Театральная афиша Москвы

Спектакль R&J. Ромео и Джульетта

7.6

Идеальные юноши играют идеальную любовь

Спектакль Романа Виктюка о гипнотической силе шекспировского письма: на корабле четверым молодым матросам подворачивается под руку томик «Ромео и Джульетты», и стоит одному затянуть монолог Меркуцио про королеву Маб, остальные оказываются в плену сновидческой реальности; они терзают страницы, читают скороговоркой сцену за сценой, примериваются к ролям, и в конце концов двое самых непосредственных — темнокожий и белокурый — присваивают себе роли Ромео и Джульетты. Режиссер выжигает из истории влюбленных все конкретное, включая саму влюбленность (сцена брачной ночи пошла под нож), так что к финалу любовь в весьма брутальном спектакле приобретает свойство кристально чистой абстракции.

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349
5

Морской конек

Роман Виктюк открывает шекспировский цикл постановкой «Ромео и Джульетты». Хотя, строго говоря, «R&J» — не постановка Шекспира (пусть актеры и играют главные сцены в авторской последовательности). Правильней будет сказать, что это представление о гипнотической силе шекспировского текста. Художник Владимир Боер с помощью гигантских парусов (гамаков), канатов, веревочных лестниц, матов, школьных парт создал два образа разом — корабля и школьного спортивного зала. На сцене четверо парней, студенты некой морской школы, которые тренируют на этих снарядах свои и без того тренированные тела. То и дело им под руку подворачиваются томики «Ромео и Джульетты», только парни предпочитают использовать их как метательные диски. Но стоит одному из них затянуть монолог Меркуцио про королеву Меб, и зачарованные парни застывают. Они снова берутся за книжки, на этот раз — чтобы нащупать в них следы той сновидческой реальности, которой искушал их Меркуцио. Они терзают страницы, читают скороговоркой сцену за сценой, примериваются к ролям, пока двое самых непосредственных из них — темнокожий и белокурый — не присваивают роли Ромео и Джульетты и не попадают под гипноз шекспировских диалогов. Ключевой становится сцена на балконе: Ромео и Джульетта отказываются от имен, дома, происхождения, предписывающих им держаться подальше друг от друга; студенты произносят их клятвы как молитвы, мантры, заговоры, освобождающие их самих от имен, пола, происхождения, обстоятельств места и времени. Спектакль и начинается-то покаянной молитвой, и время от времени юноши повторяют ее, словно рифму к шекспировскому тексту. Сцены следуют одна за другой, режиссер накаляет атмосферу, доводит до белого каления, выжигает из ­ис­тории двух влюбленных все конкретное, включая саму влюбленность (сцена брачной ночи и вовсе похерена), — словом, любовь к финалу приобретает свойство кристально чистой ­абстракции.

Остается только поаплодировать режиссеру: в программке он иронично называет свою адаптацию «гормональной комедией», рядом пишет, сплошь заглавными буквами, про космос, свет и смерть, но в спектакле находит баланс между пафосом заявлений и брутальностью рабочего материала. Только чтобы оценить это, зрителю понадобится проявить и терпение (спектакль идет два с половиной часа без антракта), и терпимость. Ведь если описывать происходящее буквально, придется ­го­ворить про четверых парней, которые, помолившись, сбрасывают портки, остаются в полосатых обтягивающих трусах и демонстрируют свои недюжинные достоинства в хореографии Михаила Вишневского, мало отличающейся от стрип-данса, и между делом надсадно, на одной ноте, читают шекспировские реплики. Поначалу вообще ловишь себя на том, что тебя перепутали с героем «Смерти в Венеции»: помните, в полосе прибоя ловят друг друга мальчики в полосатых трусах, а пожилой господин улыбается им из шезлонга, и смертный пот смывает краску с его нафабренных бачков. Право, нужно очень ­любить мальчиков, чтобы наблюдать за телодвижениями два с половиной часа в душном зале. И нужно очень любить театр, чтобы в мужской гимнастике увидеть историю бесконечно чистой страсти.

Отзывы пользователей о спектакле «R&J. Ромео и Джульетта»

Фото Iris
отзывы:
64
оценок:
69
рейтинг:
95
9

Речь о сновиденьях.
Они плоды бездельницы-мечты
И спящего досужего сознанья.
Их вещество - как воздух, а скачки
Как взрывы ветра, рыщущего слепо
То к северу, то с севера на юг
В приливе ласки и порыве гнева.

(Шекспир «Ромео и Джульетта»)

Три вечера в Петербурге звучали таинственные, полные грез и безжалостных фантазий представления Романа Виктюка. Оглядываясь назад и разбирая по полкам свои беспорядочные, перескакивающие с места на места впечатления, я до сих пор не выбрала долгожданного фаворита. Кто из троих?!? Девственница - «R & J. Ромео и Джульетта», сладострастная и благоухающая восточными пряностями «Саломея», или изысканные и страстные «Служанки»? Впрочем, зачем нарушать выстроенный и продуманный порядок спектаклей, а не последовать за ними. Поэтому, как советует перед спектаклем магистр, философ и странник-звездочет - Роман Виктюк, на время «…выключим свои взрослые игрушки…» и погрузимся в мир, созданный сплетеньем прошлого и настоящего.

Вечер первый: «R & J.»

Согласно предисловия к спектаклю, в XVII веке на одном из кораблей силами капитана и его матросов, была поставлена трагедия Шекспира «Гамлет». В отличие от выбора прошлого, Роман Виктюк оказался изысканным и щедрым романтиком. Он выбрал Любовь двух знаменитых героев из Вероны. Чистую, наивную, девственную Любовь, перед которой меркнут все изыски и соблазны. Разве любовь это грех? Почему же так часто встречается в спектакле слов “Sins” – «Грехи»? Почему к концу действия невидимый, но такой чувственный голос Иннокентия Смоктуновского будет рассказывать знаменитую библейскую легенду о райском саде и первых влюбленных: Адаме и Еве? Роман Виктюк медленно и верно ведет к разгадке, используя стихи Шекспира как путеводный компас.
Окутанная в паруса сцена, висящие тут и там канаты, разбросанные синие спортивные матрасы с библейскими цитатами на английском языке, та немногочисленная, но вполне достаточная новая сценическая аранжировка спектакля. Возникающая и пропадающая музыка Прокофьева, известные джазовые вариации, африканские напевы и самурайские движения, добавляют спектаклю глубину и силу звучания человеческих чувств и эмоций. Четверо юношей (ученики британской Королевской морской школы), представляют знаменитый сюжет. Природа одарила всех четверых наивной юностью и безгрешной красотой. Точно так же, как одаривает веронских влюбленных Шекспир в своей трагедии. Молодые герои начинают свою невинную, слегка похожую на фарс игру в Ромео и Джульетту. Им в помощь даются книги с пьесой Шекспира, которые они то выбрасывают, то бросают друг другу, то дерзко вырывают страницы. Скинув матросские одеяния, новоявленные актеры играют полуобнаженными. Поначалу они растягивают до неимоверных слогов стихи, вытягивая из конструкции слова все возможные звуки, при этом проделывая кульбиты и акробатические упражнения на парусах. Они дурачатся и резвятся, монотонно читая текст, как школьники и, кажется, что они совершенно не вникают в смысл фраз и посыл автора. Не обольщайтесь, дорогие зрители, это только кажущаяся легкомысленность. Если поддадитесь ее влиянию и расслабитесь, не выдержите главный удар, который приготовил вам Роман Виктюк.
Из всех сцен и действий режиссер сделал акцент именно на те, где присутствуют Ромео и Джульетта, их чувства и божественные признания в любви. В спектакле почти нет разборок двух враждующих кланов Монтеки и Капулетти. Как ни странно, в спектакле нет ненависти, из-за которой и погибают наши герои, но есть беспощадный рок, которых их преследует и расплата за любовь. А юные актеры, которые поначалу забавлялись новой игрой, постепенно входят во вкус. Их голоса окрепнут, чувства оформятся, и вот вместо четырех юношей на сцене - Ромео, Джульетта, Меркуцио, кормилица, и отец Лоренцо. За кулисами наблюдают незримый автор и режиссер, сумевший вдохнуть новую жизнь в избитый и привычный сюжет.
Безумная тишина, пугающая и убивающая своей безысходностью, царила в зале в минуты гибели юноши и девушки. Последние признания от шепота сквозь слезы до животного хрипа до сих пор звучат в моих ушах.

