Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Повелитель мух, Санкт-Петербург
Постановка МДТ — Театр Европы

7

Вторая редакция великого спектакля

В 2009 году Лев Додин возобновил свой легендарный спектакль 1986 года, «Повелитель мух». Теперь Ральфа — того мальчика, который с мегафоном в руках из последних сил пытается не допустить превращения группы цивилизованных мальчиков из церковного хора в первобытную стаю, — играет Данила Козловский. У Козловского, несмотря на всю его звездность, оказывается гораздо меньше актерской мощи, чем у прежнего Ральфа, Петра Семака. Да и остальные герои изрядно измельчали. Впрочем, Додину это на руку. За прошедшие десятилетия его вера в человечество поубавилась. У нового Джека — Владимира Селезнева — руки дрожат только когда он убивает поросенка, с людьми дело обходится гораздо проще. Проблема только в том, что сочувствовать персонажам, в которых не верит режиссер, практически невозможно.

Место проведения

МДТ — Театр Европы

МДТ — Театр Европы

7.0
Эталон русского психологического театра. Вотчина режиссера Льва Додина
Подавляющее большинство артистов труппы — ученики великого педагога Аркадия Кацмана или самого Додина; связь педагогики со сценической практикой — мощный козырь МДТ. После того как в труппу влились додинские выпускники 2007 года, в том числе Данила Козловский и Елизавета Боярская, театр переживает безусловный расцвет. Развлечений от Малого драматического не ждут, и потому здесь возможен спектакль, который длится с утра до вечера, — «Бесы» по Достоевскому. В России труппа проводит только две трети сезона, и почетный титул Театра Европы — еще одно свидетельство признания за рубежом. На большой сцене идут додинские «Жизнь и судьба», «Варшавская мелодия», «Дядя Ваня», «Московский хор», а также отличные спектакли последних лет — «Три сестры» (2010) и «Коварство и любовь» (2012). Камерная сцена отдана молодым режиссерам — ученикам Додина, хотя подаваемые ими надежды пока достаточно скромны.
касса+7 (812) 713 20 78
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
614
оценок:
207
рейтинг:
570
7

Основной инстинкт

Пять искореженных обломков самолета — это и есть декорация художника Давида Боровского, придуманная для спектакля «Повелитель мух», поставленного в 1986 году. Обломки были подлинными, и в голодные 90-е их похитили со склада охотники за цветными металлами, а спектакль о добропорядочных английских мальчиках, которые, оказавшись на необитаемом острове без взрослых, превратились в кровожадных дикарей, исчез из репертуара. Теперь в воссозданной до детали сценографии возник абсолютно другой спектакль. И дело не в том, что вместо прежних исполнителей, ставших ныне корифеями, дюжину юных британцев, героев романа нобелевского лауреата Уильяма Голдинга, играют студийцы МДТ (недавние выпускники курса Додина и примкнувшая к ним молодежь из других театров). Вме­сто философской притчи о сосуществовании и борьбе добра и зла в человеческой природе разыгрывается нечто вроде освидетельствования сегодняшнего индивида в естественных условиях.

Первым на останки самолетной кабины взбирается Ральф. Данила Козловский (в отличие от прежнего исполнителя этой роли Петра Семака) наделяет героя колоссальными лидерскими амбициями и склонностью к нарциссизму. Затрудняюсь сказать, что тут режиссерская задача, а что — актерская проблема, но суть в том, что такой Ральф не слишком отличается от Джека — вождя охотников. В прежнем спектакле его играл Владимир Осипчук (а после его трагической гибели Игорь Скляр), но и в том, и в другом Джеке мудрено было в начальных сценах разглядеть потенциального убийцу. У Владимира Селезнева — артиста более опытного, чем большинство участников спектакля, — Джек с первого взгляда как-то инстинктивно, по-звериному оценивает ситуацию и принимается выжидать удобный момент, чтобы обратить горстку испуганных товарищей по несчастью в послушное племя. Будучи старостой церковного хора, он примерно представляет себе, как именно это делается. То есть в версии «Повелителя мух» 2009 года хористы похожи не на бойскаутов, а на гитлерюгенд — тут в наличии жесткая иерархия и балласт в лице блаженного мальчика Саймона. Эту работу Станислава Никольского, в Театре им. Ленсовета утвердившегося в амплуа отпетых хулиганов, можно было бы назвать актерской удачей, кабы не излишняя взвинченность. Впрочем, истерия большинства героев довольно быстро превращается в досадный диагноз спектакля — до такой степени, что конфликт временами, кажется, имеет чисто медицинскую подоплеку: все, кто по сюжету должен сохранить хоть какую-то способность к гуманистическому образу мыслей, выглядят невротиками на грани психопатии. Так что воспринимать их логику — по Голдингу единствен­но здравую и жизнеспособную — не остается никакой ­воз­можности.

