Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
История мамонта

скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Действие спектакля по роману современного писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил» происходит в начале 90-х — эпохе, когда советская действительность ещё не совсем разрушилась, а капитализм только начинал набирать обороты. Период исторического безвременья показан глазами девятиклассников из провинциальной школы и их учителя, недавнего студента. Актёры не изображают подростков, а превращаются в них, весело и беззаботно впадая на 3 часа в детство, вспоминая самих себя, какими они были 5 лет назад. Ведь главное здесь — всё-таки не конкретный временной промежуток, а определённый возраст, когда все сходили с ума и делали всё, что хотели, не зная перед собой никаких преград. Молодой учитель ничем не отличается от своих учеников, и прожигает жизнь вместе с ними, только в конце осознавая, что юность-то уже прошла и оставаясь наедине с пугающе неизвестным будущим. Спектакль вызывает в памяти позднесоветское кино, а школьные эпизоды близки по духу старому «Ералашу». На сцене появляются давно вышедшие из обихода предметы, вроде сетчатых сумок для яиц и дребезжащей стиральной машины с резиновыми шлангами. С их помощью воскресает мир, давно нами потерянный, но при всех своих проблемах и неувязках заключавший в себе неизъяснимую прелесть.
  • История мамонта – афиша
  • История мамонта – афиша
  • История мамонта – афиша
  • История мамонта – афиша
  • История мамонта – афиша
Драматический
Екатерина Гранитова-Лавровская
3 часа 30 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Кристина Матвиенко
28 отзывов, 29 оценок, рейтинг 18
10 декабря 2009
Студенческий беспредел

Роман пермяка Алексея Иванова «Географ глобус пропил» идеально приспособлен для того, чтобы его взяли да сыграли молодые артисты, а еще лучше ­студенты. Тем не менее до Екатерины Гранитовой — режиссера, преподающе­го в РАТИ на курсе Олега Кудряшова, — театр за Иванова не брался.

На сцене центра «На Страстном» ­несколько парт и маленькая выгородка с лампочкой, обозначающая небогатую квартирку Виктора Служкина (Андрей Сиротин) — интеллектуала, провинциального лузера с нездешним шармом, любителя женщин и выпивки. Географом в школу Служкин пошел не по доброй воле: жена Надя (Ирина Латушко), худенькая блондинка в халате, пилила мужа за безденежье, пока тот не сдался. Но именно в школе, встретив закаленных в боях с системой образования старшеклассников, Служкин нечаянно обрел мало-мальский смысл жизни. Своих негодяев и подонков Служкин не ­воспи­тывает — он дает им шанс свободного волеизъявления. И оказывается, что ­никто к этому не готов.

Своего героя краевед Иванов ­на­деляет, кроме прочего, любовью к род­ным местам — порогам коварной Камы и древним складкам в базальтовой ­по­роде. В сочетании с гедонизмом Служкина, который распивает водку едва ли не в классе и готов залезть под юбку первой встречной, это создает на редкость привлекательный образ учителя — особенно если учесть, что преподает он самый отстойный предмет. Немудрено, что в него влюбляется первая красавица и отличница Маша Большакова (Полина Лазарева).

Андрей Сиротин, лихо и с совсем не ученической свободой играющий Служкина, поет вместе с джаз-бандом Мамонова: «Я так хочу, чтоб голая ходила ты, Пьяная ходила ты…» И Мамонов, и витальный хит Shocking Blue задают вполне определенный тон — наглого, принципиально аморального диссидентства, царившего в голове учителя географии и его отвязных друзей в начале ­90-х.

Точно попав с распределением ролей и угадав психофизическое соответствие между героями Иванова и своими юными актерами, режиссер Гранитова добилась удивительного результата. В романе-то речь идет о тех, кому сегодня под сорок, а на сцене абсолютно сегодняшние, хотя и слегка приглаженные молодые люди, которые, как и их предки, хотят — чтоб непременно «голая и пьяная ходила».