Любовь как божий дар и божий грех. Расплата неминуема. Цена любви – человеческая жизнь. Как непонятны нам такие ценности сейчас…
Наверное, мы разучились любить? Но Роман Виктюк показывает нам «искушенным» зрителям, что мы еще не разучились чувствовать…

P.S. впереди меня ждали «Саломея» и «Служанки»

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
9

В своей книге Бартошевич однажды рассказал историю о том, как на британских торговых судах, чтобы занять изнывавших от скуки во время штиля матросов, капитан Киллинг решил поставить «Гамлета». Виктюк вдохновился идеей – насколько мы помним, в шекспировском театре вообще актрисы появились не сразу и не в достаточном количестве, поэтому женские роли зачастую писались под актёров-мужчин и исполнялись ими, – и решил представить, как вышедшие в своё первое плавание выпускники Королевской морской школы сыграют «Ромео и Джульетту». Эксперимент оказался удачным – юные моряки сыграли всерьёз, с неожиданно зрелым мастерством и одновременно с присущими молодости страстностью, искренностью и чуткостью. С первого взгляда на них чувствуешь тёплое приятие: славные, смешные мальчики, охотно подхватившие новое развлечение, читают с книжек текст, толкаются, складывают бумажные самолётики, стесняются себя и друг друга, иногда отмаливают несуществующие грехи. Но чем дальше заходит действие, перепрыгивающее с одного ключевого момента на другой, тем больше стирается грань между актёрами, теми непрофессионалами в полосатых трусах, и персонажами, говорящими через их интонации, их жесты, пластику и мимику. Тем острее, рельефнее нарастает напряжение, быстрее и неумолимее раскручивается роковая воронка, уже готовая – мы-то знаем это, знаем и не в силах предотвратить – поглотить этих трогательных, наивных и невинных детей. И пусть перед нами – не подростки из Вероны, Монтекки и Капулетти, а двое ловких парней, смуглый и бледнокожий: вечные истории, существовавшие и до Шекспира, и после него, не делают привязок ни к полу, ни к возрасту, ни к эпохе, ни к месту действия. На палубе неизвестного корабля, среди канатов, матов, сетей, парусов, школьных парт, под плеск волн, пароходные гудки, оглушительные звонки и разнообразнейшую музыку – любят так же, страдают так же и умирают так же, как под солнечным итальянским небом. А может, даже сильнее – в сравнении с постановками других театров, при всём моём уважении к некоторым из них: меньше лирики – больше влечения, подлинно физического, сексуального, сдерживаемого с видимым усилием, меньше романтической грусти – больше боли, всепоглощающей, пережигающей нервы, убивающей также в самом буквальном и физическом смысле этого слова. Так – правдоподобней, так – ярче, так – безоговорочно веришь и этой любви, развивающейся не сразу и не вдруг, а разгорающейся с каждым мгновением всё ярче из искры, заронённой гением Шекспира в отзывчивые сердца, и этому страданию, которое окрепшая любовь способна преодолеть. Лишь одно мешает мне выставить данному спектаклю шесть баллов, положенные шедеврам: если на Юго-западе был изумительный «кордебалет» в лице Меркуцио, Тибальта, Лоренцо, то Виктюк, создавший великолепных главных героев (как назвать их? Ромео и Джулиан?), лишил их какого бы то ни было второстепенного плана, который создавал бы эмоционально-психологический фон. То есть ещё два моряка, читающие все остальные роли, существуют исключительно «для красоты», паузы, заполненные ими, скучноваты, не притягивают такого повышенного внимания, как сцены, разыгранные непосредственно между нашими влюблёнными. Впрочем, надо отдать должное Роману Григорьевичу: вкус на красоту мужского тела у него, как всегда, отменный, он любуется сам и щедро позволяет полюбоваться другим. За эстетическим оргазмом (хотя «Саломея» искрит чувственностью больше), безупречно оформленным и осмысленным, рекомендую обращаться именно к нему.

19.04.2010
Комментировать рецензию

Фото Ulrih
отзывы:
275
оценок:
348
рейтинг:
416
5

Очень стыдно. Плохой театр. Мертвый театр. Жалко растраченной энергии актеров. Жалко неуместного режиссера, тем более, что он уважаемый человек. Всех пережил...
Но все это уже никому не нужно. Мусор.

Фото Denis B.
отзывы:
4
оценок:
360
рейтинг:
7
3

Если Вы - мужчина средних лет и Вас, по странному стечению обстоятельств ;), не привлекают "обнаженные мужские тела" - очень велика вероятность что Вы заскучаете. Минуте примерно на 6-7 с начала спектакля... и до момента его окончания.

Фото катерина
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
0
9

Прекрасный, удивительный, талантливый спектакль с гениальной игрой актеров, совершенно невероятными акробатическими этюдами и потрясающим музыкальным сопровождением. Новое неожиданное прочтение гениального произведения. Юношеский задор, бесшабашность, юмор и любовь! БРАВО, ВИКТЮК! БРАВО, АКТЕРЫ! ВСЕМ СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить