Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Спектакль
Шурале 

Средняя оценка: 4.8 из 5

Голосов: 8

Проголосовать
Уже идут 5

Устав от прелестей модернизма, Мариинский балет нырнул аж в 1950 год — а там хоровод республик-сестер на ВДНХ, пестрые декады национальных искусств, многолюдные балетные феерии в подражание Императорскому театру и реалистические мультфильмы с наивно-безбрежной симфонической музыкой за кадром. Сложите все вместе — получится «Шурале», сказка о злобном лешем и девушке-птице, а точнее — о том, как ленинградец Леонид Якобсон создал татарский национальный балет.

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 1
Юлия Яковлева

345 рецензий · 162 оценки · 342 спасибо

Сабантуй

Мариинский театр исполняет свое любимое па. Скорее, правда, вынужденно любимое. Но удается оно всякий раз — это факт. Па такое: чтобы прыгнуть вперед, прыгаете назад. Балерины и вся большая труппа изнывают без новых текстов в ситуации, когда Баланчин давно умер и больше не поставит ни строчки, единственный дееспособный русский хореограф — Алексей Ратманский, а попытки вырастить собственных производителей дали лишь гомункулов типа «Стеклянного... Показать полностью

Сабантуй

Мариинский театр исполняет свое любимое па. Скорее, правда, вынужденно любимое. Но удается оно всякий раз — это факт. Па такое: чтобы прыгнуть вперед, прыгаете назад. Балерины и вся большая труппа изнывают без новых текстов в ситуации, когда Баланчин давно умер и больше не поставит ни строчки, единственный дееспособный русский хореограф — Алексей Ратманский, а попытки вырастить собственных производителей дали лишь гомункулов типа «Стеклянного сердца», похожих на балет, как корень имбиря — на человека. В такие моменты Мариинский театр вспоминает, что поруганный и развенчанный когда-то «советский балет» был еще и балетом ХХ века. Советские хореографы сочинили огромную библиотеку. И хотя полки ее забиты откровенным трэшем, но это свойство любой библиотеки: шедевры — всегда редки. И сейчас уж точно не то время, чтобы бросаться даже и просто очень хорошими спектаклями.

Это тенденция. В литературе советского времени тоже поначалу признавали лишь неофициальную полку (Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Бродский). А теперь в «Русской жизни» вон Дмитрий Быков из номера в номер рекомендует перечитать то «Бруски», то еще какого-нибудь лауреата с дачей в Переделкино. Оказывается, и среди них люди водились, хоть и противные по-человечески, но вполне мастеровитые.

Мариинке удалось отлично восстановить некоторые экспонаты 1960-х — «Ленинградскую симфонию» Игоря Бельского и «Клопа» Леонида Якобсона. А теперь вот будет «Шурале», ударение на последний слог. Спектакль на переломе от многоходовых сталинских балетов-драм к оттепельной легкости объемов и линий.

«Шурале» обязан рождением чисто советскому курьезу: власти задались целью создать из воздуха очередной «национальный балет» в рамках культуры, к балету не только отношения прежде не имевшей, но и вообще ему органически чуждой. Взяли татарскую сказку. Заказали партитуру татарскому композитору. А роль «татарского хореографа» исполнил интернационально-отзывчивый гений Леонид Вениаминович Якобсон. До этого, в рамках того же абсурдного государственного проекта, он, например, создал «молдавский танец» (разумеется, неофициально, так как танцевальные слова записали «народными»). «Пятый пункт» приучил Якобсона не отказываться даже от тухлых заказов (жена, танцовщица кордебалета, вязала кофточки на продажу).

Татарская сказка напоминает на самом деле еще с десяток подобных по всему миру: история заколдованной невесты-птицы, за которой приходится идти на край света. Леонид Якобсон работал долго и под градом насмешек. Безмозглые балетные зубоскалили над «гран-па на ягодицах», и это была самая цензурная шутка. В результате родился очень печальный спектакль о воле и неволе. В роли богатыря позировал широкоплечий красавец Аскольд Макаров — ясноглазый и лишенный рефлексии: хоть сейчас на обложку сорокинского «Льда» или «Голубого сала». Именно он станет любимым исполнителем и своеобразным альтер эго Якобсона на много лет вперед. Видимо, такие выводы сделал невротичный и рефлексирующий Якобсон после «Шурале»: это только в балетных сказках девушка ­может превратиться в птицу и улететь, а в Советском Союзе спасительно важно — уметь не думать.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 5 из 5
Спасибо! 2
Муся Маруся

36 рецензий · 49 оценок · 58 спасибо

На сегодняшний день это мой самый любимый балет. Любимый, потому что яркий и живой, а не помпезно-академичный. Музыка заставляет непроизвольно подергиваться в такт, а происходящее на сцене - улыбаться и даже чуть-чуть смеяться, что редко случается на балете. И вот сидишь ты в ложе Мариинки, в платье, как полагается, с брульянтами в ушах и веселишься от души, не скрывая своих чувств. Ну очень приятно!

Пойдут на Шурале

Юлия Шарафитдинова
Юлия Шарафитдинова

0 рецензий · 0 оценок · 0 спасибо

Aliya Fayzullina
Aliya Fayzullina

0 рецензий · 1 оценка · 0 спасибо

Яна
Яна

0 рецензий · 11 оценок · 0 спасибо

Valborvas
Valborvas

0 рецензий · 7 оценок · 0 спасибо

Отзывы пользователей

Оценка: 4 из 5
Johannes Rauh

66 рецензий · 93 оценки · 29 спасибо

Массовые пластические композиции — явный конёк Якобсона. Остальная хореография добротна, хотя и особого восторга не вызывает, а местами вообще напоминает подтанцовку "Тодеса". Музыка Яруллина мелодична и танцевальна, пусть и лишена ярких номеров. В целом приятный балет, но пересматривать его вряд ли захочется.

Все рецензии 3

Эмиграция Страна запретов: как белорусская семья уехала в закрытый город Саудовской Аравии
Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Игровые площадки для лучшего торжества

Космический квест, который точно понравится детям

Масштабные игры для больших команд

Леонид Юзефович, один из лучших отечественных прозаиков, отмечает юбилей. Егор Михайлов...

Что подарить тем, у кого все есть?...

Свои предсказания на 2018 год и будущее дают персонажи «Звездных войн», которые явно знают больше...

Режиссеры-дебютанты, добравшиеся до проката благодаря программе «Каро.Арт», проходят анкетирование...