир и забывает вывести: вот уже неделю я нон-стоп слушаю Звуки Му и вспоминаю, как же хорошо, по-домашнему, было на спектакле у птенцов Олега Кудряшова. Роман Иванова «Географ глобус пропил» понятно, о чём: школьные хулиганы, отвергавшие советские реалии во всех проявлениях, вырастая, совсем не меняются и так же бегут от навязанных обществом моделей и в 90-е, что не приводит их ни к чему хорошему. Название спектакля – «История мамонта» – смещает акценты. Абсурдное с первого взгляда, оно становится до слёз трогательным и глубоким, когда главный герой, Служкин Виктор Сергеевич, на вопрос своей четырёхлетней дочери:
- Папа, а от чего умерли мамонты?
Отвечает:
- От доброты.
Сам Служкин в итоге не умирает, конечно, но оказывается перед пропастью бесперспективного, бессчастливого, никому не нужного будущего. Человек, который ко всему подходит с шуткой-прибауткой, сводит лучшего друга с женой, чтобы обоих сделать счастливыми, не пользуется доверчивостью влюблённой в него ученицы и вообще – добрый, честный, романтичный и весёлый парень – в результате теряет последнюю надежду на личное счастье, работу, остаётся один на один с ненавидящей его женой и другом-собутыльником.
Но это всё можно было бы найти и в книге, называйся она другим образом. А как всё-таки странно, что очарование самого спектакля совсем не получается описать! Ну разве я смогу передать, как живо играли сегодняшние выпускники ГИТИСа? Как они пели смешные и грустные песни на фоне карты России, сделанной из какого-то мусора? Какие были наряды у девушек на домашней дискотеке под «Мадам Брошкину» (вроде, она была?) Аллы Пугачёвой и как бурчала и плевалась пеной смешная стиральная машинка? И как во мне одна за другой рождались ностальгия, радость, грусть? Нет, не возможно. Наверно, это и есть настоящий театр.