Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Станционный смотритель

Александр Пушкин
Постановка: ГИТИС
Режиссер: Кирилл Вытоптов
В ролях: Александр Горелов, Инна Сухорецкая
В постановке заняты студенты мастерской О.Кудряшова
1 час 20 минут, без антракта

Средняя оценка: 5 из 5

Голосов: 7

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Оценка: 5 из 5
Саша Солдатова

77 рецензий · 1107 оценок · 94 спасибо

Кирилл Вытоптов снял со «Станционного смотрителя» все одежды. В ГИТИСе эта повесть освободилась и от субъективности рассказчика, и от образа Ивана Петровича Белкина, и даже от акцентов самого Пушкина. Перед нами будто история, которая произошла на самом деле в семье Самсона Вырина, ГИТИС и намёка не оставил на пушкинскую иронию над притчей о блудном сыне – традиционный смысл «Станционного смотрителя».

Спектакль оказался одной из редких постановок классического сюжета, в которых новая трактовка не ранит эстетическое чувство зрителя, а лишь показывает реальные смыслы давно знакомого произведения – более тонкие и более жизненные, чем литературные. Действие начинается монологом Самсона Вырина (Александр Горелов) – тем же, что озвучивает рассказчик в начале повести Пушкина. А Дуня (Инна Сухорецкая) под эту жалобу смотрителя ходит вдоль первого ряда: «Дай копеечку». И сразу перед глазами у нас маленький человек со всеми его обидами и нищетой: не только Вырин, но и его дочка, которой предстоит пройти через искушение. И в этом главный аспект новаторства спектакля – Дуня тут не кукла, она личность и фигура, может, более трагичная, чем отец.

На сцене апартаменты семьи – угол, обклеенный книжными страницами и два коврика для сна. Почти не обмениваясь репликами, актёры умудряются ни на секунду не упустить внимание зрителя, ведь они окружены невидимыми предметами, необходимыми в быту каждого человека. Чайник, ложка, печка, дрова, полки, вешалка и даже иголка с ниткой – всё это служит Дуне с отцом, но не видимо для зрителя, лишний раз подчёркивает и бедность, и существование этих людей вне мира материальных ценностей. И вдруг в эту размеренную жизнь в прямом смысле врывается гусар (Евгений Матвеев): он катается из стороны в сторону по комнате смотрителя, страшно размахивая полами серой шинели и стуча огромными чёрными сапогами. Это не просто разъярённый гусар, который ждёт лошадей, это вихрь, разрушительная сила судьбы, которая рано или поздно разбивает размеренную жизнь даже самого маленького человека. И тут начинается нечто, ещё более прекрасное, чем студенческое упражнение с невидимыми предметами – бессловесный флирт между Дуней и гусаром, внезапно вспыхивающая страсть, которую кто лучше сыграет, чем студенты-актёры? Инна Сухорецкая и Евгений Матвеев играют любовь своих персонажей так, что после сложно представить какую-то другую Дуню и другого гусара.

Но сюжет развивается своим чередом и вот, смотрительская дочь украдена. Нагло, во сне. У Вытоптова Дуня – это в первую очередь такая девушка, которая делает жизнь мужчины прекрасной, и этот какой-то мистический смысл жизни вдруг забран у законного обладателя посторонним человеком. Действие в Петербурге происходит в большом прямоугольном пространстве слева от сцены, ниже её уровня. Это уже не бедный угол, а огромная комната. На сцене смотритель мирно спит и ещё не знает о своей невозместимой потере, на заднем же плане – Дуня переоделась из нищенских лохмотьев в сарафан и блузу, она учится держать осанку и не пресмыкаться перед людьми. И та ледяная метель, сквозь которую Вырин в начале спектакля пробирался в поиске лошадей, теперь всего лишь красивый белый порошок, окутывающий влюблённых, стоящих в потоке тёплого света. Когда смотритель узнаёт о краже, он едет в Петербург вернуть своё счастье, единственного человека, которому нужен. Золотые монеты гусара пролетают сквозь подстаканник Самсона Вырина, со звоном отскакивая от сцены – ведь стакан невидимый, метафизический, как же в нём задержаться деньгам? И наконец, Дуня видит отца. Она, совсем изменившаяся, барыня, стоит на границе сцены и тёмной комнаты, обозначающей Петербург, и не может сделать шаг ни вперёд, ни назад. В её глазах бесконечная преданность отцу и нежная любовь к гусару. Дуня балансирует между двумя пространствами, двумя мирами, к каждому из которых её приковывает сердце. С самого начала спектакля эта девушка – практически абсолютно безмолвное существо. Вместо голоса у неё на шее – флейта, единственное приспособление для выражения эмоций и мыслей. Как может она сделать такой серьёзный выбор? И тогда её судьбу начинают решать мужчины. Смотритель и гусар, оба бьются за своё счастье, деля между собой личные вещи Дуни, не понимая невозможность полного обладания ею. А сама Дуня бегает вокруг них счастливая, подбрасывая в их ссору свои вещи, радуясь, что всё вновь решают за неё. И только результат этого решения совсем не весёлый. Самсон Вырин, изнемогший, с подстаканником на шее, слёг. Он испускает последнее дыхание на руках у потрясённой дочери под звуки хора, что где-то наверху, за спинами зрителей, провожает его душу в Царствие Небесное.

В итоге спектакль блещет не только уникальным построением сценического пространства, яркой игрой молодых актёров, великолепным пением и музыкой, продуманным освещением, но и оригинальной мыслью, которую редко кто замечает в повести классика. Дуня – истинная дочь маленького человека. Она даже не пытается, как Самсон Вырин, бороться за своё счастье, за соединение уютного, родного мира отца с роскошным миром Петербурга, где живёт её любимый. И эта пассивность, абсолютная покорность судьбе, оборачивается трагедией. Дуня предала свой бедный мир невидимых предметов, предала своего отца, и ей ничего больше не остаётся, как раздать обратно собранные в начале спектакля копеечки – не в них счастье. И это, пожалуй, самая актуальная идея в повести А.С.

Выставки в Москве Хиросима, черепа и аниме: гид по выставке Такаси Мураками
Подборка Ночь квестов

Лучшие квесты Москвы и Питера с большими скидками

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Волшебные игры для всей семьи

Станислав Зельвенский — о живописном и вздорном фильме ужасов про маньяка, который орудовал в...

Как увековечить свою любовь к фастфуду?...

Что посмотреть в столице Каталонии, кроме творений Гауди, куда ходить купаться, если не на...

В прокате «Двуличный любовник» — уже второй фильм Франсуа Озона с Мариной Вакт после «Молода и...