Но что более всего шокирует в новом «Повелителе мух» — то, что поросенка, живого, визжащего (Додин, как обычно, для пущего воздействия, использует в качестве символа самую что ни на есть откровенную натуру), убить оказывается значительно сложнее, чем человека. Нет теперь на сцене ни опьянения кровью, ни крови как таковой — свиная голова аккуратно навешена на крюк, руки тщательно вымыты, мясо нарезано, как в лавке, а бывшие товарищи отправляются на тот свет без лишнего шума. Поначалу даже кажется, что Саймону оказывают посильную помощь при эпилептическом припадке, а не душат. Мальчику-знайке по имени Хрюша местный каратель Роджер перерезает горло и вовсе в полной тишине: Алексей Морозов играет подчиненного убийцу из тех, каких боятся даже вожди — из-за их патологического хладнокровия и не дрожащей в момент убийства руки.

Уильям Голдинг писал свой роман-предостережение, обнаружив, что Вторая мировая со всеми ее ужасами не слишком-то изменила людей. Его герои, как и герои первой версии спектакля Додина, — наивны, виноваты без вины. Они — дети, и этим все сказано. Во второй додинской версии детей нет, есть маленькие взрослые, есть ослепительные блики десятков софитов (очевидно, отсветы далекой атомной войны), и есть уверенность постановщика, что жертвы катастрофы способны произвести только новую катастрофу. Финал спектакля изменен радикально. Вместо детского лепета и сурового голоса летчика-спасателя, записанных на пленку, — бессвязные оправдания Ральфа, которого призывает к ответу летчик во плоти и крови. Потом летчик снимает шлем. Кто бы вы думали скрывается под этой маской? Юрий Гагарин, капитан Панака, убийца Джек. Ненужное зачеркнуть.

Отзывы пользователей о спектакле «Повелитель мух»

Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
782
7

12 разгневанных мальчиков
Молодой зритель может испугаться многочасового, порой монотонного, разговора с ним со сцены МДТ. Поэтому для молодого зрителя Додин ставит динамичный, недолгий спектакль. Но вопросы он задаёт всё те же: о добре и зле. Режиссёр всё так же объявляет свой суровый приговор всем нам, но при этом надеется перевоспитать зрителя, ослепить его ярким светом, заставить задуматься, пересмотреть что-то в себе.

Когда на сцене наступает ночь и сгущаются сумерки, становится неуютно. Когда за спинами зрителей, в фойе театр, гудят дикари, зрителей, даже если они не хотят, автоматически переносят в джунгли. И тогда уже страшно и любопытно: как же выглядит этот зверь. И потом оказывается, что зверь будет без всяких клыков и шерсти – он будет человеком. Человек будет зверем. И не даст Додин никакой надежды. Почти никакой: ведь если нашелся писатель, который всё понял о добре и зле, если нашелся режиссёр, поставивший об этом спектакль – значит, от вонючих мух можно отбиться, отогнать их, спастись.

Уверен, что Додин недаром вернулся к роману Голдинга. Сегодня как никогда этот сюжет важен. Он о сегодняшнем дне, о сегодняшнем человеке. Уверен, что ориентировался режиссёр на молодого зрителя. На «Долгом путешествии в ночь» не каждый высидит, а два часа динамичного и энергичного действия в «Повелителе мух» пролетают незаметно.

Получивший на днях звание заслуженного Владимир Селезнёв (Джек) кажется настоящим лидером додинской молодёжи. Очевидно, что мы сейчас наблюдаем за работой одного из ведущих в будущем артистов театра. Козловский не отстаёт и вполне убедителен, особенно когда плачет слезами маленького мальчика. Быковский замечательно проводит линию скрытого лидера – как часто умный человек знает, как быть, но его никто не слушает, не обращают внимания, в итоге разбивая лицо в кровь. Станиславу Никольскому (Саймон) Додин доверяет достаточно сложный образ и Никольский неплохо справляется. В этом герое, который первым всё понял, легко угадать тот тип маленького, блаженного человека, мнение которого обычно никому не интересно. На сцене МДТ такого человека убивают первым. За что убивают? За отличие от других, за то, что понял раньше многих.

