Москва
8.1

Спектакль
Болилок

Постановка - Compagnie Philippe Genty
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Высокотехнологический сюрреализм Филиппа Жанти на Чеховском фестивале.

Француз Филипп Жанти — сюрреалист, исповедующий идею театра как сновидения. Выдающийся сценический инженер, заставивший технологию служить химере. Кукольник, чьи марионетки выглядят живыми, и режиссер, чьи актеры соперничают с марионетками, потому что могут все. Собственно, сверхспособности его актеров и кукол легли в основу последней премьеры Жанти. В нем кукольный театр выходит из-под контроля их владельца, куклы очеловечиваются и начинают жить собственной жизнью. «Нам приходится протирать глаза, чтобы убедиться, что все это происходит на самом деле», — пишет по этому поводу французский критик. Это ощущение знакомо тому, кто два года назад видел на Чеховском фестивале «Край земли» Жанти.

  • Болилок – афиша
  • Болилок – афиша
  • Болилок – афиша
  • Болилок – афиша
  • Болилок – афиша
Драматический
(1'30'', без антракта).

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
27 мая 2009
Смотр выдающихся зрелищ мира

Чеховский фестиваль (правильно ­го­ворить: Международный театральный фестиваль имени Чехова) проходит в восьмой раз — уже с 1992 года он ­служит наглядным учебником истории театра. ЧФ привозил в Москву спектакли Питера Брука и Джорджо Стрелера, Петера Штайна и Арианы Мнушкин, Роберта Уилсона и Кристофа Марталера. Перелистывая его программки (а он проходит раз в два года), можно с высокой точностью судить о тогдашних тенденциях мирового театрального мейнстрима. Смотрим на нынешнюю афишу. «Баттута» Бартабаса — зрелище в исполнении коней и на­ездников. «Болилок» Филиппа Жанти — сюрреалистическое зрелище. Международная копродукция «Туман» — зрели­ще с элементами цирка. «Дориан Грей» Мэтью Борна — остросовременное ­зре­лище. «Семь смертных грехов» Пины Бауш — зрелище из ряда вон. Пекинская опера «Король Обезьяна и Мышь Гоблин» — старинное зрелище в аутентичном исполнении. Австралийский провокативный «Навигатор» — говорят, о-го-го какое зрелище. Вот и тенденция.

В театре в этом смысле все как в кино. Фильмы, рассчитанные на широкий мировой прокат, делают ставку на экшен и спецэффекты. Психология, долгие разговоры, крупные актерские планы ушли в национальное кино и на телевидение. Так и театры, работающие для города и страны, опираются на литературу. В Европе (как и у нас) публика приходит в театр за тем, чего не найдет на большом экране: человеческие отношения, беседы, где все решают интонации, паузы, поворот головы. Смотреть такие спектакли, не зная языка, — пускать деньги на ветер. ­Это не мейнстрим. Мейнстрим — это театр, активно гастролирующий и участвую­щий в фестивалях, этот театр, как правило, невербальный, то есть зрелищный. В афише нынешнего Чеховского фестиваля такого больше всего, как его ни назови: танцтеатр, конное шоу, инженерный театр или цирк на сцене.

Цирк на сцене — вообще жанровый акцент этой программы. Франция — акцент географический. Во Франции цирк на сцене называют «новым» — Nouveau Сirque. На нем и остановимся.

Если честно, новизна такого цирка относительна. Цирк на сцене существует давным-давно — у нас, к примеру, он завелся в тридцатых для расширения аудитории и удешевления гастролей. Но в мас­штабах последних десятилетий он действительно нов. Тем более для русской публики, которая твердо знает, что цирк — это наездники, акробаты, дрессированные животные и коверный в паузах, пока с арены убирают слоновьи какашки. Первое и главное отличие цирка, который мы знаем, от цирка, которого еще не видели, — отсутствие животных. «Новый цирк» в этом смысле — цирк вегетарианский. Во-вторых, это цирк акробатичес­кий. В-третьих, его действительно показывают на сцене, поэтому технический уровень трюков не слишком высок. В «но­вом цирке» никогда не объявят: «Оркестр, туш! Смертельный номер!» Там вообще нет номеров: это полноценные спектакли с сюжетом, хотя иногда и трудно поддающимся описанию, как в случае со спектаклями швейцарца Даниеле Финци Паски (у него в нынешней программе целых две постановки, многолюдный «Туман» и моноспектакль «Икар»).

