Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Станционный смотритель

Александр Пушкин
Постановка: ГИТИС
Режиссер: Кирилл Вытоптов
В ролях: Александр Горелов, Инна Сухорецкая
В постановке заняты студенты мастерской О.Кудряшова
1 час 20 минут, без антракта

Средняя оценка: 5 из 5

Голосов: 7

Проголосовать
Этот спектакль сейчас нигде не идет
Оценка: 5 из 5
Саша Солдатова

77 рецензий · 1107 оценок · 94 спасибо

Кирилл Вытоптов снял со «Станционного смотрителя» все одежды. В ГИТИСе эта повесть освободилась и от субъективности рассказчика, и от образа Ивана Петровича Белкина, и даже от акцентов самого Пушкина. Перед нами будто история, которая произошла на самом деле в семье Самсона Вырина, ГИТИС и намёка не оставил на пушкинскую иронию над притчей о блудном сыне – традиционный смысл «Станционного смотрителя».

Спектакль оказался одной из редких постановок классического сюжета, в которых новая трактовка не ранит эстетическое чувство зрителя, а лишь показывает реальные смыслы давно знакомого произведения – более тонкие и более жизненные, чем литературные. Действие начинается монологом Самсона Вырина (Александр Горелов) – тем же, что озвучивает рассказчик в начале повести Пушкина. А Дуня (Инна Сухорецкая) под эту жалобу смотрителя ходит вдоль первого ряда: «Дай копеечку». И сразу перед глазами у нас маленький человек со всеми его обидами и нищетой: не только Вырин, но и его дочка, которой предстоит пройти через искушение. И в этом главный аспект новаторства спектакля – Дуня тут не кукла, она личность и фигура, может, более трагичная, чем отец.

На сцене апартаменты семьи – угол, обклеенный книжными страницами и два коврика для сна. Почти не обмениваясь репликами, актёры умудряются ни на секунду не упустить внимание зрителя, ведь они окружены невидимыми предметами, необходимыми в быту каждого человека. Чайник, ложка, печка, дрова, полки, вешалка и даже иголка с ниткой – всё это служит Дуне с отцом, но не видимо для зрителя, лишний раз подчёркивает и бедность, и существование этих людей вне мира материальных ценностей. И вдруг в эту размеренную жизнь в прямом смысле врывается гусар (Евгений Матвеев): он катается из стороны в сторону по комнате смотрителя, страшно размахивая полами серой шинели и стуча огромными чёрными сапогами. Это не просто разъярённый гусар, который ждёт лошадей, это вихрь, разрушительная сила судьбы, которая рано или поздно разбивает размеренную жизнь даже самого маленького человека. И тут начинается нечто, ещё более прекрасное, чем студенческое упражнение с невидимыми предметами – бессловесный флирт между Дуней и гусаром, внезапно вспыхивающая страсть, которую кто лучше сыграет, чем студенты-актёры? Инна Сухорецкая и Евгений Матвеев играют любовь своих персонажей так, что после сложно представить какую-то другую Дуню и другого гусара.

Но сюжет развивается своим чередом и вот, смотрительская дочь украдена. Нагло, во сне. У Вытоптова Дуня – это в первую очередь такая девушка, которая делает жизнь мужчины прекрасной, и этот какой-то мистический смысл жизни вдруг забран у законного обладателя посторонним человеком. Действие в Петербурге происходит в большом прямоугольном пространстве слева от сцены, ниже её уровня. Это уже не бедный угол, а огромная комната. На сцене смотритель мирно спит и ещё не знает о своей невозместимой потере, на заднем же плане – Дуня переоделась из нищенских лохмотьев в сарафан и блузу, она учится держать осанку и не пресмыкаться перед людьми. И та ледяная метель, сквозь которую Вырин в начале спектакля пробирался в поиске лошадей, теперь всего лишь красивый белый порошок, окутывающий влюблённых, стоящих в потоке тёплого света. Когда смотритель узнаёт о краже, он едет в Петербург вернуть своё счастье, единственного человека, которому нужен. Золотые монеты гусара пролетают сквозь подстаканник Самсона Вырина, со звоном отскакивая от сцены – ведь стакан невидимый, метафизический, как же в нём задержаться деньгам? И наконец, Дуня видит отца. Она, совсем изменившаяся, барыня, стоит на границе сцены и тёмной комнаты, обозначающей Петербург, и не может сделать шаг ни вперёд, ни назад. В её глазах бесконечная преданность отцу и нежная любовь к гусару. Дуня балансирует между двумя пространствами, двумя мирами, к каждому из которых её приковывает сердце. С самого начала спектакля эта девушка – практически абсолютно безмолвное существо. Вместо голоса у неё на шее – флейта, единственное приспособление для выражения эмоций и мыслей. Как может она сделать такой серьёзный выбор? И тогда её судьбу начинают решать мужчины. Смотритель и гусар, оба бьются за своё счастье, деля между собой личные вещи Дуни, не понимая невозможность полного обладания ею. А сама Дуня бегает вокруг них счастливая, подбрасывая в их ссору свои вещи, радуясь, что всё вновь решают за неё. И только результат этого решения совсем не весёлый. Самсон Вырин, изнемогший, с подстаканником на шее, слёг. Он испускает последнее дыхание на руках у потрясённой дочери под звуки хора, что где-то наверху, за спинами зрителей, провожает его душу в Царствие Небесное.

В итоге спектакль блещет не только уникальным построением сценического пространства, яркой игрой молодых актёров, великолепным пением и музыкой, продуманным освещением, но и оригинальной мыслью, которую редко кто замечает в повести классика. Дуня – истинная дочь маленького человека. Она даже не пытается, как Самсон Вырин, бороться за своё счастье, за соединение уютного, родного мира отца с роскошным миром Петербурга, где живёт её любимый. И эта пассивность, абсолютная покорность судьбе, оборачивается трагедией. Дуня предала свой бедный мир невидимых предметов, предала своего отца, и ей ничего больше не остаётся, как раздать обратно собранные в начале спектакля копеечки – не в них счастье. И это, пожалуй, самая актуальная идея в повести А.С.

Новые рестораны Smørrebrød на Цветном, «Восход» в «Зарядье» и 800°С Contemporary Steak

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Группа Little Big снимает самые смелые клипы — вот еще один. Он рассказывает о любви корейского...

В прокате идет картина «По ту сторону надежды» финского гения Аки Каурисмяки. Станислав Зельвенский...

Если вы думаете, что выбрать косметический подарок мужчине, не интересующемуся уходом, сложно, —...

Премия The Game Awards выбрала лучшие игры 2017 года. А еще на ней анонсировали игры, в которые...