Додин представляет нам изнанку нашего общества, словно Сидни Люмет в «12 разгневанных мужчинах», он разрезает наше общество, как пирог, и представляет слои: вот "добрый" лидер (Ральф), который хочет строить шалаш, вот лидер "злой", который хочет охотиться, "доброго" лидера ведёт скрытый лидер – Хрюша, «злого» ведет Роджер. Образ Роджера (Алексей Морозов) весьма примечателен. В нём с первых сцен заметно желание быть вожаком и потом очень интересно следить, как этот герой становится главным кукловодом – именно он объявляет Джека вождём, именно он перерезает горло Хрюше. Роджер сам становится вождём, незаметным, до поры скрытым. И только остаётся гадать, что дальше произошло на острове, кто же там стал главный, победил ли Джек, или победил убийца Роджер?

Это всё про нас. Среди нас ходят, нами правят такие же жестокие вожди и их приспешники, среди нас - всё понимающие, но ни на что не способные лидеры, которые никому не нужны. Среди нас также страдают, понимающие всё раньше других. Тут ведь о нашей интеллигенции, о наших политиках, в целом - о взрослых.

- Почему взрослые ругаются? - ставят вопрос перед залом.

И в зале должны задуматься, почему мы, взрослые, ругаемся. Почему добро не всегда побеждает зло. Занятная робинзонада не должна пройти даром: вроде и ловко прыгают, и за приключениями их занятно следить, но когда на сцене убивают, убивают страшно и будто по-настоящему, становится не до приключений. Сцена объявления вождя, сцена убийства Хрюши – на удивление для театра – сцены страшные. Только в МДТ этой правде не удивляешься – здесь всегда правда. Если молодой зритель после этого спектакля способен будет осознать, что в театре не развлекают, а задают вопросы, он ещё раз придёт в этот театр. За ответами.

P.S. Не могу не отметить: как всегда в МДТ идеальная работа художника (Давид Боровский), идеальный свет (Екатерина Дорофеева, Игорь Тупикин), музыка. Здесь умеют создать атмосферу.

Фото Павел Новиков
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
21
3

Я большой поклонник малого драматического, но в отличие от многих других постановок этого театра, "повелитель мух" мне не понравился. Не буду пересказывать сюжет, если вы ходите в МДТ, то должны быть хоть сколько-нибудь начитанными. Просто скажу, что мне не понравилось.

Я не смог полностью погрузиться в спектакль. Частично из-за того, что актеры были не достаточно опытными, чтобы уверенно сыграть свои роли. Частично из-за того, что это все же уже давно не дети, и поверить в их игру от этого сложно.

Постановка идет порядка 2,5 часов, но значимых диалогов, вносящих глубину в происходящее, недоставало. Хотя бы сцена, когда Саймон все осознал, и на него набросились и убили, была так скомкана и не объяснена, что невозможно было в нее поверить. Между тем упущен важный момент конфронтации.

Отдельно мое недовольство вызвало привлечение к этому спектаклю одного из моих любимых актеров Олега Дмитриева. На все представление ему не выпало ни одной реплики.

Я не могу сказать что работа Додина неудачна, кто я такой в конце концов. Но вот что я скажу. Мне очень близки постановки "Бесы", "Жизнь и судьба", "Блажь", и если вам они не нравятся, очень может быть, что эту постановку вы воспримите на ура, в противном случае, сильно сомневаюсь.

