Балет |
Это неоднозначное событие, признаем сразу. Потому что если балет покидает стены своего дома (Мариинского, Большого — всякого), то это верный симптом халтуры. Все-таки туристический сезон, знаете ли. Для тех, кто от балета традиционно многого хочет: в этом концерте заняты две действительно отличные дамы — Юлия Махалина и Виктория Терешкина. Махалина когда-то была примой Мариинки — и последний год в таковом качестве даже по праву. Но сейчас у балерины со сценой какой-то достоевский роман — из тех, что более разумные люди прекращают, хлопнув дверью. Махалина похожа на последнего игрока за столом: время к утру, а он все бросает кости, все делает ставки — верит, что однажды выиграет. И возможно, не без основания. Она довольно рискованно пробует себя в постановках молодых русских хореографов. А в кастовом балетном сообществе это чрезвычайная редкость: классические примы, даже бывшие, живут с мыслью, что достойны не меньше чем Бежара (в крайнем случае — Ратманского). В итоге современную хореографию танцуют родственники самих же авторов, критики ноют, что в жанре кризис, а балерины жалуются на простой (Бежар-то давно умер, вот незадача!). Юлия Махалина в этой ситуации напоминает одинокого старателя в поисках золотой крупинки. Поэтому если она и на сей раз не сдастся ради заветренного «Умирающего лебедя» (излюбленный выбор балерин в возрасте, когда нужно по-быстрому срубить себе на булавки), то явно нашла нечто любопытное.
Виктория Терешкина из другого балетного поколения: ее прямые предшественницы, Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, когда-то и заставили Махалину свернуть карьеру в Мариинке раньше времени. Притом Терешкина ничем не грозит ни Лопаткиной, ни тем более Вишневой. У нее нет — пока нет — ни сложносочиненной личности первой, ни темпераментного артистизма второй. Но в своем посеве она, безусловно, номер один. Терешкина в совершенстве одарена чувством органики танца. Это ловкое худощавое тело, кажется, превращает любой набор па в мелодию — расставляя акценты, роняя паузы, но ни на миг не упуская из виду архитектуру целого. Особенно это заметно в заезженных виртуозных классических номерах — у Терешкиной они выглядят изумительно свежо. А уж в том, что именно они составят тут основную программу, сомневаться не приходится. Поэтому для всех, кто не ждет от балета ничего, кроме культурного туризма (то есть приятно окрашенных полутора-двух часов под хрустальной люстрой и с непременными фуэте), концерт в Капелле — вполне разумный выбор.