0
0

Отзывы

9
Назарова Марфа
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 7
12 мая 2010

Географ нашего времени
Географ нашего времени или инфантильный мамонт
Я не критик, но очень захотелось написать, ибо второй день под сильным впечатлением от увиденного, а такое со мной, поверьте, не часто бывает..
Для начала маленькое отступление: в РАМТе сейчас готовится конкурс "Героя- на сцену", студенты разных вузов предлагают материал для постановки и пишут эссе-мотивируют почему именно этот герой актуален сегодня.. Я думаю, что ответ на вопрос кто же герой нашего времени- мной наконец то получен- товарищ Служкин, в исполнении Андрея Сиротина.
Ироничный, вечно поддатый, не сопротивляющийся жизни и обстоятельствам, чертовски в результате всего этого обаятельный и что неваловажно ( а этого я не прочла ни в одной рецензии почему то)- все-таки с моральным внутренним стержнем, пусть он тонок, этот стержень, но он есть.. и если бы его не было, то можно было бы взвыть от безнадежности всего увиденного.. Не помню дословно, но в конце, в любовной сцене со своей ученицей Машей, он говорит: «Я не возьму Машу, потому что что-то внутри мне не разрешает это сделать и всё»
Без этого «чего то внутри», без этого нравственного критерия не получился бы такой объемный и неоднозначный образ.. Иначе это был бы просто алкаш-неудачник.. А он еще и романтик, поэт- неудачник и песни странные поет...
Кстати, победил в рамтовском конкурсе парень, который предлагает поставить макдонаха «Сиротливый запад»- там герой ирландский пастор- неудачник, один в один Служкин , только на европейский манер. А здесь, наше- родное, до боли знакомое и очень понятное, и оттого очень жалкое..
Еще круг размышлений: я подумала , что учитель Служкин это Иисус 21го века.. Вот такая мутация. Теперь он не учит своих учеников, а ровным счетом ничем от них не отличается. Его класс, как на картине Брейгеля «Слепые», им нужен поводырь, но поводырь сам тоже слеп...Он такой же как и все кого ему предстоит вести..И в этом ужас и боль. Опять же, Служкин сам говорит : « Вы думаете, я старше, опытнее, и это что-то да значит? Да ни фига это не значит»
Сегодня в этой стране нет ни традиций, ни корней, ни идеалов, НИЧЕГО... Не на что опереться, чему учить в школе? Смешно.. и всё что ему остается, слиться, сплотиться с товарищами по несчастью- такими же заблудившимися как и он. И поэтому как нельзя удачнее решение: учителя Служкина, лузера играет такой же парнишка как и все остальные школьники..Один курс, одна команда, общие проблемы. Одно поколение.. Как говорит ученица Люся Митрофанова о географе: « Он хотя бы не осуждает...»
В каждом советском периоде был свой такой великий фильм или пьеса про взаимоотношения учителя с учениками ( «Доживем до понедельника», «Дорогая Елена Сергеевна», сейчас сериал «Школа». Я считаю спектакль «История мамонта», гораздо острее и точнее и талантливееи и умнее и неоднозначнее раскрывает тему взаимоотношений учителя и ученика сегодня, хотя события там происходят в «лихие 90тые»
Да! а еще раньше , до советского кино был Достоевский, «Братья Карамазовы»- с Алешей и мальчиками)
И я помню, мне важно здесь об этом сказать, когда Женовач ставил «мальчиков» ему принципиально было важно, чтобы Алеша- учитель, пример, старший товарищ, выглядел внушительнее, старше своих «птенцов», поэтому удачным стало решение, что Учителя должен играть Александр Коручеков, из режиссерской группы, на поколение старше своих однокурсников. В «Мамонте» же принципиально важно чтобы наоборот, учитель ничем не отличался от своих подопечных... Такой же, если не хуже...
Наталкивает на размышления о нашем времени в целом, когда уже никто ничему в принципе научить не может и не нужно... Потеря общей шкалы ценностей, кто во что горазд.. Как группка этих бедных зверьков на катамаране под страшными волнами... бедные «слепые» без поводыря...
И карта нашей родины- из целофановых пакетов, и прочего мусора... И вот она, постсоветская действительность... Группка затерянных людей в большой помойке... Вызывает колоссальную жалость, до слез... Но еще больше слез вызывает единственная капля надежды... Единственная.. Служкин не сопротивляется этой жизни, но и сам (заметьте!!!) не опускается до ее пошлости, он никого не осуждает: ни жену, ни школьников, просто живет, да, пьяно, но зато искренне и честно...И неспроста он становится любимцем этих трудных подростков. Он очень чистый , душевно светлый персонаж... Сидит себе с книжкой в коридоре на собственном дне рождении и вроде как не замечает и как следствие НЕ УЧАСТВУЕТ в этом всеобщем разврате под «мадам Брошкину». Никаких нравоучений и громких слов, как у завуча Угрозы Борисовны☺
Служкин- искренен и этим ужасно подкупает...
Классный он, не даром в него отличница Маша влюбилась.. И жалко его, потому что он, как герой этого времени, ниче не может противопоставить этому времени... Можно конечно как Будкин, бабло зашибать, тогда и женщины полюбят, да только нужны ли такие женщины?
Время... Я помню как моя мама, художник, в 90ые годы мыла полы в только что открывшемся спортивном магазине чтоб хоть как то прокормить нас с сестрой.. и еще перебирала гнилые овощи в магазине. Но не сломалась, не спилась, не озлобилась на эту жизнь, на это время.. Почему же у поколения Служкина не хватает какого то фермента выживаемости, способа борьбы, противостояния?
В общем болит у меня душа за Служкина, и какое лекарство для хорошего парня от его инфантилизма- пока не знаю...