Фото Ксения Желудова
отзывы:
3
оценок:
5
рейтинг:
5
9

Спектакль похож на крик отчаяния: громкий, короткий, пробирающий случайных свидетелей до костей. Стоит, пожалуй, признать: свидетели в большей мере действительно случайны. Тех, кто видел «тот самый» спектакль 1986-го и тех, кто, собственно, читал первоисточник – в зале довольно мало. Первые оказываются в странной ситуации, поскольку первый «Повелитель мух» навсегда остался легендой не только петербургского, но и всего отечественного театра, «кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда», и вторичное вхождение в одну реку их настораживает. Вторые – самые несчастные, очень внятный для подготовленного в меру зрителя язык и подтекст спектакля попросту проходит мимо них, не задев; они увлечены сюжетом, им не до метафор.
На сцене – обломки фюзеляжа самолёта, с колосников тянутся канаты-провода, свободного пространства почти нет – восстановленная сценография Давида Боровского. В зале почти нет свободных мест. Напряжение нарастает само по себе, и к тому моменту, когда сводный хор актёров начинает изображать звук падающего самолёта – внутри разжимается какая-то пружина, и спектакль смотрится не на вдохе – на выдохе. Наверное, именно такого восприятия хотел добиться Лев Додин, придавая истории о превращении человека в зверя черты притчи о богооставленном мире, о конце света, которого не нужно ждать – он уже произошёл.
Двухчасовое действо не останавливается ни на секунду, актёры, кажется, не прекращают движение ни на мгновение, демонстрируя при этом и чудеса акробатики, и хорошие актёрские работы. Изображать детей они даже не пытаются – и не нужно. Тринадцать тел в одинаковых грязно-белых костюмах представляются единым организмом, в котором берёт верх (иногда и в прямом смысле слова возвышаясь над остальными) то разумное начало в лице Ральфа (Данила Козловский), то начало дикое, животное, представленное Джеком (Владимир Селезнёв). Но этой символической дуэлью дело не ограничивается. За мощными спинами лидеров стоят их генералы – мудрый истерик Хрюша, на стороне которого факты, аргументы и доводы (Александр Быковский) и нежно улыбающийся палач Роджер (Алексей Морозов), шёпотом провозглашающий вождя-Джека.. И, наконец, в центр этой довольно простой композиции Додин ставит Саймона (Станислав Никольский) - единственного, кто принимает в себе двойственность, узнаёт в себе и Бога, и Вельзевула – могущественного Повелителя мух…
Всё кончится плохо – как и предрёк Голдинг. Дети без присмотра взрослых совсем расшалятся, церковные песенки по инерции еще попоют, но придумают себе новый опиум – кровь, жертвами новой религии станут самые безобидные: Саймон и Хрюша.
Дети без родителей, человек без Бога. Ральф будет умолять незримых «взрослых» подать ему, брошенному, хоть какой-нибудь знак – но ничего не произойдёт, только труп лётчика будет болтаться между небом и землёй – в мире рационального Ральфа Бог умер, эта истина известна давно. Однако Козловский играет не крушение иллюзий, не гибель последней надежды, а, скорее, глухое отчаяние откровения: во всём виноват сам, слишком понадеялся на собственный рассудок, которого легко лишиться, когда у власти – Джек. А Джек меж тем пройдёт путь от жалкого претендента на лидерство до полубога, повелителя; к концу спектакля Селезнёв словно раздаётся в плечах, становится мощнее, сильнее, красивее. Ясно, кто остаётся победителем в схватке – хищник. Именно он прикинется в самом финале спасителем-лётчиком с большой земли, отчитает Ральфа и в последний раз обманет его.
В самом конце ослепительно вспыхивает свет, направленный прямо в зал. Эта короткая вспышка – взрыв ядерной бомбы – ставит неутешительную точку в притче, рассказанной Додиным: спасения не будет. Зрители плачут. Болезненная реакция на яркий свет.

Фото Катрина Си
отзывы:
15
оценок:
48
рейтинг:
62
5

Голдинг – психолог, он сочинил свою антиутопию, или «черную робинзонаду», как его еще называли, дабы предостеречь потомков, заставить их оглянуться вокруг себя и понять кто они и как живут, к чему приводит война и кем она порождена. Его роман – трагедия, так как мы и есть те люди, те, кто хуже зверей. Роман производит неизгладимое впечатление на сознание человека как повидавшего виды, так и на наивного романтика . Но Додин не смог вытянуть его эмоционально. Нет того напряжения, нет ужаса, нет страха и отчаяния ни при просмотре, ни после него. Актеры не прожили роль, они отыграли. Ральфу(Данила Козловский) не хватало эмоций, он не смог понять, что в этой роли он- мальчик, который хочет домой, к родным, который , возможно, боится темноты, который должен биться в истерике от ужаса происходящего, говорить с содроганием, ведь он боится, он ребенок, а не опытный самостоятельный юноша! Джек (Владимир Селезнев) играет талантливо, и его игру можно расценить двояко – он вроде и крови жаждет, как истинный охотник, и лидерства, стремясь к нему всеми возможными способами, но результат один – инстинкт зверя перекрывает разум.
Если сравнивать книгу и спектакль – на 4 из 10 тянет, задумка, декорации – все в норме, не вытягивают актеры. Глубина не прочувствована. Эмоции не бьют.

Фото Светлана
отзывы:
5
оценок:
13
рейтинг:
13
9

От "Повелителя мух" чувства противоречивые.
Давно купленные билеты, ожидаемый день спектакля, большие надежды.
Но... Не то, чтобы не случилось... Случилось... Но не то...)
И глубина мысли есть, и с актерской игрой все в порядке, и цели достучаться до зрителя, вроде, достигают. А по содержательному текстовому наполнению спектакль как-будто пустоват, провалы местами.
Зато он наполнен такими количеством акробатических элементов, выполняемых актерами, что к концу как-то даже не верится, что у всех ноги-руки целы) Кстати, за декорации - отдельное спасибо!
Но в целом - не смотря ни на что - высший балл!
Потому что именно сегодня, именно после "Повелителя мух" я в полной мере прочувствовала, что значит "театр - целая жизнь". Выходя из МДТ, не верилось и в голове не укладывалось, что входила я туда всего 2 часа назад. И все, что происходило до начала спектакля, отодвинулось далеко-далеко... И, если не это главное, то что?))

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить