






Первая опера Давида Тухманова
Музыку для масштабного музыкального шоу о царствовании Екатерины Второй (от прибытия в Петербург робкой невесты Петра III до присоединения к России Крыма) написал Давид Тухманов. Придумал проект Лев Лещенко, ему же принадлежит идея попытаться на базе оперы создать новый, «понятный и интересный для неискушенной публики жанр» для семейного просмотра. Постановка Дмитрия Бертмана идет в декорации, воспроизводящей интерьеры Царскосельского дворца. Впервые ее сыграли год назад на сцене Александринки (в роли графа Орлова был Николай Басков).

Режиссер Дмитрий Бертман и его «Геликон-опера» вновь идут навстречу публике. Шаг широкий — «открытая опера» про Екатерину Великую. «Абсолютно новое видение оперы как формы досуга, способной привлечь внимание самого широкого круга зрителей, — поясняет пресс-релиз, — понятной для неискушенной публики». Идея принадлежит Льву Лещенко. Либретто написали Юрий Ряшенцев и Галина Полиди.
Одна из трех исполнительниц партии Екатерины — первая по порядку появления перед зрителем, т.е. Екатерина молодая — Мария Максакова оценивает качество материала и шансы проекта на слушательское признание очень высоко: многие арии, считает она, обречены стать шлягерами, при этом выполнены на хорошем уровне.
Еще «Царицу» называют «современной» оперой, что надо понимать как союз оперы и мюзикла. Но все поют без микрофона. «Хор отлично танцует и поет и при этом без подзвучки», — поражается мастерству коллег Максакова.
Ясно, что в этом сюжете любовная тема сулит немалые дивиденды. Из донжуанского списка Екатерины выбраны трое фаворитов: Орлов (тенор), Потемкин (баритон), Зубов (опять тенор). Постановка тоже, очевидно, будет приятна неискушенной публике, не изменяющей любви к историческим сериалам, — в пышных костюмах и декорациях под Царскосельский дворец с зеркалами и свечами.
Можно расценивать проект и как восстановление равноправного присутствия русской монархии на оперной сцене. В конце концов, немало русских царей уже обеспечено операми: Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. Кажется, Екатерина II до сих пор отсутствовала в этом списке только по недоразумению.
Мы все привыкли к шаблонному образу этой великой женщины, каким нам преподносили его на уроках истории в школе. Но задумывались ли мы, что Екатерина была не только властной Императрицей, но и, как это ни странно, ...женщиной!
Рассказы о бесчисленных фаворитах давно стали притчей во языцех, но все они блекнут перед единственной истиной, которая царит над троном - одиночества величия. Чего нам, простым смертным, видимо, никогда не понять.
Блистательная постановка на музыку Давида Тухманова, либретто Юрия Ряшенцева.
Крайне интересно, как обыграет эту весьма пикантную историческую канву Бертман. Надеюсь также, что прекрасные данные Максаковой будут удачно гармонировать с фабулой тухмановского детища.
Познавательная и размашистая опера Давида Тухманова с красивыми костюмами, недостатками в организации мероприятия и самого выступления.
Давид Тухманов закончил работу над оперой "Екатерина Великая" в 2005 году.
В 2008 году "Геликон" начали работу над постановкой оперы "Царица".
В 2009 году, сначала в Питере, потом в Москве состоялись премьеры.
В Москве премьера проходила 25 и 26 ноября в Государственном Кремлевском Дворце.
Сразу скажу - я не ценитель оперы, и бываю на таких мероприятиях довольно редко.
В связи, с чем делайте скидку.
26 ноября присутствовал на втором дне премьеры «Царицы».
Сначала отмечу брак в организации мероприятия, который был очевиден любому зрителю. Начинается все с тяжелого и мучительного прохода в Кремль через несколько остановок и коридоров, начиная от метро Библиотека им. Ленина. В одном месте даже ощущалась давка. Это, как минимум, неприятно, как максимум, непозволительно, учитывая навязанную пафосность мероприятия. Далее, неожиданно, из очереди отсеивают людей с сумками/чемоданами и отправляют их сдавать вещи в камеру хранения (40 руб.). Я всё понимаю. Но возникает вопрос: нельзя заранее предупредить и сделать указатели на камеру хранения, а потом, не затормаживая очередь, спокойно пропускать людей на территорию Кремля. До входа в зал прошло около 30-40 минут на улице, хорошо, что еще зима не наступила. После прохода металлоискателей и до начала оперы всё было достаточно спокойно. Смущала публика. Слишком разношерстная она была. Слева от нас в партере сидел мужчина, у которого на коленях лежала стопка газет, типа Экстры-М, и которые он усиленно читал.
Обращу Ваше внимание и на другое. Достаточно четко ощущалось, что настоящие ценители оперы находятся в задней части зала, а все кто находится в ближайшей к сцене части партера, далеко не ценители, а «приглашенные/купленные/одноразовые» зрители подобных мероприятий. Вокруг народ открыто спал, разговаривал по телефону, громко обсуждал какие-то вопросы. Также можно было заметить, как по завершению оперы первые ряды практически с низкого старта ломанулись в гардероб, а задние ряды стоя хлопали и кричали «браво».
