Театральная афиша Москвы

Спектакль Даг Варон и танцовщики

Постановка Антреприза
оценить
Театр: Даг Варон и танцовщики

Американский балетный экспрессионизм в высочайшем проявлении.

Создатели
Режиссёр:

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
277
оценок:
137
рейтинг:
267

Я Варона

Как и почти десять лет назад, американцы Doug Varone and Dancers объявляются в Москве без особого предварительного шума. Забавно, но в 2000 году, когда они приехали впервые, даже страстные балетофилы, кажется, потащились на спектакль скорее на автопилоте: ни один поисковик не мог дать ничего, кроме суммы биографических данных. Но и они звучали впечатляюще. Даг Варон преподавал, читал лекции, ставил модные дефиле и мюзиклы, умудряясь при этом быть танцовщиком Хосе Лимона, гениального хореографа ХХ века: в отличие от других несомненных гениев танцевальной композиции Хосе Лимон труден и насущен, как черный хлеб. То есть не то чтобы Даг Варон окончательно продался мамоне, но и от жизни оторвался не вполне. Или скажем так: это определенно не типичные «профессорские танцы» с большим количеством молодых ягодиц и заливающей глаза скукой. Притом что Даг Варон действительно профессор (кстати, в этот раз он даст еще и мастер-класс) и даже когда сочиняет что-то комедийное, то шутит больше по поводу чужих текстов, а не людей и положений.

Что хорошо в его композициях — они, как правило, короткие. Это искренняя похвала, честное слово. Потому что американский балетный «абстрактный экспрессионизм» (из которого Даг Варон родом и которому обязан фантастическим чувством динамики и ансамбля) фатально страдал недержанием. Шорохи, всполохи, шепоты и крики — это все, конечно, хорошо, но не час же! А иногда бывало и дольше.

Что в них плохо: да то же самое. Краткость. Это не всегда сестра таланта. Потому что у Хосе Лимона, гения трагедийной жестикуляции, Даг Варон научился рассказывать истории людей только руками и ногами. Но по окончании невольно поднимаешь бровь: «И?» Двое мужчин комедийной наружности с пронзительным юмором и грубоватой нежностью ощупывают друг друга с помощью мельчайших па — и? Несколько ­чело­веческих наночастиц образуют пульсирующую и виртуозно гармоничную форму жизни — и? Не то чтобы это их портит. Но Хосе Лимон не боялся замахиваться даже на Уильяма Шекспира, и от его «Паваны мавра» (где павана — это танец, а мавр — это Отелло) мороз по коже. Причем за время действия четыре персонажа не успевают даже толком расцепить рук.

В Москву «Даг Варон и танцовщики» привозят несколько старых композиций и несколько новинок. Однако ясно, что эти детали не так уж и важны. В лучших традициях американского экспрессионизма балеты Варона могли бы иметь не названия, а лишь порядковые номера: «Композиция номер такой-то». Или как у картин Марка Ротко: «Фиолетовый и желтый на розовом». Между прочим, «Номер 15» Ротко был про­дан за $50,4 млн, а «Белый центр» установил абсолютный для современного искусства рекорд в $72,8 млн. Это я к тому, что в эти две недели Даг Варон — тот человек, которого надо посмотреть во что бы то ни стало.

0
0
...
15 апреля 2009
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Главная фотография: Афиша