Все развлечения Москвы
Москва

Все отзывы о спектакле «R&J. Ромео и Джульетта»

7.9
оценить
Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
473
оценок:
156
рейтинг:
454

Роман Виктюк открывает шекспировский цирк. Его премьера «R&J. Ромео и Джульетта» имеет подзаголовок: «Игра на тему трагедии Уильяма Шекспира». Художник Владимир Боер с помощью парусов, лестниц и канатов превращает сцену в палубу, где четверо матросов разыгрывают старинную историю веронских влюбленных. Пресс-релиз рассказывает, как режиссеру пришла в голову такая интерпретация: четыреста лет назад капитан попавшего в штиль клипера, чтобы отвлечь моряков от драк и пьянства, ставил с ними другую трагедию Шекспира — «Гамлет». В ролях у Виктюка, разумеется, только мужчины.

1

Отзывы пользователей

Фото Iris
отзывы:
64
оценок:
69
рейтинг:
96
9

Речь о сновиденьях.
Они плоды бездельницы-мечты
И спящего досужего сознанья.
Их вещество - как воздух, а скачки
Как взрывы ветра, рыщущего слепо
То к северу, то с севера на юг
В приливе ласки и порыве гнева.

(Шекспир «Ромео и Джульетта»)

Три вечера в Петербурге звучали таинственные, полные грез и безжалостных фантазий представления Романа Виктюка. Оглядываясь назад и разбирая по полкам свои беспорядочные, перескакивающие с места на места впечатления, я до сих пор не выбрала долгожданного фаворита. Кто из троих?!? Девственница - «R & J. Ромео и Джульетта», сладострастная и благоухающая восточными пряностями «Саломея», или изысканные и страстные «Служанки»? Впрочем, зачем нарушать выстроенный и продуманный порядок спектаклей, а не последовать за ними. Поэтому, как советует перед спектаклем магистр, философ и странник-звездочет - Роман Виктюк, на время «…выключим свои взрослые игрушки…» и погрузимся в мир, созданный сплетеньем прошлого и настоящего.

Вечер первый: «R & J.»

Согласно предисловия к спектаклю, в XVII веке на одном из кораблей силами капитана и его матросов, была поставлена трагедия Шекспира «Гамлет». В отличие от выбора прошлого, Роман Виктюк оказался изысканным и щедрым романтиком. Он выбрал Любовь двух знаменитых героев из Вероны. Чистую, наивную, девственную Любовь, перед которой меркнут все изыски и соблазны. Разве любовь это грех? Почему же так часто встречается в спектакле слов “Sins” – «Грехи»? Почему к концу действия невидимый, но такой чувственный голос Иннокентия Смоктуновского будет рассказывать знаменитую библейскую легенду о райском саде и первых влюбленных: Адаме и Еве? Роман Виктюк медленно и верно ведет к разгадке, используя стихи Шекспира как путеводный компас.
Окутанная в паруса сцена, висящие тут и там канаты, разбросанные синие спортивные матрасы с библейскими цитатами на английском языке, та немногочисленная, но вполне достаточная новая сценическая аранжировка спектакля. Возникающая и пропадающая музыка Прокофьева, известные джазовые вариации, африканские напевы и самурайские движения, добавляют спектаклю глубину и силу звучания человеческих чувств и эмоций. Четверо юношей (ученики британской Королевской морской школы), представляют знаменитый сюжет. Природа одарила всех четверых наивной юностью и безгрешной красотой. Точно так же, как одаривает веронских влюбленных Шекспир в своей трагедии. Молодые герои начинают свою невинную, слегка похожую на фарс игру в Ромео и Джульетту. Им в помощь даются книги с пьесой Шекспира, которые они то выбрасывают, то бросают друг другу, то дерзко вырывают страницы. Скинув матросские одеяния, новоявленные актеры играют полуобнаженными. Поначалу они растягивают до неимоверных слогов стихи, вытягивая из конструкции слова все возможные звуки, при этом проделывая кульбиты и акробатические упражнения на парусах. Они дурачатся и резвятся, монотонно читая текст, как школьники и, кажется, что они совершенно не вникают в смысл фраз и посыл автора. Не обольщайтесь, дорогие зрители, это только кажущаяся легкомысленность. Если поддадитесь ее влиянию и расслабитесь, не выдержите главный удар, который приготовил вам Роман Виктюк.
Из всех сцен и действий режиссер сделал акцент именно на те, где присутствуют Ромео и Джульетта, их чувства и божественные признания в любви. В спектакле почти нет разборок двух враждующих кланов Монтеки и Капулетти. Как ни странно, в спектакле нет ненависти, из-за которой и погибают наши герои, но есть беспощадный рок, которых их преследует и расплата за любовь. А юные актеры, которые поначалу забавлялись новой игрой, постепенно входят во вкус. Их голоса окрепнут, чувства оформятся, и вот вместо четырех юношей на сцене - Ромео, Джульетта, Меркуцио, кормилица, и отец Лоренцо. За кулисами наблюдают незримый автор и режиссер, сумевший вдохнуть новую жизнь в избитый и привычный сюжет.
Безумная тишина, пугающая и убивающая своей безысходностью, царила в зале в минуты гибели юноши и девушки. Последние признания от шепота сквозь слезы до животного хрипа до сих пор звучат в моих ушах.

Любовь как божий дар и божий грех. Расплата неминуема. Цена любви – человеческая жизнь. Как непонятны нам такие ценности сейчас…
Наверное, мы разучились любить? Но Роман Виктюк показывает нам «искушенным» зрителям, что мы еще не разучились чувствовать…

P.S. впереди меня ждали «Саломея» и «Служанки»

3
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
9

В своей книге Бартошевич однажды рассказал историю о том, как на британских торговых судах, чтобы занять изнывавших от скуки во время штиля матросов, капитан Киллинг решил поставить «Гамлета». Виктюк вдохновился идеей – насколько мы помним, в шекспировском театре вообще актрисы появились не сразу и не в достаточном количестве, поэтому женские роли зачастую писались под актёров-мужчин и исполнялись ими, – и решил представить, как вышедшие в своё первое плавание выпускники Королевской морской школы сыграют «Ромео и Джульетту». Эксперимент оказался удачным – юные моряки сыграли всерьёз, с неожиданно зрелым мастерством и одновременно с присущими молодости страстностью, искренностью и чуткостью. С первого взгляда на них чувствуешь тёплое приятие: славные, смешные мальчики, охотно подхватившие новое развлечение, читают с книжек текст, толкаются, складывают бумажные самолётики, стесняются себя и друг друга, иногда отмаливают несуществующие грехи. Но чем дальше заходит действие, перепрыгивающее с одного ключевого момента на другой, тем больше стирается грань между актёрами, теми непрофессионалами в полосатых трусах, и персонажами, говорящими через их интонации, их жесты, пластику и мимику. Тем острее, рельефнее нарастает напряжение, быстрее и неумолимее раскручивается роковая воронка, уже готовая – мы-то знаем это, знаем и не в силах предотвратить – поглотить этих трогательных, наивных и невинных детей. И пусть перед нами – не подростки из Вероны, Монтекки и Капулетти, а двое ловких парней, смуглый и бледнокожий: вечные истории, существовавшие и до Шекспира, и после него, не делают привязок ни к полу, ни к возрасту, ни к эпохе, ни к месту действия. На палубе неизвестного корабля, среди канатов, матов, сетей, парусов, школьных парт, под плеск волн, пароходные гудки, оглушительные звонки и разнообразнейшую музыку – любят так же, страдают так же и умирают так же, как под солнечным итальянским небом. А может, даже сильнее – в сравнении с постановками других театров, при всём моём уважении к некоторым из них: меньше лирики – больше влечения, подлинно физического, сексуального, сдерживаемого с видимым усилием, меньше романтической грусти – больше боли, всепоглощающей, пережигающей нервы, убивающей также в самом буквальном и физическом смысле этого слова. Так – правдоподобней, так – ярче, так – безоговорочно веришь и этой любви, развивающейся не сразу и не вдруг, а разгорающейся с каждым мгновением всё ярче из искры, заронённой гением Шекспира в отзывчивые сердца, и этому страданию, которое окрепшая любовь способна преодолеть. Лишь одно мешает мне выставить данному спектаклю шесть баллов, положенные шедеврам: если на Юго-западе был изумительный «кордебалет» в лице Меркуцио, Тибальта, Лоренцо, то Виктюк, создавший великолепных главных героев (как назвать их? Ромео и Джулиан?), лишил их какого бы то ни было второстепенного плана, который создавал бы эмоционально-психологический фон. То есть ещё два моряка, читающие все остальные роли, существуют исключительно «для красоты», паузы, заполненные ими, скучноваты, не притягивают такого повышенного внимания, как сцены, разыгранные непосредственно между нашими влюблёнными. Впрочем, надо отдать должное Роману Григорьевичу: вкус на красоту мужского тела у него, как всегда, отменный, он любуется сам и щедро позволяет полюбоваться другим. За эстетическим оргазмом (хотя «Саломея» искрит чувственностью больше), безупречно оформленным и осмысленным, рекомендую обращаться именно к нему.