4
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
2 октября 2010

Дипломный спектакль «кудряшей», студентов-актёров мастерской Кудряшова в ГИТИСе, получивший гран-при IV фестиваля «Твой шанс», со сцены учебного театра перебрался на подмостки ТЦ на Страстном. Это «История мамонта» по тому самому Иванову, до которого у меня так ещё и не дошли руки, хотя рекомендовали уже со всех сторон, по его роману «Географ глобус пропил», тому самому, про который наша препод по русской литературе почему-то сказала, что он мне не понравится. Кусочек жизни «раздолбая» Служкина (Сиротин), который за неимением другой работы пошёл в учителя географии, нашёл общий язык со шпаной-девятиклассниками, зато совершенно оторвался, шаг за шагом, от своих сверстников, бывших одноклассников. Вроде и бытуют одинаково, и воспоминания общие есть, однако и жене, и лучшему другу, и первой школьной любви нужны только «машина, квартира и хрен в пол-аршина», а Служкин, чудак, ещё тянется к теплоте человеческих отношений. Но завязавшийся было роман с ученицей, естественно, оканчивается крахом вместе с карьерой… На сцене множество зримых примет девяностых – от деревянной лакированной картинки на стене и кружки в вишенку до музыкальных хитов с наиболее абсурдными текстами и привязчиво-душевными при этом мотивчиками. Это даёт повод рассматривать Служкина как почти «героя нашего времени» - обладающего непоколебимой невозмутимостью и при этом замечательным чувством юмора (причём шутить он предпочитает в рифму), легко схватывающего новые словечки и правила игры и не пасующего перед трудностями, уважающего себя и других, не дурака напиться, когда окружающий мир не вписывается в рамки понимания. Интеллигент-хулиган, бездельник с колоссальным потенциалом, принципиальный пофигист – сын противоречивой эпохи, которую кто-то зовёт расцветом, а кто-то застоем. Он ничего не изменил в своей судьбе, казалось бы, пассивно плыл по течению, но смог сплотить коллектив очень непростых и разных личностей и, не поучая и не осуждая, научить молодое поколение жизни. А ведь талант учителя – очень редкий, очень важный и один из самых незаметных и недооценённых. К сожалению, не могу судить, сужает ли такое понимание смысл лёгшей в основу книги, равно как и не могу сравнивать сюжеты и раскрытие персонажей, но все три с половиной часа мне было интересно следить за развитием нехитрых событий. Спектакль реалистичен донельзя – метафор и аллюзий в нём нет, как нет и впечатляющих психологических глубин и эмоциональных надрывов, экзистенциальных вопросов бытия и социально-политической злободневности. Он просто честен, искренен и естественен, обладает своим ритмом, атмосферой и каким-то тёплым посылом благодаря органичной актёрской игре, лаконичным многофункциональным декорациям, живой музыке, удачному освещению. В нём растворяешься и живёшь, заражаясь той энергией, которую находит Служкин в туристическом походе и борьбе с непокорной рекой. Про любой студенческий актёрский коллектив неизменно хочется сказать: «ребята – молодцы!» - за сыгранность, любовь к своему делу, молодой энтузиазм и вообще симпатичность. Этот – не исключение: несколько повзрослевшие и возмужавшие «ребята» - почти два десятка ярких индивидуальностей, объёмных, интересных, запоминающихся образов. Служкин Сиротина, фактически не сходящий со сцены на протяжении всего действия, великолепен без лишних слов. «Мамонта» стоит увидеть – его приятно смотреть и приятно вспоминать.