И основное – выбор места для исполнения оперы. Это, однозначно, не должен быть ГКД. Это место не предназначено для опер, в первую очередь, из-за акустики, из-за размера и расположения зрительного зала. Понятно, что пафос, понятно, что вместительность огромная. Но! Неслышно, невидно, непонятно – всем тем, кто сидит не в середине партера и дальше 20-го ряда.
Кроме этого – как можно на таком мероприятии допустить, чтобы актеры пели, а звук в микрофонах периодически пропадал. Причем, по мнению знакомых на первом премьерном дне было намного хуже – порой из-за обрывов звука вообще сложно было понять, что поется на сцене.
О самой опере. Очень радует, что эта опера познавательная. Формат оперного выступления далеко не всем по душе, поэтому – если что-то новое, плюс интересное – может привлечь новых зрителей. Период правления Екатерины Великой – период очень многосторонний и захватывающий для человека, интересующегося своей историей. Это касается процесса перехода власти от Петра III к немке Екатерине, это процесс становления царицы Екатерины, прохождение ее через сложности и преграды царской России. Не остается без внимания и личная жизнь царицы. Это множество любовников, которые проходили сквозь ее царское правление. В их числе первый - Григорий Орлов (помог совершить переход трона, и, видимо, убил Петра III). От некоторых из любовников у нее были дети. Например, от Григория Орлова сына звали граф Бобринский. Взаимоотношения, переживания в верхушке власти с параллельными переживаниями в народе, далеком от позолоченных хором царских покоев – отражено достаточно открыто и доступно в опере «Царица». В Целом, могу сказать, что мне больше понравилось, чем нет. Меня эта опера заставила заглянуть в очередной раз в историю, чтобы разобраться в последовательностях перехода царской власти. Например, я выяснил, что Александрина – внучка Екатерины, которую планировалось выдать за короля Швеции Густава IV, умерла при родах в 18 лет. Она вышла замуж за австрийского герцога. А в опере она показана жизнерадостной девочкой, мечтающей о счастливой и беззаботной жизни. Ну и стоит, конечно, выделить певицу, которая играла Екатерину Великую в самом зрелом возрасте. Производит впечатление.
В общем, если еще раз будет проходить опера в Москве – сходить советую, но если она будет проводиться в другом помещении, а лучше в каком-нибудь небольшом театре.
Спасибо.
Никакой "оперы нового формата" не заметила. Все как обычно, за исключением того, что в любой опере все-декорации, костюмы, сцендвижение подчинены музыке, а здесь действительно хорошую музыку Тухманова заглушает топот гвардейцев, шарканье туфель молодой Екатерины, звуки клинка. Но все это, в сущности, было бы даже замечательно, если бы не одно "но"-безобразное либретто. Никакой интриги, никакого сюжета. Это просто сцены из дворцовой жизни, но никак не связное повествование. Максакова действительно поразила-не самым лучшим вокалом, и полным неумением играть что-либо, кроме "обжиманцев". Все первое отделение она на сцене, но что за человек Екатерина в ее исполнении так и осталось непонятно.Даже К.Орбакайте из псевдоисторических "Гардемаринов" была во много раз интереснее.Гораздо лучше две другие исполнительницы, игравшие Екатерину в зрелом возрасте и старости. К сожалению, не знаю их имен-платить за программку(четыре листа голубого цвета с одной фотографией) 250 рублей не захотела, а кроме Максаковой,Рябца и Веденеева никого не знаю.Очень понравились массовые сцены и хоры-действительно, высокий уровень постановки.Самое замечательное для меня-это дуэт Александрины и Густава IV, не только потому, что слушать сопрано О.Рябца приятно и необычно, но и именно любовный дуэт двух молодых людей сыгран необычайно лирично! И "две судьбы обернулись одной"-наслаждение. Но затем Александрина производит какие-то непонятные прыжки на кресле-и это удивляет.Еще неприятно, что на спектакле явно присутствовали клакеры, которые исторгали восторги по поводу каждого чиха на сцене.Не то, чтобы актеры не заслуживали похвалы-но это мешало восприятию, так как заглушало все-и вокал, и музыку. В общем, слушать и смотреть интересно. Но-либретто надо приводить в порядок. Только из-за него ставлю тройку.
Либретто, либретто, либретто! Это основной и самый большой недостаток данной постановки. Никакого сюжета, просто избранные сцены дворцовой жизни, построенные вокруг взаимоотношений Императрицы с некоторыми фаворитами (а именно с тремя: Орлов, Потемкин, Зубов) в разное время ее жизни. Драматургия никакая. В погоне за удовлетворением "неискушенной публики" была потеряна сама суть, в душу и сердце к зрителю с подобным "новым видением оперы как формы досуга" не пробиться.
Максакова разочаровала. И если о ее вокале мне говорить трудно, нет однозначного мнения (т.е. не впечатлило), то ее актерская игра отталкивала своей неестественностью и смотреть на ее ужимки мне было неприятно.
Кремлевский дворец, премьера, Москва. Но что со звуком?! Треск, щелчки и самое главное резкие перепады уровня громкости и отключения (пели через микрофоны) и не один раз, а периодически по ходу всего действия. Сочувствовал исполнителям и зрителям.
Однако красиво. Костюмы, хореография массовых сцен, хор - впечатляет, высокий уровень.
Отдельно хочется отметить музыку, она здесь действительно очень хороша.
Но если говорить об общем впечатлении, то коротко - никаких особых эмоций данное действо не вызвало, не тронуло, не захватило. А жаль, а ведь могло...