19.04.2010
Комментировать рецензию

2
Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
5

Очень стыдно. Плохой театр. Мертвый театр. Жалко растраченной энергии актеров. Жалко неуместного режиссера, тем более, что он уважаемый человек. Всех пережил...
Но все это уже никому не нужно. Мусор.

1
Фото Denis B.
отзывы:
4
оценок:
360
рейтинг:
7
3

Если Вы - мужчина средних лет и Вас, по странному стечению обстоятельств ;), не привлекают "обнаженные мужские тела" - очень велика вероятность что Вы заскучаете. Минуте примерно на 6-7 с начала спектакля... и до момента его окончания.

1
Фото катерина
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Прекрасный, удивительный, талантливый спектакль с гениальной игрой актеров, совершенно невероятными акробатическими этюдами и потрясающим музыкальным сопровождением. Новое неожиданное прочтение гениального произведения. Юношеский задор, бесшабашность, юмор и любовь! БРАВО, ВИКТЮК! БРАВО, АКТЕРЫ! ВСЕМ СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

0
Фото Victoria Zastavskaya
отзывы:
16
оценок:
17
рейтинг:
0
9

Видела однажды этот прекрасный спектакль, понравился, зацепил) Другой взгляд на великую мировую историю любви и смерти, почему нет? Актеры играют великолепно, интересно работают с пространством, стильное решение в костюмах, очень не тривиально. Если вы за интересные прочтения классики, то идите обязательно! Не уверена, что это спектакль "для всей семьи", но к моему удивлению на поклонах даже бабушки добро хлопали в ладоши, вот она - объединяющая сила искусства! Рекомендую к просмотру после всех легенд Дома Света)))

0
Фото Владислав Штольц
отзывы:
33
оценок:
33
рейтинг:
81
5

Вообще-то задумка R&J интересна: четыре молодых моряка (каждый со своим характером, с различным отношением друг к другу) читают трагедию и постепенно перед зрителями происходит не только вживание в трагические образы, но и изменения людей: по мере развития шекспировского сюжета меняются характеры, возникают новые связи между самодеятельными актерами. Зритель следит - с одной стороны, за героями Шекспира, а с другой - за моряками. И отношениями героев постепенно сплетаются с отношениями моряков.

Удалось ли реализовать режиссеру этот замысел? Ответ - нет.
Может у него был другой замысел? Может быть.
Какой? Мне совершенно непонятно.
Актеры играют самоотверженно - много и по любому случаю бегают, прыгают, лазают по канату, падают, изгибаются, говорят то басом, то дискантом, срывают одежды, демонстрируя все подробности своей мускулатуры и кожных покровов.
Но этот бег и эти демонстрации не скрывают скуку от происходящего, от отсутствия сюжета, от отсутствия внятного рассказа и рассказчика.
Я так и не понял - что это за люди,откуда они, какие у них характеры, какие отношения, причем тут Шекспир, причем тут я, почему они должны быть мне интересны.
Первую половину спектакля совсем скучно. Иногда - неловко. Ну зачем, режиссер заставляет ни в чем не повинного актера акцентировать слово "дупло" и при этом, стоя на четвереньках в одних плавках, вилять задом?
Понятно, что актер, играющий в спектакле у Виктюка не может просто (как обычные актеры) сказать "дупло", или, например, "Я тебя люблю".
Он обязан, загибая ноги и выламывая руки, пару раз протопать туда-сюда по сцене как полковая лошадь и в прыжке, между развевающимися канатами и полотнами, поцеловав партнера (обязательно своего пола) в гланды, выкрикнуть заветное словоизвержение.
Двадцать пять лет назад на сцене театра "Сатирикон" это выглядело оригинально.
Сейчас - вульгарно и скучно. Ну разбежались. Ну подпрыгнули. Ну поцеловались. И что?
Вторую половину спектакля спасла Джульетта. Она была хороша. Неведров был, что называется, в образе.
Роман Григорьевич сильно похудел, и это ему идет - на поклоне он выглядел неплохо.

0