01.10.2010
Комментировать рецензию

2
0
9
kradenoesolnce
77 отзывов, 87 оценок, рейтинг 173
25 сентября 2010

Чудесный спектакль. Я вообще не очень люблю театры, особенно современные: ужасная толкотня и духота в вестибюле, да и в самом зале зачастую нечем дышать... но тут мне сказали: надо посмотреть! Надо так надо. Пошла. И не пожалела, несмотря на то, что и толкотня, и духота наличествовали.

Потрясающе харизматичные молодые актеры, оригинальное музыкальное сопровождение, молниеносная смена декораций, ну и, конечно, лучшие эпизоды книги Иванова, которые я представляла себе совершенно не так (а значительно менее ярко и интересно). Очень надеюсь, что спектакль еще будет идти когда-нибудь где-нибудь, поскольку очень захотелось сводить на него родителей.

1
0
9
Rina M
5 отзывов, 11 оценок, рейтинг 4
13 мая 2010

10 мая были на этом замечательном спектакле в Театральном центре на Страстном

Книгу я к сожалению не читала, но скоро наверстаю упущенное. Что-то подсказывает мне, что книга подарит мне много приятных часов.

Здесь написано много хороших рецензий. Я не умею писать рецензии, но я обожаю делиться ощущениями. И сейчас, спустя день, меня все еще переполняют ощущения, эмоции, чувства, которыми меня напитал этот спектакль. Последний раз я была под таким сильным впечатлением от райкинского "Синего чудовища". Тогда у меня точно также пела душа...

Спектакль шел 3,5 часа и за это время я успела полюбить всех его героев без исключения. Молодые ребята, студенты ГИТИС, настолько классно передали каждый своего героя! Я смеялась до слез и очень хотелось, чтобы магия этих молодых "волшебников" не кончалась.

- Обалденный сценарий (нельзя не упомянуть режиссера спектакля Екатерину Гранитову - очень хочется посмотреть еще какую-нибудь ее работу).

- Очень талантливая труппа и здесь хочется выделить ключевого героя Андрея Сиротина. Этот красавчик с проникновенным голосом и интеллигентным взглядом покоряет с первого взгляда. Я очень надеюсь, что его звезда еще только всходит и скоро мы увидим его во многих ярких и интересных образах.

- Суперское музыкальное сопровождение. Ребята вдохнули новую жизнь в песни Налича и Мамонова.

1
0
9
АЛЕКСАНДРА СОЛДАТОВА
76 отзывов, 1188 оценок, рейтинг 99
16 марта 2010

И откуда же всё-таки взялась эта ностальгия? По советской школе и жизни после неё – по тому, чего у меня никогда не было?..

Текст Алексея Иванова, как свойственно всем текстам этого писателя, целиком вводит нас в свой особый мир и забывает вывести: вот уже неделю я нон-стоп слушаю Звуки Му и вспоминаю, как же хорошо, по-домашнему, было на спектакле у птенцов Олега Кудряшова. Роман Иванова «Географ глобус пропил» понятно, о чём: школьные хулиганы, отвергавшие советские реалии во всех проявлениях, вырастая, совсем не меняются и так же бегут от навязанных обществом моделей и в 90-е, что не приводит их ни к чему хорошему. Название спектакля – «История мамонта» – смещает акценты. Абсурдное с первого взгляда, оно становится до слёз трогательным и глубоким, когда главный герой, Служкин Виктор Сергеевич, на вопрос своей четырёхлетней дочери:

- Папа, а от чего умерли мамонты?

Отвечает:

- От доброты.

Сам Служкин в итоге не умирает, конечно, но оказывается перед пропастью бесперспективного, бессчастливого, никому не нужного будущего. Человек, который ко всему подходит с шуткой-прибауткой, сводит лучшего друга с женой, чтобы обоих сделать счастливыми, не пользуется доверчивостью влюблённой в него ученицы и вообще – добрый, честный, романтичный и весёлый парень – в результате теряет последнюю надежду на личное счастье, работу, остаётся один на один с ненавидящей его женой и другом-собутыльником.

Но это всё можно было бы найти и в книге, называйся она другим образом. А как всё-таки странно, что очарование самого спектакля совсем не получается описать! Ну разве я смогу передать, как живо играли сегодняшние выпускники ГИТИСа? Как они пели смешные и грустные песни на фоне карты России, сделанной из какого-то мусора? Какие были наряды у девушек на домашней дискотеке под «Мадам Брошкину» (вроде, она была?) Аллы Пугачёвой и как бурчала и плевалась пеной смешная стиральная машинка? И как во мне одна за другой рождались ностальгия, радость, грусть? Нет, не возможно. Наверно, это и есть настоящий театр.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все