Франция вообще сегодня цирковая Мекка. Отсюда по миру разъезжаются на гастроли десятки цирковых трупп, и на­оборот — сюда на престижный конкурс «Цирк завтрашнего дня» съезжаются лучшие артисты. Французский «новый цирк» в афише ЧФ помимо прочего — это спектакли династии Тьере-Чаплин: «Невидимый цирк» сделали супруги — Жан-Батист Тьере и дочь Чарли Чапли­на Виктория. «До свидания, зонтик» — постановка их сына Джеймса, в «Оратории Аурелии» играет их дочь Аурелия. Ближайший конкурент Франции — Канада, для которой «новый цирк» стал важнейшим видом культурного экспорта. Канадцы тоже будут этим летом в Москве — компания «Семь пальцев на руке» со спектаклем «Жизнь» и продукция цирка «Элуаз» «Туман».

«Элуаз», к слову, был создан эквилибристом Жанно Пеншо после того, как он выиграл приз на помянутом французском конкурсе, и с учетом опыта, приобретенного в Cirque du Soleil, — эта труппа вообще вне конкуренции в этом жанре. Тот «новый цирк», который мы увидим на ЧФ, — это эксперимент, высокое искусство, винтаж — все что угодно, толь­ко не массовое производство. Cirque du Soleil же — другое дело. Это Microsoft «нового цирка». Голливуд «нового цирка», его компания Ford с конвейерами по всему миру. Даже главный герой нынешнего фестиваля, канадский гений Робер Лепаж, и тот ставил в Cirque du Soleil — хотя девятичасовое полотно «Липсинк», которое он покажет в Москве, к цирку отношения не имеет.

Этой весной Cirque du Soleil открывал своим номером финал «Евровидения» в Москве. А осенью на два месяца ­при­везет в «Лужники» шоу «Varekai», и если труппе тут понравится, останется в Москве надолго. Выходит, в этом сезоне у нас есть шанс узнать о «новом цирке» буквально все, что о нем нужно знать.

2
0

Отзывы

9
Игорь Гринберг
79 отзывов, 98 оценок, рейтинг 138
4 июня 2009

Что такое Болилок, я до сих пор и не понял. Но думаю, что если бы спектакль назвали Балилук или Лукадим, то театральное зрелище, которое представили Филипп Жанти и Мэри Андервуд (муж и жена – а постановка одна…), не стало бы хуже. Спектакль совсем не похож на тот классический жанр, который мы привыкли в России видеть. Здесь не «пахнет» ни А. Островским, ни А. Чеховым. Никто не раздирает и не залазит тебе в душу. Основное в спектакле – это Действие. За полтора часа актеры и невидимые на сцене техники, сумели или заставили зрителя, позабыть обо всем, в том числе и о магазинах, пробках, московской жаре, толкучках в метро. Зритель погрузился в ирреальный мир, в мир, который совсем не похож за стенами театра. Различные спецэффекты звуко, видео, цвето и света, дыма и запаха наполняли зал. На сцене происходило что-то сюрреалистическое, доселе невиданное и местами очень смешное! Ради того, чтобы был контакт со зрителями, французские актеры выучили могучий русский язык. Представляете себе!
Я вот думал, а есть ли здесь сюжет? И однозначного ответа я для себя не получил. Да это и не главное. Вспоминается фильм Стенли Кубрика «Заводной апельсин». Чем-то он похож на данное представление. Наверное, отдельными деталями, подчеркнутостью всякой мелочи, что в итоге привело к успешности данного проекта.
А суть, суть в чем? (могут задать мне читатели). Не терзайте меня…

4
0
5
corga
37 отзывов, 57 оценок, рейтинг 43
5 июня 2009
Болилок, или талантливые ухищрения промоутеров

"Болилок" оказался ярким примером трюкачества театральных промоутеров. На 25-й минуте просмотра, проерзав их в нетерпении и желании увидеть "феерическое зрелище, где главенствуют магия и сюрреализм", меня посетила довольно неприятная мысль - что та утомительно скучная бредятина, которая разворачивается на сцене, и есть обещанные "полтора часа волшебства". Предчувствие меня почти не обмануло.

На сцене происходило примерно следующее: сначала трое актеров (девочка + 2 мальчика) изображали нечто, задуманное, очевидно, как смешное. На деле это выглядело как бессмысленные, довольно однообразные кривляния и гримасы. Потом девочка исчезла, оставшиеся мальчики продолжили кривляться друг перед другом, чем и занимались еще примерно полчаса. При минимализме декораций (черная сцена, несколько кубов вначале, потом заменившихся прототипом хирургического стола с капельницей, вскоре бесследно исчезнувшим; на подставку стола периодически проецировали видеоизображение, которое лично мне, сидящей в 4-м ряду партера, ни фига не было видно) бессмысленность происходящего вызывала откровенную скуку. Однообразные гримасы и телодвижения актеров, уместные разве что в качестве разминки студентов 1-го курса циркового училища, навевали печальные воспоминания о диковинных образах в красном, вынесенных на все афиши фестиваля.Они все же появились - уже под конец смотра самодеятельности, разрекламированного как плод театрального гения. Красные дутые фигуры красиво прокувыркались на сцене под завораживающие звуки Обри минут 10, не позволяя мне сейчас поставить представлению позорную двойку.

Что же такое "болилок". У меня сомнений нет - "пустышка, искусно впариваемая под видом сюрреалистической феерии".

Единственный вопрос, на который я пока не знаю ответа в контексте всего изложенного - почему билеты в партер стоят так дорого, если в 4-м ряду ты половины не видишь из-за голов впереди сидящих товарищей??

2
0
1
kinolubitel
22 отзыва, 31 оценка, рейтинг 38
14 июня 2009

Думал нет ничего хуже, чем постановки театра "Новый Балет", но увы... Болилок полностью доказал, что есть. Ничего отвратительней современного европейского "Асисяя" я еще не видел. Гламурно, затянуто, скучно и не эстетично. Типа как кино не для всех, когда все хлопают и делают умный вид из-за боязни признаться, что показанное не стоит потраченного времени, а то и просто откровенное ОНО. Постоянный пердеж вперемешку с простыми русскими и английскими фразами с нарочито подчеркнутым французским акцентом вызывают неприятные колики в животе, больше сказать нечего.
Пустота... :)

1
0
9
Anabena
39 отзывов, 226 оценок, рейтинг 85
9 июня 2009

Если Вы, читая рецензии, еще сомневаетесь идти ли на такое представление - идите. Это точно того стоит. Видимо, многие не до конца осознали тот факт, что театр - это не застойное явление с застывшими, как вековые глыбы, формами. Театр живет и видоизменяется, дышит вместе с человечеством и бывает он совершенно разный. К тому же нигде нет такого разнообразия форм и представлений, как в Европе. Конечно, это не родная классика, здесь нет глубокого, бередящего душу и сознание сюжета. Но сюжет не везде и нужен. Поверьте, театр без четкого сюжета или вообще без такового тоже имеет право на жизнь и может быть интересен. В отличие от Европы, в нашей стране театральный ассортимент разноплановой режиссуры не так богат, а большинство постановок вообще бездарны. Любимую классику зачастую "не вытягивают", а комедия сводится к сортирному юмору. Здесь же постановка визуальная: переплетение пантомимы, фокусов, акробатических трюков, спецэффектов, замечательной музыки, легкого ненавязчивого юмора. Периодически, действие действительно завораживает. Берите с собой детей - они будут в восторге :)
Да, и есть еще одино обязательное условие для просмотра: наличие фантазии...

1
0
7
Виталий Аксёнов
24 отзыва, 28 оценок, рейтинг 24
2 июня 2009

Этот спектакль произвел огромное впечатление на меня. Но выходя из театра я, как и многие, почти все зрители, был немного ошарашен. Шикарный спектакль: музыка, свет, игра актеров - все на высшем уровне. Но полное отсутствие сюжета или его тонкая, почти невидимая нить, очень напрягли меня. Возможно российская публика была просто не готова к такому. Каждый представляет свое, у каждого свои мысли.
Идти на этот спектакль нужно, чтобы узнать и увидеть новое. Но все что происходит на сцене лучше воспринимать как шоу без сюжета. Так легче и намного приятнее.

P.S. И лучше не берите бинокль. он не нужен, смотря в него теряется атмосфера и видны некоторые маленькие секреты спектакля. А их лучше не видеть, и тогда магия на сцене будет радовать и восхищать вас на протяжении всего действа!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все